Сплошная седмица перед православным постом и ее правила. Седмица: что это такое

Принятому в современном обществе именованию семидневки как недели соответствует церковное понятие седмицы. Сплошные седмицы – определенные дни, когда Церковь Христова торжествует в честь праздника или же разрешает человеку отменить пост в среду и пятницу в качестве подготовки к многодневному периоду воздержания.


Среди Сплошных седмиц имеются переходящие и непереходящие недели.

Непереходящая Сплошная седмица

Один из главных праздников христианской веры – Рождество Христово. Этот событие, отмечаемое 7-го января, продолжается периодом святок, во время которых отменяется пост в среду и пятницу. Календарно этот период представляет собой промежуток времени с 7-го до 17-го января включительно.

Переходящие Сплошные седмицы

Все переходящие Сплошные недели зависят от датировки Пасхи (дату Пасхи можно посмотреть в Пасхалии).


После недели о мытаре и фарисее (4-е воскресенье перед началом Великого поста) следует сплошная седмица. В 2016 году она приходится на 22-е – 28-е февраля.


Сплошной седмицей является Сырная неделя (Масленица). Это последняя неделя перед вступлением в Великий пост. Устав разрешает любую пищу, кроме мяса. В 2016 году Масленица приходится на 7-е – 13-е марта.


Самой торжественной Сплошной седмицей является Светлая неделя – время, когда Церковь торжествует в честь воскресшего Господа Иисуса Христа. Эта седмица следует сразу за праздником Пасхи. Для 2016 года время этой пасхальной недели определено под следующими числами: со 2-го по 8-е мая.


Праздник Святой Троицы подразумевает наличие в календаре Троицкой сплошной седмицы, во время которой так же отменяется пост в среду и пятницу. Праздник Пятидесятницы отмечается на пятидесятый день после Пасхи, поэтому Троицкая седмица начинается в понедельник после Троицкого дня. В 2016 году эта неделя приходится на время с 20-го по 26-е июня.

Новоначальные, которые недавно начали посещать храм и соблюдать посты, не всегда знают, что такое сплошная седмица в православном календаре. Для таких людей эта информация может оказаться довольно приятным сюрпризом. Оказывается, год православного человека состоит не из одних постов. Но обо всем по порядку.

Посты

Чтобы лучше понять, что такое сплошная седмица, важно разобраться, как устроен православный календарь. Всего многодневных постов в православии 4: Рождественский, Петровский, Успенский и Великий православный пост. Рождественский пост всегда длится с 28 ноября по 6 января. Великий пост всегда имеет продолжительность в 48 дней, но границы его сдвигаются в зависимости от дня празднования Пасхи.

Постятся православные также в среду и пятницу каждую неделю. Перед причастием также рекомендуется соблюдать 3 дня поста. Но из правил существуют и исключения. Например, послабления в постах для болящих, беременных и кормящих матерей, путешествующих.

Сплошные седмицы

Одно из этих исключений - это как раз сплошные седмицы. Что такое сплошная седмица? Это неделя, на которой не соблюдается обычный для христиан пост в среду и пятницу. Если человек собирается причаститься на сплошной седмице, ему разрешается не поститься перед причастием. В календарях сплошные седмицы либо обозначаются особым цветом, либо выделяются тем, что во все дни нет символов, обозначающих пост, и ячейки с датами обычно остаются белыми. Такие недели знаменуют собой великие праздники или подготавливают к длительным постам.

В году таких седмиц целых пять. Когда ожидают православных Сплошные седмицы в 2018 году?

