Амвросий оптинский. Амвросий оптинский — молитва, житие, храм, икона

Множество людей стекается в Оптину Пустынь к раке с мощами преподобного Амвросия Оптинского. Народное почитание этого святого началось давно, еще при жизни. Амвросий не имел важного звания, не был ни игуменом, ни архимандритом. Этот святой преставился в сане простого иеросхимонаха. Однако он достиг такой святости, что молва распространилась не только по России, но и за рубежом.

Начало жизненного пути

Преподобный Амвросий Оптинский (биография будет описана ниже) родился в 1812 году, 5 декабря по новому стилю. В миру носил имя Александр Михайлович Гренков. Житие Амвросия Оптинского началось в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Дедушка Саши был священником в селе, а отец служил пономарем. Мальчик был шестым ребенком, после родились еще двое детей. Всего было восемь детей в семье Гренковых: четыре мальчика и четыре девочки.

Познавательно! : что это такое скрижали и каково значение

На рождение Александра в дом съехалось множество гостей. По этому поводу преподобный впоследствии часто шутил: «Родился я на людях и всю жизнь провожу на людях». Рос Саша шустрым, веселым непоседой, часто шалил. Грамоту познавал из Часослова и Псалтири. В воскресенье и церковные праздники мальчик пел и читал вместе с отцом на клиросе.

Отец рано ушел в мир иной, оставив мать с восемью детьми одну. Семье пришлось переехать к деду-священнику. Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, его отдали в духовное училище.

Учился Саша прекрасно и после окончания учебного заведения поступил в духовную семинарию, которую тоже окончил с отличием. После этого не поступил в духовную академию и сан тоже не торопился принимать, как бы размышляя о дальнейшем пути.

Амвросий Оптинский в миру отличался веселым нравом, отличным чувством юмора и был душой любой компании. Он часто шутил и этим самым смешил своих друзей.

После окончания семинарии Александр Гренков некоторое время преподавал в Липецком духовном училище и давал частные уроки детям помещиков.

Когда он учился еще на последнем курсе семинарии, то тяжело заболел. И тогда он слезно молился Богу о собственном исцелении, обещая принять монашество в случае выздоровления. Юноша выздоровел и не забыл своего обещания, данного Господу, но подстригаться в монахи не решался пока, откладывал это решение. Скорее всего, сомневался, сможет ли стать хорошим монахом при таком жизнелюбии, подвижности и веселом нраве.

Так шло время, молодой человек работал, на досуге веселился, проводил время в шумных компаниях. Но все чаще он ощущал укоры совести, как будто его кто-то торопил исполнить обещанное. И вот однажды во время прогулки Амвросия Оптинского в лесу услышал Голос в журчании ручейка: «Хвалите Бога! Храните Бога!». Тогда он стал усердно молиться Божией Матери вразумить его и укрепить.

Монашество

В то время в Тамбовской губернии жил прозорливый старец Илларион. К нему и направился Александр за наставлением, в какой монастырь поступить. Подвижник ответил: «Иди в Оптину Пустынь, там ты нужен». Но и после этого молодой человек не сразу поспешил в монастырь, а продолжал работать.

Во время летних каникул вдвоем с сослуживцем отправились в паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. Там Александр горячо молился о помощи Божией. По возвращении из монастыря продолжал жить в миру, все еще сомневаясь в принятии монашества.

Но однажды после очередной дружеской вечеринки Александр особенно почувствовал угрызения совести за несдержанный обет Богу. Всю ночь будущий подвижник провел в раскаянии и слезной молитве, а утром ушел из дома навсегда. Опасаясь, как бы близкие не стали препятствовать ему в осуществлении планов, он никому ничего не сказал.

Приехав в Пустынь, Александр застал старчество в самом разгаре. Старчество было развито на Руси с древности. Обычно старцами назывались монахи, которые достигли определенного духовного опыта благодаря подвижничеству, непрестанной молитве. Эти люди имели дар прозорливости, исцеления, поэтому к ним стекались люди со всей страны, чтобы получить совет и духовные наставления.

Первый Оптинский старец был преподобный Лев (1768–1841), положивший начало старчеству в этом монастыре. Затем его последователями были: Макарий, Моисей, Антоний, Иларион. Прибывший в Пустынь молодой Александр Гренков застал еще в живых преподобных Льва и Макария – столпов старчества. День приезда в монастырь – 8 декабря 1839 года.

Александр по прибытии в Пустынь сразу нашел старца Льва с целью взять у него благословение на монашескую жизнь. Преподобный благословил молодого человека жить первое время в монастырской гостинице и заниматься переводом духовной книги.

Через месяц старец разрешил Александру жить в самом монастыре, не надевая подрясник. Надо было уладить дела с начальством училища, где преподавал Гренков и ожидать указ архиерея о зачислении его в штат монастыря.

Только через полгода Александру разрешили надеть подрясник и жить в качестве послушника в Пустыни. Вначале он работал в пекарне и был келейником у старца Льва. Затем молодой послушник был переведен в Скит, где часто виделся со старцем Макарием.

Там Александр тоже трудился поваром, а в свободное время ходил к старцу Льву. Старец очень любил его, называя ласково «Сашенька». Вскоре Лев, чувствуя свою близкую кончину, сказал Макарию: «Передаю этого послушника тебе».

После смерти Льва Александр стал келейником Макария. В 1841 году послушник был подстрижен в рясофор, а спустя год – в мантию с именем Амвросий (в честь св. Амвросия Медиоланского). В 1843 году стал иеродиаконом, а спустя два года – иеромонахом.

С этих пор Амвросий Оптинский чувствовал ухудшение здоровья, сильно простудился и получил серьезное осложнение на внутренние органы. В своих духовных наставлениях часто говорил, что болезни приносят большую пользу для души. От больного не требуются труды подвижничества, а только терпение и молитва.

Всю свою монашескую жизнь святой безропотно терпел постоянные болезни. У него то обострялся гастрит, начиналась рвота, то появлялись неврологические боли, то болели почки. Несмотря на болезни, Амвросий по благословению Макария переводил духовные книги, а самое главное – научил молодого монаха непрестанной умной молитве.

Важно! Иисусова молитва, называемая иначе «умной», творится монахами и благочестивыми мирянами. Она заключается в том, чтобы умом произносить слова в сердце «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Обычно ее помогают произносить четки – так можно узнать, сколько раз была прочтена молитва.

Старчество

В 1860 году старец Макарий преставился, эстафету принял Амвросий. К тому времени он достиг уже святости и принимал людей уже на протяжении 12 лет по благословению Макария. Так сбылись слова святого Илариона, Амвросий Оптинский стал старцем после смерти Макария.

На фото святой часто изображен лежащим на кровати (в таком положении он принимал посетителей, потому что не было сил встать из-за болезни). Но лицо всегда светло и радостно на фото тех лет.

Видны лучистые, добрые глаза, открытая улыбка. В 1862 году преподобный окончательно слег в постель, не мог больше посещать богослужения, поэтому причащался в келии. Но, несмотря на это, он не перестал принимать потоки посетителей, отвечать на письма.

Познавательно! Кто такой и в чем он помогает людям

Святой имел острый ум и отличное чувство юмора, часто шутил, к тому же умел сочинять стихи. Поучения старца Амвросия Оптинского почти все были в стихотворной, полушутливой форме.

Всем известны его слова:

  1. «Жить можно и в миру, но не на юру, а жить тихо».
  2. «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, а всем мое почтение».
  3. Часто старец говорил: «Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз».
  4. «Монахам нельзя лечиться, а только иногда подлечиваться».
  5. «Не хвались, горох, что ты лучше бобов, размокнешь – сам лопнешь».
  6. «В церкви не должно говорить. За это посылаются скорби».

Молва о добром и мудром старце скоро распространилась по всей Руси. В Оптину пустынь ехали люди разного сословия: богатые и бедные, он не делал различия между людьми, всех принимал одинаково с любовью. Приезжали к старцу такие известные писатели, как Лев Толстой и Достоевский.

Удивительна была его прозорливость. Был случай, как к нему привезли неверующую барышню, которая всю дорогу называла Амвросия лицемером и не верила в его святость. Когда весь народ дожидался выхода старца, Вера (так звали неверующую барышню) ходила нервно взад и вперед по комнате.

