Сплошная седмица что такое великая седмица. Когда православный календарь предусматривает сплошные седмицы

Духовное развитие

Сплошная седмица - что это такое? Место сплошных седмиц в церковном календаре

3 марта 2015

Православная традиция во многом сложилась благодаря монашескому движению первых веков христианства. Поэтому, в частности, число постов в православном календаре по самым скромным подсчетам приближается к ста двадцати дням, то есть к трети года. В дополнение к этому многие священнослужители, не удовлетворенные мягкостью общецерковных канонических правил, регламентирующих аскетическую практику верующих, вводят дополнительные дни поста, особенно перед (а иногда и после!) причащения, налагая тем самым на людей «бремена неудобоносимые», против которых выступал еще сам Иисус - опальный иудейский проповедник и основатель христианской церкви. Жива еще, однако, и другая, более светлая традиция, исходящая из глубины веков, когда христиане умели не столько скорбеть и каяться, сколько любить и радоваться жизни, друг другу и Божьему присутствию среди них. Частным выражением такого умонастроения первых последователей Иисуса в аскетической традиции является сплошная седмица. Что это такое, поможет разобраться более глубокое определение поста. Итак, пост в православии - это время, предназначенное для самоанализа, глубокой молитвы и религиозных подвигов, вроде чтения священных писаний, раздачи милостыни и тому подобного. Гастрономическим фоном этой практики служит телесное воздержание от некоторых видов пищи. При наиболее строгом посте отказу подлежат все продукты животного происхождения (мясо, рыба, птица, яйца, молоко), а также растительное масло.

Всего в православии существует четыре многодневных поста: Рождественский, Петровский, Успенский и Великий православный пост. В дополнение к ним существует масса однодневных периодов воздержания. Большую часть среди последних занимают среды и пятницы, по умолчанию являющиеся постными днями практически каждую неделю (седмицу - по старой церковнославянской терминологии) в году. Есть, однако, и исключения. В некоторые недели пост со среды и пятницы снимается ввиду тех или иных обстоятельств. Их-то мы и знаем как дни сплошных седмиц. Что это значит в практическом смысле? Во-первых, в это время разрешается употреблять так называемую скоромную пищу: мясо, молоко и все прочее, что обычно считается непостным. Во-вторых, что особенно важно, в эти недели можно причащаться без предварительного поста, по крайней мере, так полагается по фиксированной письменной норме богослужебного устава.

Сплошных седмиц в году всего пять:

    Святочная неделя или святки.

    Седмица мытаря и фарисея.

    Сырная неделя, она же Масленица.

    Пасхальная, больше известная как Светлая седмица.

    Троицкая неделя.

Каждая из них либо предшествует многодневному посту, либо, наоборот, знаменует собой период отдыха и расслабления после оного.

Святочная седмица

Святки, строго говоря, - это не неделя, это одиннадцать дней между Рождеством Христовым и Крещением. Они всегда приходятся на одни и те же числа - с 7 по 18 января по новому стилю или с 25 декабря по 5 января - по старому. Таким образом, святочные дни следуют сразу за Рождественским постом вплоть до крещенского сочельника.

Неделя Мытаря и фарисея

Перед Великим постом следуют несколько так называемых подготовительных седмиц. Из них сплошной является Неделя мытаря и фарисея. Поскольку даты Пасхи и предшествующего ей периода говения каждый год выпадают на разные числа, то и подготовительные седмицы не привязаны к определенным дням. Конкретно Неделе мытаря и фарисея отводится время за две седмицы до Великого поста.

Видео по теме

Масленица

Знаменитая Масленица - это пережиток языческого праздника встречи весны. Сегодня она фактически слилась с сырной неделей. Так (или иначе - мясопустной) называется еще одна подготовительная сплошная седмица. Что это за время? В общем-то, это последние семь дней перед сорокавосьмидневным периодом говения, предваряющим Пасху.

Отличительной чертой Масленицы от других сплошных седмиц является то, что в нее уже запрещено вкушать мясные продукты, однако разрешается есть рыбу и молочное.

Светлая седмица

Первая неделя после Пасхи также является сплошной, ввиду особой значимости праздника. Вообще-то, Воскресение Христово официально празднуется сорок дней, поэтому неудивительно, сколь особым масштабом торжественности и веселья отличается эта сплошная седмица. Что это значит? То, что в Светлую неделю категорически запрещены любой пост, аскеза и даже коленопреклоненные молитвы.

