Женские образы в ревизоре. Герои «Ревизора» Гоголя Характеристика жены и дочери городничего из ревизора

Захолустный городок, в котором развертывается действие комедии Гоголя «Ревизор», представляет собой, в полном смысле слова, «темное царство». Только «смех» Гоголя ярким лучом прорезает тот мрак, в котором пресмыкаются герои комедии. Все это люди мелкие, пошлые, ничтожные; ни у одного даже не теплится в душе «искра божия», все они живут бессознательной, животною жизнью. Гоголь обрисовал героев «Ревизора» и как деятелей местной администрации, и как людей частных, в их семейном быту, в кругу друзей и знакомых. Это не крупные преступники, не злодеи, а мелкие плуты, трусливые хищники, которые живут вечной тревогой, что придет день расплаты...

Гоголь. Ревизор. Спектакль 1982 г. Серия 1

Городничий в «Ревизоре» Гоголя

В лице городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского Гоголь вывел чиновника, живущего лихоимством и казнокрадством. Из всех своих товарищей-чиновников, тоже живущих взятками и вымогательством, он вымогатель самый наглый. «Такого городничего, жалуются купцы Хлестакову, никогда еще, государь, не было». Требуя подарков для себя и семьи, он даже именины свои справляет в год дважды. Этот герой «Ревизора» не только пользуется обывателями, злоупотребляя традиционными «порядками» жизни , он обирает и казну, входя в мошеннические сделки с подрядчиками, присваивая себе деньги, ассигнованные на постройку церкви. Смягчающим вины городничего обстоятельством является то, что он смутно понимает безобразие своего лихоимства и казнокрадства. Сквозник-Дмухановский оправдывает себя 1) наивным восклицанием: «если что я и взял, то уже без всякой злобы, 2) очень употребительным аргументом: «все так делают». «Нет человека, говорит он, который бы за собой не имел грехов. Это уж так самим Богом устроено, и вольтерьянцы напрасно против этого говорят!»

По отношению к обывателям городничий проявляет беспредельное самовластие и произвол: отдает в солдаты не того, кого следует, сечёт невинных людей.

Необразованный и грубый в обращении (разговор с купцами), этот герой «Ревизора» отличается, однако, большой практической сметкой, и это его гордость. Городничий сам говорит, что ни один мошенник его провести не мог, что он сам их «поддевал на уду». Он яснее всех других чиновников понимает положение вещей, и когда те, объясняя причины присылки к ним ревизора, заносятся, Бог знает куда, он, как человек практический, говорит не о причинах, а о грядущих последствиях. Городничий лучше всех других чиновников города умеет обделывать свои делишки, потому что прекрасно понимает душу человеческую, потому что находчив, умеет играть на человеческих слабостях, вот почему он долго и безнаказанно лавирует среди различных добродетельных губернаторов и ревизоров.

Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Художник Ю. Коровин

Необразованность этого героя комедии сказывается не только в отсутствии лоска в манерах, но выражается еще очевиднее в его суеверии, он очень наивно, по-язычески, понимает свои отношения к Богу, считая себя настоящим христианином и человеком образцовой набожности («я в вере тверд» говорит он). Под религией городничий понимает только обрядность, выражающуюся в посещении церкви по праздникам, в соблюдении постов. Он стоит на «двоеверной» точке зрения, которая допускает возможность «подкупать» своего Бога жертвоприношениями, вроде пудовой свечи .

Светлой чертой городничего надо признать его добродушие. Считая себя, благодаря сватовству «ревизора» Хлестакова, бесконечно выше всех в городе, он не заносится так, как его пустая супруга, остается тем же простым человеком, грубовато-радушным и просто-гостеприимным.

Жена и дочь городничего в «Ревизоре»

Жена городничего Анна Андреевна, глупая и ничтожная женщина, до старости сохранившая манеры молодой кокетки-щеголихи, поражает бесконечной пустотой своей души. Эта героиня «Ревизора» помешана на «светской жизни», на нарядах, она воображает себе, что еще может нравиться мужчинам, и соперничает со своей дочерью в деле приобретения поклонников и ухаживателей. Живет она сплетнями и интригами уездного города. Женщина легкомысленная, Анна Андреевна легко всему верит. Когда жена городничего решила, что переедет в Петербург и будет там играть роль светской львицы, она не скрывает своего презрения ко всем своим недавним друзьям и знакомым. Эта черта, свидетельствующая об её душевной низости, ставит ее еще ниже её супруга.

Герои «Ревизора» Гоголя - жена и дочь городничего, Анна Андреевна и Мария Антоновна. Художник К. Боклевский

Дочь городничего, Мария Антоновна, идет по стопам матери, она тоже любит наряжаться, тоже любит кокетничать, но она еще не испорчена так, как мать, ложью и пустотой этой провинциальной жизни и не научилась еще так ломаться, как мать.

Хлестаков – главный герой «Ревизора»

Более сложным является образ главного героя «Ревизора» – Хлестакова. Это пустой бездельник, ничтожный маленький чиновник, весь смысл жизни которого заключается в том, чтобы «пустить кому-нибудь пыль в глаза» своими манерами, сигарами, модным костюмом, отдельными словечками... Он хвастает постоянно перед всеми и даже перед самим собой. Его ничтожная, бессмысленная жизнь жалка, но сам Хлестаков этого не замечает, он всегда доволен собой, всегда счастлив. Особенно ему помогает забывать неудачи фантазия, которая легко уносит его из пределов действительности. В Хлестакове нет горечи угнетенного самолюбия, как у героя «Записок сумасшедшего» Поприщина. У него есть тщеславие, и он лжет с увлечением, потому что это лганье помогает ему забыть свою ничтожность. Больное самолюбие свело Поприщина с ума, а тщеславие пустого, легкомысленного Хлестакова до этого не доведет. Главный герой «Ревизора» не способен вообразить себя «испанским королем», и потому в сумасшедший дом он не попадет – в лучшем случае его поколотят за вранье, или посадят в долговое отделение за долги.