И когда девушка оказалась за дверью в углу, дверь внезапно распахнулась, вышел старец и сказал, заглядывая за дверь: «Кто тут у нас? А, это Вера, пришла смотреть на лицемера!». Это было настолько внезапно и поразительно, что девушка сразу забыла о своем неверии и упала на колени.

Шамординская обитель

В последние годы своей жизни старец занялся обустройством женского монастыря в Шамордино (находилось в 12 верстах от Оптиной Пустыни). Он духовно окормлял эту обитель до самой смерти. Известно, что одной из шамординских монахинь была сестра Льва Толстого, Мария Николаевна Толстая.

Монахини любили преподобного и часто молились о его здравии. Иногда преподобный даже сердился на них: «Опять вымолили!».

Старец отошел ко Господу 22 октября 1891 года в Шамординском монастыре. Перед смертью он принял великую схиму. Образ святого лег в основу произведения Достоевского «Братья Карамазовы». Так же, как и в романе, на самом деле от мощей его вначале исходил запах разложения. Это предсказывал Амвросий при жизни. Но позже смрад исчез, и распространилось дивное благоухание.

Полезное видео: житие и наставление Амвросия Оптинского

Почитание святого


Святой Амвросий Оптинский канонизирован православной церковью в 1988 году, день памяти – 23 октября и 10 июля по новому стилю. В день памяти к Введенскому собору Оптиной Пустыни, где покоятся мощи Амвросия Оптинского, стекаются толпы людей. Там же находится икона Амвросия Оптинского, от которой многие получают исцеления от болезней. Икона изображает старца в схиме, как он и был похоронен.

Многие интересуются, в чем помогает святой Авмросий Оптинский?

Старцу молятся в различных случаях:

  • при различных болезнях телесных и душевных (в том числе беснованиях);
  • при семейных раздорах, ссорах, разводе;
  • в желании найти спутника (спутницу жизни);
  • в служебных неурядицах;
  • о детях, которым не дается учеба;
  • о вразумлении заблудших детей.

И еще много чем помогает святой обращающимся к нему в молитвах людям.

Женский скит Амвросия Оптинского находится в Белоруссии на месте обретения чудотворной иконы Божией Матери Жировичской. В 2005 году оно получило статус скита, и его решено было назвать в честь Амвросия Оптинского. Так почитание святого распространилось за пределами России, в Белоруссии.

Интересно! Скит находится в стадии строительства в настоящее время, хотя некоторые церкви уже действуют.

Полезное видео: указание пути ко спасению Амвросия Оптинского


Вывод

Святой Амвросий Оптинский внес неоценимый вклад в отечественное старчество. Он стал любимым святым для множества людей. Ему молятся в различных бедах и нуждах, и преподобный всегда помогает. Даже после смерти он продолжает любить народ и радушно отзывается на просьбы, обращенные к нему.

Будущий старец Амвросий родился 23-го ноября 1812 года, в селе Большая Липовица, Тамбовской губернии, от пономаря Михаила Феодоровича и жены его Марфы Николаевны Гренковых. Новорожденного назвали во св. крещении Александром, в честь Благоверного Великого князя Александра Невского, память которого отмечалась в самый день рождения младенца.

В детстве Александр был очень бойкий, веселый и смышленый мальчик. Он предан был детским забавам, так сказать, всем своим существом. Ими постоянно наполнялось его живое датское воображение, и потому в доме ему не сиделось. Поручала ему иногда мать покачать колыбель одного из младших детей своих. Мальчик обыкновенно садился за скучную для него работу, но лишь до тех пор, пока мать, занятая домашними делами, не упускала его из виду….

В июле 1830 года Александр Гренков, как один из лучших учеников, назначен был к поступлению в Тамбовскую духовную семинарию. В семинарии, как и в училище, благодаря своим богатым способностям, он учился очень хорошо. Наука давалась ему легко. Его товарищ по семинарии рассказывал: «тут бывало на последние копейки купишь свечку, твердишь-твердишь заданные уроки; он-же (Гренков) и мало занимается, а придет в класс, станет наставнику отвечать, - точно как по писанному, лучше всех». Имея отсюда в своем распоряжении много свободного времени, и обладая от природы веселым и живым нравом, он и в семинарии склонен был к увеселениям. Любимым развлечением Александра Михайловича было поговорить с товарищами, пошутить, посмеяться; так что он всегда был, так сказать, душой веселого общества. Ему никогда и в голову не приходила мысль о монастыре.

Старец Амвросий рассказывал впоследствии: «Но вот раз я сделался сильно болен. Надежды на выздоровлениe было очень мало. Почти все отчаялись в моем выздоровлении; мало надеялся на него и сам я. Послали за духовником. Он долго не ехал. Я сказал: "прощай, Божий свет!" И тут же дал обещание Господу, что если Он меня воздвигнет здравым от одра болезни, то я непременно пойду в монастырь»…

Александр выздоровел и в 1839 году поступил в Оптину пустынь – монастырь в Калужской губернии. В то время Оптина пустынь являла собой удивительное чудо, равного которому, возможно, не было за всю историю православия: череда настоятелей и духовников обители являла миру непрерывную последовательность святых чудотворцев. Первым святым духовником был Лев, за ним – Макарий, который и стал духовником Александра.

В 1842 году, 29 ноября Алесандр принял монашеский постриг в мантию, и наречен Амвросием, во имя св. Амвросия Епископа Медиоланскаго. Ему было 30 лет.

Иеромонаху Амвросию было всего только около 34 лет, когда он уже получил послушание помогать Старцу Макарию в духовничестве. Это значит, что, несмотря на столь молодые годы, игумен Моисей и духовник Макарий прочили его в старцы. Но Промыслу Божию угодно было вступающего в эту великую обязанность молодого иеромонаха предварительно подвергнуть жестокой и продолжительной болезни, чтобы он очистился, как золото в горне.

Болезнь его все более и более усиливалась. Лечение не помогало. И потому он вынужден был в декабре 1847 года дать подписку в том, что желает быть оставленным в обители за штатом, то есть не может нести послушаний священника: «давняя моя болезнь: расстройство желудка и всей внутренности и расслабление нервов, - будучи усилена припадками закрытого геморроя, с осени 1846 года, довела тело мое до крайнего изнеможения, от коего и медицинские пособия, в продолжение года употребляемые, меня восставить не могли, и не подают никакой надежды к излечению. Почему я как ныне, так и впредь, исправлять чередного служения, и никаких монастырских должностей нести не могу».

Несмотря на это, он не только никогда не скорбел о своих болезнях, но даже считал их необходимыми для своего духовного совершенствования. Он никогда не желал себе совершенного выздоровления и другим всегда говорил: «монаху не следует серьезно лечиться, а только подлечиваться». Подлечиваться - для того, конечно, чтобы не лежать в постели и не быть в тягость другим.

Прекрасно рисует игумен Марк теперешнее положение своего старца иepoмонaxa Амвросия и свое к нему духовное отношение: «Случалось же иногда и так, что, неистово воспламенившись гневом на ближнего и какое либо личное оскорбление моего самолюбия, приду, бывало, к нему на откровение, еще не успокоившись, и стану высказывать свою безрассудную печаль и огорчение, без самоукорения, вопреки учению святых отцов подвижников, а напротив с обвинением ближнего, и даже по причине засевшего в душе неприязненного чувства, с таким желанием, чтобы старец сейчас же строго вразумил огорчившего меня брата. Выслушав все с свойственным ему невозмутимым спокойствием и сочувствием моему горю, болезненный старец бывало скажет плачевным тоном: «Брате, брате! я человек умирающий. Или: „я сегодня - завтра умру. Что я сделаю с этим братом? Ведь я не настоятель. Надобно укорять себя, мириться пред братом, - и успокоишься». Выслушав такой жалобно произносимый ответ, оцепенеешь»…

Но в начале шестидесятых годов старец, при всей своей слабости телесной, понуждался употреблять еще трапезную пищу с конопляным маслом. Потом, когда желудок его стал отказываться от этой пищи, стали готовить ему келейники суп, и сперва заправляли его подсолнечным маслом пополам с конопляным, и наконец уже, вследствие усилившейся болезненности его желудка с одним подсолнечным. А затем внутренности Старца в такое пришли настроение, что по временам он никакой пищи не мог принимать. При этом старец не только никогда не скорбел о своей болезненности, но напротив всегда был в веселом настроении духа и даже часто шутил. Прочитали ему однажды, как один отец семейства нянчил своего малютку, и утешая его припевал песенку: «дри-та-та, дри-та-та, вышла кошка за кота». И вот однажды обратился кто-то к болезненному старцу с участием, и сказал: «Что, батюшка, катар мучит вас?» Усмехнувшись ответил старец: «Да, брат, дри-та-та, дри-та-та». Пищи съедалось Старцем не более, как сколько может съесть трехлетний малютка. Обед его длился десять или пятнадцать минут, в продолжение которых келейники задавали ему о разных лицах вопросы и получали от него ответы.

