Лексические средства выразительности. Примеры

Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому

Ирония всегда предполагает идеал, в большей или меньшей степени отличающийся от того, что есть в действительности.

Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души» совершенно с серьёзным видом повествует о полицмейстере-взяточнике:
Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую.

Тонкая, замаскированная за внешней учтивостью насмешка проглядывает в ироничном описании А.С. Пушкиным высшего света Петербурга в романе "Евгений Онегин":
Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы.

Ещё один яркий пример пушкинской иронии из романа "Евгений Онегин":
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.
А далее выясняется, какие же это «дела»:
...деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел да мух давил.

И.А.Крылов в басне "Лисица и Орёл" иронично утверждает противоположное тому, что думают об его персонаже:
- Отколе, умная, бредешь ты, голова?
- Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.
В басне И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" звучит тонкая затаенная насмешка автора:
- Ты всё пела? Это - дело, - иронически говорит Муравей Стрекозе, считая в действительности пение безделием.

Слуга влиятельных господ,
С какой отвагой благородной
Громите речью вы свободной
Всех тех, кому зажали рот! (Ф.И.Тютчев. Вы не родились поляком...)

Целиком на иронии построено полное горькой усмешки стихотворение Н.А. Некрасова «Калиcтрат», написанное в 1863 году:
Надо мной певала матушка,
Колыбель мою качаючи:
«Будешь счастлив, Калистратушка!
Будешь жить ты припеваючи!»
И сбылось, по воле Божией,
Предсказанье моей матушки:
Нет богаче, нет пригожее,
Нет нарядней Калистратушки!
В ключевой воде купаюся,
Пятерней чешу волосыньки,
Урожаю дожидаюся
С непосеянной полосыньки!
А хозяйка занимается
На нагих детишек стиркою,
Пуще мужа наряжается -
Носит лапти с подковыркою!..

Где уж нам, дуракам, чай пить! – выражение, принадлежащее одному из ближайших друзей А. С. Пушкина Петру Павловичу Каверину (1794-1855). Чай здесь фигурирует потому, что в старину стоил дорого и пили его только богатые, «избранные» люди.
М. Ю. Лермонтов увековечил каверинские слова, использовав их в своем романе «Герой нашего времени» (1840). Там эти слова цитирует Печорин в своем разговоре с Грушницким:
«– Ты, говорят, в эти дни ужасно волочился за моей княжной? – сказал он довольно небрежно и не глядя на меня. – Где нам, дуракам, чай пить! – отвечал я ему, повторяя любимую поговорку одного из самых ловких повес прошлого времени, воспетого некогда Пушкиным» («Княжна Мэри»).
После выхода лермонтовского романа в свет эти слова стали крылатыми.

Разнообразна ирония в русской литературе: «насмешливая критика» В.Г.Белинского, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.Г.Чернышевского (образ «проницательного читателя» в романе «Что делать?»), сливающаяся со стихией юмора у Н.В.Гоголя, пародийная у Козьмы Пруткова, романтическая у А.А.Блока. Различные виды и оттенки иронии присущи произведениям В.В.Маяковского, М.М.Зощенко, М.А.Булгакова, Ю.К.Олеши, В.П.Катаева.

Данный урок является логическим продолжением темы "Текст" в 6 классе и имеет большое значение для совершенствования у учащихся умений и навыков учащихся работы над текстом. Включает в себя методы ИКТ и технологии развития теоретического понятийного и наглядно-действенного мышления; групповую и фронтальную, а также поисковую работу учащихся. Итог урока - творческая работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе по теме «Текст. Средства связи предложений в тексте. Описательный оборот»

Учитель высшей категории Иванова Любовь Валерьевна ГБОУ лицея №344 Невского района Санкт-Петербурга

Класс 6 «А»

Главная дидактическая цель урока формирование коммуникативной компетенции через углубление и расширение знаний о тексте.

Задачи урока.

  1. Образовательные :
  • повторить и обобщить знания о признаках текста;
  • обобщить и систематизировать знания о лексических средствах связи предложений в тексте;
  • познакомить учащихся с описательным оборотом;
  1. Развивающие :
  • формировать навык создания текстов с использованием
  • описательного оборота;
  • продолжить формирование навыков и умений структурировать
  • материал, выбирая главное, обобщать, делать выводы;
  • обучать творческому мышлению и созданию творческих работ;
  • развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах.

3. Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда;
  • способствовать выявлению личностных качеств учащихся;
  • совершенствовать навыки групповой работы и творческих способностей каждого.

Тип урока: комбинированный урок

Используемые технологии обучения : технология исследовательского

Обучения, технология обучения на основе схемных моделей, тестирование

С применением ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая.

Пояснительная записка. Данный урок является логическим продолжением темы «Текст» в 6 классе и имеет большое значение для совершенствования у учащихся умений и навыков работы над текстом. Включает в себя методы ИКТ и технологии развития теоретического понятийного и наглядно-действенного мышления; групповую и фронтальную, а также поисковую работу учащихся. Итог урока - создание творческих работ.

