«Профессиональная этика журналиста. Профессиональный долг как этическая категория журналиста Что будем делать с полученным материалом

На днях состоялась встреча Рамзана Кадырова с представителями республиканских СМИ, в ходе которой обсуждались разные темы, главная из которых – непрекращающиеся информационные атаки на РФ, и, в частности, на Чеченскую Республику и ее действующую власть, которые совершаются при полной инертности чеченских журналистов. И это при том, что в регионе созданы такие условия работы, которых нет в большинстве субъектов РФ.

Претензий в адрес журналистов прозвучало в этот вечер немало. И они обоснованы. Все знают политическую обстановку в мире, когда враждебные страны развернули против нашего государства беспрецедентную информационную войну, и пытаются путем санкций довести Россию до развала, истощив её материальные и финансовые ресурсы. Под прицелом недоброжелателей также находится и Чеченская Республика с сильным руководителем, патриотом, готовым в любое время встать на защиту интересов Российской Федерации.

Как правильно заметил Р. Кадыров, сильная во всех смыслах Чечня раздражает недругов, находящихся как в РФ, так и за ее пределами.

Так, в последнее время голову стали поднимать никому не известные и ничем не примечательные новоиспеченные граждане европейских государств, которые, не стесняясь в средствах, ведут открытую враждебную политику в отношении Главы Чеченской Республики, пытаясь путем ложных обвинений, слухов и заказных материалов дискредитировать его, а с ним и всю власть.

Но, как говорится, «Чистого не очернить, грязного не обелить». Дела команды Кадырова известны всему миру. И тем ни менее, молчать и терпеть всю грязь, которую они льют на нашу республику, нельзя.

Тем более, что некоторые доверчивые и малоинформированные граждане, могут принять ложную информацию за чистую монету. Недаром сказано, "Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в неё верят". И здесь роль журналистов выходит на первый план, потому что именно они должны разъяснять гражданам коварные планы Запада, и все возможные в связи с этим провокации.

Именно поэтому Р. Кадыров, отметил что работники СМИ не ведут разъяснительную работу с населением, не доводят до него истинную правду о врагах России, и не пытаются наладить с ним диалог и доверительные отношения. И эту ситуацию в корне нужно менять. Он также считает, что большинство материалов не содержат глубокого анализа обсуждаемых тем, чаще всего авторы идут вслед за событиями, вместо того, чтобы упреждать их. Он считает очень важным, чтобы в публикациях и телевизионных материалах содержались аргументированные ответы на все вызовы дня.

«Мы являемся свидетелями открытой информационной атаки на всю Россию и, в частности, на Северный Кавказ со стороны зарубежных и так называемых либеральных отечественных СМИ, различных фондов, институтов и отдельных лжеполитиков. Их цель - спровоцировать хаос, нестабильность, внутренние конфликты, беспорядки на межрелигиозной и межнациональной почве. Они ведут себя нагло, беззастенчиво, не скрывают своих целей, задач и намерений», - сказал Р. Кадыров.

И действительно, никто не должен оставаться в стороне и быть равнодушным к происходящему, ведь при худшем развитии сценария беда может постучаться в каждый дом. Именно поэтому все жители республики, и стар, и млад, должны противостоять разного рода провокаторам и смутьянам, которые далеки от чаяний народа и не сулят ему ничего хорошего, кроме войны и хаоса.

Возвращаясь к республиканским СМИ хочется отметить, что, несмотря на свою критику, Глава республики, в чеченских журналистов верит, и надеется на то, что они реабилитируются, и в ближайшее время покажут результат, благо, потенциал есть.

В то же время он – предостерег их от того, чтобы заниматься плагиатом и перепечаткой материалов, и рекомендовал переходить от оборонительной политики к наступательной. И в борьбе с недругами и лжецами применять самое сильное оружие – правду.

И если он заговорил о перепечатках, то всем редакторам и журналистам стоит обратить на это пристальное внимание. Ведь ни одно издание не будет интересным и востребованным в читательских кругах, если будет публиковать чужие материалы. Народ не будет читать, смотреть и слушать такие СМИ, не будет доверять им. А это едва ли не самое главное условие успеха печатных, телевизионных, и интернет–изданий. Каждый ресурс должен иметь свои оригинальные статьи, честные и объективные журналистские расследования, оригинальные рубрики. Тогда народ перестанет искать правду в других, не проверенных источниках.