В письмах к другим лицам старец нередко просил молиться о нем, «говорящем и не делающем», или не исполняющем тех уроков нравственности, которые преподавал другим. Вообще, он как будто не видел, или не хотел видеть своих всегдашних трудов и подвигов любви и самоотвержения и терпеливого перенесения постоянных, часто жестоких недугов, все это принимая, как заслуженное наказание за грехи свои. Нередко и в письмах к разным лицам повторял в свой адрес евангельское слово: воздастся «каждому по делам его».

Но, живя сам в смирении, без которого невозможно спасение, старец и в относившихся к нему всегда желал видеть эту необходимейшую добродетель; и к смиренным относился весьма благосклонно, как наоборот терпеть не мог горделивых; так что иных довольно ощутительно бил, кого палкой, кого кулаком, или осыпал бесчестиями. Жаловалась как старцу одна женщина, что от скорбей она чуть-чуть с ума не сошла. «Дура! - воскликнул при всех старец, ведь с ума-то сходят люди умные; а ты-то как же сойдешь с ума, когда у тебя вовсе его нет?» Другая жаловалась батюшке, что у нее украли шаль. А он с улыбкою ответил: «шаль-то взяли, а дурь-то осталась». Старец обобщал иногда понятия «дурак» и «гордый».

После смерти старца Макария в 1860 году отец Амвросий стал единственным духовником оптинской братии и паломников. Он продолжал заниматься издательской деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание отца Макария и другие книги.

В 1862 - 1871 годах старец перенес ряд тяжелых болезней. Но и в это время он занимался духовным окормлением сотен приходящих к нему, вел широкую благотворительную деятельность. Известны многочисленные случаи его духовной прозорливости, чудотворений и исцелений.

К старцу приезжали Достоевский и Толстой, Погодин и другие исзветные люди того времени.

Он обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. Со всеми качествами своей богато одаренной души, отец Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность, и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим. Когда это было необходимо, он умел быть взыскательным, строгим и требовательным, применяя «наставление» палкой или же накладывая на наказуемого епитимию. Старец не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница.

Был в скиту один послушник уже пожилых лет, с лысиной на голове - И. Ф. По случаю тяжкой болезни старца Амвросия, расстроенный пришел он в его домик в надежде, нельзя ли хоть молча получить благословение от старца. Надежда его не обманула. С тяжествью сердечною он подошел к лежавшему на койке страдальцу, поклонился по обычаю в ноги, и протянул руки, чтобы принять благословение. Преподав благословение, старец слегка ударил его по голове, шутливо проговорив едва слышным голосом: «ну ты, лысый игумен!..». «Как гора свалилась с плеч моих, сказывал после послушник, так легко-легко стало на душе». Пришедши же в свою келью, он места не находил от радости. Все ходит по келье, да твердит: «Боже мой! что же это такое? Батюшка-то, батюшка-то, сам едва дышит, а все шутит».

Рассказывал по этому случаю иеромонах Оптиной пустыни о. Платон, бывший некоторое время духовником старца Амвросия: «Как назидательна была исповедь Старца! Какое смирение и сокрушение сердечное выказывал он о грехах своих! Да и о каких грехах? О таких, которые мы и за грехи не считаем. Например, по болезненности своего желудка, следовательно по крайней необходимости, ему приходилось иногда, вопреки уставу святой Церкви, в среду или пятницу скушать кусочка два-три сельди голландской. И этот грех исповедывал старец пред Господом со слезами. Он стоял в это время на коленах пред святыми иконами, как осужденник среди страшным и неумолимым Судиею, чая милости от дающего милость, думается даже, как можно полагать, с смиренным помыслом, подастся ли милость, отпустится ли грех. Посмотрю, посмотрю на плачущего старца, прибавлял отец Платон, да и сам заплачу».

Один молодой человек, после некоторых объяснений со старцем, сказал, что хочет устроить у себя душ. Батюшка сочувствует ему. «Тебе, говорит, нужно, чтоб он мало места занимал? Что ж, это можно; вот как сделай...» Проходит несколько лет. Следует объявление, что появились новые усовершенствованные души. Оказалось, что они устроены, как задолго до того объяснил молодому человеку старец Амвросий…

В городе Дорогобуже Смоленской губернии у одной благородной вдовы была единственная дочь, за которую сваталось много женихов. Нередко бывали они лично у старца, чтобы испросить у него благословение на брак; но батюшка все говорил им: «подождите». Нашелся, наконец, жених очень хороший, который нравился и матери, и дочери; и потому мать лично опять стала просить у старца благословения выдать дочь в замужество. Но батюшка велел и этому жениху отказать, прибавив к сему: «у нее такой будет жених замечательный, что все позавидуют ее счастью. Вот, прежде мы встретим Святую Пасху. А как на этот день солнце весело играет! Воспользуемся зрением этой красоты. Да не забудь же ты, - припомни, посмотри!» Настал праздник Светлого Христова Воскресения. Невеста первая вспомнила батюшкины слова: «Мама! а помнишь, что нам батюшка Амвросий советовал посмотреть на восходящее солнышко!» Вышли. Дочь вдруг распростерла крестообразно руки, и воскликнула: «Мама! мама! Я вижу Господа, воскресшего в славе. Я умру, умру до Вознесения». Мать была этим очень поражена, и говорит: «Что ты, дитя, Господь с тобою. Не может быть этого. Ты ничем не больна, ты здорова». Слова девицы оправдались. За неделю до праздника Вознесения у нее заболели зубы, и от этой, вроде бы неопасной болезни она скончалась.

Приведем теперь рассказ о жителе Козельска Капитоне. У него был единственный сын, взрослый юноша, ловкий, красивый. Отец решился отдать его в люди и привел его к старцу, чтобы получить от него благословение на задуманное дело. Сидят оба в коридоре, и около них несколько монахов. Выходит к ним батюшка Амвросий. Капитон, получив с сыном благословение, объясняет, что хочет сына отдать в люди. Старец одобряет намерение, и советует отправляться сыну в Курск. Капитон начинает старца оспаривать: «В Курске, говорит, у нас нет знакомых; а благословите, батюшка, в Москву». Старец в шутливом тоне отвечает: «Москва бьет с носка и колотит досками; пусть едет в Курск». Но Капитон все-таки не послушал старца, и отправил сына в Москву, где тот вскоре поступил на хорошее место. У хозяина строилось в это время какое-то здание, где находился только что нанявшийся к нему юноша. Вдруг упало сверху несколько досок, которые и раздробили ему обе ноги. Тотчас же телеграммой уведомлен был об этом отец. С горькими слезами пришел он к старцу повидать о своем горе. Но горю помочь уже нельзя было. Больного сына привезли из Москвы. Он остался на весь век калекой, неспособным ни к какой работе...

Московская учительница М. П-а, урожденная Княгиня Д-ая, имела к старцу великую веру. Ее единственный сын был при смерти от брюшного тифа. Оторвавшись от него, она полетала в Оптину и умоляла батюшку помолиться о сыне. «Помолимтесь вместе», сказал ей старец, и оба стали рядом на колена. Чрез несколько дней мать вернулась к сыну, который встретил ее на ногах. В тот самый час, как старец молился за него, наступила перемена, и выздоровление пошло быстро. Опять эта госпожа, уже с выздоровевшим сыном, летом 1882 года была в Оптиной, и прожила там более, чем думала. Ее муж, находившийся в южных губерниях, беспокоился о них, и наконец назначил телеграммой день, когда за ними вышлет лошадей на станцию. М. П-а пошла проститься с батюшкой. Отец Амвросий, никогда и никого без особенной причины не задерживавший, объявил, что не благословляет ей ехать. Она стала доказывать, что не может больше жить в Оптиной; а он сказал: «Я не благословляю ехать сегодня. Завтра праздник; отстоите позднюю обедню - и тогда уедете». Она вернулась на гостиницу, где ожидавший ее сын был очень недоволен батюшкиным решением; но мать послушалась старца. На следующий день батюшка сказал: «Теперь с Богом, поезжайте». За Курском они узнали, что с поездом, который шел накануне и на котором они собирались ехать, случилась Кукуевская катастрофа, в которой погибло 42 человека и 35 были ранены.