Святки

Длится этот период каждый год с 7 января по 18 января, то есть с Рождества Христова вплоть до кануна дня Крещения Господня. Называть его сплошной седмицей не совсем верно - ведь святки тянутся целых 11 дней! Святки - слово, говорящее нам о русских традициях. Эти дни всего было принято проводить весело, ходить друг к другу в гости. В этот зимний период люди катались на санках, играли в снежки. Не проводилось никаких работ, кроме самых повседневных и необходимых, и молодежь могла праздновать. Так что можно даже считать традиционные святки аналогом современных зимних каникул. Распространены были колядования - когда дети, а иногда и молодежь ходили по домам и исполняли церковные песнопения. На святки было принято гадать. Этот период связывался с мистикой и, как ни странно, темными силами. Видимо, влияло поверье о том, что с Рождества до Крещения - это время «без креста», когда Младенец еще не крещен, несмотря на то, что Спаситель принял крещение уже взрослым, в 30 лет. А вот Церковь гадания и увлечение мистикой не одобряла. Что такое сплошная седмица? Это ведь совсем не языческий обычай, а постановление Церкви, поэтому и проводить ее стоит в рамках православных традиций.

Неделя мытаря и фарисея

Называется она так, потому что в храмах читаются триоди «о мытаре и фарисее». Это подготовительная неделя перед Великим постом, и она настраивает верующих на то, чтобы заглянуть в себя и оценить, не слишком ли мы превозносим свои достижения перед Богом, не сравниваем ли себя с другими, открыто ли наше сердце, полны ли мы покаяния. В притче о мытаре и фарисее рассказывается о двух людях, пришедших в Храм. Один из них был праведным фарисеем, соблюдавшим все обряды, другой - мытарем, то есть сборщиком налогов, которые часто были корыстными и нечестными людьми. И фарисей перечислял все свои добродетели и, наконец, поблагодарил Бога за то, что не такой, как этот мытарь. Тем временем мытарь не смел поднять глаза и только повторял «Боже, милостив буди мне грешному». Эта притча подчеркивает важность искреннего покаяния и смирения и учит не превозноситься над другими людьми. В наступившем году неделя мытаря и фарисея продолжится с 29 января по 4 февраля.

Масленица

Масленица, иначе говоря, Сырная неделя, в этом году выпадает с 12 по 18 февраля. Несмотря на позволение ежедневно употреблять молочные продукты и яйца, мясо в эту неделю запрещено. Иначе она называется Мясопустной. Масленица предшествует началу Великого Поста. Масленица, так же как и Святки, богата традициями.

Традиционные зимние забавы сочетались со специфическими масленичными. Например, устраивались кулачные бои, каждый желающий мог попытаться залезть на столб с призом. Люди веселились, ходили друг к другу в гости, пекли и ели блины. Каждый из дней этой недели имеет свое название. Понедельник - «Встреча Масленицы», вторник - «Заигрыш», среда - «Лакомка», четверг - «Разгуляй», пятница - «Тещины вечерки», суббота - «Золовкины посиделки». Это определяло, как проводились дни и к кому из родственников было принято ходить в гости. В воскресенье же, называемое «Прощеным», было принято просить друг у друга прощения перед началом поста. Также в этот день происходило сожжение соломенного чучела, которое символизировало зиму. Это красочное мероприятие с хороводами, песнями, плясками.

Пасхальная неделя

В 2018 году Пасха наступит 8 апреля, а следующая за ней Светлая Седмица, или Пасхальная неделя, продлится с 9 по 15 апреля. Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, поэтому приходится каждый год на разные даты. Ее празднование определяет и даты предшествующего ей Великого Поста и двух описанных выше сплошных седмиц. Что такое Пасха для православных? Праздник Праздников! Трудно представить, какую радость и какую глубину содержит в себе весть о Воскресении. Христос-победитель как бы показывает нам, что смерти больше не существует. Все, кто потерял своих близких, верят в их воскресение в далеком будущем, все, кому самому скоро предстоит покинуть этот мир, смотрят вперед смелее. Совершилось искупление человеческих грехов. Позади все тяжелое и мучительное - и страдания Христа, и строгие ограничения, которые пронесли православные через весь пост, помня о Его жертве. Поэтому Пасхальная неделя всегда светлая и радостная. В храмах каждый день совершается Крестный ход, весело звонят колокола. Несколько дней люди на завтрак едят освященную еще в Страстную Субботу пищу - куличи, яйца. Принято проводить эти дни в радостном, приподнятом настроении и делать добрые дела.