Примечание к пояснительной записке: урок проводится для Клуба молодых учителей лицея в рамках лектория «Современный урок как система» к занятию «Структурный анализ урока». Задача учителя – показать целостность урока, необходимость всех его компонентов, логичность перехода от одного этапа урока к другому, результативность.

Учебник: Е.И. Никитина Русский язык. Русская речь. М: Дрофа,2009.

Оборудование урока: интерактивная доска, презентация к уроку, аудиозапись музыки МР3: пьесы «Слоны», «Королевский марш львов» из сюиты К.Сен-Санса «Карнавал животных», раздаточный материал.

Эпиграф урока (на доске)

Речь - удивительно сильное средство,

Но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

Речь – это язык в действии.

Текст (от лат. textus - ткань, сплетение) - в лингвистике понимается

Как продукт речевой деятельности.

Основные признаки целого текста:

  • заглавие;
  • тема;
  • идея;
  • делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец;
  • связность;
  • стилевое единство.

Способы связи предложений в тексте: цепная и параллельная.

Средства связи предложений в тексте: лексические, морфологические.

Лексические средства связи предложений в тексте:

  • лексический повтор;
  • синонимическая замена;
  • использование антонимов;
  • родовидовые слова;
  • употребление слов одной тематической группы.
  • описательный оборот.

Описательный оборот – это описательное выражение, которое употребляется вместо того или иного слова.

Описа́тельный -ая, -ое.

  1. Содержащий в себе общее описание чего-л. О. оборот речи (в котором предмет или явление называют не прямо, а несколькими словами, указывающими на какие-л. признаки, например: дневное свети́ло - о солнце).

Ход урока:

  1. Организационный этап и вступительное слово учителя.

Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

На доске слайд 1: титульный

  • Взаимные приветствия учащихся и учителя.
  • Проверка подготовленности учащихся к уроку, порядка на парте и правильности посадки.
  • Подготовка тетрадей к работе.

На доске 2 слайд: эпиграф к уроку.

Речь - удивительно сильное средство, но нужно

Иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель

Учитель:

Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку и подумайте, о чем размышлял немецкий философ 19 века Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

  • Речь – это богатство каждого человека, так как это общение посредством языка, но чтобы пользоваться ею, надо развивать мышление.

Учитель:

Сегодня на уроке мы продолжим развивать наши мыслительные способности, совершенствовать речь. Что такое речь?

  • Это язык в действии.

Учитель:

Как понятие речь связано с понятием «текст»?

  • Текст – это продукт речевой деятельности.

Учитель:

Ключевым понятием сегодняшнего урока является слово «текст».

  1. Этап проверки домашнего задания.

Дидактическая задача: установить степень знания теоретического материала, устранить обнаруженные пробелы, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.

На дом было задано: повторить признаки текста, а также способы связи предложений в тексте, используя упр.1 задание 1 учебника и опорную запись на странице 9. Так как урок проводится после выходного дня, письменного задания не было.

Учитель

Вспомните, что было задано на дом.

  • Повторить признаки текста.

На доске 3 слайд: Признаки целого текста

Учитель

Поработайте в группах из 4 человек. Вам даны карточки, запишите в них фамилии участников группы, приготовьтесь их сдать по окончании урока для оценки работы на уроке. Обратитесь к 1 заданию: дан перечень признаков текста. Установите, все ли признаки текста указаны. Если какого-то признака не хватает, впишите в карточку. Время на работу 1 мин.

7 групп – 7 карточек:

1 карточка

заглавие; [тема] ; идея; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; связность; композиционная завершенность; стилевое единство.

2 карточка

заглавие; тема; [идея] ; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; связность; композиционная завершенность; стилевое единство.

3 карточка

[заглавие] ; тема; идея; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; связность; композиционная завершенность; стилевое единство.

4 карточка

заглавие; тема; идея; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; связность; композиционная завершенность; [стилевое единство] .

5 карточка

заглавие; тема; идея; [делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец] ; связность; композиционная завершенность; стилевое единство.

6 карточка

заглавие; тема; идея; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; связность; [композиционная завершенность] ; стилевое единство.

7 карточка

заглавие; тема; идея; делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; [связность] ; композиционная завершенность; стилевое единство.

* Красным цветом отмечены пропущенные признаки.

По мере проверки выполнения домашнего задания на доске выплывают признаки текста в следующем порядке:

  1. тема;
  2. идея;
  3. заглавие;
  4. стилевое единство;
  5. делимость:1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец;
  6. композиционная завершенность;
  7. связность.

Учитель

В ваших карточках дан текст-миниатюра (задание 2). Прочитайте его, докажите, что это текст.

Каждая группа должна подобрать аргументы для доказательства наличия «своего» признака. На подготовку 1-2 минуты.