Иногда старец Амвросий, во избежание людской славы, по примеру своего предшественника старца Льва, придерживался как бы полуюродства. Если кому что предсказывал, то нередко в шутливом тоне, так что слушатели смялись; если хотел подать помощь кому-либо в болезни, ударял, как по больному глазу мальчика, рукой, или иногда палкой по больному месту, и болезнь проходила. Пришел, например, к старцу один монах с ужасной зубной болью. Проходя мимо него, старец ударил его изо всей силы кулаком в зубы, и еще весело спросил: «Ловко?» - «Ловко, батюшка, - отвечал монах при общем смехе, - да уж больно очень». Но, выходя от старца, он ощутил, что боль его прошла, да и после уже не возвращалась… Таких примеров было множество, так что крестьянки, страдавшие головными болями, узнавши о подобных действиях старца, сами нередко подклоняли ему свои головы и говорили: «Батюшка Абросим, побей меня, - у меня голова болит»…

В 1883 году пpиехала к отцу Амвросию жена одного сельского священника и спрашивает сестер монахинь, сидевших в хибарке в ожидании его благословения: «Где тут найти мне благодетеля моего, монаха Амвросия, который спас мужа моего от смерти? Я приехала целовать его ножки». «Что такое случилось у вас? Каким образом спас? Когда? Как? - раздались вопросы со всех сторон, - пожалуйста, расскажите. Батюшка Амвросий прилег отдохнуть, не примет вас сейчас, а вы пока своим рассказом займите нас всех». «Я едва и теперь могу я опомниться от ужаса злодейского покушения, - так начала сельская матушка свое повествование. Муж мой, священник села N, готовился служить Божественную Литургию, и накануне спал в своем маленьком кабинете, а я у себя в спальне крепко заснула. Но вдруг чувствую, что кто-то меня будит. Слышу голос: «вставай скорее, а то мужа убьют». Я открыла глаза; вижу стоит монах. «Тфу, какая бредня! Бес искушает», - проговорила я; перекрестилась и отвернулась. Но не успела я заснуть, как во второй раз толкает меня кто-то, не дает мне спать и повторяет тоже слова: «Вставай, а то убьют мужа». Смотрю, - тот же монах. Я опять отвернулась, перекрестилась, и хочу опять заснуть. Но монах опять дергает меня за одеяло и говорит: «Скорей, как можно скорей беги, - вот сейчас убьют». Я вскочила с постели, побежала в зал, который отделял кабинет мужа от моей спальни, и что же вижу? Кухарка моя идет с огромным ножом в кабинет моего мужа, и уже она в дверях его. Побежала я, вырвала сзади с плеча ее огромный нож и спрашиваю: «Что это такое значит?» - «Да я хотела, отвечает, мужа твоего убить за то, что он немилосердный поп, - людей не жалеет твой батька. Я ему покаялась в грехе своем, а он наложил на меня много поклонов на каждый день; я просила его помиловать меня, убавить поклоны, так нет, не хочет. Он меня не милует, и я его не помилую». Тогда я, под видом отнести нож, распорядилась послать за урядником, и вскоре виновную отвезли в полицию. А муж мой священник, ничего не зная о случившемся, отслужил обедню, и мы затем поехали с ним к моей замужней сестре, бывшей также за священником соседнего села. Там я рассказала ей, кто спас моего мужа. Сестра повела меня в свою спальню, и я вдруг увидела на стене фотографию того монаха, который являлся мне. Спрашиваю: «Откуда это у тебя?» - «Из Оптиной». - «Какая Оптина? Что это такое? Скажи скорей, где живет этот монах, ангел Божий, посланный с неба спасать от убийства»…

Одна сестра из большой помещичьей семьи, часто бывавшая у старца, долго умоляла свою любимую сестру, у которой был очень живой и нетерпеливый характер, поехать вместе с ней в Оптину. Та, наконец, соглашается, чтобы доставить удовольствие сестре, но всю дорогу громко ворчит; а придя к старцу и сидя в приемной, чем-то возмущается: «Я не стану на колени, к чему это унижение?» Она быстро ходит по комнате из угла в угол. Отворяется дверь и совсем ее закрывает в ее углу. Все опускаются на колени. Старец подходит прямо к двери, откидывает ее и весело спрашивает: «Что это за великан тут стоит?» И затем шепотом говорит молодой девушке: «Это - Вера пришла смотреть лицемера». Знакомство сделано. Bеpa выходит замуж, вдовеет и возвращается под крылышко батюшки в Шамордино (женский монастырь рядом с Оптиной пустынью, основанный старцем Амвросием). Он часто напоминал ей, как Bеpa пришла к лицемеру, и еще другую ее мысль в первые дни их знакомства, именно: она зашла в монастырскую лавку купить портрет старца. Ей сказали, что можно купить за 20 копеек. «Боже мой, подумала она, как мало! Я бы и много рублей дала. Какой батюшка дешевый!» В тот же день, на общем благословении, старец, проходя мимо нее, ласково взглянул, погладил по голове, и тихонько промолвил: «так батюшка дешевый, дешевый»!

Одна молодая девушка с хорошим образованием случайно попала к старцу Амвросию, была им поражена, и умолила его принять ее в Шамордино. Ее мать приехала, по ее словам, вырвать из «этого ужасного монашеского миpa» свою дочь. С негодованием и упреками вошла она к батюшке. Старец предложил ей стул. Прошло нисколько минут разговора, и раздраженная мать невольно, не понимая сама, что с нею делается, встает со стула и опускается около старца на колени. Беседа длится. В скором времени к дочери-монахине присоединяется и мать-монахиня…

Один из современников старца записал такой случай. «Выйдя из ограды, я обратил внимание на какое-то особое движение в группе женщин. Любопытствуя узнать, в чем дело, я приблизился к ним. Какая-то довольно пожилая женщина, с болезненным лицом, сидя на пне, рассказывала, что она шла с больными ногами пешком из Воронежа, надеясь, что старец Амвросий исцелит ее, что, пройдя пчельник, в семи верстах от монастыря, она заблудилась, выбилась из сил, попав на занесенные снегом тропинки, и в слезах упала на сваленное бревно; но что к ней подошел какой-то старичок в подрясники и скуфейки, спросил о причине ее слез и указал ей клюкой направление пути. Она пошла в указанную сторону и, повернув за кусты, тотчас увидала монастырь. Bcе решили, что это или монастырский лесник, или кто-либо из келейников; как вдруг на крылечко вышел уже знакомый мне служка, и громко спросил: «Где тут Авдотья из Воронежа?» Bcе молчали, переглядываясь. Служка повторил свой вопрос громче, прибавив, что ее зовет батюшка. «Голубушки мои! Да ведь Авдотья из Воронежа, я сама и есть!» - воскликнула только что пришедшая рассказчица с больными ногами, приподымаясь с пня. Все молча расступились, и странница, проковыляв до крылечка, скрылась в его дверях. Мне показалось странным, как успел отец Амвросий узнать так быстро об этой страннице, и откуда она пришла. Я решился дождаться ее возвращения.

Минут через пятнадцать она вышла из домика, вся в слезах, и на посыпавшиеся на нее вопросы, чуть не рыдая, отвечала, что старичок, указавший ей дорогу в лесу, был не кто иной как сам отец Амвросий или кто-либо уж очень похожий на него. В большом раздумьи вернулся я в гостиницу»…

Батюшку нельзя себе представить без участливой улыбки, от которой вдруг становилось как-то весело и тепло, без заботливого взора, который говорил, что вот-вот он сейчас для вас придумает и скажет что-нибудь очень полезное, и без того оживления во всем, - в движениях, в горящих глазах, - с которым он вас выслушивает, и по которому вы хорошо понимаете, что в эту минуту он весь вами живет, и что вы ему ближе, чем сами себе.

Раз в год старец Амвросий в летнюю пору, имел обыкновение ездить в устрояемую им Шамординскую общину на несколько дней погостить и посмотреть, что в ней есть, и чего не достает. Старец принимал в Шамординскую обитель тех, кого не брали в другие – больных, старых, увечных. В общине было более 500 сестер, приют, богадельня, больница. Год голодный, хлеб поэтому дорогой. На обители его накопился большой долг. Настоятельница слепая. Сам он в опале у начальства, обесславлен, и при том на краю гроба. Какая алмазная душа не могла бы дрогнуть при сем? Но старец оставался покоен духом.

