Огненное место для грешников и злодеев кроссворд. Какое наказание ожидает грешников? Н.В

Почти каждая культура или религия в мире описывает существование своего рода подземного мира или ада. Эти описания часто необычны тем, как в них определяют грешников и какие наказания назначены за их грехи. В то время как каждое из объяснений уникально по-своему, существуют элементы, которые являются общими для многих культур и религий.

10. Нифльхейм Нифльхейм является довольно своеобразным представлением ада в скандинавских и германских культурах. И это земля не огня, а льдов и туманов, на которой правит Хел и которая расположена рядом с Берегом Трупов, где живет Нидхогг. Нидхогг представляет собой гигантскую змею, питающуюся мертвыми. Из девяти миров скандинавско-германской мифологии, Нифльхейм считается самым глубоким и темным из всех, а мифы утверждают, что Земля была создана, когда ледяная земля Нифльхейм и огненная Муспелльсхейм сошлись вместе. Данное царство является домом для грешных, а также служит в качестве якоря Иггдрасилю - Мировому Древу, которое держит на себе Вселенную. Хел стала повелительницей мертвых после того, как была изгнана из Асгарда, так как была дочерью Локи. Души, попавшие в Нифльхейм благодаря вестнику Хелы Хермодру, испытывают постоянную боль.

9. Туонела Дохристианские племена финнов считали, что души умерших прибывали к берегам реки Туони, и затем переносились в Туонелу слугой Смерти, Тутти. В отличие от большинства других подземных миров в этом списке, Tуонела была в значительной степени мрачным продолжением жизни на Земле. Те, кто направлялся в Туонелу, должен был взять с собой какие-либо вещи, чтобы там выжить. Было даже позволено принимать посетителей, которые хотели навестить своих умерших родственников, хотя такая поездка была опасной и часто смертельной. Особенно опасной на пути являлась река Туони, которая была наполнена ядовитыми змеями. Никакого реального наказания не назначалось в Туонеле, если не считать что ваша жизнь становилось вечной.

8. Дом лжи (зороастризм) Согласно зороастрийской религии, первое, что встречает душа после смерти - мост Чинават, который отделяет мир живых и мертвых. Мост тоньше волоска, но острее лезвия, и охраняется двумя четырехглазыми собаками. Души затем оцениваются на основе поступков в жизни. Если плохих дел сделано больше, чем хороших, мост появляется с одной стороны, забирая душу в преисподнюю. Альтернативные описания говорят о Визареше - демоне, который появляется из этой преисподни и забирает злую душу в Дом Лжи - зороастрийский вариант ада. Дом Лжи описывается как место отвратительной мерзости, где людям подают испорченные продукты и постоянно подвергают мукам за их поступки. Демоны Дома Лжи исчисляются сотнями, причем каждый представляет определенный грех. Например, Апаоша является демоном засухи и жажды, в то время как Заирика является демоном, который делает яды. Описания Дома Лжи варьируются в зависимости от перевода древних зороастрийских текстов, но элементы, описанные выше, являются одинаковыми для всех описаний.

7. Дуате (Египет) В древнеегипетских надгробных текстах описывается загробная жизнь, известная как Дуат, руководимая Осирисом, богом мертвых. Надписи содержат также карту с изображением маршрута в Дуат. В них же описывается царство, похожее на Землю, но содержащее мистические элементы, такие как огненное озеро и железные стены. При приближении к Дуату, души должны были пройти через врата, охраняемые полуживотными-полулюдьми. После прохождения через врата, сердце умерших взвешивали против пера. Если сердце было тяжелее, чем перо, оно было вскоре съедено демоном Аммутом. Души грешников затем представали перед судом в Дуате. Многие были затем вынуждены ходить вверх ногами или их кусали змеи и пожирали демоны.