Троицкая неделя

с 28 мая по 3 июня. Чем-то эта неделя издавна напоминала Святки - на ней сохранилось множество языческих обрядов, связанных с гаданиями, русалками, потусторонним миром. Дело в том, что она вобрала в себя много языческих традиций, которые связаны с таким праздником, как Семик. С приходом православия этот праздник стал зависеть от Троицы, которая наступает на 50-й день после Пасхи (другое ее название - Пятидесятница), но содержание его осталось языческим. Символом этой недели является березка. Эту сплошную седмицу даже называют «зеленой неделей», потому что не только храмы, но и дома стоят украшенные березовыми ветками и травой, а девушки надевают венки. День, следующий за Троицей, называется Духов день и посвящен Святому Духу. После этой седмицы начинается Петров пост.

Мы разобрались, что означает сплошная седмица. Это неделя, полностью лишенная постных дней. Итак, теперь стало совсем ясно, что это такое. Дни сплошных седмиц позволяют набраться сил перед трудным и долгим постом или восстановить их после него, они вносят в жизнь не только разнообразное питание, но и веселую атмосферу празднества.

Духовное развитие

Сплошная седмица - что это такое? Место сплошных седмиц в церковном календаре

3 марта 2015

Православная традиция во многом сложилась благодаря монашескому движению первых веков христианства. Поэтому, в частности, число постов в православном календаре по самым скромным подсчетам приближается к ста двадцати дням, то есть к трети года. В дополнение к этому многие священнослужители, не удовлетворенные мягкостью общецерковных канонических правил, регламентирующих аскетическую практику верующих, вводят дополнительные дни поста, особенно перед (а иногда и после!) причащения, налагая тем самым на людей «бремена неудобоносимые», против которых выступал еще сам Иисус - опальный иудейский проповедник и основатель христианской церкви. Жива еще, однако, и другая, более светлая традиция, исходящая из глубины веков, когда христиане умели не столько скорбеть и каяться, сколько любить и радоваться жизни, друг другу и Божьему присутствию среди них. Частным выражением такого умонастроения первых последователей Иисуса в аскетической традиции является сплошная седмица. Что это такое, поможет разобраться более глубокое определение поста. Итак, пост в православии - это время, предназначенное для самоанализа, глубокой молитвы и религиозных подвигов, вроде чтения священных писаний, раздачи милостыни и тому подобного. Гастрономическим фоном этой практики служит телесное воздержание от некоторых видов пищи. При наиболее строгом посте отказу подлежат все продукты животного происхождения (мясо, рыба, птица, яйца, молоко), а также растительное масло.

Всего в православии существует четыре многодневных поста: Рождественский, Петровский, Успенский и Великий православный пост. В дополнение к ним существует масса однодневных периодов воздержания. Большую часть среди последних занимают среды и пятницы, по умолчанию являющиеся постными днями практически каждую неделю (седмицу - по старой церковнославянской терминологии) в году. Есть, однако, и исключения. В некоторые недели пост со среды и пятницы снимается ввиду тех или иных обстоятельств. Их-то мы и знаем как дни сплошных седмиц. Что это значит в практическом смысле? Во-первых, в это время разрешается употреблять так называемую скоромную пищу: мясо, молоко и все прочее, что обычно считается непостным. Во-вторых, что особенно важно, в эти недели можно причащаться без предварительного поста, по крайней мере, так полагается по фиксированной письменной норме богослужебного устава.

Сплошных седмиц в году всего пять:

    Святочная неделя или святки.

    Седмица мытаря и фарисея.

    Сырная неделя, она же Масленица.

    Пасхальная, больше известная как Светлая седмица.

    Троицкая неделя.