Посещения эти, будем говорить словами самих Шамординских сестер, были для них светлым праздником. В назначенный день, с самого утра, в Шамордине все было на ногах. Кто с тщательным усердием приготовлял келью для дорогого гостя, кто хлопотал в церкви, чтобы с подобающею честью встретить своего ненаглядного батюшку; а кто просто ходил в волнении и радостном ожидании. Наконец служили молебен, и все сестры, с настоятельницею во главе, располагались у крыльца настоятельского корпуса. Вот из-за опушки леса покажется знакомая карета, и у всех радостно забьются сердца. Лошади быстро несутся, и останавливаются у подъезда. В окно кареты показывается седенькая бородка старца. И батюшка с отеческой улыбкой весело раскланивается на обе стороны. - «Батюшка дорогой! Сокровище наше, ангел наш!» - слышатся со всех сторон восторженные приветствия обрадованных сестер. Батюшка выходит из кареты и спешит в приготовленную для него келью, чтобы переодеться и отдохнуть; между тем сестры тотчас же бросаются в карету вынимать батюшкины вещи, Всем хочется захватить какую-нибудь из этих «драгоценностей». А если которой из них это не удастся, она хватается за какой-нибудь конец шарфа или рукав запасного подрясника, и вполне остается счастлива тем, что и ей пришлось что-нибудь понести.

При постоянном вокруг Старца множестве разного народа, не обходилось и без забавных случаев. Прижала к нему одна очень богатая помещица с трехлетней дочкой. Пока мать говорила со Старцем, умненькая девочка, предоставленная себе, осмотрела батюшкин покойник, побывала во всех его углах, и наконец, наскучив своим одиночеством, стала среди кельи, сложила на груди ручки, и жалостливо глядя на Старца, повела такую речь: «Бедный старичок! Такой он старенький, все на постельке лежит, комнатка у него маленькая, игрушек у него нет, ножки у него болят, бегать не может; у меня игрушки есть; хочешь, старичок, я зайчиков привезу поиграть тебе?» На эту наивную детскую речь последовал и сообразный ответ Старца: «Привези, привези, девочка, сказал он, вот какая ты хорошая; спасибо тебе, что старика пожалела»...

За несколько месяцев до кончины батюшки один петербургский художник, который иногда обращался к нему за денежной помощью, прислал Казанскую икону Божией Матери, копию с чудотворного образа, и при ней имена своей семьи, прося батюшку помолиться за них. Батюшка велел положить записку в киот за икону и сказал: «Царица небесная сама будет молиться за них». Эту икону после несли перед гробом Батюшки.

Один бедный семейный человек, которому батюшка много раз помогал, пред последней его болезнью письменно обратился к старцу с просьбой помочь ему купить теплую одежду. Батюшка послал ему, сколько нужно было, и при этом продиктовал несколько слов, прибавив в конце: «Помни, что это тебе последняя от меня помощь».

«В келлию к батюшке, - пишет в своих записках Госпожа**, - я попала за 20 минут до его кончины. Знать, это случилось по воле Божией. Меня пропустила одна раба Божия. Старец все так же лежал, как и ночью. Дыхание становилось реже. Когда я вошла, на коленах подле него стоял о. Исаия. О. Феодор (по прочтении в последний раз в 11 часов дня канона Божией Матери на исход души) осенял старца крестом. Остальные, присутствовавшие тут монахини стояли кругом. Я поместилась в ногах». Как только кончили отходную, старец начал кончаться. Лицо стало покрываться мертвенной бледностью. Дыхание становилось все короче и короче. Наконец он сильно потянул в себя воздух. Минуты через две это повторилось. Затем, по замечанию Госпожи **, «Батюшка поднял правую ручку, сложив ее для крестного знамения, донес ее до лба, потом на грудь, на правое плечо, и донеся до левого, сильно стукнул об левое плечико, видно потому, что это ему стоило страшного усилия; и дыхание прекратилось. Потом он еще вздохнул в третий и последний раз»...

Долго еще стояли окружавшие одр мирно почившего старца, боясь нарушить торжественную минуту разлучения праведной души с телом. Все находились как бы в оцепенении, не веря себе, и не понимая, что это - сон или правда. Светел и покоен был его старческий лик. Неземная улыбка озаряла его. «Мы тихо подошли, - замечает Госпожа **, - и поцеловали открытые еще теплые ножки старца. Затем нас вывели".

Едва только все опомнились, как поднялся страшный вопль и рыдание. Услышав это смятение, находившиеся в соседних комнатах догадались, в чем дело; поняли, что то, о чем они боялись даже подумать, совершилось. Весть о кончине старца с быстротою молнии облетела весь монастырь, и раздирающе душу крики Шамординских насельниц слились в один какой-то один ужасающий стон беспомощности и безнадежия…

Со всех сторон начинали теперь прибывать в общину посетители. Во всех поездах, ехавших в этот и следующие дни, по Курской, Рязанской и другим дорогам то и дело слышались разговоры о кончине старца Амвросия. Многие ехали именно на похороны. Почтовая станция в Калуге осаждалась просьбами о лошадях. Вместе с тем по всем дорогам шли пешеходы, так что к этому времени скопилось в Шамордине до восьми тысяч народу.

Тысячи народа на протяжении более версты, шли и ехали за гробом. Шествиe было медленное. Часто, не смотря на дождь и холод, останавливались для совершения заупокойных литий. Впрочем, к концу шествия, по случаю проливного дождя, литии служились уже на ходу без остановок. Когда подходили к лежащим на пути селам, перенесение останков старца сопровождалось погребальным колокольным перезвоном. Священники в облачениях, с хоругвями и иконами, выходили на встречу из церквей. Выступали поселяне, молились, многие из них целовали гроб покойного, и затем присоединялись к сопровождавшим его. Таким образом, по мере приближения к Оптиной пустыни, толпа все росла и росла. Гроб почившего старца бессменно, от Шамординской общины и до самой Оптиной пустыни, сопровождал в облачении один иеромонах Иларий, который во все время шествия служил и литии. Замечательно, что горевшие свечи, с которыми несли тело покойного старца, во все продолжение пути, не смотря на сильный дождь и ветер, не угасали.

Наступал вечер, и уже несколько темнело, когда гроб старца проносили чрез последнюю деревню Стенино, находящуюся в версте от Оптиной. Уныло гудел большой семисот-пудовый Оптинский колокол, редкими мерными ударами потрясая воздух и далеко разнося печальную весть о приближении почившего. Тут вышло ему на встречу все духовенство города Козельска и граждане, присоединившись к многочисленной толпе народа. Шествие еще было далеко. Как черная туча, двигалось оно к обители. Высоко над головами сопровождавших, сквозь вечерний полумрак, виднелся черный гроб, таинственно освещаемый ярким пламенем горевших свечей. Колеблясь от шествия несших его, он точно плыл по воздуху. Поистине, это трогательное печально-торжественное перенесете тела почившего Старца, по замечанию многих, скоре походило на перенесение мощей, и производило на всех присутствовавших умилительно-благодатное впечатлние…

«А как батюшка уже умер, видела я, что стоит его гроб. И вот спустились четыре ангела в белых ризах, - такие блестящие на них ризы, - а в руках у них свечи и кадило. И спросила я: "почему это они, такие светлые, спустились ко гробу Батюшки?". Они мне ответили: "это за то, что он был такой чистый". Потом спускались еще четыре ангела в красных ризах, и ризы их были еще красивее прежних. И я опять спросила, а они ответили: "это за то, что он был такой милостивый, - так много любил". - И еще спустились четыре ангела в голубых ризах невыразимой красоты. И. я спросила: "почему они спустились ко гробу". И мне ответили: "это за то, что он так много пострадал в жизни, и так терпеливо нес свои кресты".»

Подготовлено на основе книги современника и собрата преподобного Амвросия - схирхимандрит Агапита «Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Амвросия».


  • %20on%20line%20

В истории нашей страны, как и в мировой истории, есть святые, являющиеся как бы «верстовыми столбами» на пути к Всевышнему. Одним из таких праведников был преподобный Амвросий Оптинский, память которого отмечается 23 октября.