На доске 4 слайд: текст-миниатюра

Текст

(1)Я бродил подолгу и видел много примет осени.(2) По утрам в лужах под стеклянной коркой льда виднелись пузырьки воздуха. (3)Иногда в таком пузырьке лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый или лимонный лист осины или березы. (4)Я разбивал лед, доставал замерзшие листья и приносил их домой. (По К. Паустовскому)

Тема: приметы осенью.

Идея: у осени много удивительных примет.

Заглавие: можно озаглавить «Лист в хрустальном шаре».

Стиль: художественный (наличие средств художественной выразительности: сравнение как в полом хрустальном шаре , эпитеты под стеклянной коркой, багровый или лимонный лист, метафора коркой льда; образность).

Делимость: начало – 1 предложение; основная часть – 2,3 предложения, конец – 4 предложение.

Композиционная завершенность: полное раскрытие авторского замысла (автор показывает удивительное в природе осенью) и проявляется в строении текста: есть зачин, основная часть и концовка.

Связность: все элементы текста связаны между собой.

На доске 5 слайд-заставка «Приметы осени»

  1. Этап всесторонней проверки знаний

Дидактическая задача: проверить объем и качество усвоения ранее изученного материала различными методами

Учитель

Используя данный текст, решите тесты.

На доске слайд 6. Какие способы связи предложений имеет текст?

А) параллельный;

Б) цепной;

В) параллельный и цепной.

Ответ: Б

На доске слайд 7. Какое средство связи предложений не использовано в тексте?

А) слова одной тематической группы (ключевые слова);

Б) глаголы одного вида;

В) повтор одного и того же слова;

Г) синонимы

Ответ: Г

Учитель

На какие 2 группы можно разделить средства связи предложений в тексте, представленные в тесте?

После ответов учащихся на доске появляется схема.

На доске слайд 8. Средства связи предложений в тексте.

Учитель

Выпишите из текста средства связи в два столбика: морфологические, лексические.

При проверке – названия средств связи выплывают.

  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала.

Дидактическая задача: организовать познавательную деятельность учащихся, обеспечить готовность к усвоению.

Учитель

Сегодня на уроке мы будем говорить о лексических средствах связи предложений в тексте. В столбик «Лексические средства связи» уже записаны слова одной тематической группы (ключевые слова); повтор одного и того же слова; синонимы. Какие бывают еще?

Давайте вспомним, проанализировав мини-тексты (задание 3), данные в карточках, недостающие допишем (выплывают на доске по мере работы).

Работа в группах.

1 карточка

Лесная тропинка привела нас к обрыву . Под кручей шумела река.

Ответ: синонимы

2 карточка

В конце осени в лесу замирает жизнь птиц . Над берёзовыми опушками уже не встретишь резвящихся ласточек , по просекам не услышишь свиста рябчиков , высоко в небе летят последние косяки гусей .

Ответ: родовидовые слова

3 карточка

Дни и ночи напролет моросит мелкий дождь . От дождя никуда не скрыться.

Ответ: лексический повтор

4 карточка

Поздняя осень настраивает на долгие размышления. Ранняя весна приносит радость.

Ответ: антонимы

5 карточка

Мы в предзимнем лесу . Деревья давно сбросили разноцветное убранство. Листья успели почернеть, трава - пожухнуть. Лужи покрылись тонким ледком.

Ответ: слова одной тематической группы.

6 карточка

Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через моря.

Ответ: местоимение; это не лексическое, а морфологическое средство связи.

7 карточка

Раскидистая ель Зеленая красавица не боится скорых морозов.

Ответ: словосочетание? Оборот речи?

Учитель

Это описательное сочетание (выражение, оборот речи). Оно употребляется вместо того или иного слова и содержит элемент характеристики или подчёркивает какую-либо сторону, качество, признак описываемого предмета. Называется описательным оборотом.

На доске слайд 9. Описательный оборот.

  • Запись темы в тетрадь.
  1. Этап усвоения новых знаний.

Дидактическая задача: дать учащимся представление об описательном обороте, познакомить с его видами, научить распознавать в тексте; показать практическую значимость изучаемой темы.

Учитель

Сравните тексты (появляются на доске ) :

Раскидистая ель весело стоит на опушке предзимнего леса. Зеленая красавица не боится скорых морозов.

Раскидистая ель весело стоит на опушке предзимнего леса. Ель не боится скорых морозов.

Прочитайте теоретический материал параграфа 5 учебника стр. 39, 40 и ответьте на вопрос: как вы думаете, для чего необходимо знать описательный оборот и научиться употреблять его при создании текстов?

  • Они не только связывают предложения в тексте, но и украшают его, помогают избежать лексических повторов - наиболее распространённой речевой ошибки. (Вывод появляется на доске .)

Учитель

Понаблюдаем, какие бывают описательные обороты. Выполним задание упражнения № 47.