Троицкая неделя

После дня Святой Троицы следует последняя в церковном календаре сплошная седмица. Что это за праздник? Иначе он называется Пятидесятницей и отмечается на пятидесятый день после Пасхи. Корни его уходят в иудейскую эортологию, а сугубо христианский смысл основывается на рассказе из Нового Завета о том, как Святой Дух в образе языков пламени сошел на апостолов, даровав им знание иных языков и прочие сверхъестественные дары. Событие это считается днем рожденья Церкви, поэтому в честь дня Святой Троицы следующая за ним неделя лишена постных дней. Зато после ее окончания начинается продолжительный Петровский пост, а потому эта седмица является также подготовительной к периоду воздержания, который заканчивается каждый год в один и тот же день - 12 июля, в день памяти апостолов Петра и Павла.

В церковнославянском языке слово «седмица» полностью соответствует привычному нам варианту «неделя». Но есть один нюанс: наши предки словом «неделя» называли не все семь дней, а только один из них? тот, который мы сейчас именуем воскресеньем. С него начинался семидневный отсчёт, и в этот день подобало отдыхать. Слово «неделя» и произошло от «не делать», то есть отдыхать. Седмицей же звали весь цикл из семи дней. Кроме обычных седмиц в православном календаре есть и особенные. Поговорим о них.

Прежде всего, узнаем, о том, что представляет собой сплошная седмица. Что такое седмица, мы выяснили, а вот каково значение слова «сплошная»? Чтобы в этом разобраться, сделаем небольшое отступление, обратившись к церковному уставу. Дело в том, что в течение недели (седмицы) он предписывает соблюдение двух однодневных постов.

Первый из них? в среду. Это день, когда Иуда Искариот явился к первосвященникам и предложил им за вознаграждение предать Иисуса Христа. В память о печальном дне каждую среду православные люди соблюдают пост.

Второй однодневный пост предписан в пятницу. Он установлен в память о величайшем событии? в это день был распят Иисус Христос. Вот так в течение года все православные люди два дня в неделю соблюдают пост. Седмица в этом случае является обычной.

Пять сплошных седмиц

Есть седмицы, в которые разрешается вкушать скоромное все семь дней подряд. Именно это и называется «сплошная седмица». Что такое святки, наверное, знают все. Это время от Рождества Христова до Крещения Господня. Вот в этот период и включена первая в году сплошная седмица. Всего их пять. За две недели до начала Великого поста установлена сплошная седмица, которая называется седмицей мытаря и фарисея. Перед самым началом Великого поста? сырные семь дней. Их в народе называют Масленицей. Это тоже сплошная седмица, но в указанные дни из рациона исключается мясо.

После радостного весеннего праздника Пасхи наступает ещё одна? Пасхальная, или светлая седмица. Завершив долгие недели поста, церковь даёт нам возможность пополнить силы. И, наконец, последняя в году сплошная седмица? Троицкая. Она следует сразу после праздника Троицы. И это не случайно. Именно для того, чтобы выделить день, в который Бог впервые явил при крещении Иисуса Христа в Иордане своё триединство, и установлена сплошная седмица.

Что такое Страстная седмица?

Заканчиваются сорок дней Великого поста, установленного в память о времени, проведённом Господом нашим в пустыне. До светлого Христова Воскресенья остаётся неделя. Это последние 7 дней земной жизни Спасителя. События, наполнившие её, столь важны и драматичны, что вся неделя так и называется? Великая седмица. Ещё её называют Страстной, то есть наполненной страданиями. Имеются в виду искупительные муки, перенесённые Спасителем в течение этих дней.

Дни Великой седмицы

Название шести дней этой недели начинаются со слова «великий». В Великий понедельник церковь вспоминает чудо иссушения бесплодной смоковницы. Этим она даёт пример веры и силы молитвы, а также обречённости всего и всех, кто не несёт в себе плоды Христова учения. В Великий вторник Христос, придя в храм, многому учит, наставляет собравшихся. Первосвященники и старейшины хотят схватить Его, но не решаются. В Великую среду вспоминается возлияние некоей женщиной на главу Христа драгоценного мира, а также сговор Иуды с первосвященниками.

Великий четверг насыщен событиями, достойными воспоминаний. Это и Тайная вечеря, и омовение Христом ног учеников его, и драматические события в Гефсиманском саду, и всё то, что за ними последовало. Великая пятница? день распятия Иисуса Христа, Его великой искупительной жертвы. Следующая за ним Великая суббота? день, когда Спаситель вывел из глубин ада всех ветхозаветных праведников, разрушив его и открыв всем людям путь в вечную жизнь.

В этой статье мы рассмотрели, что такое сплошная седмица, что такое Страстная седмица, какой смысл в них вкладывает церковь. Это очень важные понятия, без которых невозможно произвести полноценное выполнение годового круга богослужений.