В Хлестакове Гоголь вывел бесполезного, ненужного человека, который даже своими мыслями и языком управлять не может: покорный раб своей фантазии, богато наделенный «необыкновенною легкостью в мыслях», он живет день за днем, не отдавая себе отчета, что и зачем он делает. Вот почему Хлестаков может одинаково легко сделать зло и добро, и сознательным плутом никогда не будет: он не выдумывает никаких планов, а говорит и делает то, что подскажет ему в данный момент его легкомысленная фантазия. Оттого он может зараз сделать предложение и жене городничего, и дочери, с полной готовностью на обеих жениться, может забрать в долг деньги у чиновников, убежденный, что им отдаст, может разолгаться до того глупо, что тут же и проговаривается, и заговаривается до чепухи.

Хлестаков. Художник Л. Константиновский

Напуганное воображение испуганных чиновников, ожидавших ревизора, создало из «сосульки» Хлестакова того, кого ждали. Психологически ошибка чиновников вполне понятна она выражается пословицами: «пуганая ворона и куста боится», «у страха глаза велики». Этот «испуг» и «тревога совести» увлекли даже ловкого и неглупого плута-городничего в роковую для него ошибку.

Судья Ляпкин-Тяпкин в «Ревизоре»

Другие чиновники города представляют собою мелкие разновидности типа городничего. Судья Ляпкин-Тяпкин – человек тоже нечистый на руку, чего он совершенно искренне сам не замечает , дела не делает, до нелепости глуп и, в то же время, полон самомнения только потому, что обладает смелостью говорить о вопросах религиозных с такою свободой, что у верующих «волосы дыбом встают». Но в вопросах практических он поражает своею наивностью.

Гоголь. Ревизор. Спектакль 1982 г. Серия 2

Попечитель богоугодных заведений Земляника

В лице Земляники Гоголь вывел не только казнокрада, но еще мелкого и подлого интригана, который хочет подставить ножку товарищам по несчастью.

Добчинский и Бобчинский в «Ревизоре»

Добчинский и Бобчинский олицетворение самой беспросветной пошлости. Эти герои «Ревизора» не занимаются решительно никаким делом, не интересуются никакими вопросами религиозными, философскими, политическими – даже в той мере, которая доступна другим действующим лицам комедии. Добчинский и Бобчинский собирают и разносят только маленькие местные сплетни, или питают свое убогое любопытство, или наполняют свою праздную жизнь...

Он оправдывает себя очень распространенным аргументом, указывающим на количественную сторону зла, «грехи грехам рознь!» говорит он. Брать взятки борзыми щенками это пустяк, по его мнению; брать же крупные взятки это преступление думает он.

Известная комедия Н.В.Гоголя была создана им в начале XIX века. Читатели были удивлены и потрясены характеристикой героев комедии «Ревизор». Гоголь описал все те негативные черты, которые наблюдал среди чиновников в то время. Описание героев вызывает смех и в то же время грусть.

Иван Александрович Хлестаков – глупый, пустой, рассеянный юноша лет двадцати трех, который работает чиновником в Петербурге. Он любит похвастаться, слова его необдуманные. Но, несмотря на это, Хлестаков очень хитрый. Как-то раз он был в городе N, государственные деятели которого приняли его за ревизора. Хлестаков отлично справляется со своей ролью. Иван одновременно ухаживает за женой городничего и его дочкой. Воспользовавшись положением, он берет в долг деньги у чиновников, а сам уезжает, обманув всех и оставив ни с чем. ()

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – мужчина в возрасте, солидный, грубый взяточник, работает городничим. Одет он так, как подобает настоящему чиновнику: во фрак и ботфорты. Он абсолютно не боится ревизоров, так как легко с ними умеет договариваться. Но в этот раз он опасается проверяющего, потому что ревизора никто в глаза не видел. Постоянно скрывает свое неудачное управление с помощью обмана и взяток. ()

Анна Андреевна – супруга городничего, провинциальная красавица, женщина в расцвете сил. Любопытная, немного глуповатая барышня, но зато хорошо управляет мужем.

Марья Антоновна – дочь Антона Антоновича, миленькая девушка 18 лет, красива и наивна. Она неравнодушна к Хлестакову, который так же проявляет к ней чувства и даже делает предложение. После сватовства он раз и навсегда покидает город и оставляет девушку «у разбитого корыта».

Осип – мужчина в возрасте, служит Хлестакову. Он уравновешенный и сообразительнее своего юного господина.

Бобчинский и Добчинский – помещики, невысокого роста, с небольшими животиками. Они не пользуются авторитетом среди горожан, все их призирают, так как они вечно разносят сплетни. Приятели очень быстро разговаривают, при этом постоянно жестикулируя.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин – судья-неудачник, некачественно работает, делает все «тяп-ляп», поэтому его так и прозвали. Около 15 лет он занимает данную должность, но при этом ничего толкового не сделал. Любит охоту, поэтому предпочитает брать взятки щенками, а не грошами, как делают все высокопоставленные чиновники.

