Исследовательская работа по теме индикаторы. Презентация - Исследовательский работа «Природные индикаторы

Карачаево – Черкесская республика

МКОУ «СОШ а. Малый Зеленчук имени Героя Советского Союза

Умара Хабекова »

Хабезского муниципального района

Исследовательская работа

по химии на тему:

«Индикаторы у нас дома».

Работу выполнила:

Калмыкова Сатаней

ученица 8 класса

Руководитель:

учитель химии высшей квалификационной категории

Охтова Елена Рамазановна

2015 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3

    Теоретическая часть.

1 .1.Природные красители ……………………………………..............................4

1 .2.Понятие об индикаторах……………………………………………………..6

1.3. Классификация школьных индикаторов и способы их использования..7

1.4. Водородный показатель……………………………………………………..8

    Практическая часть.

2.1.Получение природных индикаторов……………………………………...…9

2.2.Исследование среды растворов растительными индикаторами………….10

      1. Химические опыты с продуктами питания………………………….10

      1. Химические опыты с моющими средствами……………………...…11

Выводы…………………………………………………………………………...13

Заключение……………………………………………………………………….13

Список литературы……………………………………………………………....14

Введение

В природе мы встречаемся с различными веществами, которые нас окружают. В этом году мы начали знакомиться с интересным предметом - химия. Сколько же в мире веществ? Какие они? Зачем они нам нужны и какую пользу приносят? Нас заинтересовали такие вещества, как индикаторы.

На уроках химии нам учитель рассказала про индикаторы: такие индикаторы как лакмус, фенолфталеин и метиловый оранжевый.

Индикаторы (от английского indicate-указывать) - это вещества, которые изменяют свой цвет в зависимости от среды раствора. С помощью индикаторов можно определить среду раствора.

Мы решили выяснить: можно ли в качестве индикаторов использовать те природные материалы, которые есть дома.

Актуальность и новизна темы в том, что «в результате неконтролируемого обществом научно- технического прогресса на планете, вообще, и в России, в частности, из года в год ухудшается экологическая обстановка, как в городах, так и в сельской местности. В продаже появляются пищевые добавки - красители, тысячи лекарственных препаратов, сделанных из новых полимеров, качественно отличающихся от природных. Широкое распространение получила пищевая индустрия на основе технологии глубокой химической переработки натуральных продуктов, а также производство генетически изменённых злаков, овощей и фруктов. В результате этого мы уже сейчас живём в значительной степени искусственной, «токсической» экосистеме (атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере). Эта экосистема значительно отличается в худшую сторону от той, в которой жили наши предки».

Цель работы:

Изучить понятие об индикаторах;

Ознакомиться с их открытием и выполняемыми функциями;

Научиться выделять индикаторы из природных объектов;

Исследовать действие природных индикаторов в различных средах;

Методы исследования :

    Изучение научно-популярной литературы;

    Получение растворов индикаторов и работа с ними.

Гипотеза: Могут ли растения или овощи данной местности служить биоиндикаторами кислотности как экологически безопасные для здоровья человека.

Задачи:

    приготовить растворы индикаторов, которые бы указывали на присутствие кислоты или основания;

    Проверить кислотность среды мыла, чая и продуктов питания.

Предмет исследования: виноградный сок, свёкла, чай, моющие средства и продукты питания.

I . Теоретическая часть.

1.1. Природные красители.

Первые краски люди получали из цветов, листьев, стеблей и корней растений. С давних пор русские крестьяне пользовались растительными красителями, они окрашивали шерсть и льняные ткани в различные цвета. Для получения краски размельчённые части растений обычно кипятили в воде и полученный раствор выпаривали до густого или твёрдого осадка. Затем ткани кипятили в растворе красителя, добавляя для прочности окраски соду и уксус.

Главной составной частью краски является краситель. Краситель - это красящее химическое соединение, придающее материалу определённый цвет.

