Учение святых отцов о тричастности, или трёх силах, души. Сила души

«Душа тричастна и созерцается в трех силах: мыслительной, раздражительной и желательной» (Св. Григория Палама).

«Трем силам души мы должны давать движение правильное, сообразное с их естеством и согласное с намерением создавшего их Бога. Именно: силу раздражительную надобно подвигать против внешнего нашего человека и против змия сатаны. «Гневайтеся, сказано, и не согрешайте» (Пс. 4, 5). Это значит: гневайтеся на грех, то есть на самих себя и на Диавола, чтобы не согрешить против Бога. Силу желательную надо устремлять к Богу и добродетели, а мысленную поставим госпожою над обеими ими, чтобы с мудростью и благоразумием упорядочивала их, вразумляла, наказывала и начальствовала над ними, как царь начальствует над подданными. И тогда сущий в нас разум по Богу будет управлять ими (то есть когда будет господствовать над ними, а не им покоряться). Хотя страсти и восстают на разум, но мы не перестаем повелевать, чтобы разум правил ими» (Преп. Исихий, пресвитер Иерусалимский О трезвении и молитве).

«Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную увядь воздержанием, разумную окрыли молитвою, и свет ума никогда не помрачится в тебе» (Каллист и Игнатий Ксанфопулы, Наставление безмолвствующим).

«Каждое разумное естество, приведенное в бытие для получения божественного учения, особым образом из трех простых частей создано премудростью преславного Создателя: эти части суть желание (воля), раздражение (чувство) и разумение (ум). Необходимо знать, из чего составлена каждая из этих частей, получающая учение».

Те первые две части [воля и чувство] вместе называются деятельной частью души, а эта третья [ум] – божественным созерцанием, то есть, добрым употреблением той познающей части, которая есть мышление». (Преп. Исаак Сирин, О божественных тайнах и о духовной жизни, Беседа 19, П. 1)

«Душе свойственны три силы: способность познавательная, называемая разумом. Вторую силу души составляет та, которой гнев приписывается; это – сила животная сосед диких желаний. Третья сила это способность желательная» (Климент Александрийский, Педагог, КН.III, Гл. 1.)

«В душе встречаем три силы: ум, чувство, волю, или, как у святых отцов, силу рассудительную, раздражительную и пожелательную» (Святитель Феофан Затворник, Путь ко спасению)

«И когда они [силы] пребывают внутри сами с собой и блюдутся со вниманием и добрыми расположениями, тогда разумная сила здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определённо и властно силе желательной к каким вещам подобает ей склоняться желанием, какие любить, от каких отвращаться; раздражительная сила (сердце) стоит между ними двумя, как покорливый раб, готовый служить желаниям их, и всегда вспомоществует им» (Св. Симеон Новый Богослов, Творения Т. 2.Сл. 84)

«Один конь – благороден [ум], другой бесчинен [воля], третий кроток [сердце]. И если ослабишь бразды буйному [воле], он встаёт на дыбы, упрямится, приводит тебя в затруднение во время пути, кидаясь, сам не зная куда; он [воля] присоединяет к себе и среднего коня [сердце], убеждает его быть с ним заодно, а коня благородного [разум], как пленника, порабощает и увлекает против воли, хотя он и скорбит о совращении с пути. Но буйный конь [воля], бесчинно, с самым бессмысленным стремлением, неудержимо несясь вниз, как с крутизны нимало не смотрит вперёд, не останавливает своего бега, пока не вринется во врата адовы, погубив и себя, и тебя, несчастная душа! А если бы ты рассуждала сообразно со своей природой, ты с радостью бы предоставила весь путь благородному коню [разуму], который хорошо знает стезю, ведущую в горнее; ты и среднему коню [сердцу] строго бы внушила, чтобы он показывал свою рьяность, где только должно, и бежать заодно с конём умным; а коня бесчинного [волю] стала бы усмирять сильными бодцами [ударами шпор], ни на минуту не послабляя узды. Тогда путь твой был бы радостен, добропорядочен, спокоен, беспечален, исполнен надежды» (Св. Григорий Богослов, Творения. Т. 2. Упрёки неразумным стремлениям души. С. 117.)

Как видно из схемы, в повседневном или падшем состоянии души , три главные силы (ум, чувство, воля) находятся в «горизонтальном» состоянии, которое не синергийно божественному («вертикальному»), а закрыто от него. Кроме того, сами силы души в «горизонтальном» состоянии разделены между собой и не имеют триединства.

Таким образом, расслоение и «горизонтализация» трёх основных сил души (ум – чувство – воля) , является не чем иным, как результатом повреждения изначальной целомудренной природы человека с разделением сил ума, чувства и воли на отдельные составляющие с потерей координации (гармонии) между ними.

«Отцы уж давно присмотрелись и распределили все действия души на три разряда – мыслей, желаний и чувств, назвав каждый особой стороной души – мыслительной, желательной и чувствующей. Возьмем это разделение и начнем обозревать каждую сторону.» (Св. Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться, 12, С. 43)


Схема изменения состояния сил души после грехопадения с вертикального на горизонтальное

Девятеричная иерархия изменения состояний трёх сил души (ума, чувства, воли ) в зависимости от трёх основных состояний человеческого естества по св. Феофану Затворнику.

Данный закон девятерной иерархии впервые был сформулирован святителем Феофаном Затворником в его труде “Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии”.