Будущий великий оптинский старец иеросхимонах Амвросий родился 4 декабря 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в многодетной семье пономаря Михаила Федоровича Гренкова и его жены Марфы Николаевны. В 12 лет Сашу (так его звали) отдали в первый класс Тамбовского духовного училища, по окончании которого в 1830 году он поступил в Тамбовскую духовную семинарию. Через шесть лет учеба была успешно окончена, но Александр не стал поступать в духовную академию. Не стал он и священником. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища.

В 27-летнем возрасте, мучаясь укорами совести о невыполненном им обете, данном Богу в последнем классе семинарии - постричься в монахи, если выздоровеет от тяжелой болезни, - Александр Михайлович тайно, даже не спросив разрешения епархиального начальства, бежит в Оптину Пустынь, бывшую тогда «огненным столпом во мраке окружающей ночи, который привлекал к себе всех мало-мальских ищущих света».

По преданию, эту обитель, находившуюся в трех верстах от города Козельска, и окруженную с трех сторон непроходимыми девственными лесами, а с четвертой - речкой Жиздрой, основал раскаявшийся разбойник по имени Опта, сподвижник атамана Кудеяра. В основу жизни обители было положено неукоснительное соблюдение трех правил: строгая иноческая жизнь, сохранение нищеты и стремление всегда и во всем проводить правду, при полном отсутствии какого-либо лицеприятия. Насельники были великими подвижниками и молитвенниками за православную Русь. Александр Михайлович застал при жизни, можно сказать, самый цвет ее монашества, таких столпов, как игумен Моисей, старцы Лев и Макарий.

В апреле 1840 года, практически через год после прибытия, Александр Михайлович Гренков принял монашество. Он активно включился в будничную жизнь обители: варил дрожжи, пек булки, целый год был помощником повара. Через два года он был пострижен в мантию и наречен Амвросием. Через пять лет жизни в Оптиной Пустыни, в 1845 году, 33-летний Амвросий стал уже иеромонахом.

Здоровье его в эти годы сильно пошатнулось, и в 1846 году он был вынужден выйти за штат, будучи неспособным к выполнению послушаний, и стал числиться на иждивении обители. Вскоре состояние его здоровья стало угрожающим, ждали конца, и по древнерусскому обычаю отец Амвросий был пострижен в схиму. Но неисповедимы пути Господни: через два года неожиданно для многих больной стал поправляться. Как говорил впоследствии он сам: «В монастыре болеющие скоро не умирают, пока болезнь не принесет им настоящую пользу».

Не только телесными немощами воспитывал Господь в эти годы дух будущего великого старца. Особенно важным для него было общение со старцами Львом и Макарием, которые, провидя в Амвросии избранный сосуд Божий, говорили про него не иначе как: «Амвросий будет великий человек». Прислушиваясь к мудрым наставлениям старца Льва, он в то же время очень привязался к старцу Макарию, часто беседовал с ним, открывая ему свою душу и получая важные для себя советы, помогал ему в деле издания духовных книг. Молодой подвижник, наконец, нашел то, чего давно жаждала его душа. Он писал друзьям о духовном счастье, которое открылось для него в Оптиной Пустыни.

«Как на вершине горы сходятся все пути, ведущие туда, так и в Оптиной - этой духовной вершине - сошлись и высший духовный подвиг внутреннего делания, и служение миру во всей полноте, как его духовных, так и житейских нужд». К старцам в Оптину шли за утешением, исцелением, за советом… К ним шли те, кто запутался в своих житейских обстоятельствах или в философских исканиях, туда стремился тот, кто жаждал высшей правды, в этом «источнике живой воды» всякий утолял свою жажду. Выдающиеся мыслители эпохи, философы, писатели не раз и не два были там: Гоголь, Алексей и Лев Толстые, Достоевский, Владимир Соловьев, Леонтьев… - всех не перечесть. Ведь для русского человека старец - это человек, посланный Самим Богом. По словам Ф. М. Достоевского, «для души русского человека, измученной трудом и горем, а главное, всегдашней несправедливостью и всегдашним грехом, как своим, так и мировым, нет сильнее потребности и утешения, как обрести святыню или святого, пасть перед ним и поклониться ему. Если у нас грех, неправда и искушение, то все равно, есть на земле там-то, где-то святой и высший - у него, зато, правда. Значит, не умирает она на земле, а стало быть, когда-нибудь и к нам придет и воцарится по всей земле, как обещано».

Именно Амвросию Божиим Промыслом полагалось стать одним из звеньев в ряду 14 оптинских старцев: после смерти старца Макария он стал на его место и в течение 30 лет окормлял страждущие души.

Старец Амвросий появился в Оптиной Пустыни и приковал к себе внимание исключительно интеллигентных кругов в тот момент, когда эта интеллигенция была охвачена западной философской мыслью. Бывший ранее сам душой общества, любивший все светское (он хорошо пел и танцевал), для которого «монастырь был синонимом могилы», он лучше чем кто-либо другой понимал духовные искания интеллигенции и самой своей жизнью свидетельствовал, что избранный им путь есть идеал того счастья, к которому должны все стремиться.

Недаром сказано: «Сила Божия в немощи совершается». Несмотря на свои телесные страдания, приковывавшие его почти всегда к постели, старец Амвросий, к тому времени уже обладавший целым рядом духовных даров - прозрения, исцеления, дара духовного назидания и прочее - принимал ежедневно толпы людей и отвечал на десятки писем. Такой гигантский труд не мог быть осуществим никакими человеческими силами, здесь явно присутствовала животворящая Божественная благодать.

Среди духовных благодатных дарований старца Амвросия, привлекавших к нему многие тысячи людей, следует в первую очередь упомянуть о прозорливости: он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. А благотворительность была просто его потребностью: старец Амвросий щедро раздавал милостыню и самолично заботился о вдовах, сиротах, больных и страждущих.

В последние годы жизни старца в 12 верстах от Оптиной Пустыни, в деревне Шамордино, по его благословению была устроена женская Казанская Пустынь. Строй обители, ее порядки - все установил сам старец Амвросий, многих сестер обители он собственноручно постригал в иночество. К 90-м годам XIX века число инокинь в ней достигало тысячи. Здесь же были детский приют, школа, богадельня и больница.

Именно в Шамордино суждено было старцу Амвросию встретить час своей кончины - в октябре 1891 года, на 79-м году жизни.

Поучения и афоризмы старца Амвросия:

  • Мы должны жить так, как колесо вертится – чуть одной точкой касаться земли, а остальным стремиться вверх.
  • Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог!
  • Если делаешь добро, то должно его делать только лишь для Бога, почему на неблагодарность людей не должно обращать никакого внимания.
  • Правда груба, да Богу люба.
  • От ласки у людей бывают совсем иные глазки.
  • Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение.
  • Кто нас корит, тот нам дарит. А кто хвалит, тот у нас крадет.
  • Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.
  • Лицемерие хуже неверия.
  • Не смиряешься, оттого и не имеешь покоя.
  • Самолюбие наше – корень всему злу.

Его святость издавна освящает не только российскую землю, но весь мир.

Прп. Амвросий Оптинский

Житие Амвросия Оптинского богато чудотворениями. Именно на этом святом человеке сбывалось пророчество: «Сила Господня в немощи человеческой совершается».

Детство будущего святого

Мальчик Саша Гренков родился в 1812 году в одном из сел Тамбовской губернии. В младенчестве принял Святое Крещение с именем Александр, в честь благоверного князя Александра Невского (именно в день рождения младенца - 23 ноября - совершается его память).

Отец Саши служил дьяконом в местной церкви, а мать занималась воспитанием восьмерых детей.

Резвый и веселый Александр любил шумные игры, он постоянно выдумывал детские забавы для себя и друзей, ему никак не сиделось дома. Случалось, что получив работу или поручение, он, едва начавши, бросал дело и убегал гулять с многочисленными друзьями во двор.

Родители Александра, в том числе и дед с бабушкой, были глубоко верующими людьми, и их благочестие внесло особую атмосферу в уклад семейства.

К шалостям мальчика, даже незначительным, домочадцы относились как к значительным проступкам. В результате неуемной энергии парнишки, отношение семейства к нему было достаточно холодным - его братьев и сестер, имеющих спокойный нрав, любили больше и относились к ним с особой теплотой.

Однажды, раздосадовавшись, Саша решил отомстить своему брату и специально раздразнил его, чтобы тот попал под тяжелую руку отца и деда. Но в результате по макушке досталось им обоим.