Использование природных красителей было известно ещё за 3000 лет до нашей эры. В прежние времена органические красители добывались исключительно из организмов животных и растений. Например, из листьев тропического растения индигоферы, растущих в Индии, выделяли фиолетово-синий краситель- индиго . Из листьев рода лавсония (хенна) семейства дербенниковых и поныне выделяют хну- краску красно- оранжевого цвета, хну зелёную получают из высушенных и протертых листьев калины, которые широко используется для укрепления и окраски волос. Для окрашивания шёлка, бумаги, древесины и пищевых продуктов китайцы с древних времён используют краситель куркумин, содержащийся в корневищах и стеблях растений рода куркума (карри). В России издавна для крашения тканей, яиц на пасху использовали шелуху лука, листвяную кору, берёзовые веники, сон-траву (подснежник); цветки ноготков, ягоды можжевельника и другие красители, выделяемые из растений, произрастающих в наших климатических условиях.

Цвет красок преимущественно обусловливают входящие в их состав пигменты (от лат. «pigmentum»- краски). Пигменты бывают разные: природные и синтетические, органической и неорганической природы, хроматические (от греч. «croma»-«цвет») и ахроматические. Ахроматические пигменты определяют белую и чёрную окраски, а также всю лежащую между ними серую цветовую гамму.

Пигменты , в биологии - окрашенные вещества тканей организмов, участвующие в их жизнедеятельности. Обусловливают окраску организмов; у растений участвуют в фотосинтезе (хлорофиллы, каротиноиды), у животных - в тканевом дыхании (гемоглобины), в зрительных процессах (зрительный пурпур), защищают организм от вредного действия ультрафиолетовых лучей (у растений - каротиноиды, флавоноиды, у животных - главным образом меланины). Некоторые пигменты применяют в пищевой промышленности и медицине.

Пигменты (от лат. pigmentum - краска), в химии - окрашенные химические соединения, применяемые в виде тонких порошков для крашения пластмасс, резины, химических волокон, изготовления красок. Подразделяются на органические и неорганические. Из органических наиболее важны азопигменты, пигменты фталоцианиновые и полициклические. К пигментам относят также органические лаки.

Неорганические пигменты делятся на природные и искусственные (сажа, ультрамарин, белила и др.). Краски минеральные (природные), природные пигменты (охры, желтый сурик, киноварь, мумие, мел, ляпис-лазурь и др.), используемые для окраски материалов.

Растительные краски не хранятся долго, как анилиновые, поэтому их не применяют в промышленности. Красители используют не только для окраски тканей, но и для приготовления напитков, кремов, карамели. Многие овощи обязаны своей окраской пигментам - каротиноидам. Многочисленные представители семейства каротинов отличаются друг от друга составом и строением молекул, что влияет на оттенки их окраски, но у всех у них есть одно общее свойство - растворимость в жирах.

С развитием химии природные красители стали вытесняться синтетическими. В наши дни насчитывается более 15000 красителей самых различных оттенков принадлежащих к разным классам соединений.

1.2. Понятие об индикаторах.

Индикаторы – значит «указатели». Это вещества, которые меняют цвет в зависимости от того, попали они в кислую, щелочную или нейтральную среду. Больше всего распространены индикаторы - лакмус, фенолфталеин метилоранж.

Самым первым появился кислотно-основный индикатор лакмус. Лакмус – водный настой лакмусового лишайника, растущего на скалах в Шотландии.