6. Геенна Название "Геенна" изначально относилось к долине неподалеку от Иерусалима, где последователи бога Молоха приносили ему в жертву детей через сожжение. Затем это название стало интерпретацией древнееврейского ада, куда направляли грешников отплачивать за свои грехи. Геенна отражает христианскую версию ада более точно, чем большинство других мест в этом списке. Само царство представляло собой из описаний глубокие и пустынные места, где непрерывно горело пламя и шел дождь. Тепло, исходящее от огня, было в 60 раз горячее, чем любое пламя, найденное на Земле. Ядовитые серные газы висели в воздухе, а по реках тек расплавленный металл.

5. Тартар Найденый в греческой и римской мифологии, Тартар описывается как глубокое темное подземелье, полное пыток и страданий. В то время как большинство считают царство Гадес адом, на самом деле это место для всех мертвых, а Тартар находился еще глубже и предназначался только для грешников. Люди отправлялись в Тартар после встречи с судьей Радамантом, который назаначал им наказания. В римской мифологии Тартар окружен тремя стенами и огненной рекой Флегетон. Он охраняется чудовищем с девятью головами известным как гидра, а также Тисифоном, который следит за всеми, и постоянно бьет людей хлыстом со своего поста. В нижней части Тартара находятся титаны, враги богов, которые были побеждены и заключены в тюрьму. Точно также в греческой мифологии Тартар описывается как место, которое сначала было тюрьмой для тех, кто бы представлял угрозу богам, но позже начал функционировать как ад для всех грешников. Грешным душам дают наказание, соответствующее их грехам. Например, Тантал был изгнан в Тартар после того, как убил своего сына Пелопа, приготовил блюдо из его мяса и подал его пирующим богам. За это он был наказан вечным страданием от голода и жажды, стоя в воде, которую не мог пить, и под фруктами, которые не мог есть.

4. Ад Данте Многие популярные концепции христианского ада можно проследить в поэзии поэта Возрождения Данте Алигьери. Его Божественная комедия описывает аллегорические путешествия по небу, чистилищу и аду. Ад начинается с подуровня, где люди обречены на пребывание, так как ничего не сделали в жизни. Они наказаны тем, что вечно гонятся за своими личными интересами, в то время как их преследует рой насекомых и жалят осы. Река известная как Ахерон, омывает девять кругов ада. Первый круг является довольно приятным местом называемым Лимбо, который является домом для нехристианских душ, которые не совершали грехов. Остальные круги соответствуют каждому из семи смертных грехов. На втором круге, похоть наказывается кручением и истязанием урагана. Третий круг - это дом для обжор и гурманов, которые вынуждены находиться в отвратительной слизи. На четвертом круге ада содержатся две группы грешников: те, кто копил деньги и те, кто тратил их, и теперь они должны бесконечно сражаться друг с другом. Те, кто совершал грехи в гневе, остаются на пятом круге, где сражаются друг с другом в реке Стикс, и они уже не в состоянии когда-либо почувствовать счастье. На шестом уровне, еретики заперты в пылающих огнем раскаленных гробах. Седьмой круг разделен на подуровни для насильников над ближними, самоубийц и насильников над природой или Богом. Восьмой круг предназаначен для мошенников и разделен на подуровни, где грешников заковывают в скалы вниз головой, по их ступням струится огонь, их головы повёрнуты на пол-оборота, их хлещут прутами, погружают в кал и в кипящее озеро, и кусают змеи. Последний круг является домом для тех, кто совершил предательство в отношении родных родственников, друзей и за это они обречены быть заковаными в лед по шею. В центре ада, сам Сатана, который лично наказывает самых ужасных грешников и предателей, он вечно жует тела Кассия, Брута и Иуды.