Читайте о святом:

Отрочество. Начало пути

Отроку родители пытались привить любовь к чтению Слова Божия, воспитывали в религиозном направлении . Каждый церковный праздник семья направлялась в Храм Божий, мальчику там очень нравилось петь на клиросе.

В возрасте 12 лет мальчик поступил на обучение в духовное училище города Тамбова, а по его окончании стал студентом духовной семинарии. Одаренный от природы, семинарист успешно изучал науки, ему легко давалась учеба. В то время, когда его сверстники корпели над учебниками, Гренков, единожды и наспех прочитав изучаемый материал, отвечал в классе без запинки, как по писанному.

Более всего ему полюбилось Священное Писание , история, богословские и словесные науки.

Среди семинаристских друзей он славился веселым и добрым нравом, был отзывчивым и веселым товарищем, душой общества. Он увлекался музыкой и пением, любил поэзию и даже сам пытался писать стихи, уединившись на лоне природы. Поэта из юноши не вышло, но будучи старцем, он очень любил переиначивать в рифму свои поучения.

Будучи остроумным весельчаком, Александр сохранил глубокие религиозные чувства, которые с детства ему п

Икона с изображением Амвросия Оптинского

ривили родители. Обладавший живым характером, юноша помышлял о поступлении на военную службу и даже не догадывался, что ему уготована Свыше судьба инока - ангела небесного.

Жизнь в Оптинской пустыне

По окончании семинарии Александр понял, что мирская жизнь с ее веселостью и развлечениями ему чужда и принял решение в тайне от родных и друзей, которые, возможно, будут уговаривать его остаться в миру, уехать в Оптину Пустынь , что и произошло в 1839 году. Его ласково принял старец Лев.

Вскоре юноша принял монашеский постриг и был наречен именем Амвросий. Позднее он был рукоположен в иеродиакона, и через 5 лет он был удостоен иеромонашеского чина.

В монастырских стенах будущий Святитель выпекал хлеба в пекарне, помогал поварам, занимался строительством, варил дрожжи. Несмотря на блестящие способности в науках, Амвросий не гнушался никаким трудом, что воспитывало в нем смирение, терпимость и способность отсекать собственную волю.

Духовные деяния святого Амвросия Оптинского

В делах духовных Амвросий Оптинский постепенно приобрел славу опытного наставника. Случалось, что по благословению отца Макария, некоторые монахи приходили к святому для откровения помыслов. Старец предвещал молодому монаху великое будущее.

Однажды, изнуренный постом и тяжелой физической работой, Амвросий сильно простудился. Недуг протекал очень тяжело и сильно подорвал здоровье инока, надолго приковав его к постели. Как следствие - у Амвросия теперь не было физических сил для участия в длительных монастырских богослужениях и совершения Литургии. Он очень тяжело передвигался, страдал одышкой и геморроидальными истечениями, был очень чувствителен к перемене погоды, из пищи мог принимать только мизерную ее часть.

В келье преподобного находилось очень много икон и портреты выдающихся лиц его эпохи.

Старец Амвросий не отказывался от медицинской помощи. В его келье к стене была приколочена полочка, которая была заставлена различными лекарствами. Регулярно принимая их, старец все же более надеялся на помощь Бога и Его Пресвятой Матери.

В его келье находилось очень много икон и портреты выдающихся лиц его эпохи. Кроме кровати стоял маленький аналой, за которым старец вычитывал правила, и стол, за которым послушник писал письма под диктовку святителя. Помимо них у стены стоял шкаф, полки которого были наполнены святоотеческой литературой, пара кресел для гостей и несколько стульев.

Целыми днями дверь кельи Амвросия была открыта для многочисленных посетителей. В келью было запрещено входить женщинам, и специально для их приема было выделено помещение. Прихожане обители получали от доброго старца утешение в скорбях, советы в разрешении житейских вопросов, вразумление, прощение грехов, молитвенную помощь.

Завершение земного пути

В последние годы жизни старца по его благословению в Шамордино была возведена женская обитель - Казанская Пустынь. В ее стенах проживали бедные и больные женщины. Именно здесь отец Амвросий встретил свой смертный час, будучи совершенно больным и недвижимым человеком. 10 октября 1891 года в 11 часов 30 минут старец трижды вздохнул, наложил на себя Крестное Знамение и скончался. Как и завещал Святитель, его тело было перенесено в Оптину Пустынь.

Икона Амвросия Оптинского

Тело усопшего совершенно не источало мертвенный запах, а в день похорон от него стал исходить приятный медовый аромат. Примечательно, что во время похорон ни одна из больших свечей, окружавших его гроб, не погасла, хотя в этот день постоянно моросил дождь.

Гроб, который мужчины бережно несли на плечах, возвышался над огромной толпой людей, пришедших проводить любимого старца в вечность.

Тело Амвросия Оптинского было захоронено неподалеку от монастырской церкви, рядом с могилкой его наставника, старца Макария.

Чудеса и исцеления

От мощей старца совершалось множество чудес , коими Амвросий дает знать, что не оставляет нас своим предстательством перед Отцом Небесным.

На беседу к Святителю приезжали К.Романов, Ф.Достоевский, А.Толстой, М.Погодин.

Читайте о христианских чудесах:

Вот только несколько чудесных исцелений от старца:

  • Бывало, что как-бы невзначай стукнет старец по макушке пришедшего к нему в келью гостя - а у того зубная боль тут же пройдет. Случалось, что некоторые женщины подойдут к нему и просят: стукни, батюшка, меня по голове, а то дюже как разболелась.
  • Обратился к старцу мужчина, страдающий сильнейшей болью в ногах. Лекарства ему не помогали, а Амвросий ему указал ехать в Задонск и там отслужить панихиду по подвижнику Пахомию, а затем взять горсточку земли с его могилки и отереть ею ноги. Болящий выполнил указания и недуг тут же отступил.
  • Отчаявшаяся мать подростка, страдающего неизлечимым заболеванием ушей и горла, прибыла к старцу. Она выслушала его наставления и научилась молиться. По окончанию беседы святой дал ей кресты и пояски с молитвами Тихону Задонскому и Николаю Мирликийскому. Вернувшись домой, дверь ей открыл совершенно здоровый ребенок.

Преподобный Амвросий Оптинский

  • Молодая дама долгое время страдала от сильных болей в боку. Прибыв к преподобному, он велел ей принимать отвар лекарственной травы. Больная вскоре выздоровела. А ее супруг страдал заболеванием желудка. Помолившись, женщина просила помощи для мужа. А старец посоветовал пить ему простой укроп. Вскоре мужчина избавился от болей.
  • Женщина долго болела язвой желудка и врачи посчитали необходимым сделать ей операцию. Святой Амвросий дал ей травяной сбор и с его помощью болезнь полностью прошла.
  • Многие женщины, потерявшие надежду стать матерями, по молитвам Святителя беременели и рожали здоровых ребятишек.
  • Крестьянин долгое время страдал алкоголизмом. Ему было очень тяжело и он уже был готов к суициду. Преподобный рассказал о причине его беспробудного пьянства и дал травяной сбор, который полностью и навсегда избавил мужчину от недуга.
  • Обращались к святому и курильщики, неспособные бросить вредную привычку. Они исповедовались, причащались, а потом и на дух не могли переносить запах и дым табака.
Важно! Святые мощи Преподобного Амвросия Оптинского были обретены 10 июля 1998 года. Они почивают во Введенском соборе Оптиной Пустыни в приделе в честь прп. Амвросия.

Посмотрите видео о жизни Преподобного Амвросия Оптинского.

Преподобный Амвросий и старцы Оптинские молите Бога о нас.

«Батюшка Амвросий вернулся»
Екатерина, Москва

Батюшка Амвросий помог мне этим летом, но я, по глупости и гордости, эту помощь не приняла (не поняла, что от него, не ожидала, что так сразу, да и мозгов нет, надо признаться) и до сих пор в этом раскаиваюсь.

На тот момент я только-только потеряла работу, причем, уволили меня очень некрасиво и нечестно, после того как я уже прошла испытательный срок и буквально накануне шла речь о прибавлении мне зарплаты. К радости, у меня было благословение духовника пойти в определенное место и туда устроиться, а я все тянула - считала себя «интеллектуально неготовой».

А тут начались один за другим июльские церковные праздники, в т.ч. и день памяти старца Амвросия Оптинского. Я была на службе и попросила его помочь мне с работой, учитывая, что у меня благословение, выполнить которое я не готова.

