Повторяем орфографию причастие подвергающийся путешествующий. Повторение орфографии и пунктуации
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: повторение орфограммы правописание Н и НН в причастиях, правописание суффиксов причастий и повторение пунктограммы «Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом; развитие мышления и внимания.

ХОД УРОКА

1. Разминка

Исправить ошибки в смысле высказывания, найти причастие, объяснить правописание суффикса, объяснить пунктограмму. (Слайд 2)

Человек, не закаляющийся с детских лет, всегда бодр и здоров.

2. Повторение теоретических сведений о причастии (слайды 3-11)

3. Индивидуальная работа – 2 ученика у доски.

Вставить пропущенные буквы, доказать их постановку.

Думающий –
Рисующий –
Управляемый –

Бегающий –
Желтеющий –
Умножаемый –

4. Цифровой диктант с проверкой

А) (Слайды 12-15)

Вывод ученика о правописании суффиксов причастий -ущ- -ющ-
-ащ- -ящ-

Б) (Слайды 16-18)

ом- -ем- -им-

Проверка.

ом- -ем- -им-

Вывод ученика о правописании суффиксов -ом- -ем- -им-

5. Лингвистическая разминка

Учитель называет причастия. Если действительное, ученики должны подпрыгнуть. Если страдательное, ученики наклоняются вперёд.

Управляемый самолёт
Стелющиеся травы
Построенное здание
Изображённый чертёж
Дремлющие пассажиры
Тающий снег.

6. Рассказ ученицы об образовании причастий в английском языке

Распознавание предложений с причастиями.

Проверка.

7. Безошибочный диктант (слайды 19-25).

Рассказ предварительно подготовленного ученика о Мавсоле, Пифее и Сатире.

Редактирование текста.

Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием. Знаменитая гробница Мавсола, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием, находилась в Малой Азии.
Мавсол, не доверяющийся персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победил Пифей и Сатир. Мавсол, не доверяющий персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победил Пифей и Сатир. Особое внимание привлекала окруженная усыпальница 39 колоннами.
Особое внимание привлекала усыпальница, окруженная 39 колоннами .

8. Орфографический разбор причастий

Из вредных советов Г.Остера выписать причастия, объяснить правописание.

1) Кошка, дёрнутая за хвост, пророчит исцарапанные уши.
2) Незавязанные шнурки – предвестники разбитого носа.
3) Мокрые ноги и хлюпающий нос предвещают тихую и спокойную жизнь в постели.
4) Отлупивший девочку – дурак.
5) Заглянувшему в школу откроется бездна знаний.
6) Наказанного – простят.
7) Кусок мыла, съеденный перед обедом, надолго отбивает аппетит.
8) Долгие вечерние крики мамы, зовущей вас домой, – к мелким неприятностям.

9. Тестовая работа (по вариантам).

10. Подведение итогов урока

Н- и -НН- в причастиях.
Правописание суффиксов -ущ-, -ющ-, -ащ-, ящ-, -ом-, -ем-, -им-.
Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

11. Домашнее задание

По выбору:

– сочинение-миниатюра «Зачем нужно изучать причастие?»
– материал для графического диктанта, «Третий лишний».

7 класс

  1. И вдруг я увидел звезды скрытые до этого густыми ветвями деревьев. ____________________________________________________________
  2. Самая короткая дорога ведущая к мосту шла вдоль старого пастбища. ____________________________________________________________
  3. На засеянном по весне поле появились первые всходы. _____________________________________________________________
  4. На окне все еще лежала забытая утром книга. ______________________________________________________________

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН:
Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитками в виде лошади(4)ой головы.

  1. 1, 2, 3

3. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я:

  1. Люб..щие разговаривать, пассажиры дремл..т
  2. Стро..щийся дом, иголки кол..тся
  3. Крас..щие вещества, травы стел..тся
  4. Пен..щиеся волны, соседи разбуд..т

4. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква И:

  1. Дыш..т полной грудью, встрет..вшиеся на вокзале друзья
  2. Подвига..шься к выходу, на умира..щую лампаду
  3. Та..щий снег, постро..ное здание
  4. Выслуш..нные посетители, стел..щиеся травы

5. В каком ряду в обоих случаях пишется НН:

  1. Подсуше..ое бельё, стари..ые вещи
  2. Не выуче..ы уроки, связа..ый свитер
  3. Нечая..ый взгляд, кури..ый бульон
  4. Ути..ая охота, кова..ая лошадь

Тестовая работа по теме «Причастие»

7 класс

1. Расставьте в предложениях с причастными оборотами знаки препинания, докажите их постановку, составьте схему.

  1. Из-за ворот визгливо залаяла проснувшаяся от шума соседская собачонка. ________________________________________________________________
  2. От травы скошенной утром шел пряный запах. ________________________________________________________________
  3. И лишь увядшие цветы напоминали о лете. ________________________________________________________________

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН:

В доме, построе(1)ом на краю стари(2)ого села, слышался смех балова(3)ых детей.

1. 1.
2. 1, 2, 3
3. 2, 3

3. В каком ряду в обоих случаях пишется буква Ю:

  1. Ненавид..щие войну, мы не испорт..м
  2. Мягко стел..щий, разделяя..щий людей
  3. Та..ть на солнце, та..вший на солнце лёд
  4. Движ..мый ветром, окно занавеш..но

Цели урока:

  • образовательная: повторить правописание суффиксов действительных и страдательных причастий; правописание «не» с причастием; закрепить умения и навыки правильно расставлять знаки препинания при причастном обороте;
  • воспитательная: выработать навыки взаимодействия в группе;
  • развивающая: развивать речь, словарный запас, орфографическую зоркость учащихся.

Оборудование: памятки для учащихся о правилах групповой работы, орфографические словари, учебники.

Ход урока

Технологическая карта урока

В классе сформированы 4 группы. Каждая группа получает свою тему:

  1. Причастный оборот.
  2. «Не» с причастием.

I. Стадия вызова.

Прежде чем приступить к выполнению заданий, ребята знакомятся с памятками, лежащими на партах:

  1. Общайся в группе с любым партнером или партнерами.
  2. Работай активно, серьезно относясь к порученному заданию.
  3. Будь вежлив и доброжелателен к партнерам.
  4. Помни: ты отвечаешь не только за свои успехи, но и за успехи своих товарищей.

Урок требует специального оборудования. Парты расставлены таким образом, чтобы за ними могли работать 4 группы по 4-5 человек, чтобы никто из учеников не сидел спиной к доске.