Православная традиция во многом сложилась благодаря монашескому движению первых веков христианства. Поэтому, в частности, число постов в православном календаре по самым скромным подсчетам приближается к ста двадцати дням, то есть к трети года. В дополнение к этому многие священнослужители, не удовлетворенные мягкостью общецерковных канонических правил, регламентирующих аскетическую практику верующих, вводят дополнительные дни поста, особенно перед (а иногда и после!) причащения, налагая тем самым на людей «бремена неудобоносимые», против которых выступал еще сам Иисус - опальный иудейский проповедник и основатель христианской церкви. Жива еще, однако, и другая, более светлая традиция, исходящая из глубины веков, когда христиане умели не столько скорбеть и каяться, сколько любить и радоваться жизни, друг другу и Божьему присутствию среди них. Частным выражением такого умонастроения первых последователей Иисуса в аскетической традиции является сплошная седмица. Что это такое, поможет разобраться более глубокое определение поста. Итак, пост в православии - это время, предназначенное для самоанализа, глубокой молитвы и религиозных подвигов, вроде чтения священных писаний, раздачи милостыни и тому подобного. Гастрономическим фоном этой практики служит телесное воздержание от некоторых видов пищи. При наиболее строгом посте отказу подлежат все продукты животного происхождения (мясо, рыба, птица, яйца, молоко), а также растительное масло.

Всего в православии существует четыре многодневных поста: Рождественский, Петровский, Успенский и Великий православный пост. В дополнение к ним существует масса однодневных периодов воздержания. Большую часть среди последних занимают среды и пятницы, по умолчанию являющиеся практически каждую неделю (седмицу - по старой церковнославянской терминологии) в году. Есть, однако, и исключения. В некоторые недели пост со среды и пятницы снимается ввиду тех или иных обстоятельств. Их-то мы и знаем как дни сплошных седмиц. Что это значит в практическом смысле? Во-первых, в это время разрешается употреблять так называемую мясо, молоко и все прочее, что обычно считается непостным. Во-вторых, что особенно важно, в эти недели можно причащаться без предварительного поста, по крайней мере, так полагается по фиксированной письменной норме богослужебного устава.

Сплошных седмиц в году всего пять:

    Святочная неделя или святки.

    Седмица мытаря и фарисея.

    Она же Масленица.

    Пасхальная, больше известная как Светлая седмица.

    Троицкая неделя.

Каждая из них либо предшествует многодневному посту, либо, наоборот, знаменует собой период отдыха и расслабления после оного.

Святочная седмица

Святки, строго говоря, - это не неделя, это одиннадцать дней между Рождеством Христовым и Крещением. Они всегда приходятся на одни и те же числа - с 7 по 18 января по новому стилю или с 25 декабря по 5 января - по старому. Таким образом, святочные дни следуют сразу за Рождественским постом вплоть до крещенского сочельника.

Неделя Мытаря и фарисея

Перед Великим постом следуют несколько так называемых подготовительных седмиц. Из них сплошной является Неделя мытаря и фарисея. Поскольку даты Пасхи и предшествующего ей периода говения каждый год выпадают на разные числа, то и подготовительные седмицы не привязаны к определенным дням. Конкретно Неделе мытаря и фарисея отводится время за две седмицы до Великого поста.

Масленица

Знаменитая Масленица - это пережиток языческого праздника встречи весны. Сегодня она фактически слилась с сырной неделей. Так (или иначе - мясопустной) называется еще одна подготовительная сплошная седмица. Что это за время? В общем-то, это последние семь дней перед сорокавосьмидневным периодом говения, предваряющим Пасху.

Отличительной чертой Масленицы от других сплошных седмиц является то, что в нее уже запрещено вкушать мясные продукты, однако разрешается есть рыбу и молочное.

Светлая седмица

Первая неделя после Пасхи также является сплошной, ввиду особой значимости праздника. Вообще-то, Воскресение Христово официально празднуется сорок дней, поэтому неудивительно, сколь особым масштабом торжественности и веселья отличается эта сплошная седмица. Что это значит? То, что в Светлую неделю категорически запрещены любой пост, аскеза и даже коленопреклоненные молитвы.

Троицкая неделя

После дня Святой Троицы следует последняя в церковном календаре сплошная седмица. Что это за праздник? Иначе он называется Пятидесятницей и отмечается на пятидесятый день после Пасхи. Корни его уходят в иудейскую эортологию, а сугубо христианский смысл основывается на рассказе из о том, как Святой Дух в образе языков пламени сошел на апостолов, даровав им знание иных языков и прочие сверхъестественные дары. Событие это считается днем рожденья Церкви, поэтому в честь дня Святой Троицы следующая за ним неделя лишена постных дней. Зато после ее окончания начинается продолжительный Петровский пост, а потому эта седмица является также подготовительной к периоду воздержания, который заканчивается каждый год в один и тот же день - 12 июля, в день памяти апостолов Петра и Павла.