Задание: рассмотрите на вклейке рисунки. Как вы думаете, почему под каждым из них не одна подпись, а две и более?

  • Вывод: описательные обороты могут быть с прямым и переносным значением (метафора). Они могут являться описательными толкованиями лексического значения слова, могут быть устойчивыми сочетаниями. (Запись вывода в тетрадь). На доске 10 слайд: вывод.
  • ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (На доске 11 слайд)
  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Дидактическая задача: установить, усвоены или нет учащимися содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы.

Учитель

Выполните упражнение №49: в тетрадь запишите только текст, где сцепляющий оборот имеет только переносное значение.

  • Проверка:

Построили шоссе . Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.

На доске 12 слайд-заставка: иллюстрация к упражнению «Шоссе».

Учитель

Придумайте свои описательные обороты для связи предложений в данном тексте.

  • Варианты: широкая стальная лента, многокилометровая полоса, новая дорога, кратчайший путь, современная магистраль.
  1. Этап закрепления нового материала.

Дидактическая задача: закрепить знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Учитель

Часто музыка помогает мысленно представить те или иные образы.

Давайте послушаем музыкальную пьесу «Слоны» из сюиты Камиля Сен-Санса «Карнавал животных» и представим этих животных на арене цирка.

На доске 13 слайд-заставка. Слоны на арене цирка.

Звучит музыка.

Учитель

Подберите описательные обороты к слову «слоны».

  • Варианты: могучие артисты, веселые циркачи, африканские гости, милые толстяки.

Выполним упражнение №51 . Задание: прочитайте начало

Сочинения ученика. Найдите описательные обороты, которые помогли

Ему избежать повторения слова слоны.

  • Огромные умные животные. Четвероногие артисты. Зверь-великан.

Допишите концовку сочинения. Используйте описательные обороты для

Связи предложений.

Чтение и обсуждение нескольких работ учащихся.

  • Вариант (на доске слайд 14) :

Второй веселый гигант уселся и в такт музыке размахивает хоботом. Третий африканский танцор топает ногами.

Забавное зрелище получилось!

  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании. Комментарии по его выполнению.

Дидактическая задача: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

Учитель

Послушайте еще одну музыкальную пьесу К. Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных». Каких животных вы себе представили?

Звучит пьеса «Королевский марш львов». На 15 слайде .

  • Дети пробуют отгадать. Учитель называет пьесу.

На доске 16 слайд-заставка . Львы.

Попробуйте дома написать сочинение о том, что вы мысленно видите (или какое настроение испытываете), слушая эту пьесу. Используйте в сочинении 2-3 описательных оборота.

На доске 17 слайд : домашнее задание

Это задание упражнения № 52, которое и будет вашим домашним заданием. За сочинение все ребята получат оценки.

Подведение итога:

  • Для какой цели вы будете использовать описательные обороты?

(Для связи предложений в тексте.)

  • К какой группе средств связи принадлежит описательный оборот?

(Это лексическое средство связи.)

  • Допишите предложение (на доске 18 слайд) :

Описательный оборот делает нашу речь более _______________________. (Выразительной, красочной, интересной.)

Оценка работы учащихся на уроке.


Задание 23 ЕГЭ 2015

Задание 23 проверяет умение анализировать строение текста и определять лексико-грамматические связи между предложе­ниями в нем. Неумение найти средства связи предложений в тек­сте приводит к неспособности строить собственное высказыва­ние на заданную тему, чему посвящено задание части С.

Вспомним, что основное свойство текста - это неразрывное единство формы и содержания. Нарушение формы, то есть от­сутствие связности предложений, может привести к обессмысливанию текста.

Связь предложений в тексте осуществляют следующие средства:

· слова-заместители: местоимения (девушка - она), наречия (в лесу - там), синонимы (быстро, стремительно), антонимы

· имя собственное - имя нарицатель­ное (офицер - Соболевский);

· лексические повторы: ...рядом стоял дед. Дед был очень старый.

· повтор грамматической формы, связывающей два предложе­ния: Пашка попил из бачка. Еще раз перечитал расписание (В. Белов) Сказуемые попил и перечитал выражены одинако­выми формами глагола (прошедшее вр., сов. вид, ед.ч.) и по­этому могли бы быть однородными сказуемыми одного пре­дложения.

· синтаксический параллелизм: ...что знаешь в детстве -зна­ешь на всю жизнь... чего не знаешь в детстве - не знаешь на всю жизнь. (М. Цветаева);

· противопоставление: Хотел было двинуться дальше. Но не мог;

· вопросительные предложения (Да разве найдутся на свете такие силы"?);

союзы; союзные слова, частицы, вводное слова;

· порядок слов в предложениях (прямой, обратный);

· слова-организаторы логических связей: вот почему, из этого следует;

· вводные слова, организующие порядок высказывания: итак, наконец, в заключение разговора.