II. Стадия осмысления. Стратегия «Зигзаг».

Каждый участник в группе выполняет свою роль: лидер – тот, кто руководит обсуждением, дает слово членам группы высказать свое мнение по очереди; фиксатор – тот, кто записывает идеи; иллюстратор –тот, кто записывает незнакомые слова, проводит словарную работу; репортер – тот, кто излагает классу.

Каждая группа получает свое учебное задание, которое состоит из 4 частей.

Этап 1.

Учебное задание №1

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени.

Часть I.

Правила правописания суффиксов действительных причастий настоящего времени.

Упражнение. Спишите, вставляя пропущенные суффиксы действительных причастий настоящего времени-ущ-, -ющ-, -аш-, -ящ-; выделите суффиксы и проставьте ударения.

  1. Сраж…щийся взвод, хлоп…ая хозяйка, трепещ…ий листок, волну…ая новость, стел…ийся туман, пряч…ийся ребенок, та…ий снег, кача…ийся паром, хлещ…ие брызги.
  2. Готов…ийся к экзамену студент, пил…ие дрова ребята, стро…ееся здание, кле…ие игрушки дети, тяжело дыш…ий бегун, слыш…ийся издали голос, верт…ийся на ветру флюгер.

Часть 2.

Правописание суффиксов действительных причастий прошедшего времени.

Упражнение. Спишите, образуя от глаголов действительные причастия прошедшего времени. Обозначьте суффиксы в причастиях. Составьте 4-5 словосочетаний, затем предложения.

  1. Играл – игравший; писать, выполнять, работать, показать, показаться, остаться.
  2. Бросил – бросивший; написать, выполнить, ответить, трудиться, добиться, занять, явиться, скрыться.
  3. Зарос – заросший; промокнуть, замерзнуть, погибнуть, спасти, нести, спастись, нестись.
  4. Идти – шедший; прийти, подойти, пройти, уйти, войти, выйти, найти.

Часть 3.

Образование действительных причастий. Согласование причастия с определяемым словом. Место зависимого слова.

Упражнение. Замените предложения сочетаниями «Существительное + действительное причастие» (настоящего и прошедшего времени) с зависимым словом.

Запомните: зависимое слово при причастии ставится в том же падеже, в котором оно стоит при глаголе.

Образец:

Девочка ухаживает за цветами

Девочка, ухаживающая за цветами.

  1. Летчик управляет самолетом.
  2. Знатный строитель руководить бригадой каменщиков.
  3. Рабочие Мирного добывают алмазы.
  4. Ученые наблюдали за полетом космического корабля.
  5. Члены кружка проводили опыты по физике.

Часть 4.

Правописание падежных окончаний действительных причастий.

Упражнение. Просклоняйте словосочетания «Действительное причастие настоящего и прошедшего времени + существительное». Составьте 4-5 предложений (по выбору).

Победившая группа, соревнующийся отряд, развевающееся знамя, борющиеся спортсмены.

Учебное задание №2

Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.

Выполнить данное задание. Обменяйтесь результатами своей работы с другими членами группы.

Часть 1.

Правила правописания суффиксов страдательных причастий настоящего времени.

Упражнение. Спишите, вставляя пропущенные гласные в суффиксы страдательных причастий настоящего времени -ем- (-ом-), -им-; выделите суффиксы и проставьте ударения.

  1. Волну…мый, контролиру…мый, поддержива...мый, забыва…мый, реша…мый, изменя…мый, оценива…мый, прислушива…мый, вед…мый, нес…мый.
  2. Цен…мый, хран…мый, сравн…мый, замен…мый, слыш…мый, вид…мый, завис…ый, движ…мый, слыш…мый.

Часть 2.

Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени.

Упражнение. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени и запишите. Обозначьте суффиксы причастий.

Составьте 4-5 словосочетаний, затем предложения.

Запомните: при помощи суффикса -нн- причастия образуются только от глаголов на -ать(-ять).

  1. Вызвать – вызванный; послать, указать, собрать.
  2. Посеять – посеянный; засеять, потерять, обстрелять.
  3. Настроить – настроенный; получить, проверить, просмотреть, выполнить.
  4. Застеклить – застекленный; привезти, привести, испечь.
  5. Одеть – одетый; застегнуть, забыть, закрыть, разбить.

Часть 3.

Образование действительных или страдательных причастий. Согласование причастия с определяемым словом.

Упражнение. Спишите, образуя от глаголов действительные или страдательные причастия и согласуя их с определенными сущесвительными. Перескажите содержание отрывка «В музее П.И. Чайковского».

В домике (стоять) на окраине Клина, расположен музей Чайковского. Здесь хранятся личные вещи композитора, бережно (охранять) работниками музея. Материалы, (собрать) в музее, говорят об огромной напряженной работе Чайковского. Экскурсанты, (посещать) музей, слушают здесь бессмертную музыку Чайковского. Оперы, (создать) великим композитором, знают и любят во всем мире. (А. Васильев).

Часть 4.

Полные и краткие страдательные причастия. Согласование кратких страдательных причастий с существительными.

Упражнение. Запишите полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, образуя от данных глаголов. Обозначьте суффиксы. Составьте 4-5 предложений.

Запомните: в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква н.

  1. Создать – созданный – создан – создана; придумать, написать, потерять.
  2. Выполнит – выполненный – выполнен – выполнена; составить, отметить, построить.
  3. Изобразить – изображенный – изображен – изображена; принести, изменить, осветить.
  4. Подчеркнуть – подчеркнутый – подчеркнуть – подчеркнута; открыть, принять.

Учебное задание 3

Вспомните образование причастного оборота и правила расстановки знаков препинания при нем. Выполните данное задание. Обменяйтесь результатами своей работы с другими членами группы.

Часть 1.

Упражнение. Прочитайте, распространяя выделенные подлежащие причастными оборотами. Для образования причастного оборота используйте слова из предложений, данных в скобках. Составьте связный текст и озаглавьте его. Подчеркните в причастиях суффиксы. Подумайте, какое это причастие.

Образец: Рабочие увидели медведя. (Они рубят лес) – Рабочие, рубящие лес, увидели медведя.

  1. Рабочие увидели медведицу. (Они строят дорогу).
  2. Вскоре появился и медвеженок. (Он беззаботно переваливается с боку на бок).
  3. Медведица скрылась. (Она была испугана криками).
  4. Медвежонок вскарабкался на дерево. (Он почувствовал опасность).

Часть 2.

Упражнение. Спишите текст «Горки Ленинские». Расставьте запятые в предложениях с причастным оборотом. Объясните расстановку знаков препинания.