Впервые индикаторы обнаружил в 17 веке английский физик и химик Роберт Бойль. Бойль проводил различные опыты. Однажды, когда он проводил очередное исследование, зашел садовник. Он принес фиалки. Бойль любил цветы, но ему необходимо было проводить эксперимент. Бойль оставил цветы на столе. Когда ученый закончил свой опыт он случайно посмотрел на цветы, они дымились. Чтобы спасти цветы, он опустил их в стакан с водой. И – что за чудеса- фиалки, их темно- фиолетовые лепестки, стали красными. Бойль заинтересовался и проводил опыты с растворами, при этом каждый раз добавлял фиалки и наблюдал, что происходит с цветками. В некоторых стаканах цветы немедленно начали краснеть. Ученый понял, что цвет фиалок зависит от того, какой раствор находится в стакане, какие вещества содержатся в растворе. Лучшие результаты дали опыты с лакмусовым лишайником. Бойль опустил в настой лакмусового лишайника обыкновенные бумажные полоски. Дождался, когда они пропитаются настоем, а затем высушил их. Эти хитрые бумажки Роберт Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означает «указатель», так как они указывают на среду раствора. Именно индикаторы помогли ученому открыть новую кислоту - фосфорную, которую он получил при сжигании фосфора и растворении образовавшегося белого продукта в воде.

Если нет настоящих химических индикаторов, для определения кислотности среды можно успешно применять… домашние, полевые и садовые цветы и даже сок многих ягод – вишни, черноплодной рябины, смородины. Розовые, малиновые или красные цветы герани, лепестки пиона или цветного горошка станут голубыми, если опустить их в щелочной раствор. Так же посинеет в щелочной среде сок вишни и смородины. Наоборот, в кислоте те же «реактивы» примут розово – красный цвет.

Растительные кислотно-основные индикаторы здесь – красящие вещества - антоцианы. Именно антоцианы придают разнообразные оттенки розового, красного, голубого и лилового многим цветам и плодам.

Красящее вещество свеклы бетаин или бетанидин в ще лочной среде обесцвечивается, а в кислой - краснеет. Вот почему такой аппетитный цвет у борща с квашеной капустой.

1.3. Классификация школьных индикаторов и способы их использования.

Индикаторы имеют различную классификацию . Одни из самых распространенных – кислотно-основные индикаторы, которые изменяют цвет в зависимости от кислотности раствора. В наше время известны несколько сот искусственно синтезированных кислотно-основных индикаторов, с некоторыми из них можно познакомиться в школьной химической лаборатории.

Фенолфталеин (продается в аптеке под названием "пурген") - белый или белый со слегка желтоватым оттенком мелкокристаллический порошок. Растворим в 95 % спирте, практически не растворим в воде. Бесцветный фенолфталеин в кислой и нейтральной среде бесцветен, а в щелочной среде окрасится в малиновый цвет. Поэтому фенолфталеин используется для определения щелочной среды.

Метиловый оранжевый - кристаллический порошок оранжевого цвета. Умеренно растворим в воде, легко растворим в горячей воде, практически нерастворим в органических растворителях. Переход окраски раствора от красной к желтой.

Лакмоид (лакмус) - порошок черного цвета. Растворим в воде, 95 % спирте, ацетоне, ледяной уксусной кислоте. Переход окраски раствора от красной к синей.

Индикаторы обычно используют, добавляя несколько капель водного или спиртового раствора, либо немного порошка к исследуемому раствору.

Другой способ применения - использование полосок бумаги, пропитанных раствором индикатора или смеси индикаторов и высушенных при комнатной температуре. Такие полоски выпускают в самых разнообразных вариантах - с нанесенной на них цветной шкалой - эталоном цвета или без него.

1.4. Водородный показатель.

Индикатор бумажный универсальный имеет шкалу для определения среды (рН).

Водородный показатель, pH – величина, характеризующая концентрацию ионов водорода в растворах. Это понятие было введено в датским химиком . Показатель называется pH, по первым буквам латинских слов potentia hydrogeni - сила водорода, или pondus hydrogenii - вес водорода. Водные растворы могут иметь величину pH в интервале 0-14. В чистой воде и нейтральных растворах pH =7, в кислых растворах pH <7 и в щелочных pH >7. Величины pH измеряют при помощи кислотно-щелочных индикаторов.

Таблица №1

Цвет индикатора в различных средах.