«Не мудрено заметить, что внутри нас есть три рода действий: ум (мысли, представления, соображения); чувства (чувства всякого рода), воля (желания, склонности, предприятия. Но как в составе существа нашего нельзя не различать трех частей: тела, души и духа, то и те три рода действий являются в нас на трех степенях, или в трех состояниях, именно: телесном (животном), душевном и духовном.

Полагая теперь в основание каждому из сих кругу действий особую силу, мы должны сознать девятерную иерархию сил, во внутреннем нашем мире качествующих и действующих под прикрытием тела, этого грубого вещественно-стихийного состава, как и в природе девятерная иерархия вещественных сил действует под видимым нами грубым составом нашей планеты и как в мире невидимом, духовном есть девять чинов ангельских.» (Св. Феофан Затворник, “Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии”, XXV, c 233)

Суть этого духовно-психологического закона сводится к тому, что три силы души (ум, чувство, воля) через призму трёх состояний человеческого естества (телесное, душевное, духовное), преломляются девятью различными состояниями ума, чувства и воли.

  • Ум в телесном состоянии – эго рассудок,
  • Ум в душевном состоянии – нравственный разум,
  • Ум в духовном состоянии – духовный ум.
  • Чувство в телесном состоянии – эго-эмоции.
  • Чувство в душевном состоянии – нравственные чувства,
  • Чувство в духовном состоянии – духовные чувствования и переживания .
  • Воля в телесном состоянии – эго-желания,
  • Воля в душевном состоянии – нравственная воля,
  • Воля в духовном состоянии – духовное намерение.

Таким образом, для телесного состояния человека свойственны: эго рассудок, эго эмоции, эго желания.

Для душевного состояния свойственны: нравственный разум, нравственное чувство, нравственная воля.

Для духовного состояния свойственны: духовный ум, духовное переживание, духовное намерение.

Ещё одной заслугой святителя применительно к исследованию состояния сил души, можно считать расписывание 5-ти ярусной раскладки всех состояний человеческого естества в процессе обОжения с добавлением к трём известным состояниям (телесному, душевному, духовному) ещё двух переходных состояний (телесно-душевного и душевно-духовного ) :

«Видите, сколько у нас сторон или, лучше, степеней жизни! Есть сторона и степень жизни духовная, есть духовно-душевная, есть собственно душев­ная, есть душевно-телесная (кажется, я не оттенил ее как следует – сюда принадлежат наблюдения с воображением и памятью, желания из потребностей тела и чувства телесных состояний и впечатлений), есть телесная. Пять ярусов , но лицо человека одно, и это одно лицо живет то тою, то другою, то третьею жизнью и, судя по тому, какою жизнью живет, получает особый характер, отражающийся и в его воззрениях, и в его правилах, и в его чувствах, то есть оно бывает или духовным - с духовными воззрениями, правилами и чувствами, или душевным – с душевными понятиями, правилами и чувствами, или плотским – с плотскими мыслями, делами и чувствами.» Св. Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться, 12, С. 43)

По существу святитель Феофан сформулировал принцип изменения доминант в процессе обОжения:

– телесное состояние (страстная доминанта ) – потребительское эго мышление и мировоззрение (ветхий человек),
– телесно-душевное состояние (обращённая страстная доминанта ) – рациональное эго мышление и мировоззрение,
– душевное состояние (равновесие 50% на 50% ) – нравственно-ориентированное мышление и мировоззрение,
– душевно-духовное состояние (переходно-добродетельная доминанта ) – жертвенное мышление и мировоззрение,
– духовное состояние (добродетельная доминанта ) – духовное мышление и мировоззрение (новый человек).

«Всякий человек доходит иногда рассудком и знает, что ни с чем несообразно дело, какое желательно ему сделать, однако же, поелику имеет к тому любовь и не отрекается от любви, то уступает над собою победу. Сперва внутри сердца его бывают брань, борение, и равновесие, и склонение, и перевес то любви к Богу, то любви к миру.» (Преп. Макарий Египетский, Духовные беседы, Беседа 5, 8)

«Для какой-нибудь земной и плотской любви, которою человек связывает себя по собственной воле, уловляет его грех, делается для человека оковами, узами, тяжким бременем, которое потопляет и подавляет его в веке лукавом, не давая ему собраться с силами и возвратиться к Богу. Что возлюбил человек в мире, то и обременяет ум его, овладевает им и не позволяет ему собраться с силами. От этого зависит и равновесие, и склонение, и перевес порока; сим испытывается весь род человеческий, испытываются все христиане, живущие в городах, или в горах, или в обителях, или в полях, или в местах пустынных; потому что человек, уловляемый собственною своею волею, начинает любить что-нибудь; любовь его связывается чем-нибудь и не всецело уже устремлена к Богу.» (Преп. Макарий Египетский, Духовные беседы, Беседа 5, 9)

С точки зрения святоотеческой православной психологии это и есть духовно-душевная методология “совлечения” страстного и ветхого (телесного) эго человека для перехода к “новому” человеку и безстрастному (духовному).

Внутри нас находятся гораздо большие богатства, чем те, которые мы можем обрести на Земле. Там находится источник знаний, откуда берут начало все знания. Любовь, гораздо более сильная, дающая большее удовлетворение, чем та, которая существует во внешнем мире, ждет нас внутри с распростертыми объятиями. Наш стержень — это сила, дающая возможность преодолеть любой страх. При разобщенности отдельных личностей существует тесная связь и единство всей жизни. Внутри нас ждут блаженство и радость, дающие такое удовлетворение, что нам уже не нужны никакие интоксиканты, которые употребляют люди, чтобы быть счастливыми. Все эти дары находятся у нас внутри — в душе, сила которой проявлена.