Село Горки находящееся на высоком берегу реки Пахры знают трудящиеся всего мира. Здесь Дом – музей В.И. Ленина. Дом – музей посещают люди приезжающие со всех концов Советского Союза. В комнатах музея хранятся экспонаты рассказывающие о жизни и деятельности В.И. Ленина. В столовой на столе покрытом клеенкой стоят самовар и посуда. За этим столом собиралась семья Ульяновых. Прямо дверь ведущая в кабинет Владимира Ильича. Посетители видят лежащие на столе книги Горького и Джека Лондона.

С волнением осматривают люди места связанные с жизнью великого вождя.

Часть 3.

Упражнение. Вставьте окончания причастий, согласуя причастия с определяемыми словами. Определите род, число, падеж причастий. Объясните расстановку знаков препинания. Обозначьте суффиксы в причастиях.

  1. Я получил письмо от друга живущ… в городе.
  2. Их отряд взял шефство над малышами поступивш… в этом году в первый класс.
  3. В первой комнате собраны экспонаты отражающ… жизнь якутского народа.
  4. В школе состоялась встреча с гостями приехавш… из разных городов республики.

Часть 4.

Упражнение. Запишите предложения, вставляя причастный оборот в трех вариантах:

  1. Чтобы было две запятых.
  2. Чтобы было одна запятая.
  3. Чтобы не было запятой.

Обозначьте суффиксы в причастиях. Определите, какое это причастие (действительное или страдательное).

Образец: собака, встретившая нас, залилась громким лаем. Громким лаем залилась собака, встретившая нас. Встретившая нас собака залилась громким лаем.

  1. Дорогу занесло снегом (ведущую к избушке).
  2. В избушке было холодно (стоявшей под горой).
  3. Дочь лесника увидела небольшого лосенка (собиравшая землянику).

Учебное задание 4

Вспомните правописание «не» с частями речи: с существительным, прилагательным, глаголом, причастием.

Выполните данное задание. Обменяйтесь результатами своей работы с другими членами группы.

Часть 1.

Упражнение. Спишите, раскрывая скобки. Объясните правописание «не» с частями речи. Составьте 4-5 предложений.

  1. Говорить (не)правду, увидеть (не)ряху.
  2. (Не)правдивый рассказ, (не)ряшливый вид.
  3. (Не)знать ничего, (не)навидеть ложь.
  4. (не)выполненная работа, (не)доумевающий взгляд.

Часть 2.

Упражнение. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните суффиксы причастий. Объясните правописание «не» с причастием. Составьте 4-5 предложений.

  1. (Не)прочитанная, а просмотренная книга.
  2. (Не)вызубренные, а осознанные знания.
  3. (Не)законченное, а начатое сочинение.
  4. (Не)отравленная, а забытая телеграмма.

Часть 3.

Упражнение. Подберите к данным словосочетаниям зависимые слова. Обозначьте суффиксы причастий. Объясните правописание. Составьте предложения.

  1. Непрочитанная книга, невыполненная работа, нескошенная трава.
  2. Неисследованный край, непостроенный дом, неопубликованный очерк.
  3. Ненаписанное сочинение, незаконченное задание, нераспечатанное письмо.

Слова для справок: мною, вчера, осенью, учеными, еще, бригадой, в газете, дома, вовремя, в срок.

Часть 4.

Упражнение. Просклоняйте следующие словосочетания: неосвещенная дача, несобранный урожай, незаконченное представление. Обозначьте суффиксы в причастиях. Составьте 6 предложений.

Полные страдательные причастия с «не» переделайте в краткие. Объясните правописание «не» с кратким страдательным причастием.

Этап 2.

После того как в группах закончили задание, приглашаются эксперты. Каждая экспертная группа получает правильные ответы. Эксперты отвечают на вопросы: Что такое причастие? Как образуются действительные и страдательные причастия? Для чего нужно знать спряжение глаголов? Как правильно выделять на письме причастный оборот? Как правильно писать «не» с причастием?

Задание для экспертной группы 1

  1. Как нужно отличать причастие от глагола?
  1. Правильно определите вид глагола. Помните, что причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида.
  2. Чтобы образовать причастия настоящего времени, надо сначала найти форму 3 лица множественного числа:

Слышать – слышат – слышащий;
Видеть – видят – видящий;
(от глаголов II спряжения)

  1. Образуйте от возвратных глаголов причастия. Помните, что от глаголов на «-ся» образуются также возвратные причастия, имеющие частицу «-ся».

Задание для экспертной группы 2

  1. Определите, что обозначает страдательное причастие? Чем отличается от действительного?
  2. Образуйте страдательные причастия настоящего времени с помощью суффикса: «ем» (от глаголов I спряжения); «им» (от глаголов II спряжения).
  3. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени с помощью суффиксов «-нн-», «-енн-», «-т-».
  4. Образуйте краткую форму страдательных причастий. Помните, что в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква «н».

Задание для экспертной группы 3

Запомните порядок выделения причастног оборота:

  1. Найдите в предложении прчастие.
  2. Найдите слова, которые зависят от него.
  3. Определите, где стоит слово, к которому относится причастие.
  4. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, поставьте запятую.
  5. Если предложение продолжается после причастного оборота, поставьте еще вторую запятую.

Задание для экспертной группы 4

Правописание «не» с причастием.

1. Пиши «не» с причастием слитно, если:

  • «Не» является приставкой (непрочитанная книга);
  • Причастие без «не» не употребляется (неодумевающий взгляд).

2. Пиши «не» с причастием раздельно, если:

  • Есть противопоставление (не прочитанная, а просмотренная книга);
  • Есть зависимое слово (не прочитанная мною книга);
  • Краткое страдательное причастие (книга не прочитана).

Этап 3.

Эксперты возвращаются в рабочие группы и обучают остальных членов группы, исправляя ошибки в выполненных заданиях.

Этап 4.

Групповая отчетность.

Каждая группа готовит презентацию своего материала. Выступающие рассказывают о том, над какой темой работали, какое задание выполнили, к какому выводу пришли, что они хотели бы пожелать другим командам.

III. На стадии рефлексии учащиеся должны составить сводную таблицу по теме «Причастие».

Сводная таблица примерно может быть такой:

Действительные Страдательные Причастный оборот «Не» с причастием
Настоящее время Прошедшее время Настоящее время Прошедшее время Слитно Раздельно
1. –ущ-

Пишут - пишущ ий.

2. Читают–читающ ий.

Слышать – слышащ ий.

Видят – видящ ий.

1. -вш-

Прочитал – прочитавш ий

2. нес – несш ий

1. –ем–

Уважаем ый

2. –им

руководим ый

1. -нн-

Прочитанн ый

2. -енн-

Увиденн ый

забыт ый

Книга, прочитанная мною, очень интересная.

Очень интересная книга, прочитанная мною.

Прочитанная мною книга очень интересная

Не-приставка.