Артемий Филиппович Земляника – управляющий больницами. В больницах грязно, не убрано. Пациенты курят прямо в палатах, при этом одеты они в грязные вещи. Медперсонал может поставить не тот диагноз и назначить не то лечение. «На все воля Бога» так они считают.

Христиан Иванович Гибнер – главврач города N, немец по происхождению, он абсолютно не владеет русским языком и поэтому не может выполнять свои должностные обязанности.

Иван Кузьмич Шпекин – почтальон. У него имеется одна плохая привычка, он получает удовольствие от прочтения чужих писем.

Комедия актуальна и по сей день, так как и в современное время можно встретить людей, занимающих высокие должности, напоминающих героев произведения.

Несколько интересных сочинений

  • Критика о повести Очарованный странник Лескова

    По поводу произведения Лескова Очарованный странник было высказано много суждений и разного рода всевозможных мнений. Например, критик Михайловский в журнале Русское богатство писал

  • Я учусь в школе №12. История моей школы начинается в СССР. Тогда наша страна была больше, строилось много больниц, школ и детских садов. Первый камень в строительство основного здания был положен в тысяча девятьсот восемьдесят третьем

  • Образ и характеристика Ивана Денисовича Шухова (Один день Ивана Денисовича Солженицына)

    Основным персонажем произведения является Шухов Иван Денисович, представленный писателем в образе жертвы сталинских репрессий.

  • На вопрос хорошо ли быть молодым я с легкость могу ответить, что это просто превосходно. Каждый день приходится просыпаться, зная, что наступает новый прекрасный день.

  • Анализ произведения Кафки Превращение

    Произведение можно назвать в некотором смысле психологическим. Автор довольно точно описывает душевное состояние главного героя, когда последний обнаруживает, что из человека превратился в мерзкое насекомое.


Жена городничего очень любопытная и нетерпеливая женщина. Она не успокоится до тех пор, пока не узнает то, что ее интересует. Всегда думает, что права, и не любит, чтобы с ней спорили, считает, что все, кто ее окружают, глупые и непонятливые люди. Анна Андреевна убеждена, что люди спорят с ней специально ей назло. Она кокетлива, заигрывает с Хлестаковым прямо перед носом у мужа.

Самой большой мечтой для Анны Андреевны был переезд в Петербург. Она мечтала, что ее дом будет первым в Петербурге, и она будет устраивать в нем роскошные балы. По-моему, тех, кто хотя бы немного беднее ее, она и за людей не считает.

Марья Антоновна, девушка 18 лет, воспитывалась в строгости. Родители стремились дать ей хорошее образование. С детства у нее был один пример для подражания – это ее мать. Она постоянно пыталась выразить свое мнение, но ее мать всегда подавляла эти попытки, даже если дочь была права. Мне кажется, дочь городничего – доверчивая, наивная и чувствительная девушка. Но так или иначе она брала пример с матери, так как Анна Андреевна всегда была для нее большим авторитетом.

Обновлено: 2012-01-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Женские типы в «Ревизоре» занимают весьма незначительный уголок, являясь совершенно эпизодическими фигурами. Но как великий художник, Гоголь сумел мимоходом, одним — двумя мазками кисти, дать полный портрет этих случайных персонажей своей комедии. Все женщины комедии в духовном отношении ничем не отличаютcя от своих мужей и отцов. Они только завершают картину пошлости, нарисованную Гоголем, являясь достойным дополнением мужской половины общества.

«Анна Андреевна — провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей». Это весьма легкомысленная женщина. У знав о приезде ревизора, она бежит за мужем: «Что, приехал? Ревизор? с усами? с какими усами?» Взволнованному городничему не до нее: «После, после матушка!» А она, не понимая, какой критический момент наступил для ее супруга, сердится: «После? Вот новости, после! Я не хочу после … Мне только одно слово: что он, полковник? А? (с пренебрежением) уехал! Я тебе вспомню это!». Приехало новое лицо, мужского пола — есть от чего прийти в волнение. Для уездной Клеопатры это предвкушение нового флирта … Муж уехал. «Через два часа мы все узнаем» — говорит дочь, но для матери это вечность; «Через два часа! покорнейше благодарю. Вот одолжила ответом’» Анна Андреевна посылает свою Авдотью: «Побеги расспроси, куда поехали; да расспроси хорошенько: что за приезжий, каков он — слышишь? Подсмотри в щелку и узнай все, и глаза какие: черные или нет! .. Скорее, скорее, скорее, скорее … ». Тряпичкину Хлестаков пишет: «Не решился, с которой начать-думаю прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги». И у него есть полное основание так полагать.

Марья Антоновна еще позволяет себе усомниться в правдивости слов Хлестакова, когда он выдает себя за автора «Юрия Милославского», а Анна Андреевна сама подсовываетему эту ложь своим вопросом: «Так, верно, и Юрий Милославский ваше сочинение?» А когда пьяный Хлестаков объясняет, будто существуют два романа под этим заглавием, она, ни капли не сомневаясь, замечает: «Ну, это, верно, я ваш, читала. Как хорошо написано!». «Ах, какой приятный! — восклицает она, когда Хлестакова уводят спать. — Но только какое тонкое обращение! Приемы и все этакое … Ах, как хорошо! Я страх люблю таких молодых людей! Я просто без памяти … ». И все это про пьяного И пустоголового петербургского мальчишку. Затем между матерью и дочерью происходит спор о том, на кого он больше смотрел, и кто ему больше понравился … «Послушай, Осип, а какие глаза больше всего нравятся твоему барину?» — расспрашивают они лакея. Спустя короткое время Анна Андреевна сама приходит в комнату Хлестакова. Последний просит ее руку. Анна Андреевна слабо возражает: «Но позвольте заметить: я в некотором роде … я замужем». Это «в некотором роде» — великолепно.