Душа — это источник величайшей мудрости, любви и силы, но мы ничего не знаем о ее сокровищах, если позволяем ей попасть под власть ума, чувств и физического тела. Когда ум и тело обретают силу над душой, она забывает себя. Но душа, сила которой проявлена — это наша истинная природа, и сейчас наступило время возвысить ее с тем, чтобы мы могли воспользоваться дарами, которые обогатят всю нашу жизнь.

Есть два способа рассматривать себя с учетом существования души. Первый заключается в том, что мы рассматриваем себя, в основном, как тело и ум. Если мы видим себя именно таким образом, то говорим, что мы ум и тело, у которых есть душа. Во втором случае мы видим себя как душу. Если изменить угол зрения и идентифицировать себя с душой, мы говорим, что мы — душа, обладающая умом и телом. Определить, кем мы себя считаем — одна из целей при проявлении силы своей души через медитацию. Если мы считаем, что мы — ум и тело, то нас ждет путешествие в поисках души. Если мы понимаем, что мы — душа, которой приданы ум и тело для того, чтобы маневрировать в физическом мире, тогда цель в том, чтобы и далее проявлять силу души. Проявив силу души, мы восстановим ее естественный контроль над умом и чувствами.

Цель проявления этой силы в том, чтобы помочь себе вновь познакомиться с качествами души и определить направление движения. Сила души забыта. Ум, чувства, тело и притяжение физического мира заставили ее забыть о своей силе, и ее необходимо пробудить. Когда мы проявим силу души, ее мудрость, бессмертие, любовь, бесстрашие, ее соединенность со всем и вся, а также блаженство придадут нашей жизни новые измерения.

Многие люди живут и умирают, так и не узнав об истинной силе и потенциале души, о Боге, и о цели своего существования.
Поиск смысла и цели, духовный поиск — это то, что люди осуществляют индивидуально. Некоторые ищут ответа в рукописях, другие — в местах поклонении. Кое-кто оставляет свои религии и ищет ответа в других. Независимо от того, каким образом действует человек, то направление, по которому он идет, чтобы найти ответы на жизненные вопросы, известно как духовный путь. Именно духовный путь ведет к реализации внутреннего «я», к душе.

Многие люди проходят по жизни, так и не поняв, кто они такие, и ничего не зная о цели своего существования. В тяжелые времена и перед лицом смерти, они, возможно, размышляют над этими вопросами, но не доводят дело до конца, или вообще перестают этим интересоваться, как только тяжелые времена проходят. Однако те, у кого существует острое желание раскрыть тайны жизни, могут найти ответы на эти вопросы.

К счастью, в этом мире есть люди, завершившие свой духовный поиск, и они могут нас направить. Оглянувшись на историю, мы обнаружим, что в каждом поколении жили люди, познавшие себя как душу, люди, познавшие Бога. Часть их мудрости и опыта записана и существует, как часть истории; в некоторых случаях на основе их учений возникли религии. Другие реализовавшие себя души пришли и ушли, но о них ничего не известно, так как они не стали основателями религии и не оставили после себя никаких записей. Некоторых из них мы знаем благодаря другим людям, написавшим о них. Одно ясно: эти реализовавшие себя души могут научить нас, как это сделать и нам. Если мы найдем такого человека, мы сможем узнать, как познать свою душу и ее свойства. Истинные знания приходят, когда мы все видим сами, когда получаем собственный опыт. Можно читать то, что пишут другие, или слушать, что они говорят, но мы не можем быть полностью удовлетворены, пока не получим свой собственный опыт. Эта книга затрагивает два аспекта духовных знаний, которые могут помочь познать собственную душу: теоретические знания и личные, или практические знания. Теоретическая часть состоит из того, что другие, познавшие себя люди, говорили о душе (например, о ее качествах — мудрости, бессмертии, бесстрашии, любви, соединенности со всем и вся, и блаженства). Личная, или практическая сторона — это техника, которой я научился у полностью реализовавшей себя личности. Я хотел бы рассказать об этой технике с тем, чтобы помочь и другим реализовать свои души самостоятельно.

Что касается теоретической стороны, то сравнительное изучение религий показывает, что все они говорят об одном: мы не просто физическое тело, но также душа, или дух, внутри этого тела. Именно душа дает нам жизнь. Когда душа в теле — мы физически живы. Когда душа покидает тело в момент смерти, тело перестает существовать. Тело распадается, но душа, пребывающая в нем — бессмертна. Душа продолжает существовать и после физической смерти.

Мы знаем о своем физическом теле, так как мы видим и ощущаем его, слышим звуки, которые оно издает. Но где находится душа, и что это такое? Как о ней узнать? Каковы ее характеристики и качества? Эта книга дает возможность выполнить две задачи: теоретически понять, что такое истинное «я» как душа, и проявить ее силу, чтобы верно направить свою жизнь.