Непрочитанная книга.

Не-часть корня.

Недоумевающий взгляд.

Есть противопоставление.

Не прочитанная, а просмотренная книга.

Есть зависимость.

Не прочитанная дома книга.

Прчастие краткое.

Книга не прочитана.

Обучение в сотрудничестве на уроке имеет много преимуществ перед традиционными уроками: каждый ученик в группе работает активно, повышается его ответственность перед товарищами, учащиеся работают сообща, помогая друг другу. Подобная совместная учебно – познавательная деятельность эффективна именно на обобщающих уроках, где ученики имеют возможность применить полученные знания и умения на практике.

Использованная литература:

  1. С.В. Столбунова. «Как построить нетрадиционный урок русского языка», М. Педуниверситет «Первое сентября», 2006 г.
  2. Проблема современного литературного образования, Якутск, 2005 г.
  3. А.Д. Семенова. «Современное функционирование этнопедагогики в технологии обучения и воспитания саморазвивающейся гармоничной личности», Якутск, 2005 г.

Страница 5 из 11

Упражнение 201 (187). Копченая рыба - закопченная рыба, ломаная линия - переломанная рука, плетеная корзина - заплетенная коса, путаное объяснение -- запутанная дорога, глаженое белье - выглаженное белье, крученые нитки - накрученные волосы. Н пишется в отглагольных прилагательных, нн пишется в причастиях, имеющих зависимые слова.
Упражнение 202 (188). Жечь - жженые спички - жженные детьми спички; ковать - кованый металл - подкованная лошадь; золотить -- золоченое изделие - золоченное мастером изделие; плести - плетеная корзина - плетенная девочкой корзина; не красить - некрашеный забор - не крашенный перед домом забор; кипятить - кипяченая вода - кипяченная в чайнике вода; сушить - сушеные фрукты - сушенные для продажи фрукты; грузить - груженая мебель - груженная рабочими мебель. Кипяченная в чайнике вода была теперь пригодна для питья. На продажу были выставлены золоченые изделия разных мастеров. Изделия из кованого металла пользуются сейчас большой популярностью. Кто не любит сушеные фрукты!
Упражнение 203 (189). 1. В незнакомых местах следует пить только кипяченую (прилагательное) воду. Опасно пить некипяченую (прилагательное) воду. В кипяченной (причастие) вчера воде появляется гораздо больше бактерий, чем в сырой. Надо пить только свежую прокипяченную (причастие) воду. 2. Печеный (прилагательное) картофель очень вкусен. Испеченная (причастие) в духовке картошка очень аппетитна. Но нет ничего вкуснее печенной (причастие) в золе картофелины. 3. Мороженые (прилагательное) фрукты и ягоды не утрачиваю! свой аромат. Замороженные (причастие) фрукты и ягоды сохраняют также все витамины. Мороженные (причастие) в специальной установке фрукты и ягоды можно использовать даже весной. Конечно, немороженые (прилагательное) фрукты и ягоды вкуснее. Ничего - 1 орфограмма: правописание не и ни в отрицательных местоимениях и наречиях в зависимости от значения и ударения). Ничего - нечего. Замороженн Витамины. В данном предложении слово витамины означает органические вещества, необходимые для нормапьной деятельности организма. В предложении употреблено в прямом значении. Омонимов, синонимов и антонимов не имеет. Образовано от латинского «vita» - жизнь. Общеупотребительное, входит в активный словарный запас. Употребляется во всех стилях речи. Опасно - о-пас-но - 3 слога о[а] - гласный, безударный; п[п] - согласный, твердый, глухой, парный; а[а] - гласный, ударный; с[с] - согласный, твердый, глухой, парный; н[н] - согласный, твердый, звонкий, непарный; о[а] - гласный, безударный. 6 букв, 6 звуков. бпаснф Опасно - наречиё, так как: 1. Обозначает признак действия 2. Опасно, качественное наречие. 3. Опасно -- обстоятельство образа действия. Пить (как?) одасдо
Упражнение 204 (190). 1. Я открывал глаза и видел южное утро нового дня, солнце, бьющее в щели крашеных (прилагательное) деревянных (исключение) ставней, приделанных (причастие) к окнам не снаружи дома, а внутри, как все ставни в нашем городе. 2. Обнаружилось, что я уже вырос из своего матросского костюмчика с золочеными (прилагательное) дутыми пуговицами. 3. Вызолоченный (причастие) таким образом, слегка влажный, но восхитительно, зеркально светящийся золотой орех откладывался в сторону.
Упражнение 205 (191). Именительный падеж: Неустановившаяся погода Родительный падеж: Неустановившейся погоды Дательный падеж: Неустановившейся погоде Винительный падеж: Неустановившуюся погоду Творительный падеж: Неустановившейся погодой Предложный падеж: О неустановившейся погоде: Именительный падеж: Предполагаемое событие Родительный падеж: Предполагаемого события Дательный падеж: Предполагаемому событию Винительный падеж: Предполагаемое событие Творительный падеж: Предполагаемым событием Предложный падеж: О предполагаемом событии
Упражнение 206 (н). Устно.
Упражнение 207 (193). Ответ в учебнике. Прилагательные Причастия Образованные образованные полные краткие от существи от причастий тельных подлинный нестриженый подготовленная выучены серебряное ломаная созданный закончена истинный мороженые сломанный не проведено оловянный некрашеный сожжённое бесценный кипячёная согласованное каменный несломанный юный повторённое
Упражнение 209 (195). Созданный - создан, создана, создано, созданы; установ-ленный - установлен, установлена, установлено, установлены; исключённый - исключён, исключено, исключено, исключень/. Созданный, установленный, исключённый, собранный, приведённый, повторённый, подведённый, произнесённый, рассечённый, унесённый, изменённый, наклонённый, изобретённый, облегчённый.
Упражнение 210 (196). Устно. Повторим изученное в разделе «Причастие»
Упражнение 211 (197). Я видел, как стирают женщины, погружая распухшие от горячей воды руки в оседающую с тихим шелестом мыльную пену, как, согнувшись на деревянных мостках, выдвинутых в реку или пруд, полощут белье, отмытое от всех пя ген и въевшейся в ткань грязи. Распухшие - действительное, полное причастие, так как: 1. Обозначает признак предмета по действию. 2. Начальная форма - распухший; от глагола распухнуть; совершенного вида, прошедшего времени, невозвратное, в винительном падеже, во множественном числе. 3. В предложении является определением. Оседающую - действительное, полное причастие, так как: 1. Обозначает признак предмета по действию. 2. Начальная форма - оседающий", от глагола оседать", несовершенного вид, настоящего времени, невозвратное, женского рода, в винительном падеже, в единственном числе. 3. В предложении является определением. Выдвинутых - страдательное, полное причастие, так как: 1. Обозначает признак предмета по действию. 2. Начальная форма - выдвинутый; от глагола выдвинуть; совершенного вида, прошедшего времени, невозвратное, в родительном падеже, во множественном числе. 3. В предложении является определением. Отмытое - страдательное, полное причастие, так как: 1. Обозначает признак предмета по действию. 2. Начальная форма - отмытый", от глагола отмыть; совершенного вида, прошедшего времени, невозвратное, в винительном падеже, во единственном числе. 3. В предложении является определением. Въевшейся - действительное, полное причастие, так как: 1. Обозначает признак предмета по действию. 2. Начальная форма - въевшийся; от глагола въесться; совершенного вида, прошедшего времени, возвратное, женского рода, в родительном падеже, в единственном числе. 3. В предложении является определением.