Напоминаем, что предложение в тексте может быть связано не только с предшествующим предложением или последую­щим, но и с несколькими, стоящими в некотором отдалении.

Ещё теория

Средства связи предложений в тексте

Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.

Лексические средства связи:

1) Лексический повтор – повторение одного и того же слова

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

Однокоренные слова

Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым , но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. (В.Белов)

2) Синонимы . В лесу мы видели лося . Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

3) Антонимы У природы много друзей . Недругов у неё значительно меньше.

Описательные обороты

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей . (Ф.Абрамов)

Грамматические средства связи:

Личные местоимения

1. А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2. Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи . Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов).3. Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)

2) указательные местоимения (такой, тот, этот)

1. Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев). 2. Далёким, милым дёрганьем кричали коростели . Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».

Выучи все разряды местоимений: они могут встретиться в формулировке задания!

Разряды местоимений
Личные я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
Возвратное себя
Притяжательные мой, твой, свой, ваш, наш, его, её, их
Относительные кто, что, какой, каков, который, чей, сколько, каковой
Вопросительные Кто? Что? Какой? Каков? Который? Чей? Сколько? Каковой?
Отрицательные никто, ничто, никакой, ничей, никоторый, некого, нечего
Неопределенные некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-нибудь, какой-либо и др.
Указательные тот, этот, такой, таков, столько
Определительные весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой

3) местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)

Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

4)союзы (преимущественно сочинительные)

Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой) 5) частицы



6) вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)

Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко . (А.Пушкин).

7) единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.

Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

8) неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:

Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)

9) синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура . (Д.Лихачёв)

Разберем задания

23-1. Среди предложений 1–8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и наречия? Напишите номер этого предложения.

(1)Спустя много лет я уяснил для себя совершенно определенно, что путешествие – не только романтика, но и тяжелое испытание духа. (2)Это изнурительная работа, если хотите – ремесло. (3)А еще - целая наука, включающая в себя много составляющих, в том числе искусство выживания.

(По В. Сундакову)

23-2. Какое из предложений связано с предыдущим с помощью союза?

(1)Я шел напрямик, через предгорья, вдали от дорог и селений. (2)Можно было в Крымске сесть на автобус и через два часа оказаться у теплого моря. (3)Но я решил идти пешком по бездорожью, чтобы через несколько дней увидеть с вершины горы море. (4)Ради этого необыкновенного мгновения я мучил себя спусками и подъемами, переходил вброд горные речки.

Тема урока: «Описательный оборот» 6класс русский язык

Цели урока:

Формирование у учащихся языковых познавательных компетенций посредством расширения знаний о лексических средствах связи, в частности об описательном обороте, его назначении.

Формирование предметных компетенций в обнаружении описательных оборотов в текстах, применении и составлении их, в умении сцеплять предложения при помощи нового лексического средства связи предложений и составлении текстов с использованием описательных оборотов с целью избежания повторов одних и тех же слов.

Формирование коммуникативных компетенций через общение учащихся друг с другом, умение слышать и слушать учителя и одноклассников, делиться впечатлениями, работать в группе;

Формирование интеллектуальных компетенций через соотнесение темы урока с литературным материалом по творчеству А.С. Пушкина, знакомого учащимся с 5-го класса.

Ход урока:

1 Организационный момент.

2 Работа по теме урока.

Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас урок развития речи. Нам предстоит работать с текстами. Поэтому первый мой вопрос к вам следующий:

Что делает текст текстом? (связь предложений по смыслу и грамматически)

Какие средства связи предложений в тексте вы уже знаете ? Вспомним и назовем их ( лексические повторы, синонимы, антонимы, однокоренные слова, родо-видовые слова)

Сегодня мы продолжим работу над общей темой «Лексические средства связи предложений в тексте». А тему нашего урока мы сформулируем позднее, когда познакомимся с новым лексическим средством связи.

3. Актуализация опорных знаний с плавным переходом к новой теме.

Работа с карточкой – заданием. (работа в парах) карточка на каждом столе.

(текст «Зима в лесу» смотри в приложении)

Какими лексическими средствами сцепляются предложения в тексте?

А в двух последних? (слово »снег» заменено сочетаниями слов «серебристое пуховое одеяло» и «белые пушистые шапки»

Работа с учебником «Русская речь»: № 229 и 231 (учебники взяли в библиотеке по одному на парту)

(ребята приходят к выводу, что предложения могут быть связаны при помощи сочетания слов, которые заменяют слово, чтобы оно не повторялось) – выход на тему урока.

Делаем запись в тетрадях и на экране через проектор:

Описательный оборот – это сочетание слов, образуемое для замены какого-либо слова, наименования.

В литературе мы его называем перифразой(от греческого- окольная речь, пересказ

Состав описательного оборота – не менее 2-х слов

Назначение: 1.избежать повторения одного и того же слова.

4. Закрепление нового материала.