В завершении встречи Рамзан Кадыров поручил Министру по национальной политике, внешним связям, печати и информации ЧР Джамбулату Умарову в короткие сроки определить тактику и наладить результативность республиканских СМИ. Что ж, задачи обозначены, осталось приложить все усилия для достижения цели, и они чеченским журналистам по плечу.

1

МОСКВА, 20 янв - РИА Новости. Мировой суд в Москве приравнял к правонарушению выполнение профессионального долга журналистом - в среду фотокорреспондент РИА Новости Андрей Стенин , выполнявший задание редакции по съемке несанкционированного пикета, был оштрафован на 500 рублей за участие в этом мероприятии. Решение не вступило в силу, а руководство РИА Новости намерено его оспорить и добиться соблюдения законных прав журналиста на выполнение своего профессионального долга.

Инцидент произошел 12 декабря прошлого года под окнами администрации президента, в несанкционированном пикете участвовали 12 человек, каждый из которых держал руке лист бумаги формата А4. Выстроившись в шеренгу, пикетчики составили слово "Солидарность" и выкрикивали лозунг "Соблюдайте Конституцию".

Без вины виноватые

Одним из доказательств того, что несанкционированное мероприятие в Москве действительно проходило, являлся в суде сам фоторепортаж Андрея Стенина . На снимках, сделанных им 12 декабря 2009 года у здания администрации президента, ясно видны люди в шеренге с листами формата А4 и образованным, таким образом, словосочетанием "Соблюдайте Конституцию!". Очевидно, что фотокорреспондента РИА Новости среди пикетчиков нет. Более того, в протоколе задержания милиционеры указали, что пикетчики составили слово "Солидарность".

Кроме того, в суде выступила заместитель руководителя редакции визуальной информации РИА Новости Мария Ващук, которая подтвердила, что 12 декабря Стенин был командирован редакцией агентства на освещение пикетирования и, таким образом, не мог принимать в нем участие, но выполнял свой журналистский долг. Однако суд ее показания проигнорировал.

Свое решение судья приняла на основе доказательств, представленных милиционерами - протокол об административном правонарушении и показания двух сотрудников ОВД "Китай-город", куда был доставлен Стенин.

Вместе с тем, в милицейском протоколе указаны фамилии свидетелей - сотрудников милиции, подписавших рапорты и объяснения, а Стенину была выдана копия этого же протокола, на которой фамилии сотрудников отсутствуют.

"Это однозначно свидетельствует о том, что протокол был составлен с нарушением процессуального законодательства и впоследствии "дорабатывался" в отделении милиции "Китай-город". Иными словами, Стенин был задержан случайно вместе с участниками митинга, без всяких на то оснований, а затем милицейско-судебная машина начала работать на защиту "чести мундира", - считает заместитель генерального директора РИА Новости, глава юридической дирекции агентства Михаил Сафронов.

Вместе с тем, суд этого "пробела" в доказательствах не заметил и во внимание не принял, а решил взыскать со Стенина 500 рублей в доход государства.

Фотограф-невидимка

На фотографиях корреспондента РИА Новости, представленных в суд, полностью видно словосочетание "Соблюдайте Конституцию!", равно, как и все пикетчики. Сам Стенин никакой буквы или знака препинания на этих фотографиях не держит. Однако суд установил, что Стенин не только участвовал в пикете, но и держал в руках лист бумаги А4, стоял в шеренге и выкрикивал лозунги. При этом, несмотря на то, что на фотографиях отчетливо виден письменный призыв пикетчиков "Соблюдать Конституцию!", судья в своем решении указала, что они якобы составили слово "Солидарность", как указали в процессе милиционеры.

В решении суда говорится, что фоторепортаж с места событий не свидетельствует об обстоятельствах проведенного 12 декабря 2009 года пикета.

Сам Стенин в ходе судебного разбирательства указал на все обстоятельства его задержания и объяснил суду, что невиновен.

"Я выполнял журналистское задание, а не участвовал в несанкционированном пикетировании... Все было достаточно обыкновенно: они (милиционеры) налетели и начали без разбору ставить всех на колени , потом повели в участок. Я пытался показать свое журналистское удостоверение, но его изъяли", - сказал фотограф.