Упражнение 212 (198). Говорить -"говор^и^ - foiopflfm) соЙбщ^гь - собби!а^ош|и^ - соббиЙ?нй|ый| -~сЗббц$^ ыи соббаЙЙш^и^; зЗяшИЬъП - зЗяшЙЬбвдгё - зЗявйФ^ый - зЭя^- - рЗяв1тяЙц)|и^; .шЛсгазЕлват^ - ,вь?6каЗ?н&ющий1 - .вы1- бка^ш^ем|ы!й - .выбка^аш!)- |Вы?ка%йи)ый; |Щ>ейгЬт} - .из1 ‘рёкбюший -дзрё^ем ый -доре^в^ий -, иЗрё^щ ий|;, ведать.
Упражнение 213 (199). Резкий паровозный свисток оборвал встревоженные мысли, поднял Мишку на ноги, вытолкнул из будки в мокрую шуршащую траву и, слепнувшего от вспыхивающих молний, повел на маленькую станцию.
Упражнение 214 (200). Причастие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию. Причастия делятся на действительные и страдательные. Действительные причастия обозначают признак, создаваемый действием самого предмета. Действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов -ущ-(-ющ-) или -ащ-(-ящ). Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов -вш- или -ш-. Страдательные причастия обозначают признак, который создается у одного предмета действием, другого лица или предмета. Страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов -ом-{-ем-) или -им-. Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов -нн-, -т-, -енн-. Причастным оборотом называется причастие с зависимыми от него словами. На письме причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятыми, а в устной речи - интонационно.
Упражнение 215 (201). Президиум, президент, звонящий, могущий, дьлцащий, умерший, преобладающий, причастие, причастный, микрокалькулятор, баржа, прибывшие, суверенный, государство, созданный, переданное, сессия, делегат, восстание, прогресс, занят - занята - занято - заняты, термин, повторенный, повторш, повторишь, документ, резолюция, постановление.
Упражнение 216 (202). 1. Вяжущий (вязать - I спряжение), господствующий (господствовать - I спряжение), видящий (видеть - II спряжение), борющийся (бороться - I спряжение), слышащий (слышать - II спряжение), действующий (действовать - I спряжение), ненавидящий (ненавидеть - II спряжение). 2. Видимый, воображаемый, выполняемый, выпускаемый, мыслимый, исследуемый, называемый, зависимый. 3. Изученный (изучить), исписанный (исписать), исполненный (исполнить), найденный (найти), наказанный (наказать), обиженный (обидеть), подготовленный (подготовить), задуманный (задумать). 4. Искаженный, исключенный, погруженный, измельченный, изображенный, приглушенный, сожженный, окруженный. 5. Несделанная работа, работа не сделана (краткое причастие), не сделанная вовремя работа (зависимое слово); ненакрытый стол, не накрытый скатертью стол (зависимое слово), стол не накрыт (краткое причастие); ненаписанное сочинение; не изучаемый в школе предмет (зависимое слово); не исследованное до сих пор явление (зависимое слово); незажженная лампа; не расставленные на полках книги (зависимое слово); ничем не укрепленный берег (зависимое слово).
Упражнение 217 (203). Плывущий, колющий, ждущий, поющий, греющий. Слышащий, горящий, дышащий, держащий, зависящий. Подгоняемый, уносимый, успокаиваемый, молимый, выполняемый. Выпавший, несший, шедший, падший, ведший. Озаренный, невиданный, забытый, укрытый, посеребренный, убаюканный.
Упражнение 218 (204). Просторная новая терраса дачи была ярко освещена лампой и четырьмя канделябрами, [расставленными на длинном чайном столе|. Июльский вечер быстро темнел. Старый липовый сад, \густо обступивший со всех сторон дачу\. потонул в теплом мраке. Только листья сирени, \в упор освещаемые лампой|. резко и странно выступали из темноты, неподвижные, гладкие, блестящие, |точно вырезанные из зеленой жести|. Несмотря на раздвинутые полотняные занавески, свечи горели ровным немигающим пламенем. Было душно и чувствовалось, что в нагретом воздухе медленно надвигается ночная гроза. Пахло медом, цветущей липой. фсвещена - 2 орфограммы - правописание приставок. Приставки а нет; безударная гласная в корне. Проверочное слово: свет. Канделябры. В данном предложении слово канделябры употреблено в значении подсвечники для нескольких свечей. В предложении употреблено в прямом значении. Омонимов, синонимов и антонимов не имеет. Общеупотребительное, входит в активный словарный запас. Употребляется во всех стилях речи.
Упражнение 219 (205). Этот дворец спрятан как сокровище. При виде его голубых куполов, изящных башен, венчающих широкие стены или, как стрелы, устремлявшихся ввысь, его террас, господствовавших над окрестностями, тонких шпилей, колеблемых ветром, скрещенных полумесяцев, высеченных над колоннадами, можно подумать, что находишься в восточном царстве, если бы почерневшие стены, поросшие мхом или покрытые завесой плюща, не изобличали дождливого климата.
Упражнение 220 (206). 1. Лопасти колеса, опускающиеся в воду, загребают ее, как весла. 2. Культиватор, острыми ножами вспахивающий землю, выпалывает сорняки. 3. Трактор, со специальным ковшом собиравший опавшие листья и сухие ветки, загружал их в машину.
Упражнение 221 (207). 1. Слово автобиография по своему составу является сложным, имеющим три греческих корня. 2. Первый корень - авто-, означающий «сам». 3. Второй корень - -био-, имеющий значение «жизнь». 4. Последний корень - -графи- происходит от греческого слова графо, обозначающего «пишу». 5. Слово автобиография не употребляется с местоимениями своя и моя, являющимися излишними, тавтологическими по отношению к первому корню. Тавтологический. Слово тавтологический в данном предложении употреблено в значении повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла и потому лишнее. В предложении употреблено в прямом значении. Омонимов, синонимов и антонимов не имеет. Общеупотребительное, входит в активный словарный запас. Употребляется во всех стилях речи.
Упражнение 222 (208). Ответ в учебнике.
Упражнение 223 (209). Ответ в учебнике.
Упражнение 224 (н). Устно.
Упражнение 225 (210). Ответ в учебнике.
Упражнение 226 (211). Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооруженный знанием, - непобедим!
Упражнение 227 (212). Ответ в учебнике.
Упражнение 228 (213). Тип речи - повествование с элементами описания; стиль речи - художественный. Невиданном; бившего в осеннюю, заржавленную землю через прорывы бешеных туч; отлитую из чистейшей меди; зажженные по сторонам дороги; поваленных ветром; поджатой; настороженными; ошеломляющую. Словарный диктант на тему «проверяемые безударные гласные в корне». Стремительная, гроза, золотой, осени, осеннюю, огня, косые, лучи, проносились, дали, домоткаными, холстами, лились, леса, короткие, чистейшей, пламенели, дрожали, сторонам, стеной, дождя, лисица, настороженными, совпадали, казалось, невиданное. ДЕЕПРИЧАСТИЕ Понятие о деепричастии (§ 141)
Упражнение 229 (214). Слова, обозначающие основные действия, являются в предложениях сказуемыми, а слова, обозначающие добавочные действия, являются в предложениях обстоятельствами. Упражнения 230 (215). 1. Схватив котелок, Димка помчался за водой (cxeannui, помчался). 2. Спускаясь по тропинке, Димка вдруг остановился (спускался, остановгшся). 3. Он [Димка] пополз, спотыкаясь о разбросанные остатки кирпичей (поползти, спотыкался). 4. У берегов вода тихонько играла, перекатываясь через мелкое каменистое дно (играла, перекатывалась). В предложениях как основные представлены действия, выраженные глаголом, как добавочные представлены действия, выраженные деепричастием.