Название индикатора

Цвет индикатора в различных средах

в кислой

в нейтральной

в щелочной

Метиловый оранжевый

Красный

(рН < 3,1)

Оранжевый

(3,1 < pH < 4,4)

Желтый

(рН > 4,4)

Фенолфталеин

Бесцветный

( pH < 8,0)

Бесцветный

(8,0 < pH < 9,8)

Малиновый

( pH > 9,8)

Лакмус

Красный

( pH < 5)

Фиолетовый

(5 < pH < 8 )

Синий

( pH > 8 )

Водородный показатель - важнейшая характеристика биологических жидкостей; крови, лимфы, слюны, желудочного, кишечного и клеточного сока. Поэтому его часто определяют при клинических анализах, оценивая здоровье человека.

Обозначение pH широко применяется в химии, биологии, медицине агрономии, экологии и в других сферах жизни. Не случайно о нем так много говорится в средствах массовой информации, и даже далекие от химии люди живо интересуются этим понятием. В телевизионных экранах показывают, как изменяется pH во рту человека после чистки зубов такой-то пастой или после жевания такой-то резинки… Абсолютно нейтральной среде соответствует значение pH , равное точно7.Чем раствор более кислый, тем меньше pH , а в присутствии щелочи pH становится больше 7.

II . Практическая часть.

2.1. Получение природных индикаторов.

Для получения природных индикаторов мы поступили следующим образом. Исследуемый материал натёрли на тёрке, затем прокипятили, так как это приводит к разрушению мембран клеток, и антоцианы свободно выходят из клеток, окрашивая воду. Растворы налили в прозрачную посуду. Чтобы узнать, какой отвар служит индикатором на ту или иную среду и как изменяется его цвет, надо было провести испытание. Взяли пипеткой несколько капель самодельного индикатора и добавляли их поочередно в кислый или щелочной раствор. Кислым раствором служил столовый уксус, а щелочным - раствор пищевой соды. Если, к примеру, добавить к ним ярко-красный отвар из свёклы, то под воздействием уксуса он станет красным, соды - красно-фиолетовым, а в воде – бледно-розовым, т.к. в воде среда нейтральная.

Результаты всех этих опытов тщательно записывали в таблицу №2; ее образец мы здесь приводим.

Таблица № 2

Индикатор

Цвет раствора

исходный

в кислой среде

в щелочной среде

Виноградный сок

Темно-красный

Красный

Зеленый

Свекла красная

Красный

Ярко-красный

Красно - фиолетовый

Лук фиолетовый

Светло-лиловый

Розовый

Светло-зелёный

Красно - кочанная капуста

Фиолетовый

Красный

Светло-зелёный

Виноградный сок

Красный

Красный

Светло - зелёный

Также обычный чай можно использовать в домашних условиях как индикатор. Мы заметили, что чай с лимоном гораздо светлее, чем без лимона. В кислой среде он обесцвечивается, а в щелочной становится более темным.


чай нейтральная среда чай в кислой и щелочной среде

2.2. Исследование среды растворов растительными индикаторами.

Для начала необходимо было повторить правила техники безопасности при работе с химическими реактивами и оборудованием.

2.2.1. Химические опыты с продуктами питания.

Мы решили с помощью природного индикатора – отвара свёклы – проверить кислотность среды молока 2,5% и сметаны 20%. В молоко добавили несколько капель отвара свёклы. Раствор стал бледно-розовый. Значит в молоке среда ближе к нейтральной. Тот же опыт повторили со сметаной. Цвет сметаны после добавления природного индикатора был насыщенно розовым. Это ближе к слабо - кислой среде. Вывод такой: в молоке нейтральная среда, а в сметане - кислая среда. Виноградный сок дал интересные результаты. В щелочной среде сок стал синим, в кислой – красным, в нейтральной – розовым. Далее мы добавили виноградный сок в молоко и сметану. В молоке он стал светло-зелёным, а в сметане – бледно-розовым. Значит в сметане слабо-кислая среда.

Таблица № 3

Исследуемый продукт

Цвет свёклы

Среда

Молоко 2,5 %

Бледно-розовый

Нейтральная

Сметана 20 %

Розовый

Слабо-кислая

2.2.2. Химические опыты с моющими средствами.