Флирт — вот, что наполняет душевную жизнь Анны Андреевны. Недаром она гадает на картах: все ее помыслы лежат в области валетов всех мастей. Флирт, и что само собою разумеется, туалеты. «Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы» — говорит Гоголь. А действие продолжается день-полтора … Эти основные черты характера Анны Андреевны определяют всю ее жизнь, все грани ее жизни.

Легкомысленна Анна Андреевна и как жена. Ее совершенно не интересуют дела мужа. Она живет только своими маленькими интересами. Такова же она и как мать. Она нисколько не скрывает от дочери всех своих слабостей. Она оспаривает у Марьи Антоновны ухаживателей, и даже жениха. Она хотела бы, чтоб дочь одевалась не к лицу, чтоб на дочь никто из мужчин не смотрел. Характерна в этом отношении сцена матери и дочери, советующихся о туалете, чтобы их не осмеяла какая-нибудь «столичная штучка».

«Эта сцена и этот спор, — говорит Белинский, — окончательно и резкими чертами обрисовывают сущность, характеры и взаимные отношения матери и дочери … В этой коротенькой, как бы слегка и небрежно наброшенной сцене вы видите прошедшее, настоящее и будущее, всю историю двух женщин, а между тем она вся состоит из спора о платье, и вся как бы мимоходом и нечаянно вырвалась из-под пера поэта». Как все кокетки, притом немолодые, Анна Андреевна весьма высокого о себе мнения, считает себя аристократкой, смотрит сверху вниз на всех дам. Городничий, в предвидении грядущего генеральства, добродушно обещает оказать протекцию в Петербурге сынку Коробкина: «Я готов с своей стороны, готов стараться». Но Анна Андреевна его останавливает: «Ведь не всякой же мелюзге оказывать покровительство» …

5) Анализ образов Анны Андреевны, Марьи Антоновны и второстепенных персонажей комедии: купцов, мещанок (1 час)

Ограниченность времени па изучение комедии не дает возможности учителю фронтально анализировать образы остальных персонажей комедии.

Однако совсем обойти этих действующих лиц невозможно. Мастерство Гоголя великолепно сказалось и в их создании.

Наиболее рациональным и экономным приемом, способствующим ознакомлению учащихся с этими персонажами, не перегружающим их и одновременно дающим возможность испробовать свои силы в самостоятельном анализе, являются индивидуальные доклады.

К очередному уроку учащиеся индивидуально или группой готовят доклады по заранее данным учителем вопросам и на уроке выступают перед классом с подготовленным материалом.

Целесообразны выступления и остальных учащихся с вопросами, замечаниями, дополнениями. Учитель поправляет выступающих и обобщает материал.

Темы докладов следующие:

1. Образы Анны Андреевны и Марьи Антоновны;

2. Образы купцов;

3. Образы мещанок.

Рассмотрим каждую тему в отдельности.

ПЕРВАЯ ТЕМА. Анализ образов Анны Андреевны и Марьи Антоновны

Задание к теме:

1. Какие черты жены и дочери городничего обнаруживаются при появлении их на сцене (действие 1, явл. 6; действие III, явл. 1-3)? Как эти черты проявляются в их речи?

2. Как показаны в комедии взаимоотношения между Анной Андреевной и Марьей Антоновной?

3. Как обрисованы Анна Андреевна и Марья Антоновна в сценах с Хлестаковым (действие III, явл. 6; действие IV, явл. 12-14)?

4. Отметьте поведение и особенности речи Анны Андреевны в V действии, в момент ее торжества.

5. Подчеркните некоторые особенности лексики этих персонажей: слова, характеризующие их как кокеток, иностранные слова, просторечные выражения.

Примерное содержание урока

Яркие жизненные характеры представлены Гоголем в образах жены и дочери городничего. Перед нами типичные провинциальные модницы, жеманницы, кокетки. Они лишены каких-либо общественных стремлений, сами ничем не занимаются, и все их помыслы направлены на наряды и кокетство.

Гоголь говорит об Анне Андреевне, что она воспитана «на романах и альбомах». В комедии больше показано, как эта страсть к романам и альбомам выражена у дочери, видимо, воспитывающейся под руководством своей матери.

Так, в III действии Марья Антоновна обнаруживает знакомство с популярным романом Загоскина «Юрий Милославский», в IV действии она просит Хлестакова написать ей в альбом «какие-нибудь стишки».

Образы Анны Андреевны и Марьи Антоновны очень тонко раскрываются еще в I действии (явл. 6), когда они впервые появляются на сцене.

Их суетливость, любопытство, взволнованность (особенно матери) хорошо оттеняются скупыми авторскими ремарками: «вбегают на сцену», «говорит скоро», «подбегает к окну и кричит», «свешивается в окно», «кричит до тех пор, пока не опускается занавес».

Но главным образом характер Анны Андреевны проявляется в ее речи.