С самого начала нам следует определить терминологию, с тем, чтобы не было путаницы при использовании слов. Термин «душа» употребляется для обозначения нашей истинной сущности, или духовной стороны — той нашей части, которая продолжает жизнь и при наступлении смерти физического тела. Душа существует независимо от того, есть ли у нее тело и ум или нет. Когда она приходит в этот мир, ей придается тело и ум. Как люди, мы, таким образом, «души, которым придано тело», или души с телом и умом. Термины «мы» и «нас» относятся к нам, как к людям, или имеющим тела душам. Процесс поиска души — это «проникновение внутрь», когда мы пытаемся обнаружить внутри себя душу. Когда, наконец, мы ее находим и идентифицируем себя с ней, как со своей истинной сущностью, тогда о душе говорят, что «сила ее проявлена», что она познала себя и знает, что она наша истинная сущность и сила, направляющая тело и ум.

Некоторые из нас, возможно, проводят свою жизнь в поисках знаний во внешнем мире. Вряд ли мы знаем, что ответы на все вопросы, вся вселенская мудрость находятся у нас внутри. Вселенская мудрость — это синоним состояния всесознания. Некоторые замечают, что временами в нашу жизнь входят страх и беспокойство, безнадежность и депрессия; однако, у нас внутри существует источник бесстрашия, который может помочь преодолеть все внутренние проблемы. Мы боимся смерти и ухода тех, кого мы любим; но мы не понимаем, что у нас есть вечность. Мы стремимся к любви и ищем ее во многих местах, а внутри нас живет любовь, которая не зависит ни от каких условий, и она ждет нас с распростертыми объятиями. Мы ощущаем одиночество и разобщенность в этом мире, однако внутри существует место, где есть единство и соединенность, и если мы достигнем этого места, то наши отношения с другими, с природой и со всей жизнью значительно улучшатся.

Истинная радость не столь недостижима, как нам кажется. Мы можем найти продолжительное счастье, если будем искать в нужном месте. Внутри нас пребывает безграничная сила и энергия проявленной души. Ее богатейшие качества включают мудрость, бесстрашие, бессмертие, любовь вне всяких условий, соединенность и блаженство. Если мы проникнем внутрь и соединимся с душой, обретя ее силу, то это обогатит и изменит всю нашу жизнь.

Мы ничего не знаем об этих внутренних дарах, поскольку мы блокированы и не можем к ним подключиться. Как же избавиться от того, что нам мешает? Что нам нужно для того, чтобы найти искомое?

Существуют простые техники, помогающие достичь богатств души. Не стоит искать по всему свету. Не надо путешествовать во внешнем космосе. Мы можем практиковать их у себя дома, со всеми удобствами.

Как только мы научимся подключаться к своим внутренним ресурсам, с нами произойдет значительная трансформация, которая обогатит все сферы жизни, личные взаимоотношения; улучшит физическое, умственное и эмоциональное здоровье, профессиональную деятельность; повлияет на духовный рост, поможет достижению цели жизни. Эта трансформация не только принесет мир и радость в нашу жизнь, но и весь мир сделает более гармоничным, наполнив его любовью.

Задача этой книги в том, чтобы дать нам средства, с помощью которых можно идентифицировать себя с душой (то есть познать, что ум и тело — это лишь внешние оболочки души, с их помощью она живет и работает в этом физическом мире) и проявить ее силу, чтобы дать верное направление своей жизни.

Предисловие

Дух и душа - это два полностью различных органа: первый принадлежит Богу, в то время как другой принадлежит человеку. Какими бы именами не называть их, они полностью отличны в сущности.

Ф. Б. Мейер когда-то сказал в собрании незадолго до своей смерти. Вот этот отрывок: "Удивительный факт, что никогда не было так много спиритизма вне церкви Христовой, как сегодня..., Разве не факт, что в более низкой части нашей человеческой природы возбуждение души весьма преобладает? В настоящее время атмосфера так заряжена всеми видами подделки, что Бог, кажется,призывает церковь прийти в более высокое место".


1. Скрытая сила души.

Что такое дух? Это то, что делает нас сознающими Бога и связанными с Богом. Что такое душа? Это то, что связано с нами непосредственно и дает нам самосознание. Что такое тело? Оно связывает нас с миром. Скоуфилд в своих коментариях к Библии, объясняет, что дух дает сознание Бога, душа дает нам самосознание, сознание мира дает нам тело. Лошадь и вол не ощущают Бога, потому что они не имеют духа. Они только ощущают себя. Тело дает нам сознаие мира, типа нашего наблюдения материальных объектов, ощущение горячего или холодного, и т.д. Вышеупомянутое относится к функциям духа, души и тела.

В нашем исследовании этим способом мы не излишне любопытны; мы только желаем знать то, что Бог фактически дал Адаму. "И Бог сказал: Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему..." (Быт.1:26). Слова "образ" и "подобие" могут казаться схожими по значению и могут поэтому показаться повторяющимися. Но в еврейском слово "образ" не указывает на физическое сходство, но означает моральное или духовное подобие. Некто пояснил это как: "преображение в подобие"; то есть "быть сообразованным подобию." Цель сотворения человека Богом - это преобразить человека в Его образ. Бог хотел, чтобы Адам был подобен Ему. Дьявол сказал: "будете как Бог." Но первоначальное намерение Бога состояло в том, что Адам должен быть преображен, чтобы стать подобным Ему. Из этого мы заключаем, что перед падением Адам имел в себе потенциал становиться подобным Богу. Он обладал скрытой способностью, которая делала возможным для него становиться подобным Богу. Он был уже подобен Ему внешне, но ему было назначено Богом стать подобным Ему нравственно (я использую слово "нравственно", чтобы указать, что это выше материального, то есть не просто указывает на хорошее поведение человека). Таким образом, мы показали, как много человечество потеряло через свое падение. Размер ущерба, вероятно, превосходит наше воображение.