По неизвестным причинам суд счел позицию Стенина попыткой избежать наказания.

"Оценивая показания Стенина в части отрицания участия в пикете, суд им не доверяет и считает направленными на избежание ответственности", - говорится в решении суда.

Таким образом, журналист был признан виновным только потому, что словам милиционеров суд поверил больше, чем объективным доказательствам.

Введение

Правила нравственного поведения, система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, его общественный долг называются моралью.

Профессиональной моралью является модификация общественной нравственности. А наука, изучающая профессиональную специфику морали, называется профессиональной этикой.

Выбор темы публикаций, отбор фактов, оценка поведения героев этих публикаций, при этом обязательно проявляется моральное отношение журналиста к тому, о чем он повествует. Все содержимое его работы, от начала до конца предстает как нравственная по характеру деятельность.

В курсе теории журналистики представлены определённые этические (нравственные) нормы, которые являться «ориентиром» для практической журналистской деятельности. Обязанность журналиста за соблюдение этических норм можно рассмотреть структурно, по принципу «трехэтажного дома». На верхнем этаже - профессиональный долг, ответственность, честь и достоинство. Второй этаж занимает производно-этические принципы, в которых отражены требование к поведению журналиста. На нижнем этаже находятся запреты или побуждения, регламентирующие поведения журналиста, т.е. профессионально-этические нормы. Соответственно, проблема нарушения этических норм журналистики кроется, образно говоря, в разрушении этого «дома», проявлением вопиющей некомпетентности журналиста.

«Профессиональная этика журналиста»

Суть профессиональной этики - научное обеспечение морально безупречного выполнения профессионалами своей роли в соответствии с общепринятыми в обществе этическими принципами. Так наряду с «общей» этикой возникает врачебная, юридическая, журналистская и прочая этика.

Профессий, при которых нравственные (этические) нормы входят в саму суть профессиональной деятельности, не так немного. В работе такого рода моральный выбор становится для специалиста сопутствующим во всём. Одной из таких профессий является журналистика.

Профессиональная этика журналиста - это юридически не фиксированные, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения, профессионально-творческими моральные предписания - принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста. В их основе лежит представление о наилучшем с этической точки зрения выполнении профессионального долга в соответствии с принятыми в обществе представлениями о добре и зле.

В профессиональной этике складывается некий свод принципов, правел достойного поведения и запретов, фиксируемых либо в «неписанных», либо в разработанных журналистскими организациями «писанных» кодексах чести. Контроль за соблюдением этических норм ведётся, как «изнутри», так и «извне». «Изнутри» - это совесть журналиста, (если она есть) которая в зависимости от характера поведения или заставляет его переживать стыд, самоосуждение, или напротив, вызывает гордость. «Извне» действуют журналистские организации или «суды чести». Существует и общественный контроль за соблюдением журналистами этических принципов.

Грубые и неоднократные, а главное сознательные нарушения норм журналистской этики ставят нарушителя вне рядов профессиональной журналистской деятельности.

Общепринятыми этическими нормами журналистики принято считать:

соблюдение точности фактов, при этом исправление ошибочных сообщений,

выступления против искажения и умалчивания фактов; отстаивание свободы точек зрения; получение информации только честным (законным) путём;

запрет вторгаться в частную жизнь; сохранение конфиденциальности источников информации; запрет брать или давать взятки; запрет на использование информации журналистом в личных (корыстных) целях;

выступления против дискриминации по национальным, религиозным, классовым и другим признакам.

Эти и другие этические принципы положены в основу «Международных принципов профессиональной журналистской этики», которую определили, в 1980-1983 годах представители международных журналистских организаций. С их учётом каждая журналистская организация, будь то национальная, либо региональная, разрабатывает свои этические «кодексы». В 1994 году разработан Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

Общие этические принципы находят конкретное воплощение и становятся практическими правилами в тех ситуациях, которые обыденны для практической журналистской деятельности, в ряду следующих отношений:

1. «Журналист - аудитория», отчетливо проявляется морально-этический уровень сознания и поведения журналиста. Это нравственная обязанность, ясно представляя себе, свою аудиторию, выполнять свой долг перед ней по полному удовлетворению её интересов в сфере информации.