Упражнение 231 (216). Ученик вошел в комнату и закрыл за собой дверь. Ученик, войдя в комнату, закрыл за собой дверь. Ученик вошел в комнату, закрыв за собой дверь. Основное действие обозначают слова, выраженные глаголом, добавочное действие обозначают слова, выраженные деепричастием.
Упражнение 232 (217). Он [Метелица] привязал лошадь и, хватаясь (что делая? глагол хвататься) за рыхлые, осыпающиеся под руками края сруба, взобрался на угол, рискуя (что делая? глагол рисковать) провалиться в темную дыру. Приподнявшись (что сделав? глагол приподняться) на цепких полусогнутых ногах, стоял он минут десять не шелохнувшись (что сделав? глагол шелохнуться), зорко вглядываясь (что делая? глагол вглядываться) и вслушиваясь (что делая? глагол вслушиваться) в ночь.
Упражнение 233 (218). I. Обновляет (как?) торжествуя; плетется (почему?) снег почуяв. 2. Скатился (когда?)проворчав; спят (как?) закутавшись. Пусть сосны и ели всю зиму торчат, в сн?га и мотели заку тавшись, спят.
Упражнение 234 (219). Устно.
Упражнение 234 (с). Деепричастие + существительное X Деепричастие + местоимение X Наречие + деепричастие Не терпя возражений Нисколько не думая Сильно недоумевая Неистовствуя от досады Не здороваясь ни с кем Страшно негодуя Ненавидя ложь Недомогая с утра
Упражнение 235 (220). Устно.
Упражнение 236 (221). Журча, еще бежит за мельницу ручей. Деепричастие зависит в предложении от сказуемого бежит, и их взаимосвязь показана на схеме бежит (как?) журча. Деепричастие журча обозначает действие подлежащего ручей.
Упражнение 237 (222). Ответ в учебнике.
Упражнение 238 (223). Двигаясь: 1. Образовано от глагола двигаться. 2. Имеет суффикс -я-. 3. Обозначает добавочное действие. 4. Относится к глаголу-сказуемому начинает кружить. 5. Отвечает на вопрос что делая?. 6. В предложении является обстоятельством. Подумав: 1. Образовано от глагола подумать. 2. Имеет суффикс -в-. 1. Обозначает добавочное действие. 2. Относится к глаголу-сказуемому повернул. 3. Отвечает на вопрос что сделав?. 4. В предложении является обстоятельством Разыскивая: 1. Образовано от глагола разыскать. 2. Имеет суффикс -я-. 1. Обозначает добавочное действие. 2. Относится к глаголу-сказуемому шли. 3. Отвечает на вопрос что делая? 4. В предложении является обстоятельством.
Упражнение 239 (224). 1. Знание помогает человеку идти вперед, делая его сильным, вооружая для борьбы с трудностями и опасностями. 2. Народные сказки помогают простым людям жить, внушая им надежду на лучшее будущее, веру в справедливость. 3. Много прекрасных песен создал русский народ. Их поют во всех уголках нашей большой страны. (В данном случае этого сделать нельзя, так как песни не могут петь сами себя, то есть от слова песни нельзя задать вопрос что делая? что сделав? к глаголу петь). Признаки глагола и наречия у деепричастия (§ 142)
Упражнение 240 (225). Возвратные деепричастия^ Невозвратные деепричастия Соревнуясь Комментируя1 П ре дстав ившись Поразив Состязаюсь Препятствуя Рассчитавшись Пропагандируя Восторгаюсь Постановив Поздоровавшись Призрев Что делая? Что сделав? Соревнуясь Представившись Комментируя Поразив Состязаясь Рассчитавшись Препятствуя Поздоровавшись Восторгаясь Постановив Пропагандируя Призрев
Упражнение 241 (226). Рассказать о путешествии - рассказав о путешествии; позвонить Марии - позвонив Марии; подъехать к батарее - подъехав к батарее; возвращаться из Третьяковской галереи - возвращаясь из Третьяковской галереи; прибыть из армии - прибыв из армии; не обратиться ни к кому - не обратившись ни к кому; заметить кое - что - заметив кое - что; быстро повернуться - быстро повернувшись; мало - помалу разгораясь - мало - помалу разгораться.
Упражнение 242 (227). Деепри частие Глагол, от которого оно образовано Возвратность Вид Чем распро странено высунув шись высунуться возвратный совершен ный осторожно, из-за ветвей указывая указывать невозвратный несовер шенный на дно оврага
Упражнение 243 (228). | Сил ь_но_опРлкцув_щись|, спортсмен легко преодолел планку. Признаки наречия у деепричастия: неизменяемость, в предложении является обстоятельством.
Упражнение 244 (229). Баскетболист (что сделал? глагол) подпрыгнул; подпрыгнувший (что сделавший? какой? причастие) баскетболист; подпрыгнув (что сделав? деепричастие), баскетболист. Подпрыгнул - глагол, так как: 1. Обозначает действие предмета. 2. Начальная форма - подпрыгнуть; невозвратный, непереходный, совершенного вида, I спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, единственном числе, мужском роде. 3. В предложении является сказуемым. Подпрыгнувший - причастие, так как: 1. Обозначает признак предмета по действию. 2. Начальная форма - подпрыгнувший, образовано от глагола подпрыгнуть, совершенного вида, прошедшего времени, невозвратное, в мужском роде, именительном падеже, единственном числе. 3. В предложении является определением. Подпрыгнув - деепричастие, так как: 1. Обозначает добавочное действие и отвечает на вопрос что сделав? 2. Образовано от глагола подпрыгнуть, совершенного вида. 3. В предложении является обстоятельством.
Упражнение 245 (230). Причастия Деепричастия восстановлен н^я восстанавливая опечаливш|йй|ся опечалившись добивш|ий]ся встретив встретившей! демонстрируя демонстрировавши продемонстрировав развевавшееся (флаг) добившись преобладавши исследовав комментируя прокомментировав
Упражнение 246 (231). 1. Выигравшие подачу, волейболисты приободрились. 2. Ударивший по мячу, игрок быстро отбежал от сетки. 3. Спортсмен, выставивший руки вперед, ждал подачу. 4. Капитан команды, удачно разьправший комбинацию, был доволен.
Упражнение 247 (232). Причастия и деепричастия образуются от глаголов. Они обозначают признак предмета по действию и добавочное действие. Причастия сочетают в себе признаки глаголов и имен прилагательных, а деепричастия - глаголов и наречий. Деепричастия изменяются только по времени и соответственно по виду, возвратности, причастия же изменяются по временам, падежам, видам, родам, числу, возвратности. Причастия в предложении, как правило, являются определениями, деепричастия - обстоятельствами.
Упражнение 248 (233). 1. Не_зная броду, не суйся в воду. 2. Не_накормив лошадь, далеко не уедешь. 3. Не продавай шкуры, не_убив медведя. 4. Говорить не_думая - что стрелять не_целясь. 5. Не_развязав мешок, не узнаешь, что в нем. 6. «Отчего никто не любит?» -недоумевает волк. Правописание не с деепричастиями и глаголами подчиняется одному правилу: не пишется с этими частями речи отдельно, за исключением тех случаев, когда слово без не не употребляется.
Упражнение 249 (н). 1. Кто-то бросил корку прямо на тротуар, не подумав о прохожих, а жертвой его неряшливости стал ни в чём не повинный человек. 2. Серёжка бежал по улице, не помня себя и не зная, куда он бежит. 3. Не вытащив невода, рыбою не хвались. 4. Невзирая на разруху, дважды в день серые гармоники под подоконником наливались жаром... 5. Не учась и лаптя не сплетешь. Деепричастный оборот (§ 143)
Упражнение 250 (235). I. Вьется речка небольшая, средь полей и рощ петляя. 2. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит. 3.Тишину вспугнув тревожную в чутко дремлющем бору, бродят лоси осторожные, гложут горькую кору.