Далее мы решили проверить среду в мыле и стиральном порошке. Для этого исследовали порошок «Тайд», мыло « DOVE » и хозяйственное мыло. Сначала приготовили растворы этих моющих средств. В каждый раствор добавили индикатор – отвар свёклы. В хозяйственном мыле индикатор стал фиолетовым, а в мыле « DOVE » – розовым. Значит в хозяйственном мыле сильно - щелочная среда, а мыло « DOVE » имеет нейтральную среду. Очень большое содержание щелочи в мыле наносит большой вред коже рук. В «хозяйственном мыле» большое содержание щелочи, в то время как в мыле « DOVE » самое низкое содержание щелочи (нейтральная среда). Из этого можно сделать вывод: в мыле « DOVE » самое низкое содержание щелочи, следовательно, оно является более безопасным для кожи рук. В раствор порошка «Тайд» добавили наш индикатор. Раствор стал фиолетовым, а через несколько минут – обесцветился. Значит в растворе порошка сильно - щелочная среда. Таким способом можно проверить кислотность любого моющего средства.

Таблица № 4

Изменение цвета индикатора в моющих средствах

Исследуемый раствор

Цвет

Среда

Порошок «Тайд»

фиолетовый

щелочная

Мыло хозяйственное

фиолетовый

щелочная

Мыло « DOVE »

розовый

нейтральная

Любая работа должна выливаться в практическую ценность. В процессе опытов как-то само - собой пришло предложение покрасить яйца нашими натуральными красителями. Протертое свекольным соком яйцо окрашивается в бордовый цвет. Шелуха лука - коричневый цвет. Приготовленные индикаторы долго хранить нельзя, они разрушаются в воде. Продлить их действие можно, пропитав экстрактом фильтровальную бумажку, а затем высушив её. Хранить такие бумажки следует в закрытой упаковке.

Выводы.

Изучая индикаторы мы пришли к таким выводам:

    Кислотно-основные индикаторы необходимы в химическом анализе, для определения среды растворов.

    Существуют природные растения, которые проявляют свойства кислотно-основных индикаторов.

    В качестве природных индикаторов можно использовать ярко окрашенные плоды свёклы, чая и виноградный сок.

    Растворы природных индикаторов можно приготовить и использовать в домашних условиях.

    Природные индикаторы также являются вполне «точными» определителями кислотности жидкостей, как и наиболее «профессиональные» индикаторы: лакмус, фенолфталеин и метиловый оранжевый.

    Красящие вещества растений в кислой среде дают оттенки красных тонов, в щелочной среде – фиолетовый, а в нейтральной – розовый.

Заключение.

В заключении хочу сказать, что я научилась выявлять среду растворов, показывающее действие растворов мыл на кожу рук, синтетических моющих средств на ткани при стирке белья.

Результатом этой работы (исследовательской) стало развитие моего творческого мышления и практической деятельности, формирование интереса к познанию химических явлений и их закономерностей.

В конце хочу выразить свое отношение к химии словами М. Горького: «Прежде всего и внимательнее всего изучайте химию. Это изумительная наука, знаете…Ее зоркий, смелый взгляд проникает в огненную массу солнца и во тьму земной коры, в невидимые частицы вашего сердца, и в тайны строения камня, и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит всюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни…»

Список литературы

1. Алексеева А. А.. Лекарственные растения. / А. А. Алексеева Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1974.- 178 с.

2 .Аликберова Л. Ю. Занимательная химия / Л. Ю. Аликберова М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 560 с

3 . Дженис В. К. 200 экспериментов / В.К. Дженис М.: АСТ-ПРЕСС, 1995. - 252 с

4 . Кузнецова Н. Е. Химия. Учебник для 10 класса / Н.Е.Кузнецова М: Вентана-Граф, 2005.- 156 с.

5. Николаев Н. Г. Краеведение / Н.Г. Николаев, Е.В. Ишкова М.: Учпедгиз, 1961.- 164с.