Поток восклицательных и вопросительных выражений: «Где ж? где ж они? Ах, боже мой!», «Муж! Антоша! Антон!», «Антон, куда, куда? что, приехал?» и др., обнаруживает пустое любопытство. Отсюда-огорчение и обида: «После?... вот новости»; настойчивость: «Я не хочу после»; угроза в адрес мужа «Я тебе вспомню это!»; упреки по отношению к дочери: «А все ты, а все за тобой»; передразнивание ее: «И пошла копаться: «я булавочку, я косынку», или дальше: «А все эта (пренебрежительно аттестует она дочь): «Маменька, маменька, погодите» и т. д.; огорчение и разочарование: «Вот тебе и сейчас! Вот тебе ничего и не узнали!»

Очевидно, в то время как чиновники взволнованно обсуждали приезд ревизора, в соседних комнатах Анна Андреевна и Марья Антоновна, узнав о приглашении чиновников, решили во что бы то ни стало выведать подробно о приехавшем столичном госте.

Любопытство их все больше разгоралось. Особенно, как говорит Анна Андреевна, смутил Марью Антоновну голос почтмейстера, и это заставило молодую кокетку дольше обычного «жеманиться» перед зеркалом.

Это «проклятое кокетство» дочери задержало их, и отсюда естественное раздражение Анны Андреевны и ее упрек в адрес дочери.

Важнейшая черта Анны Андреевны - ее любопытство - подчеркивается несколькими выразительными деталями.

Ее в приехавшем ревизоре интересует одно: «что он, полковник?» Невольно вспоминаются слова Фамусова о пристрастии к военным: «К военным людям так и льнут». И еще одна деталь. Сиена заканчивается живым диалогом с внесценическим образом - Авдотьей. Из этого диалога мы слышим только одного участника, т. е. Анну Андреевну, но ее речь полна восклицательных интонаций, взволнованности, в этом выражается ее крайнее нетерпение («побеги, расспроси, куда поехали», «посмотри в щелку и узнай все, и глаза какие» и т. д.).

В начале III действия мы застаем мать и дочь «в тех же самых положениях» у окна, как и в конце 1 действия.

«Уж целый час дожидаемся», - заявляет в первой же реплике Анна Андреевна.

Их нетерпение и волнение оттеняются ремарками автора: Марья Антоновна «всматривается в окно и вскрикивает»; Анна Андреевна «машет платком», «кричит в окно».

В разговоре Анны Андреевны с Марьей Антоновной, приводящем обычно их к препирательству, заметна одна характерная особенность: если дочь высказывает какую-нибудь свою, неожиданную для матери мысль, то это высказывание вызывает резкую реплику матери.

Так, в начале III действия Марья Антоновна, всматриваясь в окно, раньше матери увидела кого-то, идущего вдали. «Кто-то идет, вон в конце улицы», - восклицает она. Это сразу вызывает повышенную реакцию матери: «Где идет? у тебя вечно какие-нибудь фантазии».

Эта же особенность заметна и в разговоре о «Юрии Мило-славском» (действие III, явл. 6), и в догадках о том, на кого смотрел приехавший гость (действие III, явл. 8).

В этих препирательствах с дочерью интересно не только го, что они возникают по пустякам, не только то, что Анна Андреевна придает своим словам резкость, придирчивость, но еще и то, что, перехватывая слова дочери, сама же обвиняет ее в споре: «Ну да, Добчинский,- заявляет она, разглядев, наконец, Добчинского в вышеприведенном разговоре в III действии, - теперь я вижу; из чего же ты споришь?

«Можно ли лучше поддержать достоинство матери, - писал по поводу этой сцены Белинский, - как не быть всегда правою перед дочерью и не делая всегда дочь виноватою перед собою? Какая сложность элементов выражена в этой сцене: уездная барыня, устарелая кокетка, смешная мать! Сколько оттенков в каждом ее слове, как значительно, необходимо каждое ее слово!» (1. «В. Г. Белинский о Гоголе», Гослитиздат, 1949, стр. 137). Ярко раскрываются две кокетки, мать и дочь, в III действии (явл. 3), когда они спорят о нарядах. Напускная любезность, галантность Анны Андреевны бросаются в глаза в том месте комедии, когда в их доме появляется Хлестаков. Она подчеркнуто вежливо обращается к гостю. «Прошу покорно садиться», унижается перед ним, заискивающе кокетничает с ним, льстит ему:

«Вы это так изволите говорить для комплимента», «Помилуйте, я никак не смею принять на свой счет» и др.; щеголяет иностранными словами: «для комплимента», «вояжировка».

Для характеристики образов жены и дочери городничего чрезвычайно показательны дальнейшие сцены их с Хлестаковым (действие IV, явл. 12-14).

Марья Антоновна обнаруживает в сцене с Хлестаковым (явл. 12) свою неопытность, несамостоятельность, и в речи ее ощущается наивность и интеллектуальная бедность. Она робко и неумело отвечает на комплименты Хлестакова. И только когда Хлестаков перешел границы, Марья Антоновна «в негодовании» не выдерживает и резко заявляет: «Нет, это уж слишком... Наглость такая!»

Совсем иначе ведет себя в сиене с Хлестаковым (явл. 13) Анна Андреевна, более опытная в делах кокетства и желающая нравиться. Увидя Хлестакова на коленях перед дочерью, она прежде всего обрушивается на дочь, как на виновницу этого эпизода.

«Это что за поступки такие?» - набрасывается она на дочь...- «Поди прочь отсюда! Слышишь, прочь, прочь! И не смей показываться на глаза!» И выгоняет ее, плачущую, вон.

У Хлестакова, наглости которого она не подозревает, она просит извинения, не забывая показать ему свою «культурность» («какой пассаж!», «делаете декларацию насчет моей дочери»), и даже не удивляется сделанному ей предложеиию.