Адам есть душа. Его дух и тело соединены в его душе. Та чудесная сила, которую мы только что упомянули, присутствует в душе Адама. Другими словами, живущая душа, которая является результатом соединения духа и тела, обладает невероятной сверхествественной силой. При падении, тем не менее, сила, которая отличала Адама от нас, была потеряна. Все же это не подразумевает, что больше нет такой силы; это только означает, что, хотя эта способность все еще в человеке, она тем не менее "заморожена" или приостановлена. Согласно Бытию 6, после падения, человек стал плотью. Плоть окутала все существо и поработила его. Человек был первоначально живой душой; теперь, пав, он становится плотью. Его душа, как предполагалось,должна была подчиниться управлению духа; теперь она подчинена власти плоти. Следовательно, Господь сказал: "Не всегда Мой Дух будет бороться с человеком, ибо он есть плоть" (Быт.6:3). Когда Бог здесь упомянул человека, Он назвал его плотью, поскольку в Его глазах, он был теперь именно таков. Следовательно, в Библии говорится, что "всякая плоть развратила путь свой на земле" (Быт.6:12); и еще "на плоть человека (имеется в виду святое миро помазания, представляющее прообраз Святого Духа) не изливай его" (Исх.30:32); и далее "делами закона неоправдается перед Ним никакая плоть" (Рим.3:20).

Почему я отмечаю это? В Откровении, 18 говорится о том, как будет в последние дни. Я указал в самом начале, как душа человека станет товаром в Вавилоне, как то, что может быть продано и куплено. Но почему с душой человека обращаются как с товаром? Потому, что сатана и его марионетка, Антихрист, желают использовать человеческую душу как инструмент для своих действий в конце этого века. Когда Адам пал в саду Едемском, сила оставила его. Но он не потерял эту силу совсем, она только теперь была похоронена внутри его. Он стал плотью и его плоть теперь сильно стеснила эту изумительную силу внутри него. Поколение следовало за поколением, так что в итоге эта исконная способность Адама стала "скрытой" силой в его потомках. Она превратилась в своего рода "скрытую" силу. Она не потеряна для человека, она просто связана плотью. Сегодня в каждом человеке, который живет на земле, скрывается эта Адамова сила, хотя она заключена в нем и не способна свободно выражаться. Все же такая сила находится в душе каждого человека также, как это было в душе Адама в начале. Так как сегодняшняя душа находится под осадой плоти, эта сила также как и дух заключена плотью. Работа дьявола в настоящее время состоит в том, чтобы возбудить душу человека и выпустить эту скрытую силу изнутри, как подделку духовной силы. Причина упоминания мною этого состоит в том, чтобы предупредить нас относительно особых отношений между душой человека и сатаной в последние дни.

Это происходит не только в Христианстве. Вавилоняне, Арабы, Буддисты, таоисты и Индусы все пытались их собственным способом выпустить силу, которую Адам оставил в нашей душе. В любой религии, используя разные средства или пути наставления, придерживаются общего принципа за всеми очевидными различиями. Этот общий принцип состоит в стремлении к внешней победе над плотью, чтобы освободить силу души от всех видов неволи для ее более свободного выражения. Некоторые уроки наставления, данные в этих религиях, направлены на разрушение преграды тела, некоторые на объединении тела и души, в то время как некоторые нацелены на укрепление души через учение, и таким образом на ее спсобность победить тело. Независимо от того, какие бывают пути, принцип позади них все тот же самый. Важно знать это, а иначе мы будем обмануты. Я не знаю, как люди информированы относительно изумительной энергии, бездействующей в душе человека, особождение которой, теперь связанной плотью, выразится явлением удивительной силы даже с достижением статуса "феи" или "Будды". Вероятно, все они информированы дьяволом, злым духом. Их разъяснения могут изменяться, однако основной принцип - тот же самый, то есть использование специальных средств, выпускающих силу души. Они не могут и не использовать тойже терминологии силы души, какая используется нами; но все же факт безошибочен. Например, в Буддизме и таоизме и даже в некоторых сектах Христианства, особая сверхествественная сила доступна каждому для исполнения чудес в исцелении болезней и в предсказании будущего.

Возьмем случай аскетических методов и дыхания в таоизме или даже самую простую форму абстрактной медитации: все они построены согласно одному принципу порабощения тела душе с целью освобождения силы последней. Неудивительно, что случается много чудес, которые мы не можем просто отклонить как суеверие. Буддизм был первоначально атеистическим. Гаутама Сидхарта был атеистом. В этом сошлось много ученых и критиков по учению Буддизма. Он верил в переселение души и также в нирвану. Не имею никакого намерения читать лекций по Буддизму; я только желаю показать почему и сколько чудес было в этой религии. В Буддизме есть учение о избегании мира. Те, кто принимают клятву Буддиста должны воздерживаться от брака и мяса. Они не должны убивать никаких животных. Через аскетические методы они могут в конечном счете достигать устранения всей пищи. Некоторые монахи высокой степени могут даже проникать в неизвестное прошлое и предсказывать будущее. Они делают много чудес волшебством Буддиста. Когда то, что они называют своей "сердечной кровью" течет, они способны предсказывать будущее. Привлечение всех этих различных способов воздержания и аскетических методов течет из одного единственного управляющего принципа: Буддист пытается сломать все физические и материальные оковы, чтобы высвободить свою силу души. Я знаю некоторых людей, моих сверстников, которые вступили в Клуб Единства. Их практикой и их товарищей по клубу является медитация и т.д. Они говорят мне, что каждая степень, в которую они вступают, имеет свою собственную величину света. Свет, который они чувствуют, следует за истиной, в которую они проникают. Я верю тому, что они говорят, поскольку они способны быть свободными от диктата тела и так высобождать силу, которой Адам обладал перед падением. В этом нет в действительности ничего экстраординарного.