По русскому православному календарю, каждый день недели знаменует священное событие, и икона с изображением этих событий, в соответствии с каждым днем, должна помочь проводить их сознательно и с должным благоговением.
Икона с изображением дней недели именуется "Седмицей". На ней неделя начинается с воскресения, и день этот отмечен Воскресением Христовым, т.е. Сошествием во Ад. (Великим постом неделя кончается воскресением). В понедельник поминаются Силы Небесные, потому следующий образ - "Собор архангела Михаила". Вторник - день, посвященный св. Иоанну Крестителю и обозначенный Крещением Христа. Среда, день Богоматери, - Благовещение. Во втором ряду слева - четверг, день, который готовит ко дню печали, - изображено Омовение Ног. День горести и поста - пятница - Распятие Христа Спасителя. Между четвергом и пятницей - светлый и радостный день субботний, канун Светлого Воскресения, Праздника Праздников и Торжества из Торжеств. Новозаветный "день приготовления" - суббота, заменившая ветхозаветную пятницу. В радостный день субботний Христос в ореоле славы, с предстоящими Богоматерью, св. Иоанном Крестителем и ангелами. Все окружающие Его в белых одеждах, даже св. Иоанн Креститель сменил свое обычное одеяние из верблюжьей шерсти на белые ризы. Русское крестьянство, которое сохраняло в чистоте обычаи Православной Церкви, надевало в субботу чистые рубахи и зажигало лампады у икон.
День субботний иногда выделяется отдельной иконой и именуется тогда "Суббота Всех Святых". Христос в славе держит открытое Евангелие и окружен Небесными Силами, Богоматерью и св. Иоанном Крестителем. В нижнем поясе стоят лики святых: юродивые, праотцы, преподобные жены, пустынники, пророки, апостолы, мученики, к которым Христос является перед Вторым пришествием и которые не будут судимы.
С IV века, по постановлению Церкви, стали обязательны посты в среду и пятницу и в одинаковой мере обязательно присутствие в церкви в Воскресение и празднование этого дня. На Руси, в первые века принятия христианства, Церковь старалась внушить и пояснить необходимость постов, прибегая к проповеди и посланиям, обещая награду на небесах за соблюдение постов и наказание за отступления. В народном воображении среда и пятница стали воплощаться в образы ангелов или святых, милующих и карающих.
"Параскева" - значит по-гречески "день приготовления", т.е. по календарю "пятница". Св. Параскева стала, таким образом, олицетворять пятый день недели. В житии св. Параскевы сказано, что она родилась у благочестивых родителей, соблюдавших посты. Другая св. Параскева, по житию, была дочерью царя и, приняв христианство, приняла и мученический венец.
Св. Параскева стала на Руси таинственной помощницей, покровительницей и в то же время обвинительницей перед Господом Богом. По народному поверью, св. Параскева, величественная, как царица, посещала самые скромные жилища, проверяя, все ли чисто и в порядке. Если она находила неопрятность, то наказывала ленивую хозяйку. На воскресных прядильниц она напускала судороги и заусеницы и грозилась их обвинить на Страшном Суде. Она обещала, что у родителей, не соблюдавших постов, будут дети воры и пьяницы. Если курицу посадить в пятницу на яйца - цыплята не вылупятся и т.д. Следуя этому, люди перестали предпринимать что-либо в этот день. Пятница превратилась в день, приносящий неудачу в делах. С другой стороны, св. Параскева Пятница ограждала от убийств, наводнения, зубной и головной боли. Она посылала хороший урожай и устраивала счастливые браки. Чтобы ее задобрить, купцы строили на ярмарках специальные часовни под названием "Пятницы".
Св. Параскева Пятница была как мать наказующая и милующая и принимала участие во всех мелочах жизни. Ее икона украшалась цветами, которые потом сушились и принимались как лекарство. На русских иконах св. Параскева Пятница - молодая женщина с венцом на голове и в алом шитом золотом одеянии. Ее греческое имя "Параскева" часто упускается на иконах и сокращенная надпись читается "св. Пятница".
В давнее время в Малороссии "понедельничали", т.е. соблюдали пост и в понедельник. Произошло это потому, что вел. кн. Владимир Святой вскоре после Крещения Руси повелел всем присутствовать в воскресенье в церкви. Те, которые этого не исполняли, были наказуемы в понедельник. Стали поститься, чтобы задобрить понедельник во избежание наказания.

Загрузка...
Top