3. Нарака
Нарака или Нирайя является понятием ада для некоторых ветвей индуизма, сикхизма, джайнизма и буддизма. И хотя точные описания Нараки отличаются между религиями, это место наказания основывается на карме души. Нарака - лишь временное место и как только грешники поплатились за свою карму, они возрождаются. Считается, что его можно разделить на несколько уровней в зависимости от грехов, совершенных в течение жизни. Число уровней в Нарака варьируется от четырех до более 1000 в зависимости от различных описаний. Например, Махараурава это место для тех, кто живет за счет других. В Махараурава, плоть грешника съедается демоном Руру. А вот Кумбхипака является домом для грешников, которые едят птиц и животных. В наказание их варят в горячем масле в течение того же времени, сколько волос было на животных, которых они убили. В индуистской и джайнистской культурах, царством Нарака управляет Лока Яма, Бог Правосудия. Когда человек умирает, его действия в течение жизни проверяются помощником Лока, а затем этот человек направляется либо в Сваргу (рай) или в Нараку. В отличие от индуизма или джайнизма, буддисты верят, что все души отправляются в Нараку чтобы очиститься от своих грехов, и не существует единого правителя, который учитывал бы действия людей в их жизни. Независимо от этих культурных различий, считается, что душа может оставаться в Нараке в течение миллиардов лет, и пока ее карма не будет восстановлена, душа не сможет возродиться.

2. Диюй Диюй представляет из себя версию ада в традиционной китайской культуре, и смутно напоминает Нараку. Данное царство состоит из нескольких уровней, при этом точное число отличается от четырех до восемнадцати. За каждым уровнем наблюдает судья, а наказания для грешников зависят от их поступков в течение жизни. Китайская культура считает, что Яма Локи из Нараки призван следить и за Диюй, где он в конечном итоге разделил 96,816 адов на 10 уровней, которые грешники должны были пройти, прежде чем их душа могла возродится. Во время династии Тан, это описание изменено на 134 ада, с 18 уровнями боли и пыток. Наиболее распространенные описания уровней включают в себя Комнату Ножниц, Комнату с Зеркалом, Гору Ножей, Холм Льда, Котел с Кипящим маслом, Комнату с Буйволами, Лужу с Кровью, Город Самоубийства, Комнату Расчленения, Гору огня, и Комнату Пилы. Худший уровень этого ада известен как Авичи, который предназначен для самых больших грешников. Авичи отличается от других уровней царства Диюй тем, что души здесь в конечном итоге остаются навечно, не имея больше надежды возродиться.

1. Шибальба Шибальба является названием ада у племени Майя и, как полагают, на самом деле существует как физическое место в системе пещер вблизи Белиза. Говорилось, что это место боли, где владыки загробной жизни устраивали различные формы пыток душам, попавшим туда. Владыки работали вместе, чтобы карать посетителей Шибальбы. Ах-алпух и Ах-алгана заставляли гной сочиться из тел людей. Хамиабак и Хамиахолом вызывали разложение тел умерших на скелеты. Ах-алмез и Ах-альтокоб и работали почти так же, как и Мэйхэм в рекламе Allstate, вызывая смертельные бедствия в домах людей. Хик и Патан вызывали смерть людей на дороге, либо заставляя их рвать кровью, либо сжимая так, пока кровь не наполняла их глотки. Души были вынуждены пройти трудный и унизительный путь только для того, чтобы достигнуть Шибальбы. Их путешествие начиналось на пересечении нескольких рек, наполненных кровью, скорпионами, и гноем. Оттуда пути делились на четыре дороги, предназначенные для развлечения владык, которые унижали и запутывали путешественников. Посетители в дальнейшем проходили проверку, направляясь в один из шести домов смерти: Дом Жары, Дом Ягуара, Дом Летучей Мыши (которым управлял Кама Соц, бог в облике летучей мыши-вампира), Дом Обсидиановых Ножей и Дом Мрака. Последний дом, известный как Дом Холода, был осыпан градом и в нем все время стояла низкая температура.

Значительная часть верующих считает, что после смерти души грешников будут вечно мучиться в пламени геенны. Однако Библия при внимательном изучении даёт нам иное понимание посмертного наказания.