Каждая из них либо предшествует многодневному посту, либо, наоборот, знаменует собой период отдыха и расслабления после оного.

Святочная седмица

Святки, строго говоря, - это не неделя, это одиннадцать дней между Рождеством Христовым и Крещением. Они всегда приходятся на одни и те же числа - с 7 по 18 января по новому стилю или с 25 декабря по 5 января - по старому. Таким образом, святочные дни следуют сразу за Рождественским постом вплоть до крещенского сочельника.

Неделя Мытаря и фарисея

Перед Великим постом следуют несколько так называемых подготовительных седмиц. Из них сплошной является Неделя мытаря и фарисея. Поскольку даты Пасхи и предшествующего ей периода говения каждый год выпадают на разные числа, то и подготовительные седмицы не привязаны к определенным дням. Конкретно Неделе мытаря и фарисея отводится время за две седмицы до Великого поста.

Видео по теме

Масленица

Знаменитая Масленица - это пережиток языческого праздника встречи весны. Сегодня она фактически слилась с сырной неделей. Так (или иначе - мясопустной) называется еще одна подготовительная сплошная седмица. Что это за время? В общем-то, это последние семь дней перед сорокавосьмидневным периодом говения, предваряющим Пасху.

Отличительной чертой Масленицы от других сплошных седмиц является то, что в нее уже запрещено вкушать мясные продукты, однако разрешается есть рыбу и молочное.

Светлая седмица

Первая неделя после Пасхи также является сплошной, ввиду особой значимости праздника. Вообще-то, Воскресение Христово официально празднуется сорок дней, поэтому неудивительно, сколь особым масштабом торжественности и веселья отличается эта сплошная седмица. Что это значит? То, что в Светлую неделю категорически запрещены любой пост, аскеза и даже коленопреклоненные молитвы.

Троицкая неделя

После дня Святой Троицы следует последняя в церковном календаре сплошная седмица. Что это за праздник? Иначе он называется Пятидесятницей и отмечается на пятидесятый день после Пасхи. Корни его уходят в иудейскую эортологию, а сугубо христианский смысл основывается на рассказе из Нового Завета о том, как Святой Дух в образе языков пламени сошел на апостолов, даровав им знание иных языков и прочие сверхъестественные дары. Событие это считается днем рожденья Церкви, поэтому в честь дня Святой Троицы следующая за ним неделя лишена постных дней. Зато после ее окончания начинается продолжительный Петровский пост, а потому эта седмица является также подготовительной к периоду воздержания, который заканчивается каждый год в один и тот же день - 12 июля, в день памяти апостолов Петра и Павла.

Седмица (буквально «семерка», от слав. седмь; греч. έβδομάς, от έπτά – «семь») – церковнославянское название недели, семидневного календарного цикла.

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В сплошные седмицы отсутствуют посты по средам и пятницам.

Сплошные седмицы в 2019 году

Сплошных седмиц пять:
1. Святки – с Рождества до Крещения, с 7 до 18 января.
2. Мытаря и фарисея – за две недели до Великого Поста – 17 — 23 февраля.
3. Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса) – 4 — 10 марта.
4. Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи – 28 апреля — 4 мая.
5. Троицкая – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом) – 16 — 22 июня.

Можно ли причащаться на сплошной седмице?

Подходит к концу сплошная седмица - одна из подготовительных недель перед Великим постом. В связи с этим у многих прихожан возникает вопрос: а как причащаться в ближайшие субботу и воскресенье, ведь обычная подготовка к принятию Святых Христовых Таин включает в себя, в том числе, телесный пост? Следует ли дерзать приступить к Чаше, не постившись, или наоборот, нужно поститься обычным порядком и при этом игнорировать установления церковного устава, предполагающего в сплошную седмицу отсутствие поста даже в среду и пятницу? А может, вообще в этот период не следует приступать к причастию?