Современная Церковь Христа наукологии, основанная госпожой Мэри Бейкер Эдди, отрицает существование болезни, боли, греха, и смерти (хотя Госпожа Едди уже умерла). Так как согласно ее учению нет ничего такого как болезнь, то всякий раз, когда кто-то заболевает, ему только нужно применять свой разум против любого признания боли и он будет исцелен. Это означает,что, если человек не верит в болезнь, то он не будет болеть. Также, если он не верит в грех, он не будет грешить. Тренируя волю человека, разум, и эмоции до абсолютного отрицания существования этих вещей, считая их как ложные и вводящие в заблуждение, он найдет их действительно несуществующими. Когда это учение было провозглашено, ему противостали многие. Врачи особенно выступали против него, поскольку, если бы это было истинно, то не было бы никакой нужды во врачах. Все же после их экспертизы исцеленных Христианской наукой, эти доктора были не способны объявить это ложным. Следовательно, все больше и больше людей верит этому; и даже многие известные ученые и врачи охвачены этим учением. Это нисколько не удивительно, тем не менее, так как есть резервуар огромной силы в душе, только ожидающей высвобождения из уз плоти.

Посмотрим теперь на это с научной точки зрения. Область психологии предприняла беспрецедентное исследование в этом веке. Что такое психология? Само это слово есть комбинация двух греческих слов: " psyche ", что означает душа и "logia", что означает говорить. Следовательно психология есть "наука о душе." Исследование, которым заняты современные ученые всего лишь исследование в части души нашего существа. Она ограничена этой частью, духа не касаются. Современная парапсихология началась с Франца Антона Месмера. Его первое открытие, сделанное в 1778, теперь известно как гипноз (гипноз практиковался самим Месмером). Его ученики превзошли его своими собственным открытиями, также как зеленый цвет, который извлечен из синего, превосходит синий. Некоторые из их экспериментов почти невероятны по результатам. Их метод не случайно состоит в том, чтобы освободить от уз ту скрытую силу в душе человека. Например, в ясновидении (сила видеть находящееся вне естественного диапазона человеческих чувств) или телепатии (общение, с научной точки зрения неизвестными или необъяснимыми средствами, такими как применение мистической силы), люди способны видеть или слышать или обонять вещи, находящиеся за тысячи миль от них. Говорят, что гипноз "является скалой, из которой были высечены все разумные науки."

До Месмера психическое исследование не было независимой отраслью науки; оно занимало только незначащее место в естествознании. Но из-за этих удивительных открытий оно стало отдельно стоящей системой. Я желаю привлечь ваше внимание не к изучению психологии, а к факту, что все эти удивительные явления получены через высобождение скрытой силы души человека, способности, которая была скрытой в человеке после падения. Почему она называется "скрытой" силой? Поскольку после падения Адама Бог не отнял у него этой "сверхествественной" силы, которой он когда-то обладал. Вместо этого, эта сила пала вместе с ним и стала заключенной в его теле. Сила была в нем; только она была невыраженной. Вот почему это скрытая сила. Феномены нашей человеческой жизни типа речи и мышления являются способностями, которые являются весьма замечательными; но скрытая сила, которая скрыта в человеке, также поразительна. И если бы эта сила была активизирована, то намного больше замечательных явлений проявилось в нашей жизни. Многие удивительные случаи, которые современные парапсихологи обнаруживают, никоим образом не связаны с их сверхествественным характером. Они просто доказывают, что скрытая сила души может быть высвобождена соответствующими средствами.

Список некоторых "открытий", которые были сделаны Месмером о элементарных знаниях таинственных сил, скрытых в человеческой оболочке, показывает, как удивительно это движение продвинулось и однажды человек обрел ключ. В 1784 году ученик Месмера открыл "ясновидение" как результат гипнотического сна и случайно пришел к "чтению мысли".

Телепатия, будучи общением между разумом и разумом средствами отличными от известных каналов чувств, позволяет человеку использовать его собственную психическую силу, чтобы установить мысль другого, не говоря ни слова. Гипноз, неврология и психометрия... и бесчисленные другие открытия следовали с годами. Теперь гипноз это искусственно вызванное подобное сну состояние, в котором индивидуум чрезвычайно восприимчив к внушениям гипнотизера. Не только человек, но даже и низшие животные могут также быть загипнотизированы. И психометрия является открытием в том, что разум может действовать вне человеческого тела и что "психометрически чувствительный" может читать прошлое как в открытой книге. Затем было открытие, называемое статуволизм, показывающее специфическое состояние, произведенное желанием, в котором субъект может "перебросить свой разум" в любое отдаленное место, смотреть, слушать, чувствовать, обонять и чувствовать вкус того, что происходит там. Затем пришло открытие называемое "патетизмом". Такразум может удалиться от сознания боли и исцелять болезни. В начале ученые только считали эти "открытия" как отрасли естествознания, но из-за умножения этих удивительных явлений, парапсихология скоро стала отдельной наукой. Для практикующих эту науку многие удивительные явления весьма естественны. Для нас верующих они даже более естественны, поскольку мы знаем, что они есть просто последствия высобождения скрытой силы души. Физиологи заявляют, что внутри человека существует огромная сила: сила самообладания, творческая сила, восстановительная сила, сила веры, сила оживления, сила возвращения к жизни. Все они могут быть высвобождены людьми. Одна книга по психологии даже идет намного дальше, заявляя, что все люди - боги, только, что этот бог заключен в тюрьму внутри у нас. Высвобождая бога изнутри, все мы становимся богами. Как подобны эти слова словам сатаны в Едеме!