Бог Свою любовь к людям доказал на Голгофском кресте. Чтобы каждый раскаявшийся грешник мог получить прощение грехов и вечную жизнь, Сын Божий Иисус Христос претерпел крестную смерть, заплатив таким образом за наши грехи: «Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Иоанна 4:8, 9).

Однако разве можно себе представить Создателя, Который, называя Себя Отцом людей, с одной стороны, не пожалел Сына ради спасения раскаявшихся грешников, а с другой - будет смотреть на вечные страдания непокаявшихся? Многие люди не могут пять минут смотреть, как кошка убивает мышку. Представьте, какую нужно иметь жестокость, чтобы за 20, 30, 40, даже 50 лет ошибок и грехов приговорить человека к страданиям на срок не 20, не 30, не 40, не 50, не 100, не 1000, не даже 5000 лет, а навечно! Стоит заметить, что, согласно представлениям о вечных муках некоторых верующих, вместе с закоренелыми проходимцами в вечном пламени могут оказаться и некрещёные младенцы, и заблудшие старцы…

Учение о вечности мук в геенне огненной строится на нескольких библейских текстах. Давайте рассмотрим их. Иисус Христос, описывая Великий Суд, так возвестил относительно беззаконников: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его… И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матфея 25:41, 46).

Если внимательно проанализировать слова Христа, то видно, что «огонь вечный» приготовлен «диаволу», которой является прародителем зла, и его бесам, а не для мучения людей. Таким образом, данная фраза вообще не говорит о вечных муках людей в геенне огненной, а речь идёт об огне для сатаны и его ближайших приспешников.

Что касается фразы, относящейся к беззаконникам «пойдут сии в муку вечную», то слово «мука» в оригинале представлено греческим κόλασις и имеет переводы: наказание, кара, то есть говорит о наказании как о справедливом воздаянии за вину. Таким образом, слово «вечно» здесь обозначает не то, что процесс наказания будет продолжаться вечно, а то, что эта кара необратима. То есть вечное наказание означает, что уже нельзя будет изменить участи грешников.

Давайте рассмотрим ещё один текст: «Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Марка 3:29). Посмотрите внимательно. Здесь как раз говорится, что беззаконников ждёт вечное «осуждение» - в оригинале κρισεως, а не мучение. Другой перевод слова ρισεως- «судебный приговор». Приговор и мучение - это абсолютно разные понятия, как в древнегреческом, так и в других языках.

Согласно многим текстам Священного Писания, Великий Суд представлен как сжигание огнём, то есть уничтожение греха и грешников, а не вечное страдание нечестивых. Вот несколько текстов на эту тему: «Нынешние небеса и земля… сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков… земля и все дела на ней сгорят» (2 Петра 3:7, 10).

«Праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью… в явление Господа Иисуса с неба… в пламенеющем огне совершающего отмщение… не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели» (2 Фессалоникийцам 1:6-9). «Нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут» (Псалом 36:20).

«Устрашились грешники…; трепет овладел нечестивыми: “кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?”» (Исаия 33:14).

Как хорошо видно из этих текстов, грешные люди погибнут в огне навечно, то есть без возможности воскрешения.

О чём же тогда говорит ещё один текст Библии о вечных муках в книге Откровение? «И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днём, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его» (Откровение 14:11). Если на основании этого текста сделать вывод, что грешники будут мучиться в огне вечно, то нужно будет признаться в противоречивости Библии, ведь выше мы читали, что они погибнут. Но противоречия не будет, если внимательно изучить библейские тексты и сопоставить их. Тогда мы увидим, что вечным называется не мучение грешников, а сам огонь. В Библии нет однозначных текстов, которые говорят, что именно страдание грешных людей, недостойных Царствия Небесного, будет вечным. Ряд богословов считает, что Бог оставит на новой земле огонь геенны для напоминания об огромной трагедии, постигшей Вселенную. Тогда очевидно, что вечность относится не к мукам, а к дыму, то есть опять же - к огню. Посмотрите, этот вечный дым упоминается и далее в книге Откровение: «И дым её восходил во веки веков» (Откровение 19:3).