За разъяснением этого сложного для многих момента обратимся к нескольким уважаемым и авторитетным священнослужителям. Их попросили ответить на два вопроса: можно ли причащаться на сплошной седмице и в следующее за ней воскресенье? если да, то как следует готовиться к причастию в эти дни?

Наместник Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов):

– В понимании этого вопроса нам нужно разделять обилие пастырских практик и частных мнений, которые могут быть, и требования устава. Есть граница для частных богословских мнений и пастырских практик, и в данном случае состоит она в том, что Литургия в этот день совершается, а это значит, что Церковь благословляет причащение верующих.

Мне довелось в жизни встречаться со священниками, которые убеждены в том, что в сплошные седмицы нельзя причащать, и категорически отказывают в этом верующим. Приходилось видеть, насколько это зачастую было болезненно для людей.

И понятно, почему, ведь те могут находиться в разных духовных и душевных состояниях. Например, бывает период какой-то особой скорби у человека, когда он естественным образом постится, поэтому греха не будет, если в сплошную седмицу он по состоянию души и тела не будет вкушать скоромного, а по расположению души будет устремлен к причастию, будет искать у Христа помощи в своих сложных обстоятельствах. Поэтому причащаться можно, нужно и необходимо в таких случаях, и Церковь как любящая Мать ни в коем случае не отвергает своих чад от этого укрепления – самого большого, которое она может дать – через причастие Святых Тела и Крови Христовых.

Мудрый устав церковный знает сплошные седмицы. В то же время это не значит, что к причастию в данный период можно не готовиться постом, молитвой. В сплошные седмицы, как и всегда, необходима подготовка к причастию, а вот конкретные вопросы уже нужно оставлять на усмотрение пастыря и его духовного чада: например, именины могут случиться в этот период - как верующему попоститься, чтобы достойно принять причастие? При рассмотрении таких вопросов есть множество индивидуальных, частных обстоятельств, которые нужно принимать во внимание.

Ну, а в целом, если есть послабление поста и, в частности, полная его отмена в среду и пятницу на сплошной седмице, то думается, что можно определенное послабление в этой части приготовления и предусмотреть. Это дело индивидуального духовного суждения пастыря и пасомого.

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, настоятель московского храма Воскресения Словущего на Успенском вражке протоиерей Николай Балашов:

– Причащаться, конечно, можно. В те дни, когда нельзя причащаться, и Литургия не служится, например, в Великую пятницу на Страстной седмице.

Подготовка к причастию на сплошной седмице зависит от человека и от того, как часто он причащается. Думаю, что тем, кто причащается часто, - скажем, каждую неделю - достаточно соблюдать установленные посты. Этому правилу в основном и следует духовенство. А как налагать на других бремена, которых сам не несешь? Думаю, это дурно и неправильно. А вот тем, кто причащается совсем редко, – скажем, раз в году или и того реже – и по какой-то причине нуждается в Таинстве именно в эти дни, я бы, пожалуй, посоветовал попоститься хотя бы несколько дней, хоть седмица и сплошная.

Главная же подготовка, конечно, не в диете, а в испытании совести, в жажде иной жизни: «Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:28).

Первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель Патриаршего подворья – храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов:

– Нет Божественной литургии, за которой верующим нельзя было бы причащаться Святых Христовых Таин. И в этом смысле никакая сплошная седмица не является периодом, когда православный человек не должен причащаться, если имеет к тому побуждение и желание.

Что касается вопроса о том, следует ли держать пост перед причастием в сплошную седмицу, то, руководствуясь духом и буквой Типикона, следует отметить, что устанавливать для себя пост в то время, когда Церковь его отменяет, значит, как минимум, самочинствовать и налагать бремена, которых налагать не нужно.

С точки зрения внешней подготовки к причащению все просто: в сплошную седмицу кушайте то, что разрешается, - то есть скоромное, но не устраивайте себе пир «от пуза» накануне причащения. Ведь понятно, что и в постный день можно съесть три килограмма жареной картошки вплоть до того, чтоб потом страдать от несварения желудка, это тоже не будет должным способом приготовления к принятию Святых Христовых Таин. Тем более следует воздержаться от неадекватного употребления алкоголя.