Мы, наученные Богом, знаем, что эта способность - скрытая сила души человека, которая теперь связана в плоти через падение Адама. Эта сила пала с человеком так, чтобы по воле Божией она не могла использоваться в дальнейшем. Но воля сатаны в том, чтобы развить эту скрытую способность, чтобы дать почувствовать человеку, что он столь же богат как и Бог, как сатана и обещал. Таким образом человек начинает поклоняться себе, хотя косвенно это поклонение сатане. Следовательно сатана стоит за всеми этими исследованиями парапсихологии. Он использует все лучшее, чтобы извлечь скрытую энергию души для выполнения своей цели. По этой причине, все, кто развивают свою силу души, не могут избежать контакта и использования злым духом.

Эти удивительные явления в религии и науке - всего лишь проявление скрытой силы человека, которая в свою очередь используется злым духом. Они все следуют за одним общим правилом: прорваться через заслоны плоти и выпустить силу души. Различие между нами (Христианами) и ими находится в факте, что все наши чудеса выполнены Богом через Святого Духа. Сатана использует силу души человека, чтобы явить свою силу. Сила души человека - это рабочий инструмент сатаны, через который он совершает свой злой замысел. Бог же никогда не действует через силу души человека, поскольку она непригодна Ему. Когда мы возрождены заново, мы возрождены от Святого Духа. Бог действует Святым Духом и нашим обновленным духом. Он не имеет никакого желания использовать силу души. Начиная с падения Бог запретил человеку снова использовать его первоначальную силу души. По этой причине Бог, Иисус часто заявляет, как мы должны потерять нашу жизнь души, то есть нашу силу души. Бог желает, чтобы мы сегодня не использовали эту силу души вообще.

Мы не можем говорить, что все чудеса в мире ложны; мы должны подтвердить, что многие из них реальны. Но все эти явления произведены скрытой силой души после падения Адама. Как Христиане мы должны быть очень осторожны в этом последнем времени, чтобы не вызвать скрытую энергию души преднамеренно или невольно. Возвратимся снова к Священному Писанию в начале. Мы видим, что в конце веков специфическая работа, которую сатана и злые духи под его началом будут делать, состоит в торговле силой души человека. Цель состоит в том, чтобы просто наполнить этот мир скрытой силой души. Один корреспондент журнала «Победитель» сделал следующее сравнение: "силы psyche (душа) выстраиваются против сил pneuma (духа)." Все, кто имеют духовную проницательность и чувствительность, знают действительность этого заявления. Сила души мчится за нами подобно потоку. Используя науку (психологию и парапсихологию), религию, и даже неосведомленную церковь (в своем поиске чрезмерных сверхествественных проявлений и в ее неконтролировании сверхествественных даров согласно водительству Библии), сатана наполняет этот мир силой тьмы. Это всего лишь последняя и заключительная подготовка сатаны к появлению Антихриста. Те, кто по истине духовны (которые отклоняют силу души) ощущают как все вокруг них ускоряет оппозицию злых духов. Вся атмосфера так затемнена, что им трудно продвигаться. Однако, это также подготовка Божия к торжеству победителей.

Мы должны понять то, что такое сила души и что эта сила души может делать. Позвольте мне сказать, что перед возвращением Господним, вещи подобные этим весьма увеличатся, возможно даже больше, чем в сотни раз. Сатана совершит много удивительных вещей, используя эту силу души, чтобы обмануть Божиих избранных. Мы приближаемся ближе к времени великого отступления. "Времябыстро летит",- заметила миссис Пенн-Льюис. "Рука архиврага Божиего и человека находится на руле, и мир мчится к темному часу, когда на короткое время, сатана станет фактически "богом этого века", управляя миром через суперлюдей, чье появление не может задержаться."

Что такое сила души? Придя к Священному Писанию и под просвещением Святого Духа, верующие должны понять, что эта сила столь пагубная, что распространится по всем народам на земле и обратит весь мир в хаос. Сатана теперь использует эту силу души, чтобы подменить ею евангелие Божие и его силу. Он пытается ослепить человеческие сердца через чудеса силы души, чтобы они приняли бескровную религию. Он также использует открытия психических наук, чтобы бросить сомнение на ценность сверхъествественных случаев в Христианстве, заставляя людей считать последние аналогичными, и ни чем иным как только скрытой силой души. Он стремится заменить Христово спасение психической силой. Современная попытка заменять злые привычки и плохой характер гипнозом есть предшественник этой цели.

«Сила души против силы Духа - вот поле битвы сегодня. Тело Христа силой Святого Духа внутри себя, стремится ввысь. Атмосфера мира ожирела психическими потоками, за которыми сосредоточены воздушные противники. Единственная безопасность для дитя Божьего - это опытное знание жизни в союзе со Христом, в котором он живет в Боге выше ядовитого воздуха, в котором князь силы воздуха продолжает свою работу.