2. «Журналист - источник информации», контакты журналиста со своим источником информации могут носить открытый характер, обязывающий журналиста представится тем лицам, с которыми он вступает в деловой контакт, ознакомляя их с кругом интересующих его вопросов. Скрытый характер получения информации допустим, только при соблюдении прав и законных интересов тех, кто становится объектом наблюдения.

3. «Журналист - персонаж, его произведения», недопустимо в качестве персонажей выбирать родных и близких. Требуются веские причины, чтобы в качестве персонажа выбрать такого человека. При этом в публикации следует объяснить такое решение.

Приводя достоверные факты о реальном человеке, журналист (в отличие от писателя) обязан тщательно взвесить, что и как сообщить о герое, чтобы не нарушить известное правило «прежде всего, не навреди».

4. «Журналист - автор», за каждым письмом стоит человек, требующий к себе чуткого отношения. Не обидеть молчанием или отказом, вовремя тактично дать ответ, указывая на возможные шаги дальнейшего сотрудничества с редакцией.

При подготовке текста к публикации все, даже незначительные поправки следует согласовывать с авторами.

Грубым нарушением этических норм является «заавторство», когда журналист на основе сырых исходных данных предоставленных автором, практически пишет произведение за него.

5. «Журналист - редакционный коллектив», сохранение редакционных профессиональных тайн, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку, выполнение всего того, что необходимо редакции для её успешного функционирования. Разумеется, журналист не должен выступать без согласия с редакцией в других СМИ даже под псевдонимом.

6. «Журналист - коллеги». Строгое распределение обязанностей и соблюдение иерархических отношений между сотрудниками сочетается в журналистике с коллегиальностью и товарищеским взаимодействием. Этическими обязанностями является ощущение себя частью коллектива, ответственным перед ним во всех шагах своей деятельности. Чувство локтя, солидарность, взаимопомощь свойственны всему кругу коллег-журналистов, если речь идет о профессиональных проблемах.

При наличии жестких принципов этические нормы носят менее регламентируемый характер, а правила поведения журналиста определяется едва ли не для каждого конкретного случая. Это важно иметь ввиду, во-первых, чтобы журналисты могли отличать нормы этики от юридических норм и, во-вторых, чтобы они понимали, что этичность или неэтичность их поведения определяется на основе общих принципов в зависимости от той или иной ситуации, и в рамках достаточно широких. Это говорит о том, что журналист обязан обладать высокоразвитым моральным сознанием, знать и руководствоваться общепринятыми нормами этики. Этический анализ и самоанализ - обязательный, хотя и очень сложный, компонент журналистской практики.

Журналистская деятельность, в целом способна очень сильно влиять на общепринятые этические нормы, как положительно, так и отрицательно.

Журналистское сообщество в лице каждого своего представителя в силу естественных причин является носителем моральной установки на общественно полезное поведение; следовательно, оно непосредственно включено в моральные отношения общества в качестве их субъекта.

В своих материалах журналисты рассказывают о нравах общества, о моральных коллизиях и тенденциях, значит, мораль, и моральные отношения общества являются предметом отражения журналистики.

Журналисты пропагандируют в прессе нравственные идеалы общества, популяризируют его моральные ценности и этические рекомендации, (если это действительно так) помогая нравственному просвещению общества.

Таким образом, журналистика выступает в качестве инструмента морали.

При оценке явлений действительности журналисты - создатели текстов, исходят из нравственного опыта человечества, из тех критериев нравственности, которые выработало общество практически на протяжении всего своего существования; следовательно, в журналистике мораль рассматривается как профессиональный «измерительный» инструмент.

Многогранно связанная с общими этическими представлениями, журналистика оказывается задействованной в системе регулирования «общественного организма». Вместе с тем она включена в систему его управления.

Профессиональная журналистская этика не берется за разрешение социальных противоречий, но она способна находить компромиссы, согласовывать взаимные интересы журналиста и со своей аудиторией. Отсюда же вытекает такое понятие как долг. Чувство долга определяет ответственность журналиста перед обществом, а точнее - перед аудиторией, для удовлетворения потребностей которой и работает журналист.