Но стоило только вновь неожиданно появиться Марье Антоновне, как из уст матери сразу же посыпался град упреков, причем она не постеснялась выставить себя образцом для подражания: «перед тобою мать твоя! Вот каким примерам ты должна следовать!» Гоголь мастерски разоблачает Анну Андреевну этим ее собственным признанием.

Высшей степени раздражение Анны Андреевны против дочери достигает тогда, когда она узнает от Хлестакова, что он «влюблен» не в нее, а в дочь, и это негодование опять-таки изливается на Марью Антоновну (а не на пего, как обманщика): она в глаза при госте называет дочь «дура», «эдакая дрянь» и грозит ей: «Ну вот, право, стоит, чтобы я нарочно отказала: ты не достойна такого счастья».

Характер Анны Андреевны выпукло обрисован и в последнем действии, в момент ее мнимого торжества (явл. 1). Здесь отчетливо обнаруживается мелочное самолюбие, чванливость Анны Андреевны. Она свысока говорит со своим мужем: ее не удивляет, как его, родство с такой знатной персоной. Муж в ее глазах - «простой человек», он «никогда не видел порядочных людей».

На вопрос мужа, где они будут жить - здесь или в Питере, она высокомерно заявляет: «Натурально, в Петербурге. Как можно здесь оставаться!»

Она намечает себе круг будущих знакомых: «твои знакомые будут не то, что какой-нибудь судья-собачник», «знакомые твои будут с самым тонким обращением: графы и все светские...» Прихоти у нее большие: «Я не иначе хочу, чтоб наш дом был первый в столице и чтоб у меня в комнате такое было амбре, чтоб нельзя было войти» и т. д.

Расчувствовавшаяся городничиха полна беспочвенных мечтаний. В ней, осчастливленной Хлестаковым, явственно выступают черты хлестаковщины.

Так, ее мечтания о том, что она в столице «будет разные небывалые супы кушать», заставляют вспомнить парижский суп Ивана Александровича, а в ее желании иметь дом «первый в столице» слышится буквальное повторение хвастливых слов Хлестакова.

Когда гости поздравляют Анну Андреевну с выпавшим на ее долю счастьем, она расхваливает жениха и одновременно проявляет заметную нелюбезность по отношению к пришедшим гостям. Стоило им обратиться к городничему с просьбой не забыть их в то время, когда он получит генеральский чин, а ему согласиться помочь им («готов стараться»), Анна Андреевна надменно заявляет: «тебе не будет времени думать об этом. И как можно, и с какой стати себя обременять этакими обещаниями?»

А дальше еще грубее: «ведь не всякой же мелюзге оказывать покровительство», она оскорбительная реплика, вызывающая справедливую обиду и осуждение гостей, по существу завершает образ Анны Андреевны в комедии и способствует ее несомненному разоблачению.

Так, через поведение и языковую характеристику Гоголь с исключительным блеском подверг решительной критике образ городничихи, ставя ее во взаимоотношения с городничим, дочерью, Хлестаковым, гостями.

Подчеркнем некоторые особенности лексики Анны Андреевны. Ее речи свойственны слова, связанные с ее женским кокетством («жеманиться», «волочиться», «кокетство» и др.), комплименты в адрес гостя («Какой приятный», «такой прекрасный, воспитанный человек, самых благороднейших правил» и др.) и его слуги («любезный»), иностранные слова для большего шика и показа своей образованности («вояжировка», «пассаж», «декларация», «натурально», «амбре»).

К просторечным словам Анна Андреевна обращается редко. Это и понятно: она хочет производить впечатление образованной, культурной, лишь иногда просторечные слова срываются с ее языка, особенно когда она раздражена («пошла копаться»,«он за ней волочится», «толку не доберусь», «мелюзга» и др.); нередко она в свою речь вставляет слова и выражения официально-светского стиля («изволите говорить», «вы делаете декларацию насчет моей дочери», «какой чести удостаивает нас Иван Александрович» и др.).

Для речи Анны Андреевны характерна недоговоренность мысли и замена самого важного понятия совершенно неопределенными словами: этакое, такое, в некотором роде, что, разумеется, свидетельствует о несомненном убожестве ее интеллекта и языка.

Вот несколько примеров:

«Тебе всегда вдруг вообразится этакое (действие III, явл. 1) (совсем неясно, что хочет вложить она в это слово; ведь речь идет о том, что Добчинский или кто-то другой приближается к дому); «сейчас можно увидеть столичную штучку. Приемы и все это такое» (действие III, явл. 8) (это служит похвалой, видимо, манерам и обращению гостя); «Мы кой-что знаем такое...», - обращается она к дочери, вкладывая в это слово какую-то женскую тайну (действие III, явл. 9). Или: «я в некотором роде...,- обращается она к ломающемуся перед ней, стоящему на коленях и просящему ее руки Хлестакову; она не отталкивает его, а пытается как-то легкомысленно" лавировать, - я замужем» (действие IV, явл. 13). Анне Андреевне свойственна такая форма выражения: когда она раздражается на свою дочь, то говорит ей в глаза в 3-м лице, например: «Воображает, что он за ней волочится» (действие I, явл. 6), а негодуя на мужа, обращается к нему на вы: «Об этом (т. е. относительно обращения с гостем) я уж советую вам не беспокоиться» (действие III, явл. 9).

Марье Антоновне отведено в комедии значительно меньшее месте, чем ее матери, но типичность этого образа несомненна, и речевая характеристика способствует его раскрытию.

Марья Антоновна почти все время находится рядом с матерью, как типичная маменькина дочка, и живет одними с ней интересами.