Какие препятствия могут возникнуть у желающего причаститься в сплошную седмицу? С моей точки зрения, препятствие может быть только одно: недопустимо приступать к Святым Тайнам тому, кто сознательно и лукаво откладывает причастие на сплошную неделю, чтобы не готовиться к нему. Предположим, причащается человек три или четыре раза в год, и вместо того, чтоб дождаться Великого поста, поговеть, собраться, он говорит: «Причащусь-ка я на сплошной седмице после Недели мытаря и фарисея, на Масленице и в Светлую неделю – так можно будет не поститься перед принятием Святых Таин». Понятно, что если идеей причастия в этот период является не устремление ко Христу, а бегство от поста, то человек, который руководствуется такими мыслями, поступает лукаво, ему можно посоветовать ради пользы его же духовного и телесного здоровья подумать о себе и пока не причащаться.

Заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря Москвы игумен Исидор (Тупикин):

– Причащаться на сплошной седмице не только можно, но и нужно. Совершение священником Божественной литургии предполагает причащение присутствующих на ней.

Как быть с постом перед причастием? Если речь идет о так называемых «практикующих» верующих (часто причащающихся, понимающих смысл поста), то по индивидуальному благословению духовника возможно причащение без многодневного поста – достаточно будет только лишь накануне воздержаться от скоромной пищи и иных удовольствий.

Участие в Таинстве исповеди перед причащением, сердечное покаяние и осознание своего недостоинства перед Богом открывают нам возможность причащения не только в седмицу Недели мытаря и фарисея, но и в Светлую седмицу и на Святках.

Доцент Московской Духовной академии, главный редактор научного богословского портала «Богослов.ru» протоиерей Павел Великанов:

– А разве может быть в Церкви такая ситуация, что Божественная литургия служится «ни для кого»? Ведь священник не служит ради себя: «Твоя от Твоих Тебе приносяще О ВСЕХ И ЗА ВСЯ». Конечно же, можно причащаться на сплошной седмице, и особенно полезно в преддверии Великого Поста, чтобы обезопасить себя от мнения о значимости наших «подвигов». Премудрая Церковь призывает нас минимизировать все наши подвиги – даже обычно совершаемые при подготовке к причащению – и смело приступать к Чаше, только не с высокомерным ощущением – «а я и в этом совершенно Церкви послушен!» – а с противоположным ощущением собственного непотребства, с обостренным чувством нужды в Боге – именно такой, какая и была у мытаря.

Вопрос подготовки к причастию требует индивидуального подхода, но в целом, как мне представляется, в эту седмицу имеет смысл сохранить только тот неопустительный минимум, без которого дерзать приступать к Чаше было бы уже просто наглостью – а именно сохранить молитвенное чтение Правила ко причащению, без трех канонов и акафиста - так же, как это происходит на Светлой седмице. Только на Пасху мы преисполнены благодатью Воскресшего Христа, а здесь – умаляем себя «до зела», не соблюдая поста, ограничивая только себя не в выборе еды, а в ее количестве. Ведь встать с легким чувством голода можно и из-за стола со скоромными блюдами.

А еще очень хорошо в качестве подготовки к встрече с Взыскующим сердца – взять, да и сделать наконец-то то самое доброе дело, которое так давно отложено «в долгий ящик». И, сделав его, не возомнить о себе, а посчитать этот поступок не более, чем возвратом давнего долга. И, приклонив глаза долу, идти навстречу Христу – к Чаше с Его Телом и Кровью.