В деятельности журналиста профессиональная этика отвечает не только за его поведение. Она помогает ему сориентироваться на такие ценности, как правда и справедливость, определяет «благонамеренные» мотивы служения обществу, дает «ключ» к пониманию другого человека.

Поскольку в журналистике общественные контакты включены в саму суть профессиональной деятельности, то профессиональная этика постоянно побуждает журналиста к самооценке и определяет ее критерии.

Слово «долг » в обыденном употреблении несет в себе отчет­ливое указание на определенную зависимость: «должен» бывает обязательно кто-то кому-то, «долг» всегда - кого-то перед кем-то. И это как бы наполняет его тяжестью, вызывает ассоциации с цепями, веригами, от которых хочется поскорее избавиться. Между тем у людей едва ли найдется более надежное средство обеспечить нормальное взаимодействие в общественной жизни, чем сознание долга, чувство долга, умение исполнять долг.

Профессиональный долг входит в жизнь человека уже тогда, когда его профессиональный путь только начинается. Однако со временем представление о нем может модифицироваться, потому что складывается оно в долгом процессе взаи­модействия с профессиональной общностью благодаря освое­нию представлений, отраженных в личностных и надличностных формах ее профессионально-нравственного сознания. При этом, поскольку интериоризации, «присвоение» индивидом содержа­ния профессионального сознания трудовой группы происходит далеко не сразу и не в полном объеме, постольку не сразу при­ходит к человеку и осознание профессионального долга - систе­мы предписаний, которым необходимо следовать. То есть бывают ситуации, когда журналист как бы интуитивно следует неким неписанным законам, не осознавая до конца, сколь крепки в нем некоторые ценности и убеждения.

Процесс формирования профессиональ­ного долга у каждого конкретного журналиста имеет две стороны. Одну из них образует изучение соответствующих пред­ставлений профессионального сознания, вторую - интериоризации тех из них, которые относятся к существу журналистской ра­боты и непосредственно к области избираемой специализации - желаемому «полю самореализации». По сути дела, эта вторая сто­рона представляет собой личностное самоопределение профессио­нального долга, рождающее убеждение в необходимости лично уча­ствовать в выполнении принятых общностью обязательств («Если не я, то кто?!»), а в итоге ведущее к возникновению системы внут­ренних побуждений устойчивых профессиональных установок. Таким образом, внешние, казалось бы, требования, прочно входят в структуру личности журналиста, корректируют многие ее параметры, трансформируют отчасти сложившиеся ранее установки.

Содержание профессионального долга современного журна­листа описано, в частности, в «Международных принципах жур­налистской этики», принятых на IV консультативной встрече международных и региональных журналистских организаций, проходившей в 1984 г. в Париже и Праге. Этот документ гласит: «Первейшая задача журналиста - гарантировать людям получе­ние правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности».


Именно в такой гарантии и заключена сердцевина общей формулы профессионального долга.

Однако, согласно «Принципам...», в эту формулу следует включить еще ряд чрезвычайно важных в современный период положений, а именно:

Заботиться о том, «чтобы общественность получала доста­точно материала, позволяющего ей сформировать точное и связ­ное представление о мире»;

Способствовать «общедоступности в работе средств массо­вой информации»;

Выступать «за всеобщие ценности гуманизма, прежде всего за мир, демократию, социальный прогресс, права человека и национальное освобождение»;

«способствовать процессу демократизации международных отношений в области информации и коммуникации, в особен­ности охранять и укреплять мир и дружеские отношения между народами и государствами».

Наверное, можно дать более широкий и более конкретный перечень обязательств, которые берет на себя журналистское со­общество в соответствии с функциями, вызвавшими журналис­тику к жизни. Однако едва ли в этом есть необходимость: сущ­ность профессионального журналистского долга передается его об­щей формулой. Что же касается конкретизации, то она неизбежно происходит при самоопределении профессионального долга и на уровне личностном и на уровне редакционных коллективов.