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • Систематизировать основные признаки причастия и деепричастия на основе сопоставления морфологического разбора и повторить орфограммы и пунктограммы, которые, проходят по этим темам;
  • Повторить основные элементы анализа текста;
  • Воспитать бережное отношение к природе и любовь к Родине.

Задачи:

  • Повторить основные признаки причастия и деепричастия на основе морфологического разбора.
  • Совершенствовать навык определения границ причастного и деепричастного оборотов.
  • Повторить орфограммы и пунктограммы причастия и деепричастия.
  • Активировать речевую и мыслительную деятельность на основе сопоставления двух текстов.
  • Продолжить формировать навык последовательного анализа текста.
  • Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
  • Активизировать познавательную активность, используя игровые приемы, индивидуальные и групповые формы работы.

ХОД УРОКА

I. Этап: организационный

Цель: подготовить учащихся к восприятию темы, создавая доброжелательную эмоциональную атмосферу.

Посмотрите на тему сегодняшнего урока. Можно ли повторить на одном уроке все орфограммы русского языка?

В бескрайнем океане орфограмм и пунктограмм нужно выбрать определенный курс. Мы ограничимся двумя частями речи. Ответ может подсказать знакомая пословица. “Ласковое дитя двух маток сосёт”. С какими частями речи ее можно применить? Почему?

II. Этап: ввод в игру

Цель: познакомить с условиями игры.

Мы отправляемся в плавание. Принимают участие 5 экипажей. У каждого экипажа свой капитан. Но готовность к работе укажет флажок. За отличные знания получает компас, за хорошие - парус.

III. Этап:

Цель: повторить признаки причастия и деепричастия на основе сопоставления. Необходимо проверить вашу готовность к путешествию. Поэтому первая задача: повторить основные признаки причастий и деепричастий. В этом нам поможет ваше домашнее задание.

Контроль: сверьте разборы слов (разбор на доске).

Кто выполнил работу верно? Что отличает причастия и деепричастия?

IV. Этап:

Цель: повторить обособление причастного и деепричастного оборотов; развивать логическое мышление, используя последовательное восстановление предложений в тексте.

Продолжаем наше плавание. Плыть по течению нам поможет текст. В любом плавании нужно быть готовым к непогоде, к бурям, шторму. Вот беда! Ветер развеял, перепутал предложения из текста. Ваша вторая задача: восстановить текст, пронумеровать предложения, расставить знаки препинания. Всё это надо выполнить за 3 минуты. Кто быстрее выполнит задание, поднимает флажок.

Задание на столе в почтовом конверте. Время пошло.

Чтение текста. Это отрывок из произведения Соколова-Микитова:

“Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлён необычайным и ёще не виданным мною чудесным зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся на север с далёкого юга, стала кружить над разливом. Я видел освещённые зарёю распахнутые розоватые крылья, длинные вытянутые шеи, слышал их голоса. Ещё никогда не видел я такой чудесной, почти сказочной картины… Разумеется, я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне дивные пушкинские сказки”.

Теперь, куда укажет стрелка моего компаса, та команда и будет объяснять знаки препинания в этих предложениях. (Ученики объясняют постановку знаков препинания.)

V. Этап.

Цель: совершенствовать логическое мышление учащихся и умение анализировать текст.