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

Просмотрено (34688) раз

В церковнославянском языке слово «седмица» полностью соответствует привычному нам варианту «неделя». Но есть один нюанс: наши предки словом «неделя» называли не все семь дней, а только один из них? тот, который мы сейчас именуем воскресеньем. С него начинался семидневный отсчёт, и в этот день подобало отдыхать. Слово «неделя» и произошло от «не делать», то есть отдыхать. Седмицей же звали весь цикл из семи дней. Кроме обычных седмиц в православном календаре есть и особенные. Поговорим о них.

Прежде всего, узнаем, о том, что представляет собой сплошная седмица. Что такое седмица, мы выяснили, а вот каково значение слова «сплошная»? Чтобы в этом разобраться, сделаем небольшое отступление, обратившись к церковному уставу. Дело в том, что в течение недели (седмицы) он предписывает соблюдение двух однодневных постов.

Первый из них? в среду. Это день, когда Иуда Искариот явился к первосвященникам и предложил им за вознаграждение предать Иисуса Христа. В память о печальном дне каждую среду православные люди соблюдают пост.

Второй однодневный пост предписан в пятницу. Он установлен в память о величайшем событии? в это день был распят Иисус Христос. Вот так в течение года все православные люди два дня в неделю соблюдают пост. Седмица в этом случае является обычной.

Пять сплошных седмиц

Есть седмицы, в которые разрешается вкушать скоромное все семь дней подряд. Именно это и называется «сплошная седмица». Что такое святки, наверное, знают все. Это время от Рождества Христова до Крещения Господня. Вот в этот период и включена первая в году сплошная седмица. Всего их пять. За две недели до начала Великого поста установлена сплошная седмица, которая называется седмицей мытаря и фарисея. Перед самым началом Великого поста? сырные семь дней. Их в народе называют Масленицей. Это тоже сплошная седмица, но в указанные дни из рациона исключается мясо.

После радостного весеннего праздника Пасхи наступает ещё одна? Пасхальная, или светлая седмица. Завершив долгие недели поста, церковь даёт нам возможность пополнить силы. И, наконец, последняя в году сплошная седмица? Троицкая. Она следует сразу после праздника Троицы. И это не случайно. Именно для того, чтобы выделить день, в который Бог впервые явил при крещении Иисуса Христа в Иордане своё триединство, и установлена сплошная седмица.

Что такое Страстная седмица?

Заканчиваются сорок дней Великого поста, установленного в память о времени, проведённом Господом нашим в пустыне. До светлого Христова Воскресенья остаётся неделя. Это последние 7 дней земной жизни Спасителя. События, наполнившие её, столь важны и драматичны, что вся неделя так и называется? Великая седмица. Ещё её называют Страстной, то есть наполненной страданиями. Имеются в виду искупительные муки, перенесённые Спасителем в течение этих дней.

Дни Великой седмицы

Название шести дней этой недели начинаются со слова «великий». В Великий понедельник церковь вспоминает чудо иссушения бесплодной смоковницы. Этим она даёт пример веры и силы молитвы, а также обречённости всего и всех, кто не несёт в себе плоды Христова учения. В Великий вторник Христос, придя в храм, многому учит, наставляет собравшихся. Первосвященники и старейшины хотят схватить Его, но не решаются. В Великую среду вспоминается возлияние некоей женщиной на главу Христа драгоценного мира, а также сговор Иуды с первосвященниками.

Великий четверг насыщен событиями, достойными воспоминаний. Это и Тайная вечеря, и омовение Христом ног учеников его, и драматические события в Гефсиманском саду, и всё то, что за ними последовало. Великая пятница? день распятия Иисуса Христа, Его великой искупительной жертвы. Следующая за ним Великая суббота? день, когда Спаситель вывел из глубин ада всех ветхозаветных праведников, разрушив его и открыв всем людям путь в вечную жизнь.

В этой статье мы рассмотрели, что такое сплошная седмица, что такое Страстная седмица, какой смысл в них вкладывает церковь. Это очень важные понятия, без которых невозможно произвести полноценное выполнение годового круга богослужений.

Загрузка...
Top