Не исключены ситуации, когда мера субъективного в трактов­ке содержания профессионального долга оказывается настолько высокой, что говорить о возможности идентичности таких пред­ставлений и общей формулы долга оказывается бессмысленным. В этих случаях в деятельности журналистов (а иногда изданий и программ) неизбежны дисфункциональные эффекты. Примерами такого рода изобилует практика бульварной прессы. Многие из сотрудников таких изда­ний видят смысл своей профессии в том, чтобы продуцировать слухи, сплетни, сочинять небылицы, идущие под знаком объек­тивной информации. Между тем наличие в ряду функций современной журналис­тики и развлекательной функции (а именно с ней, прежде всего, связывает свою деятельность бульварная пресса) отнюдь не пред­полагает, что выполнять эту функцию следует с помощью средств, принципиально не соотносимых с общей формулой журналист­ского долга.

Так или иначе, опираясь на собственные составляющие журналистского долга, каждый сотрудник СМИ выбирает свою, неповторимую стезю, которая находит отражение в профессиональном имидже журналиста.

Слово «долг » в обыденном употреблении несет в себе отчет­ливое указание на определенную зависимость: «должен» бывает обязательно кто-то кому-то, «долг» всегда - кого-то перед кем-то. И это как бы наполняет его тяжестью, вызывает ассоциации с цепями, веригами, от которых хочется поскорее избавиться. Между тем у людей едва ли найдется более надежное средство обеспечить нормальное взаимодействие в общественной жизни, чем сознание долга, чувство долга, умение исполнять долг.

Профессиональный долг входит в жизнь человека уже тогда, когда его профессиональный путь только начинается. Однако со временем представление о нем может модифицироваться, потому что складывается оно в долгом процессе взаи­модействия с профессиональной общностью благодаря освое­нию представлений, отраженных в личностных и надличностных формах ее профессионально-нравственного сознания. При этом, поскольку интериоризации, «присвоение» индивидом содержа­ния профессионального сознания трудовой группы происходит далеко не сразу и не в полном объеме, постольку не сразу при­ходит к человеку и осознание профессионального долга - систе­мы предписаний, которым необходимо следовать. То есть бывают ситуации, когда журналист как бы интуитивно следует неким неписанным законам, не осознавая до конца, сколь крепки в нем некоторые ценности и убеждения.

Процесс формирования профессиональ­ного долга у каждого конкретного журналиста имеет две стороны. Одну из них образует изучение соответствующих пред­ставлений профессионального сознания, вторую - интериоризации тех из них, которые относятся к существу журналистской ра­боты и непосредственно к области избираемой специализации - желаемому «полю самореализации». По сути дела, эта вторая сто­рона представляет собой личностное самоопределение профессио­нального долга, рождающее убеждение в необходимости лично уча­ствовать в выполнении принятых общностью обязательств («Если не я, то кто?!»), а в итоге ведущее к возникновению системы внут­ренних побуждений устойчивых профессиональных установок. Таким образом, внешние, казалось бы, требования, прочно входят в структуру личности журналиста, корректируют многие ее параметры, трансформируют отчасти сложившиеся ранее установки.

Содержание профессионального долга современного журна­листа описано, в частности, в «Международных принципах жур­налистской этики», принятых на IV консультативной встрече международных и региональных журналистских организаций, проходившей в 1984 г. в Париже и Праге. Этот документ гласит: «Первейшая задача журналиста - гарантировать людям получе­ние правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности».

Именно в такой гарантии и заключена сердцевина общей формулы профессионального долга.

Однако, согласно «Принципам...», в эту формулу следует включить еще ряд чрезвычайно важных в современный период положений, а именно:

Заботиться о том, «чтобы общественность получала доста­точно материала, позволяющего ей сформировать точное и связ­ное представление о мире»;

Способствовать «общедоступности в работе средств массо­вой информации»;

Выступать «за всеобщие ценности гуманизма, прежде всего за мир, демократию, социальный прогресс, права человека и национальное освобождение»;

«способствовать процессу демократизации международных отношений в области информации и коммуникации, в особен­ности охранять и укреплять мир и дружеские отношения между народами и государствами».

Наверное, можно дать более широкий и более конкретный перечень обязательств, которые берет на себя журналистское со­общество в соответствии с функциями, вызвавшими журналис­тику к жизни. Однако едва ли в этом есть необходимость: сущ­ность профессионального журналистского долга передается его об­щей формулой. Что же касается конкретизации, то она неизбежно происходит при самоопределении профессионального долга и на уровне личностном и на уровне редакционных коллективов.