1. Усложним задание. До сих пор вы находили описательные обороты, которые связывали два предложения. Попробуем найти описательный оборот в тексте. Я приглашаю вас в «Страну необычных загадок». На доске демонстрируются отрывки из литературных произведений – смотреть в приложении.

Найдите описательные обороты и догадайтесь, какие слова они заменяют, о ком или о чем идет речь.

«Страна» довольна вами и просит помощи.

Ученики начальной школы писали сочинение и допустили речевые ошибки: в предложениях неоднократно повторялись одни и те же слова. Учитель ребят обращается к вам: помогите им придумать описательные обороты к повторяющимся словам, чтобы избежать повторений.

Вот эти слова: -подснежник -роса -небо -лето.

(учащиеся работают в парах)

«Страна необычных загадок прощается с вами. А мы продолжаем трудиться дальше.

Как вы думаете, только ли во избежание повтора слов используется описательный оборот? Попробуем разобраться в этом.

Задание №233 «Русская речь» Выбрать для связи предложений наиболее уместный описательный оборот.

Почему выбрали именно этот? (ученики с помощью учителя приходят к выводу, что описательные обороты делают более выразительным образ, дополняют его характеристику)

На экране и в тетрадях делаем запись: 2 значение оборота:создание выразительного образа, дополнение характеристики.

На доске через проектор –текст:

Однажды на улице мы нашли котенка. …жалобно мяукал и дрожал, и мы взяли его домой. Скоро…подрос. Ах! Что он творил! Бегал, играл с нами, иногда рвал обои и царапал мебель. И все-таки мы так привязались к… Все рады, что в доме появился…

Попробуйте на месте многоточий подобрать описательные обороты, чтобы они характеризовали котенка, исходя из содержания предложений. Запишите в тетради через запятую эти описательные обороты.

(всеобщий любимец, член семьи, любимец семьи и т.д.)

А какое значение имеют эти описательные обороты?

(ребята приходят к выводу, что в этих описат.оборотах выражено отношение к животному)

Вот вам еще одно назначение описательных оборотов. Запись на экране и в тетради:

А теперь я приглашаю вас на встречу с другим котом:

У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,…(дети продолжают до…-«сказку говорит»)

Откуда этот отрывок?

А теперь я приглашаю вас в» Страну пушкинских сказок»

Работа в группах. Создается 5 групп, в каждой –руководитель(помощник учителя), определяющий тех, кто будет отвечать. В карточках –заданиях отрывки из сказок Пушкина. (каждой группе – своя сказка)

Задания (через проектор на доску)

1.определить сказку.

2.подготовиться к выразительному чтению

3.найти на стенде иллюстрации к своим сказкам

4. найти в отрывке описательные обороты и определить их назначение(какие предметы или названия заменяют? Что характеризуют? Выражают ли отношение кого-то к чему-либо?)

А теперь самое главное:

Придумайте 5-6 предложений по вашей сказке (может быть по содержанию или какому-либо эпизоду), чтобы был включен в текст один из описательных оборотов (из отрывков) как лексическое средство связи предложений.

(ребята совместно продумывают текст с записью на черновике)

Чтение сочинений-миниатюр, составленных общими усилиями в группах.

Домашнее задание: написать сочинение «Моя любимая сказка А.С. Пушкина».

Условие: ввести не менее двух описательных оборотов.

Урок развития речи

«ОПИСАТЕЛЬНЫЙ

Учитель Сергеева Г.А.

Разделы: Русский язык

Цели:

  • знакомство с лексическими средствами связи предложений в тексте, в частности – с текстовыми синонимами и их разновидностью – описательным оборотом;
  • знакомство с одним из памятников культуры Древней Руси – иконой Владимирской Богоматери;
  • воспитание интереса к художественным ценностям, гордости за богатство творческого наследия своего народа, своего государства;
  • формирование умения видеть прекрасное; учиться понимать произведения искусства, мысли и чувства автора, вложенные в его творения;
  • развитие навыков пользования выразительными средствами языка, в частности – синонимами, описательным оборотом;
  • развитие творческих и познавательных способностей школьников.

Методические приёмы: индивидуальные сообщения учащихся, выразительное чтение, анализ художественного текста, подбор выразительных средств лексики, создание собственного текста.

Оборудование: выставка репродукций икон Богоматери; карточки с текстом стихотворения А.Блока “Тишина в лесу” с пропущенными эпитетами, карточки со стихотворением М.Волошина “Владимирская Богоматерь”; презентация: Богоматерь Владимирская, иконы Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия, основные иконописные приёмы, особенности иконографии Богоматери, примерный план сочинения на тему: “Мысли, навеянные иконой”.

ХОД УРОКА

I. Подготовка к восприятию темы

Чтение учителем эпиграфа к уроку:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них покоится от века,
По воле Бога самого
Самостоянье человека –
Залог величия его.

А.С.Пушкин

1. Работа с эпиграфом

– О чём говорится в этом стихотворении?