Вы, как народ бывалый, знаете, как разбирается текст и в какой последовательности анализируется. Ваша третья задача – по цепочке задать вопросы (экипаж экипажу) к этому тексту. Давайте вспомним эту цепочку. (Учащиеся задают друг другу вопросы (Тема – тип – стиль – основная мысль – докажите, что это текст).) Время обсуждения 1 минута (каждый экипаж отвечает на свой вопрос). Затем акцентирую внимание на основной мысли.

Основная мысль: Какое слово нарушает гармонию этой сказочной картины? (Ружье). Что обозначает слово гармония ?

Работа со словарём: чтение значения слова из словаря Ожегова.

Вывод: красота не позволила человеку нарушить гармонию природы. Поэтому к природе надо относиться бережно и любить Родину.

А теперь подумайте над заглавием отрывка (учащиеся придумывают заглавие).

VI. Этап.

Цель: повторить сложные случаи пунктуации в предложениях с причастием и деепричастием.

Итог: с заданием справились, знаки препинания расставили.

Но при постановке знаков препинания в предложения с причастным и деепричастным оборотом встречаются разные подводные камни, рифы. Чтобы не столкнуться с ними, нужно знать: чем отличается обособление причастных и деепричастных оборотов? Каких случаев обособления деепричастия нет в этом тексте? (Одиночное деепричастие).

А бывает такой случай, когда деепричастие не обособляется?... (- если входит во фразеологический оборот).

Вы сегодня работаете усердно, старательно, энергично (замените лексическое значение слов: усердно, старательно, энергично – фразеологическим оборотом)… “- засучив рукава”.

К счастью что никто из вас ничего не делал кое-как… “- спустя рукава”.

Учащиеся самостоятельно составляют и записывают по два предложения с деепричастиями в составе фразеологического оборота.

Будет ли обособляться здесь деепричастие?... “- устойчивые обороты не обособляются”.

Контроль (обратная связь).

Итак, что вы скажете о знаках препинания в предложениях с деепричастными оборотами?

VII. Этап: следующий этап нашего плавания – самостоятельная работа.

Цель: повторить расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами, осложнив конструкцию предложения деепричастными оборотами; проверить умение учащихся выделять границы деепричастных оборотов.

А теперь испытание более сложное. Работаем с перфокартой. На доске ключ к шифру. Предложения, с которыми вы будете работать, осложнены однородными членами. Некоторые из них выражены деепричастным оборотом. Если вы правильно расставите знаки препинания, то у вас смогут получиться такие ответы. Время выполнения – 2 минуты.

  • I вариант работает по карточкам.
  • II вариант – задание на доске.

Работу выполняете самостоятельно на перфокарте.

Выполненные работы сдать капитану, капитан сдаёт их мне.

Задание к самостоятельной работе. II вариант

  1. Гребцы бросили вёсла и поставив парус сами сели на дно шлюпки
  2. Они ушли весело переговариваясь и радостно кивая мне головами.
  3. Матросы улыбаются поглядывая на молодую женщину и уступают ей дорогу.
  4. Он постоял немного вслушиваясь в темноту и улыбнувшись про себя зашагал ещё быстрее.
  1. и, -.-.-,
  2. ,-.-.- и -.-
  3. , -.-.- , и
  4. , -.-.- , и, -.-.- ,

VIII. Этап.

Цель: повторить орфограммы причастия и деепричастия, определить уровень ЗУН по данной теме.

На горизонте я вижу мель. Чтобы обойти её, нужно вам проявить орфографическую зоркость. Проведём аукцион орфограмм. Необходимо вспомнить орфограммы по теме.

Перед вами предметы, без которых в море не обойтись. На них вы найдете шифровку. Ваша четвертая задача: распределить слова по видам орфограмм, в таблице. Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание. Работайте в экипажах. Время выполнения 7 минут. Время пошло.

После выполнения распределительного диктанта, учащиеся поочередно объясняют написание орфограмм, приводя примеры из диктанта.

А какие подводные камни есть в нашем диктанте? Учащиеся находят примеры слов с орфограммами по теме из текста.

IX. Этап: итоги урока.

Цель: определить уровень усвоения теоретического материала, системы понятий изучаемых тем; сформировать учебно-познавательную деятельность; выявить типичные ошибки, недостатки в ЗУН учащихся.

Думаю, что пора бросить якорь и сделать вывод:

  • Что мы сегодня повторили?
  • Что было самым трудным?
  • Что было интересным?...

Ответы учащихся.

X. Этап: домашнее задание.

Цель: создать проблемную ситуацию; научить учащихся на основе сопоставления двух точек зрения делать самостоятельный выбор, обосновывая его; воспитать бережное отношение к природе.

Сегодня на уроке нам приходилось сравнивать, сопоставлять, делать выбор и ваше домашнее задание тоже будет построено на сопоставлении двух текстов. С одним вы работали на уроке, а другой тоже хорошо знаете. Это стихотворение Н. Заболоцкого “Журавли”. Давайте послушаем стихотворение (чтение стихотворения учащимися). Есть повод для сравнения? Похож ли текст по типу на предыдущий? (повествовательный с элементами описания). Какое описывается событие? Что случилось? (убили журавля). Убили не просто журавля, разрушили гармонию природы.

Творческое домашнее задание: так вот, дома постарайтесь написать мини-сочинение на тему: “Какие мысли и чувства вызывает у вас текст Н. Заболоцкого “Журавли” и текст И. Соколова-Микитова”? Запись темы на доске.

Я думаю, что в своем сочинении вы найдёте причастные и деепричастные обороты и все изученные орфограммы, а главное проблему, над которой необходимо задуматься каждому человеку.

XI. Этап.

Цель: оценить результаты уровня усвоения учащимися теоретического материала. Все прекрасно справились с заданием. С вами было приятно путешествовать.

Контроль: кто получил компасы? Показывают – получают пять. Кто получил паруса? Показывают – получают четыре. Благодарю всех за старание и усердие.

Результаты:

На уроке создана благоприятная эмоциональная атмосфера, за счет использования эмоционально-насыщенного материала, учебно-познавательных игр.

У учащихся сформированы элементарные навыки и умения применения их на практике: на уроке закрепились и углубились понятия о причастии и деепричастии как самостоятельных частях речи, освоены основные признаки этих частей речи на основе их сопоставления; сформирован навык опознавания орфограмм; совершенствовались умения учащихся конструировать предложения с причастным и деепричастным оборотами; рассмотрены сложные случаи их употребления.

Итоги:

  • Из 21 учащегося по работе с перфокартой: 10- получили “5”, 6 – “4”, 5 – “3”.
  • Распределительный диктант: 9 учащихся – получили “5”, 6 – “4”, 6 – “3”.
  • Сочинение: 6 учащихся получили – “5”, 8 – “4”, 7 – “3”.
Загрузка...
Top