Не исключены ситуации, когда мера субъективного в трактов­ке содержания профессионального долга оказывается настолько высокой, что говорить о возможности идентичности таких пред­ставлений и общей формулы долга оказывается бессмысленным. В этих случаях в деятельности журналистов (а иногда изданий и программ) неизбежны дисфункциональные эффекты. Примерами такого рода изобилует практика бульварной прессы. Многие из сотрудников таких изда­ний видят смысл своей профессии в том, чтобы продуцировать слухи, сплетни, сочинять небылицы, идущие под знаком объек­тивной информации. Между тем наличие в ряду функций современной журналис­тики и развлекательной функции (а именно с ней, прежде всего, связывает свою деятельность бульварная пресса) отнюдь не пред­полагает, что выполнять эту функцию следует с помощью средств, принципиально не соотносимых с общей формулой журналист­ского долга.

Так или иначе, опираясь на собственные составляющие журналистского долга, каждый сотрудник СМИ выбирает свою, неповторимую стезю, которая находит отражение в профессиональном имидже журналиста.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Психология журналистики

А.М. Шестерина.. психология журналистики.. учебное пособие..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Этапы творческого процесса
Исследования творческого процесса связаны с выделением различных его стадий (актов, ступеней, фаз, моментов, этапов и т.п.). Различные классификации этапов, предложенные многими авт

Роль воображения в журналистском творчестве
До сих пор мы рассматривали творчество как самостоятельный процесс. Однако творчество существует лишь в человеческом обществе. Зачем оно человеку? Существует огромное колич

Функции воображения в журналистском творчестве
В наше время, как и на всех этапах развития журналистики, воображение призвано выполнять весьма важные и разнообразные функции в границах публицистического т

Виды воображения
Немаловажную роль в стимулировании читательского воображения играет и вариотизация его видов. В современной журналистской практике очевидно выражены несколько видоввообра

Методы активизации творческого процесса
Прежде всего, необходимо оговориться, что развитие творческих способностей человека – спонтанное ли, целенаправленное ли, - так или иначе происходит в соответствии с общими законами

Техники стимулирования творческих способностей
Эти три закона реализуются на всех этапах творческого процесса, и обращение к ним определяет направления развития творческих способностей журналиста. Так, на этапе восприяти

Ага-переживание» как универсальный механизм творческого мышления
Для того чтобы все эти процессы были возможными, внутри человека должна быть какая-то пружина которая делает поглощение информации событием не только полезным, но приятным именно че

Психологические основы журналистского общения
Общение необходимо любому человеку, как воздух. Попытайтесь представить себе картину, когда вы сидите в концертном зале, и вместе с вами на концерте присутствуют 2-3 человека. А теп

Важность общения
Почему в своей жизни, и особенно деятельности человек стремится к групповой самореализации? Вопрос, несмотря на высокую степень разработанности, не получил еще четкого ответа. Иссле

Виды общения в журналистике
Вся работа журналиста проходит в общении. Иногда можно даже услышать мнение, что журналистская деятельность по большей части и есть общение – мнение с научной точки зрения ошибочное

Фазы и направления общения журналиста
Как и в любом другом поведенческом акте, в общении журналист проходит через четыре основные фазы: 1. Взаимонаправленности (побужден

Треугольники» общения
В общении журналист выбирает «технику» прежде всего исходя из характеристик партнера. Эти характеристики разнообразны и в каждой конкретной ситуации актуализируются по-разному. Одна

Виды интервью и формы вопросов
Для отечественных источников, изданных до начала 1990-х годов, характерно разделять все виды интервью по технике проведения на, с одной стороны, свободные, нестандартизованные, нефо

Психологические особенности подготовки к интервью
Подготовку к интервьюированию принято разделять на общую и конкретную. Под общей подготовкой понимается подготовка к интервьюированию вообще, то есть формирование профессиональных к

Психологические особенности начала интервью
В начале интервью необходимо напомнить о теме и времени интервью. Рекомендуется первые 5 –7 минут отвести установлению контактов. Методы могут быть самыми разными: отзеркаливание, р