Почему же написано, что грешники «не будут иметь покоя ни днём, ни ночью» (Откровение 14:11) ? Это беспокойство они будут испытывать от семи язв, описанных далее в 15-й главе книги Откровение. Но и этим язвам придёт конец.

В целом, говоря о вечности, нужно знать, что в Библии слова «вечно» и «вовек» далеко не всегда обозначают бесконечность. Например: «И он останется рабом его вечно» (Исход 21:6). Здесь речь идёт о времени жизни раба или о сроке до его освобождения, что происходило по закону каждый пятидесятый год. «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример» (Иуды 7) . Как видно, огонь Содома и Гоморры Библия тоже называет вечным, однако он давно погас. Священное Писание сравнивает истребление этих городов с последующим наказанием нечестивцев на Великом Суде.

Анализируя Библию, можно сделать вывод: что-то вечно длится, пока не закончится, либо не исполнится его предназначение, установленное Богом. Понятие «вечно» в смысле «бесконечно» может принадлежать только Богу.

Мы не можем знать, насколько долго будет гореть пламя Великого Суда. Главное, мы можем быть абсолютно уверенными, что грешники не будут мучимы вечно в этом огне. Библия неоднократно и однозначно говорит об их справедливом наказании - уничтожении, а не вечных страданиях.

Небиблейское учение о геенне огненной в виде места вечного страдания передаётся из поколения в поколение, видимо, проникнув в христианство из язычества после «сращения» церкви и языческой Римской империи, и поддерживается оно, в первую очередь, теми, кому это выгодно. Не сложно понять, что человек, желая избежать страшной участи, описанной духовными наставниками, старается выполнять все их предписания. Он стремится побыстрее крестить детей, смиренно ходит на исповеди, совершает таинства… Но разве это нужно Любящему Богу? Ему нужно наше любящее сердце. Давайте вспомним, какую заповедь Иисус назвал самой важной: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» (Марка 12:30, см. также Втор. 6:5). Насколько наивен и тираничен должен быть Бог, чтобы просить людей любить Его всем сердцем, всем разумением, всею душою, то есть всей свой жизнью, всем естеством, а «непослушных» пугать вечным страданием в аду. Разве любовь под страхом возможна от души, разума и сердца? Конечно, нет. Библия учит обратному: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Иоанна 4:18).

Научитесь любить Бога от чистого сердца, в покаянии примите Его жертву, принесённую за вас на Голгофе, и это будет гарантией вашей вечной жизни со Христом, где не будет ни мучений, ни страха, ни слёз!

Валерий Татаркин
Использованы отрывки из книги
«Возвращаясь к истокам христианского вероучения»
www.apologetica.ru

Геенна - евр. Ге-Хинном, т.е. долина Хинном. Она располагалась с южной стороны Иерусалима и описывалась в Библии как долина убиения. При царях Ахазе и Манассии здесь был Тофет - место, где сжигались в жертву языческому божеству Молоху дети. Иудейский царь Иосия, уничтожая идолопоклонство, осквернил это место, сделал его свалкой, где по-народному поверию всегда горел огонь, в котором, дабы не хоронить, сжигались тела мёртвых разбойников и богоотступников. Долина Ге-Хинном является вполне подходящей картиной для изображения места уничтожения грешников. Именно поэтому название долины стало нарицательным термином «геенна», символизирующим Последний Суд.

Название: Пекло от глагола «печь», «пеку» , а также означает и «смолу», которая гонится через жжение смолистых деревьев, и «геенское пламя».