– Какова его основная мысль?

– Какие ключевые слова подтверждают её? (Чувства, пища сердца, родное пепелище, отеческие гробы, по воле Бога, самостоянье, величие.)

– Как вы думаете, какой смысл вкладывает автор в словосочетания:

  • “родное пепелище” – ... (Наша история.)
  • “отеческие гробы” – ... (Память о своих предках.)

2. Проверка домашнего задания

– Смогли ли вы выписать из словаря определение слова САМОСТОЯНЬЕ? (В словарях – нет.)

– Как вы понимаете его значение? Подберите к нему синонимы. (Самостоятельность, уверенность, основательность, разумное существование.)

– Подберите синонимы к слову ВЕЛИЧИЕ. (Важность, значительность.)

– Как вы думаете, почему именно это стихотворение я выбрала для эпиграфа к нашему уроку? О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

3. Определение целей

– Мы будем говорить о том, что должно быть важно для каждого человека – о памятниках искусства, которые создали наши предки, и поэтому мы должны их знать; а также будем работать с одним из средств познания и передачи мысли – со словом (основным предметом нашего изучения) и познакомимся с одним из способов связи предложе-ний в тексте – описательным оборотом и научимся его употреблять.

Запись темы в тетрадь.

II. Работа по теме урока

– Скажите, вам известно такое языковое явление, как синонимия? Что это за явление? Что оно нам даёт? Чего мы добиваемся, употребляя синонимы

1. Работа по подбору синонимов в стихотворении (карточки № 1) :

– Перед вами строфы из стихотворения А.Блока “Тишина в лесу”. В них пропущены авторские эпитеты. Сейчас мы с вами из ряда синонимов, данно-го в скобках, попробуем выбрать самое точное слово и определить, какой эпитет использовал автор для характеристики того или иного предмета или явления, о котором говорится в стихотворении.

Бушевали ………………метели (ночные, чёрные, тёмные)
Заметали ………………пути, (лесные, полевые, густые)
И у ангелов не было силы
……………… свет до земли донести. (звёздный, яркий, блестящий)
Но ……………… силы устали (полночные, тёмные, магические)
В небе ……………… тучи клубить, (чёрные, тёмные, хмурые)
И деревья ………………перестали, (стонать, выть, гудеть)
И у ангелов силы хватило
……………светом леса ……………. (звёздным, солнечным, ярким,
озарить, осветить)
И деревья ……………… строем (торжественным, ровным)
Перед …………… лицом тишины (ясным, ярким, сильным)
Убеляются ………………покоем, (снежным, белым, светлым)
Исполняются ………………силой (светлою, яркою, блёклою)
……………… и немой белизны. (ледяной, холодной, студёной)
Чьё там брезжит ………………око? (лазурное, голубое, светлое)
Как поляна из звёзд – небеса.
В тишине голубой и ………………… (глубокой, далёкой, бездонной)
С ………………ратью своей многокрылой (дивной, чудной, волшебной)
Бог идёт сквозь ………………леса. (ночные, тёмные, чёрные)

Чтение полученного стихотворения и его анализ:

– О чем это стихотворение? (О рождестве Христовом.)

– Какие художественно-выразительные средства использует автор для создания образов?

– А можно ли заменить повторяющееся слово не одним словом, а словосочетанием или целым оборотом речи?

2. Определение описательного оборота

– Если такой оборот характеризует внешние или содержательные стороны предметов, явлений, он называется описательным оборотом.

Запись определения в словарики.

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ – словосочетание или группа слов, характеризующая внешние или содержательные стороны предметов и явлений. Описательный оборот может иметь прямое или переносное значение.

– Как будет называться оборот, имеющий переносное значение? (Метафора.)

3. Работа с эпиграфом

– Вернёмся к эпиграфу. Давайте попробуем найти описательные обороты в этом стихотворении. (Родное пепелище, отеческие гробы.)

III. Подготовка к описанию иконы Владимирской Богоматери

– Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением искусства, посвя-щённым библейской теме – иконой Владимирской Богоматери.

Репродукция иконы Владимирской Богоматери.

– Как вы думаете, случайно ли я выбрала именно этот жанр живописи (иконопись) для работы по развитию речи? (По литературе изучали летописи Древней Руси.)

1. Предварительная беседа об иконе

– Давайте посмотрим на иконы, которые есть у нас на выставке, и вспомним что вам уже известно об иконописи? (Психологические мотивы: чувство материнства, чувство сострадания, трагическая скорбь, радость ликования; система условных приёмов: плоскостное изображение пространства, отвлечённый фон, выразительность линий и контуров, ритмическое построение композиции; канон, символика цвета, доски и олифа.)

2. Основные иконописные приёмы

– Для чего стали писать иконы?

– Как вы думаете, только ли культовое назначение имеют иконы? (Это эстетический опыт народа, средство художественного познания мира.)