Психологические основы завершения интервью
Главная задача завершающей стадии интервью – сохранить хороший климат общения. А для этого нужно подготовить собеседника к финалу, не обрывать интервью неожиданно. Самый оп

Психологические сложности общения журналиста в редакционном коллективе
Редакционный коллектив – объединение ярких творческих индивидуальностей, и здесь без конфликтов не обойтись. По наблюдениям специалистов, 80% конфликтов возникает помимо желания их

Конфликты по вертикали
Проблема взаимоотношений руководителей и подчиненных вообще весьма актуальна и нередко бывает связана с субординационным характером отношений. Существует объективное противоречие ме

Инновационные конфликты
Конфликт по вертикали часто сопровождается инновационным конфликтом. Само понятие «инновация» рассматривается как «нововведение», значительная новая идея, которая пока не внедряется

Ваш творческий возраст
Отмечайте наиболее подходящие Вам варианты ответа. 1. Вы опаздываете и находитесь неподалеку от автобусной остановки. Подходит автобус. Что вы сделаете: а) побегу, чтобы успеть;

Ваш творческий потенциал
Выберите один из вариантов ответов. 1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен: а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое

Методика определения уровня воображения
Инструкция: Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет". Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отр

Эмпатические способности
Вам предлагаются вопросы, на которые надо ответить "да" или "нет". 1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их х

Взаимоотношения с собеседником
Оцените каждое высказывание по 4-балльной шкале, вспомнив при этом конкретные ситуации. 1. Мой собеседник не упрям и смотрит на вещи широко. 2. Он уважает меня. 3. Обсужд

Ваша коммуникативная установка
Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить "да" или "нет", выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором

Приятно ли с вами общаться?
Порой человеку сложно взглянуть на себя со стороны. Этот тест предназначен для того, чтобы выяснить, насколько Вы приятны в общении. 1. Вы любите больше слушать, чем говорить? 2.

Текст опросника
1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи? 2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацие

Умеете ли вы говорить и слушать?
Пройдите этот тест (так называемый тест Маклени - в честь американского психолога) для того, чтобы наконец выяснить - умеете ли Вы говорить и слушать. Отвечайте "да" или "нет".

Умение слушать
На каждый из вопросов следует дать ответы, которые оцениваются: «почти всегда» - 2 балла; «в большинстве случаев» - 4 балла; «иногда» - 6 баллов; «редко» - 8 баллов; «почти никогда» - 10 баллов.

Тест на независимость
В этом опроснике вопросы имеют несколько вариантов ответов. Необходимо выбрать наиболее подходящий из них. 1. Окончив школу, как вы приняли решение о своей буду­щей профессии и учебе:

Оценка результатов
За выбор варианта ответа «а» испытуемый получает 4 балла.За выбор варианта ответа «б» он получает 2 балла.За выбор варианта ответа «в» он приобретает 0 бал

Тест на оптимизм
В этом тесте необходимо, познакомившись с каждым из сле­дующих 20 суждений, выбрать один из четырех вариантов отве­тов на него, данных ниже соответствующего суждения и обозна­ченных буквами «а», «б

Ключ к методике
В таблице для каждого из 20 суждений и избранного ответа на него указано количество баллов, каким оценивается этот ответ. Таблица Порядк

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
А. Басс разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, диффе

Опросник
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. да нет 2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.

Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
Методика А. Ассингера ("опросник Ассингера [Асингера]") определяет, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов

Конфликтный ли вы человек?
Вы можете оценить себя и предложить другим оценить вас, насколько Вы конфликтны. Для этого в предлагаемой таблице отметьте соответствующую вашей оценке цифру на семибалльной шкале. Соедините отметк

Выход из трудных жизненных ситуаций
Люди по-разному выходят из затруднительных жизненных ситуаций, в том числе таких, которые связаны с журналистской работой. Одни мирятся с проблемами, неприятностями, приспосабливаются к ним, предпо

Способ перевода ответов, выбранных испытуемым по данной методике, в баллы
Выбранный Порядковый номер суждения ответ

Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков. № Жизненные события

Диагностика доминантного полушария
Как известно, люди различаются по относительному влиянию полушарий мозга. У одних доминирует левое, у других – правое полушарие. Левое считается центром логического, абстрактного и

Загрузка...
Top