6 . Новиков В. С. Школьный атлас - определитель высших растений / В.С. Новиков, И.А. Губанов М: Просвещение, 1991. – 353 с.

7. Савина Л. А. Я познаю мир. Детская энциклопедия Химия / Л.Я. Савина М: АСТ, 1997.- 356с.

8. Синадский Ю. В. Целебные травы / Ю.В. Синадский, В.А. Синадская М: Педагогика, М. 1991.- 287с.

9 . Сомин Л. Е. Увлекательная химия / Л.Е. Сомин М.: Педагогика, 1978.- 383 с.

МКОУ Маршанская средняя школа

Исследовательская работа по химии

«Индикаторы в нашей жизни».

Работу выполнили ученицы 8 класса

Сидорова Лариса

Курышко Анастасия

Бурматова Светлана

Руководитель: Синицина Маргарита

Анатольевна - учитель химии

2016 год

    Введение

    История открытия индикаторов

    Классификация индикаторов.

    Природные индикаторы

    Экспериментальная часть.

    Заключение.

    Список используемой литературы.

1. Введение

В природе мы встречаемся с различными веществами, которые нас окружают. В этом году мы начали знакомиться с интересным предметом - химия. Сколько же в мире веществ? Какие они? Зачем они нам нужны и какую пользу приносят?

Нас заинтересовали такие вещества, как индикаторы. Что такое индикаторы?

На уроках при изучении темы «Важнейшие классы неорганических соединений» мы использовали такие индикаторы как лакмус, фенолфталеин и метилоранж.

Индикаторы (от английского indicate-указывать) - это вещества, которые изменяют свой цвет в зависимости от среды раствора. С помощью индикаторов можно определить среду раствора

Мы решили выяснить: можно ли в качестве индикаторов использовать те природные материалы, которые есть дома.

Цель работы:

Изучить понятие об индикаторах;

Ознакомиться с их открытием и выполняемыми функциями;

Научиться выделять индикаторы из природных объектов;

Исследовать действие природных индикаторов в различных средах;

Методы исследования :

    Изучение научно-популярной литературы;

    Получение растворов индикаторов и работа с ними

2. История открытия индикаторов

Впервые индикаторы обнаружил в 17 веке английский физик и химик Роберт Бойль. Бойль проводил различные опыты. Однажды, когда он проводил очередное исследование, зашел садовник. Он принес фиалки. Бойль любил цветы, но ему необходимо было проводить эксперимент. Бойль оставил цветы на столе. Когда ученый закончил свой опыт он случайно посмотрел на цветы, они дымились. Чтобы спасти цветы, он опустил их в стакан с водой. И – что за чудеса- фиалки, их темно- фиолетовые лепестки, стали красными. Бойль заинтересовался и проводил опыты с растворами, при этом каждый раз добавлял фиалки и наблюдал, что происходит с цветками. В некоторых стаканах цветы немедленно начали краснеть. Ученый понял, что цвет фиалок зависит от того, какой раствор находится в стакане, какие вещества содержатся в растворе. Лучшие результаты дали опыты с лакмусовым лишайником. Бойль опустил в настой лакмусового лишайника обыкновенные бумажные полоски. Дождался, когда они пропитаются настоем, а затем высушил их. Эти хитрые бумажки Роберт Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означает «указатель», так как они указывают на среду раствора. Именно индикаторы помогли ученому открыть новую кислоту - фосфорную, которую он получил при сжигании фосфора и растворении образовавшегося белого продукта в воде. В настоящее время на практике широко применяют следующие индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый.

2. Классификация школьных индикаторов и способы их использования

Индикаторы имеют различную классификацию. Одни из самых распространенных – кислотно-основные индикаторы, которые изменяют цвет в зависимости от кислотности раствора. В наше время известны несколько сот искусственно синтезированных кислотно-основных индикаторов, с некоторыми из них можно познакомиться в школьной химической лаборатории.