И вдруг вечером в электронной почте вижу письмо от своего научного руководителя, потом пропущенные от него вызовы в телефоне, он весь с ног сбился - меня искал. Хотя обычно он мне не звонит и не пишет - это я к нему обращаюсь. Оказалось, что в фирму, где работает его друг, срочно понадобился журналист-редактор сайта. Я скептически изучила вакансию - мне показалось, что денег предлагали очень мало, а требовали ой как много. Да еще испытательный срок два месяца при всем многообразии задач и требований, которые стояли перед потенциальным сотрудником. Кроме того, кое-чего я и не знала.

Я поморщила нос и сказала, что это какой-то «лохотрон». Хотя потом уже поняла: надо было хвататься за эту работу, чтобы хотя бы два испытательных месяца, чем бы они не закончились, перекантоваться. Научный руководитель посмеялся: «Ну, как знаете. Только вопрос, видимо, в том, что вы боитесь, что не справитесь». А я в самом деле боялась, что меня снова выгонят с работы после испытательного срока. Я боялась не выдержать еще одного подобного издевательства.

И только-только я отказалась (а время было уже позднее), как вдруг вспомнила, что утром была на службе и молилась перед иконой батюшки Амвросия, целовала мощевичок и просила его во время службы, рассказывала о своих проблемах. И что же? На следующий день икона батюшки Амвросия из нашего храма куда-то исчезла! Возможно, ее увезли на реставрацию или, может быть, временно перевезли в другой храм...

Все эти месяцы (а работу после этого я очень долго не могла найти - целых четыре месяца, и благословение тоже прошляпила, протянув), сколько бы ни просила, ни молилась, по монастырям ни ездила, сколько бы праздничных служб ни отстояла - ничего не получалось! И все эти месяцы я понимала, что та работа, не откажись я от нее, могла бы меня продержать на плаву пару месяцев, и я бы не потеряла столько денег и не влезла бы в долги и прочие трудные обстоятельства.

Все эти месяцы я, когда приходила в наш храм, обязательно прикладывалась к мощевичку с частичкой мощей батюшки Амвросия (у нас есть большой мощевик со множеством маленьких мощевичков разных святых, в том числе, Оптинских старцев), просила у него прощения и с тоской смотрела в угол, где раньше находилась его икона. Конечно, еще несколько месяцев назад знал, что со мной будет в ближайшее время, и как я себя поведу. Он помог мне, и надо было принять тот урок-испытание, если он таковым бы оказался!

В итоге, только недавно я нашла работу. Вернее, Господь мне ее послал совершенно неожиданно. Причем так получилось, что о работе я условилась с работодателем в пятницу, а в ближайшее воскресенье, как обычно, пришла на воскресную службу и вдруг, к концу службы, вижу: алтарник несет икону преподобного Амвросия и ставит ее на пустовавшую все это время деревянную тумбу-подставку (не знаю, как она правильно называется).

Я смотрю: батюшка Амвросий вернулся! Я к нему кинулась со всех ног просить прощения. Надо сказать, что за эти месяцы, что отсутствовала его икона, я как-то особенно с батюшкой сблизилась своим чувством вины, переживаниями... Он стал очень близким мне святым, и эта икона, которую я так долго ждала, стала мне очень родной. И у меня нет никаких сомнений в его скорой-скорой-скорой помощи! Батюшка Амвросий, моли Бога о нас!

«Я нашел путь в жизни и супругу - верного друга»
Алексей Гришкин

Молитвенной помощью батюшки Амвросия и всех я нашел свой путь в жизни и супругу - верного друга.

Казалось бы, что тут такого? Просто тот период в жизни кроме как словом «пустота» не назовешь. Как в старой песне: «И одиночество дороже пустоты, когда живешь и думаешь о смерти»... в относительно молодом возрасте. Все ровесники жили веселой жизнью, встречались, расставались, пили, гуляли «не заморачиваясь».

Не знаю, что стало началом моего воцерковления, сейчас сложно вспомнить. И, как на войне, вся сила преисподней ополчается на слабого начавшего спасаться человека, пуская в ход все средства, испытанные военным опытом и усовершенствованные со времени первого грехопадения праотцев.

В какой-то период жизни у меня неотступно стало возникать убеждение избрать для спасения монашеский путь. Побывав пару месяцев в одном монастыре, я понял, что там я еще быстрее погибну. Просто состояние современного монашества, за малым исключением, известно всем. Пришлось вернуться в мир. Но, оказалось, это был тупик.

Случайно (ли?), открыв книгу с житием , я наткнулся на слова, сказанные ему Троекуровским затворником Иларионом: «Иди в Оптину, ты там нужен». Для меня вдруг стало ясно, куда надо идти, чтобы понять, как жить. В Оптиной я увидел то самое исключение, то самое малое стадо, которое идет ко спасению и других воспламеняет идти.

Сначала воспламенился и я, но монашество далеко не для всех. Опять сомнения. Батюшка Илий разрешил их, благословив пожить в монастыре год. Просто пожить, ни о чем не думая, один год. Всего-то... Это был самый тяжелый год в моей жизни. Когда остаешься один на один с собой - это страшно. Не знаешь, кто победит. Каждый день я ходил к раке преподобного Амвросия и других старцев и просил, умолял, плакал. На самом деле, это тяжело.

Господь по молитвам старцев вразумил, какой путь избрать: в Оптину пришла девушка, которую сейчас я называю своей женой и матерью двух своих прекрасных дочек.

В завершение хотелось сказать, что Господь ближе, чем нам кажется, и всегда через людей и обстоятельства ведет нас по жизни молитвами преподобного и богоносного отца нашего Амвросия, старца Оптинского, и всех святых. Естественно, для тех, кто идет за Христом.

«Избавление пришло через три дня»
Валентина К., Серов

Отчаявшись избавиться от мучившего меня три года человека, я смогла это сделать только после того, как прочитала молитву преподобного Амвросия Оптинского, которую однажды нашла в его переписке с духовными чадами. Избавление пришло через три дня. Мы ходили все эти дни как по кругу и даже ни разу не столкнулись. Только молитва великого старца спасла меня от погибели.

Его же молитвами через три года я со слезами благодарности стояла у святых мощей. И сейчас, поднимаясь на клирос, прошу его благословения. Думаю, не без помощи преподобного сподобилась несколько лет трудиться в просфорне и трапезной.

Молитвами святого преподобного Амвросия Оптинского да спасет всех нас Господь!

«У знакомой была полностью разворочена печка»
Наталья В.

Об этом маленьком чуде я узнала пару часов назад. Не знаю, один ли батюшка Амвросий помог - скорее, помощь пришла от всех .

Позавчера я была у знакомой, которая собирается переезжать в дом, где полностью разворочена печка. У знакомой очень туго с финансами. Мы везде развесили объявления с просьбой о помощи, не особо на это надеясь. Уходя от нее, я зашла в церквушку в тех краях и увидела там небольшую иконочку с частичками мощей Оптинских старцев. Каких именно - я и не читала. Я попросила старцев помочь ей.

Сейчас звоню и узнаю, что на следующий же день - то есть вчера - ей позвонила женщина и предложила помощь. Она сказала: «Измерьте печку - я вам куплю все, что к ней нужно». Бедная до сих пор не может поверить в такое счастье.

Дай Бог, чтобы все получилось у бедной женщины. Моли Господа о нас, и все старцы Оптинские!

«Я много курила»
Екатерина Н.

В начале своего воцерковления я оказалась в Оптиной. До приезда в монастырь у меня была сильная никотиновая зависимость.

В монастыре причастилась и не курила весь день - очень большой для меня тогда срок. Молилась преподобному Амвросию, чтобы помог бросить курить. Через пару недель бросила совсем. Не курю уже 2 года. Считаю, что помогли молитвы преподобного.

«Мой супруг много лет курил»
Елена С.

У меня вот такая история. Мой супруг много лет курил. Это, к сожалению, традиция его семьи. Бросать не собирался, потому что полагал, что не сможет. Когда я старалась говорить с ним на эту тему, он раздражался. Тогда я попросила нашего сына-подростка, чтобы он молился преподобному Амвросию за отца об избавлении от пагубной страсти.

Через некоторое время мой супруг заболел раком кожи, а после операции сам решил бросить курить. Избавился он от страсти курения только по молитвам святого. Слава Богу за всё!

Загрузка...
Top