К матери она внешне почтительна, обращается к ней на «вы», почти в каждой реплике называет ее «маменька»

Окружающая среда накладывает на нее свой отпечаток, поэтому она гак же увлечена модами, платьями. Совсем еще юная кокетка, она уже интересуется почтмейстером, Хлестаковым, внимательно следит за его словами, жестами, хотя пока она еще неопытна в сердечных делах, не развращена. В разговоре с Хлестаковым (действие IV, явл. 12) она старается уйти от его назойливых, смущающих ее комплиментов и переводит разговор то на погоду, то на стихи в альбом.

Но в ней проявляется смелость в высказывании своих мыслей в разговоре с матерью, с гостем и его слугой, настойчивое желание отстоять свое мнение, высказать свой вкус.

Лексический состав ее речи очень несложен и прост, хотя Гоголь очень тонко подчеркнул в нем несомненное подражание матери - вот ее школа.

В ее речи и буквальное употребление слов матери («Ах, какой пассаж!»), и подслушанное в семье выражение официально-казенного характера («вы почитаете меня за такую провинциалку»), и употребление слова эдакое с многозначительным смыслом, когда Хлестаков рассыпается в комплиментах («Вы все эдакое говорите»).

ВТОРАЯ ТЕМА. Анализ образов купцов

Задание к теме:

1. Каково положение купцов в городе? Откуда это видно?

2. Как называют купцы Хлестакова в диалоге с ним? Как это их характеризует?

3. Как характеризует купцов просьба, которую они подают Хлестакову?

4. В чем смысл жалобы купцов на городничего?

5. Как речь купцов (слова, интонации) в V действии раскрывает их зависимость от городничего?

Примерное содержание урока

Купцам отведено в комедии очень мало места: они появляются всего-навсего в двух сценах (действие IV, явл. 10, и действие V, явл. 2), произносят лишь несколько реплик. Но Гоголю этого было достаточно, чтобы показать типичные черты купцов николаевской эпохи. Важно отметить, что Гоголь один из первых в русской литературе создал образы купцов, показав их взаимоотношения с городской властью, некультурность их и пр. Купцы притесняются городничим. Поэтому, как только услышали они о приезде какого-то петербургского начальника, они добиваются встречи с ним, чтобы подать ему свою жалобу на городничего.

Мы слышим голоса купцов в IV действии еще до того момента, как они появляются на сцене (явл. 9). Они просят Осипа: «Допустите, батюшка», и настоятельно объясняют, что тяжелые обстоятельства жизни вынудили их добиваться этой встречи: «Вы не можете не допустить. Мы за делом пришли».

Еще более почтительны они к Хлестакову. Унижаясь перед ним, они с подчеркнутым уважением обращаются к нему «твоей милости прибегаем. Прикажите, государь, просьбу принять». Следует отметить в этом обращении сочетание единственного и множественного числа и употребление эпитета «государь».

Само адресование просьбы, поданной в окно и тут же прочитанной Хлестаковым, служит прекрасным показателем безграмотности, неосведомленности и крайней степени унижения челобитчиков: «Его высокоблагородному Светлости Господину Финансову». Недаром такое обращение вызвало удивление Хлестакова: «Черт знает что: и чина такого нет!»

Унижение купцов хорошо оттеняется подбором просительных интонаций и уважительных обращений к Хлестакову:

«Не погуби, государь», «Не побрезгай, отец наш», «сделайте такую милость, ваше сиятельство» (отмечаем опять смешение форм единственного и множественного числа).

Этим стремлением уважить и расположить к себе объясняется наличие в речи купцов и ласкательных суффиксов существительных («подносик вместе возьмите», «и сахарцу»)

Купцы пришли к Хлестакову как к влиятельному лицу, за «делом»: они жалуются на городничего. В этом смысл всей сцены с купцами в IV действии (явл. 10): «целом бьем вашей милости», - по старинке говорят они.

Характеризуя городничего, стремясь как можно сильнее очернить его, они прибегают к ряду гиперболических выражений: «такого городничего никогда еще... не было...», «такие обиды чинит. что описать нельзя», «постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай» и др.

Купцы стараются обвинить городничего во взяточничестве, в притеснениях, в нанесении обид. Они стремятся дословно воспроизвести речь своего обидчика, чтобы сильнее его очернить: «Схватит за бороду, говорит: «Ах ты, татарин!»; «Сукна увидит штуку, говорит: «Э, милый, это хорошее суконцо: снеси-ка его ко мне». Или: «Я тебя не буду, говорит, подвергать телесному наказанию или пыткой пытать - это, говорит, запрещено законом, а вот ты у меня, любезный, поешь селедки!»

Передавая слова городничего, купцы не упускают и тех ласкательно-иронических обращений, с которыми городничий адресуется к ним («милый», «любезный»).

Кстати, в последних репликах бросается в глаза и фразеологическая бедность и однообразие речи купцов, несколько раз повторяющих «говорит».

Реплики купцов свидетельствуют об их низкой культуре. Отсюда ряд неправильных, искаженных слов и выражений: «обижательство», «вишь ты», «кажись», «понапрасну» «не по поступкам поступает», «порядок всегда исполняем», «мы против этого не стоим», «не то уж говоря, чтоб какую деликатность, всякую дрянь берет» и др.

Встречаются в речи купцов и просторечные слова и выражения: «супружнице», «прекословить» и др.