Моя надежда сегодня в том, чтобы помочь вам знать источник и действия скрытой силы души. Пусть Бог наставит нас фактом, что где есть сила души, там также есть злой дух. Мы не должны использовать силу, которая исходит от нас, мы должы использовать силу, которая исходит от Святого Духа. Будем особенно отрицать скрытую силу души, чтобы не пасть в руку сатаны. Ибо сила души через грех Адама уже подпадала под власть сатаны и стала его рабочим инструментом. Поэтому мы должны иметь великую осторожность против обмана сатаны.

Учение святых отцов о тричастности, или трёх силах, души

(Выписки из «Добротолюбия»)



Душа тричастна и созерцается в трех силах: мыслительной, раздражительной и желательной (святого Григория Паламы).

Трем силам души мы должны давать движение правильное, сообразное с их естеством и согласное с намерением создавшего их Бога. Именно: силу раздражительную надобно подвигать против внешнего нашего человека и против змия сатаны. «Гневайтеся, сказано, и не согрешайте» (Пс. 4, 5). Это значит: гневайтеся на грех, то есть на самих себя и на Диавола, чтобы не согрешить против Бога. Силу желательную надо устремлять к Богу и добродетели, а мысленную поставим госпожою над обеими ими, чтобы с мудростью и благоразумием упорядочивала их, вразумляла, наказывала и начальствовала над ними, как царь начальствует над подданными. И тогда сущий в нас разум по Богу будет управлять ими (то есть когда будет господствовать над ними, а не им покоряться). Хотя страсти и восстают на разум, но мы не перестаем повелевать, чтобы разум правил ими (Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского О трезвении и молитве).

Разумная душа действует сообразно с своим естеством, когда пожелательная ее часть стремится к добродетели, раздражительная подвизается за нее, а мыслительная прилежит созерцанию сущего.

Душа тричастна, по словам нашего мудрого учителя (святого Григория Нисского). Когда добродетель бывает в мыслительной части, тогда называется осмотрительностью, сметливостью и мудростью; когда бывает она в пожелательной части, тогда называется целомудрием, любовью и воздержанием; когда бывает в раздражительной части, тогда называется мужеством и терпением. Дело осмотрительности есть воевать с противными нам силами, добродетелям покровительствовать, а пороки гнать. Дело сметливости есть все, способствующее нашей цели, устроять достодолжно, а дело мудрости созерцать телесные и бестелесные твари по всем отношениям. Дело целомудрия есть бесстрастно смотреть на вещи, обыкновенно возбуждающие в нас неразумные мечты и желания; дело любви такою почти являть себя в отношении ко всякому лицу, носящему образ Божий, какою бывает она к Первообразу, хоть демоны покушаются иного унизить пред нами; дело воздержания с радостью отвергать все, услаждающее гортань. Дело терпения и мужества не бояться врагов и охотно переносить всякие неприятности (аввы Евагрия Главы о деятельной жизни).

Отцы сказали: «Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную увядь воздержанием, разумную окрыли молитвою, и свет ума никогда не помрачится в тебе. Гневу узда благовременное молчание; пожеланиям неразумным умеренная еда; неудержимости помыслов единомысленная молитва» (Каллиста и Игнатия Ксанфопулов Наставление безмолвствующим).

Все Божественные заповеди полагают законы для троечастности души и делают ее здравою посредством того, что повелевают. Кто строго следует им, у того сия троечастность соделывается истинно здравою. Но против этой же троечастности души день и ночь ведет войну и диавол. Если же сатана ведет войну против троечастности, ясно, что он воюет чрез то против заповедей Христовых, ибо Христос чрез заповеди облагает законом троечастность души, то есть раздражительную, пожелательную и мыслительную силы души. И смотри: угроза, что «гневающийся на брата своего всуе, повинен есть суду» (Мф. 5, 22) и следующие затем Его заповедания се врачевания раздражительной части. Эту заповедь и прочие, положенные вместе с нею, враг покушается низвратить внутри посредством помыслов любопрительства (склонности к словопрениям, спорливости), злопамятства и зависти. Знает этот противоборец (наш и Божий), что правитель раздражительной части есть сила мысленная. Почему в нее прежде и пускает стрелы посредством помыслов, подозрения, зависти, любопрения, сварливости, лукавства, тщеславия и склоняет мысленную силу сложить с себя свойственную ей власть и, отдав бразды самому раздражению, оставить его без всякого управления. Тогда раздражение, отбросив своего управителя, без удержи износит чрез уста в словах все, что прежде вложено было в сердце, что усокровиществовано было в нем дотоле посредством вражеских помыслов, при нерадении ума. (Затем сделано подобное описание брани в пожелательной и мысленной части души и в заключение говорится): Добре управляемая тричастность удерживает чувства от всего безместного. И тогда ум, пребывая в тишине, при управлении прочих сил по Божьему и при послушности их, удобно одерживает верх в мысленной брани. Когда же по невниманию допустит он прийти в смятение прочим силам, тогда, будучи преодолеваем прилогами лукавого, преступает он Божественные заповеди. За преступлением же заповедей всячески следует или соответственное покаяние, или мука в будущем веке (Преподобного Филофея Синайского 40 глав о трезвении).

Загрузка...
Top