– Кого из русских иконописцев вы знаете? (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий и др.)

Презентация: несколько икон А.Рублёва, Ф.Грека и др.

– Как вы считаете, почему иконы имеют такое воздействие на человека? Что ещё этому способствует? (Эмоционально-образное воздействие – изображение чувств, близких каждому человеку и пережитых им.)

– Хотя мы с вами находимся не в православном храме, а в храме наук-школе, мы всё-таки попробуем проникнуть в тайну иконы, вдуматься в её содержание и увидеть не только линии и краски, но и определить, какие чувства вложил художник в своё произведение искусства.

Индивидуальное сообщение об истории создания иконы. Презентация: икона Владимирской Богоматери.

– Кто знает, какую роль сыграла икона Владимирской Богоматери в истории нашего государства? (XV в. – Аристотель Фиоравенти – Успенский собор, нач. ХХ в. – реставрация 1918 года – Третьяковская галерея.)

Индивидуальное сообщение о роли иконы в истории страны.

Релаксация. Музыка Вивальди.

– Всмотритесь ещё раз в лица святых, изображённые на иконе. Как ласково, нежно смотрит на своего сына Дева Мария… Как доверчиво прижимается к ней младенец… Ещё беззаботен его лик. Радуется он общению с мамой. Самые искренние, самые радостные мгновения изобразил неизвестный художник в своём произведении.

Беседа по содержанию иконы.

– Давайте подумаем, какие чувства отобразил художник?

– Какого цвета одежды Богоматери и Христа? (Христос – в светлом с золотым сиянием – знак Божественного; Мария – в тёмно-бордовом покрывале – мафории с тремя звёздами – символ царственного достоинства.)

– Давайте ещё раз посмотрим на лики святых. В чём их особенность? (ЛИК особый, иконописный: большие глаза, тонкий нос, нежные губы; они не похожи на лица людей, которых мы встречаем в жизни – это человек святой, т.е. уподобившийся Богу.)

Подбор эпитетов из ассоциативного ряда чувств и запись в тетрадь.

– Всмотритесь в черты лица, выразительность глаз, наклон головы, движение рук Матери. Из написанных на доске слов выберите те, которые вам помогут передать ваше впечатление и описать состояние души Матери, переданное иконой.

Презентация:

  • грусть радость
  • печаль нежность
  • кротость ласка
  • тревога умиление
  • страдание гордость
  • скорбь любовь

Презентация: слова акад. М.Алпатова.

– Искусствовед академик М.В.Алпатов так писал об иконе Владимирской Богоматери: “Растроганная лаской Младенца, Мария своими широко открытыми грустными глазами смотрит вдаль, точно предвидит грядущие страдания сына”.

IV. Работа над стихотворением М.Волошина “Владимирская Богоматерь” (карточки № 2)

Чтение стихотворения учителем. Анализ стихотворения.

– О чём это стихотворение?

– Найдите выразительные средства, с которыми мы познакомились сегодня.

Составление устного описания иконы.

Чтение отрывков из сочинений, написанных ранее.

“Огненный фон считается символом царского рода: Бога-Отца, Девы Марии и сына Иисуса, но мне вдруг показалось, что этот цвет предвещает беды и несчастья, коварство и зло, которое совершат люди. Грусть, печаль я вижу в глазах Богоматери и обречённость перед жестокостью людей”. (Сычевский Александр)

“Впервые увидев икону Владимирской Богоматери в Третьяковской галерее, я задумалась о том, как возвышенно можно на полотне изобразить единство матери и ребёнка. Вы не замечали, как по-особенному она держит своего сына, как будто предчувствуя разлуку с ним. Мария нежно и задумчиво смотрит на него. Так может смотреть только любящая мать. Её глаза, как два бездонных озера, глубоки, печальны и грустны. На ней траурные одежды, хотя должна радоваться общению с сыном…

Богоматерь Мария!
Вечно ты горем полна,
Горем своим ты покрыта,
Пред горем своим ты одна.
Твои тоскующие очи
Печалью все озарены –
Так расставаться ты не хочешь
С созданьем Бога и любви.

А малыш радостно смотрит на маму и ласково прижимается к ней. Образ матери проникнут лаской, печалью и скорбью. А лицо ребёнка озарено нежностью, уважением и восхищением”.

V. Итог урока

– Дома вы попробуете написать сочинение на тему “Мысли, навеянные иконой…”, включив в него элементы описания. Может быть, у кого-то получится работа в стихах.

Примерный план (презентация):

1) История иконы.
2) Описание.

а) предметный план,
б) колорит (символика цвета),
в) особенности ликов святых.

3) Значение иконы для потомков.
4) Чувства и мысли, возникающие у вас, когда вы всматриваетесь в это произведение искусства.

– А чтобы написать сочинение, вспомним, что мы узнали сегодня на уроке, чему научились?

Выставление оценок за урок.

Загрузка...
Top