Представление: Представление о пекле, по всей вероятности, сложились под влиянием христианского учения об аде. Ранние славяне верили в потусторонний мир куда уходили умершие. Сначала почивших предавали огню, и они возносились на небо к Перуну-громовержцу, а в более позднее время погребали, отдавали Матери – Сырой Земле, Можно предположить связь пекла с восточнославянским обозначением змея (мотив огня). В пекле живут черти.

Правители: Пеклом в разное время правили различные Змеи – Черный Змей, Скипер-Зверь, Индрик-Зверь, Волх, Велес, Кащей.

Жители. Кто в Пекле живет? Правильно – пекельники. Здесь так безшерстных чертей зовут, что котлы обслуживают. И дальше стен Пекла они не ходят, что на свете белом делается – не знают.

Пекло – это славянский, языческий ад. Пекло – это что-то вроде Нави, но для грешников. В самом начале статьи стоит отметить, что понятие «Пекло», по всей вероятности, является позднейшим представлением славян, которое основано на заимствовании понятий из других верований, в частности, христианства. В древнейшем язычестве данного понятия не существовало, и, по сути, оно является современным мифотворчеством. Доказывает отсутствие пекла в древнем язычестве на Руси и тот факт, что понятие огненного подземного мира характерно для южных стран, где жаркая погода является губительной, тогда как на территории северных стран подземный мир представлялся ледяным, так как в сознании древнего язычника, зима, снег и лёд являются проявлениями подземного мира смерти.

Всё же, здесь рассмотрим это современное представление, чтобы разобраться, что подразумевается под этим понятием. Пекло – это полная противоположность Ирия (славянского рая). По представлениям некоторых современных язычников – это место находится под землёй и являет собой горящую смолу. Заведует им или является его хозяином Чернобог, Мара и другие тёмные Боги. Если Правь – это загробный мир, в котором души находят свой настоящий дом, возвращаются после земной жизни в родные места, где живут все предки, то Пекло предназначено для тех, кто сделал много зла и сотворил много бед. Что творится в месте под именем Пекло, можно только догадываться. Разные источники трактуют происходящее там по-разному.

Особенности

Находится Пекло в безднах преисподних, а вход в них расположен где-то на западе. Там собираются все злые боги, все недобрые силы. Западные славяне полагали, что царствует там Злебог (Кровник, Злодий, Худич) – бог вечного мучения, которое ожидает в Пекле негодяев, воров, убийц, злодеев после смерти. Изображали его в виде чудовищной змеи, и был он неистощимым на казни, которые ожидали его жертв. Восточные племена называли адского хозяина Пекленцем, или, чаще, Нияном. Конечно, этого бога люди могли только бояться, поэтому святилищ его не существовало. Однако воображали его железным великаном, восседающим в подземелье на черном гранитном троне. Иногда Нияна рисовали в железных доспехах, а цвет кожи его был непроглядно-черным. Главу его венчала свинцовая корона, в руках сверкали огнем скипетр и меч.

Жена Пекленца – Ния, дочь Живы. Половину года она проводит на земле и небесах, а половину года – с мужем, в подземных глубинах.

В древнейшие времена полагали, что в Ирий-сад (славянский рай) душу ведет маленький бог Водец. У него очень большие руки – чтобы заслонять душу от прямого солнечного света, от которого он может растаять, исчезнуть. В Пекло грешников сопровождал какой-то страшный божок Маровит – служитель Мары, богини смерти, избивая и подгоняя их. Перевозчик через огненную реку Пекла – двуликий Обман. Одна половинка лица у него добрая и ласковая, однако, он так и норовит ужалить грешную душу. Эта часть лица обращена к миру живых, а вторая, обращенная к миру мертвых, имеет вид звериный.