Для усиления своих слов и придания им большей достоверности купцы повторяют: «ей-ей», «ей-богу»; дважды употребляют излюбленный оборот, выражающий безвыходность положения: «в петлю полезай».

Интересна еще одна лексическая деталь.

С целью лучше разъяснить свои слова купцы употребляют слово «то есть»:

«Если бы, то есть, чем-нибудь не уважали его»;

«то есть, не то уже говоря, чтоб какую деликатность, всякую дрянь берет» и др.

Второй раз читатель встречается с купцами в V действии (явл. 2), в момент торжества городничего. В этой сцене у купцов всего только четыре коротких реплики, но как они выразительны! В этой сцене мы слышим глумление торжествующего притеснителя и лаконичные реплики купцов. Первая - приветствие: «Здравия желаем, батюшка!» (здесь и бодрое настроение, и почтительное обращение).

Остальные три - сознание своей виновности: «лукавый попутал», «и закаемся вперед жаловаться», «не гпевись только», «не погуби». Во всех трех репликах одно и то же обращение: «Антон Антонович».

Просторечносгь языку купцов придают такие, слова, как «закаемся», «хошь».

Униженное положение купцов, лишившихся надежды получить какую-то помощь, оттеняется сопровождающей три реплики авторской ремаркой («кланяясь» - два раза, «кланяются в ноги»).

Таким образом, через поведение и речь купцов мы знакомимся с их положением в городе, их взаимоотношениями с городничим, их культурой.

В обеих сценах купцы унижаются то перед Хлестаковым, в котором видят начальника, то перед городничим. Но во второй сцене выступают и другие типичные черты купцов: они с малолетства обманывают народ, надувают казну, кичатся своим купеческим званием. Узнаем мы и о том, что купцы вступают в сделку с самим же городничим, который помогает им «сплутовать»: купец «строил мост и написал дерева на двадцать тысяч, тогда как его и на сто рублей не было», т. е. делал то, за что -следовало бы «спровадить в Сибирь».

Так, в «Ревизоре» Гоголь показал, что купцы не только терпят притеснения от городничего, но отличаются и хищничеством, и плутовством, и страстью к наживе.

ТРЕТЬЯ ТЕМА. Анализ образов мещанок (слесарши и унтер-офицерши)

Образы двух мещанок (слесарши и унтер-офицерши) интереснее всего раскрыть через сопоставление их речи по следующему плану.

1. Выражение в речи персонажей почтительности и уважения к высокой особе:

Слесарша:

«милости прошу», «отец мой», «отец наш».

Унтер-офицерша:

«милости прошу», «батюшка», «отец мой».

2. Формулирование цели прихода:

Слесарша:

«на городничего челом бью».

Унтер-офицерша:

"на городничего...пришла"

3. Изложение жалобы:

Слесарша:

подробно излагает жалобу «Мужу-то моему приказал забрить лоб в солдаты, и очередь-то на нас не припадала, да и по закону нельзя: он женатый», рассказывает историю дела (о сыне портного-пьянчужки, о сыне купчихи Пантелеевой).

Унтер-офицерша:

говорит кратко "высек", потом объясняет: "Бабы-то наши задрались на рынке, а полиция не подоспела, да и схвати меня, да так отрапортовали"

4. В чем просьба?

Слесарша: говорит кратко: «высек», потом объясняет: «Бабы-то наши за дрались на рынке, а полиция не подоспела, да и схвати меня Да так отрапортовали».

У слесарши нет четко выраженной просьбы, она излагает лишь претензии, жалобу на городничего, сцену, когда ее прерывает на полуслове Хлестаков и «выпроваживает», она заканчивает словами- «Не позабудь, отец наш! Будь милостив!»

Унтер-офицерша:

Конкретная просьба: «за ошибку-то повели ему заплатить штрафт».

5. Особенности речи:

Слесарша: а) Бранные слова в адрес городничего:

Слесарша:

«мошенник» (6 раз): «подлец».

Унтер-офицерша:

(Этого нет.)

б) Проклятия в адрес городничего и пожелания зла:

Слесарша:

«Пошли ему бог всякое зло, чтоб ни детям его, ни ему..., ни дядьям., ни теткам его ни в чем никакого прибытку не было», «и тетке всякая пакость» и т д.

Унтер-офицерша:

(Этого нет.)

в) Попытка дословно передать речь Городничего:

Слесарша:

«На что,- говорит,- тебе муж? он уж тебе не годится». «Он,- говорит,- вор хоть он теперь и не украл, да все равно,- говорит,- он украдет» и т. д.

Унтер-офицерша:

(Этого нет.)

г) Лексическое своеобразие

Слесарша:

«забрить лоб в солдаты», «очередь - тона нас не припадала «околел», «поперхнулся», «пьянюжка» - просторечные слова и выражения,

Унтер-офицерша:

«задрались», «не подоспела», «отрапортовали» - слова военного лексикона Неверная форма слов «штрафт», «неча».

Речь двух мещанок представляет замечательные образцы их индивидуализации средствами языковой характеристики. Каждая из них появляется в одном лишь явлении и произносит несколько реплик (по 6 реплик). Но как рельефно обрисованы характеры!

С одной стороны, многословная, бранчливая, шумная, грубая, одновременно крайне неконкретная в выражении своих мыслей, своей просьбы слесарит; с другой стороны, более скромная, тихая, сдержанная, менее говорливая, конкретно выражающая свои мысли унтер-офицерша.

Рассмотрение двух речевых стилей, несомненно, поможет лучше понять мастерство Гоголя индивидуализировать речь даже эпизодических персонажей.

Загрузка...
Top