Устройство Пекла и его обитатели

В Пекле души грешников прокаливают в огне и очищают для новой жизни на земле: древние славяне, как и все арии, верили в возрождение после смерти. Затем передают богине Живе. С ее позволения душа возвращается в мир для новой жизни, начисто забыв старую. Но иные веруют, что души, раз побывавшие в Пекле, сохраняли память о мучениях, и в новой жизни старались не грешить, дабы не попадать туда, поэтому с каждым новым рождением становились все лучше. Однако порою огонь Пекленца горит недостаточно ярко, и в новой жизни человек совершает старые грехи. Тогда надежды на новое рождение для него больше нет. Некоторых грешников Пекленец возрождал в образах волкодлаков–оборотней, чтобы они мучились и в жизни человеческой, и в звериной. Иногда он сам выходит из ада в виде медведя-оборотня.

По одной из версий: Попавший в Пекло грешник попадает в кузницу Пекленца, который своим волшебным молотом выбивает из души всё чёрное и тёмное, что та успела накопить за жизнь, а когда та становится чистой искрой, передаёт её Живе, и та в свою очередь сажает её в новое земное тело, чтобы в новой жизни он исправил все свои ошибки. По другой версии: Недостойные души, которые лишились поддержки светлых Богов и Рода, попадают в огненное подземелье, которое находится во власти тёмных богов. Тёмные Боги сжигают душу в огненной смоле.

Образ в литературе

Н.В. Гоголь «Сорочинская ярмарка»

«Тут он почесал плеча, утерся полою, положил обе руки на стол и начал: – Раз, за какую вину, ей-богу, уже и не знаю, только выгнали одного чёрта из пекла. – Как же, кум? – прервал Черевик, – как же могло это статься, чтобы чёрта выгнали из пекла? … Вот чёрту бедному так стало скучно, так скучно по пекле, что хоть до петли».

В. Корольков «Как Жива потеряла свою дочь»

Ния – дочь Живы, покровительницы всего живого. Как-то раз сошла она на землю погулять и вдруг увидела необычайно красивого павлина. Девушка бросила собирать цветы и захотела поймать птицу, но тот вдруг громко закричал и улетел от нее, распустив свой роскошный хвост. Ния побежала вслед, не видя, куда – и вдруг в глубокой горной долине увидела чернокожего великана в пылающей колеснице.

То был сам Ниян, царь Пекла. Девушка при виде его окаменела от страха, а Ниян схватил ее и унес в свое царство, ибо давно уже пылал к ней страстью и подстроил эту ловушку, чтобы овладеть ею.

В подземном мире он дал Ние съесть половинку зеленого яйца (у древних славян зеленое крашеное яйцо было символом брачного союза), и Ния с тех пор не могла покинуть своего мужа. Иногда она убегает на волю, и тогда поля и луга на земле

начинают зеленеть под ее легкими шагами (оттого порою она зовется Нивою), но ровно через полгода неодолимая сила заставляет ее воротиться к супругу.

М. Херасков. «Владимириада»

Ниян (Пекленец, то есть владыка Пекла) – один из самых беспощадных и жестокосердных славянских богов, олицетворение тех страшных наказаний, которые ждут после смерти всех злодеев, убийц, супостатов. Он властитель славянского ада – Пекла, судья мертвых, повелитель мучений.

Жертвовали ему не только кровью животных, но и людьми, особенно во время страшных болезней или войн: кидали жребий среди преступников – и тех, на кого он пал, убивали во славу Нияна, сбрасывая в провалы земные, дабы насытился он этой кровью и отвратил беды от невинных.

Мучениями ада грешники очищались для новых рождений. Неисправимых грешников Пекленец возрождал в образах волкодлаков – оборотней, чтобы они мучились и в жизни человеческой, и в звериной.

Ния – богиня подземного мира, жена Нияна-Пекленца. Она утешает грешников, которые попадают в Пекло на вечные мучения, и пытается облегчить их страдания. Ее окружают павлины. Поскольку они часто слышат крики мучимых людей, голос павлина тоже напоминает горестный вопль, а перья павлина, взятые в дом, приносят несчастье.

Загрузка...
Top