Фенолфталеин (продается в аптеке под названием "пурген") - белый или белый со слегка желтоватым оттенком мелкокристаллический порошок. Растворим в 95 % спирте, практически не растворим в воде. Бесцветный фенолфталеин в кислой и нейтральной среде бесцветен, а в щелочной среде окрасится в малиновый цвет. Поэтому фенолфталеин используется для определения щелочной среды.

Метиловый оранжевый - кристаллический порошок оранжевого цвета. Умеренно растворим в воде, легко растворим в горячей воде, практически нерастворим в органических растворителях. Переход окраски раствора от красной к желтой.

Лакмоид (лакмус) - порошок черного цвета. Растворим в воде, 95 % спирте, ацетоне, ледяной уксусной кислоте. Переход окраски раствора от красной к синей.

Индикаторы обычно используют, добавляя несколько капель водного или спиртового раствора, либо немного порошка к исследуемому раствору.

Другой способ применения - использование полосок бумаги, пропитанных раствором индикатора или смеси индикаторов и высушенных при комнатной температуре. Такие полоски выпускают в самых разнообразных вариантах - с нанесенной на них цветной шкалой - эталоном цвета или без него.

3. Природные индикаторы

Кислотно-основные индикаторы бывают не только химическими. Они находятся вокруг нас, только обычно мы об этом не задумываемся. Это растительные индикаторы, которые можно использовать в быту. Например, сок столовой свеклы в кислой среде изменяет свой рубиновый цвет на ярко-красный, а в щелочной – на желтый. Зная свойство свекольного сока, можно сделать цвет борща ярким. Для этого к борщу следует добавить немного столового уксуса или лимонной кислоты. Если в стакан с крепким чаем капнуть лимонный сок или растворить несколько кристалликов лимонной кислоты, то чай сразу станет светлее. Если же растворить в чае питьевую соду, раствор потемнеет.

В качестве природных индикаторов чаще всего используют соки или отвары ярко окрашенных плодов или других частей растений. Такие растворы необходимо хранить в темной посуде. К сожалению, у природных индикаторов есть серьезный недостаток: их отвары довольно быстро портятся – скисают или плесневеют (более устойчивы спиртовые растворы). При этом трудно или невозможно отличить, например, нейтральную среду от слабокислой или слабощелочную от сильнощелочной. Поэтому в химических лабораториях используют синтетические индикаторы, резко изменяющие свой цвет в достаточно узких границах рН.

Экспериментальная часть

Какие же индикаторы можно использовать дома? Для ответа на этот вопрос мы исследовали растворы соков плодов и цветков растений, таких как каланхоэ (оранжевые, красные и белые цветы), морковь, синий и желтый лук (шелуха и сама луковица), тюльпан (цветы красного цвета и зеленые листья), герань (цветы розовые и белые), одуванчик, анютины глазки,черная смородина и малина (ягоды). Мы готовили растворы отжатых соков этих растений и плодов, так как растворы быстро портятся, то мы готовили их непосредственно перед опытом следующим образом: немного листьев, цветов или плодов растирали в ступке, затем добавляли немного воды. Приготовленные растворы природных индикаторов исследовали раствором кислоты (соляная кислота) и щелочи (гидроксид натрия). Все взятые для исследований растворы меняли или не меняли свой цвет в зависимости от среды. Результаты полученных исследований были занесены в таблицу

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

с. Кневичи Артемовского городского округа

Проектная работа

Индикаторы вокруг нас

Выполнила: Козлова Ксения

ученица 8 «А» класса

Руководитель: Клёц Елена Павловна

учитель химии и биологии

Артем, 2018

Содержание

Введение - - - - - - - - - - 3

1. Литературный обзор. - - - - - - - 4

1.1. История открытия индикаторов- - - - - - 4

1.2. Индикаторы в природе- - - - - - - 5

1.3. Индикаторы на уроках химии - - - - - 6

2. Материалы и методы - - - - - - - - 8

2.1. Эксперимент в школьной лаборатории- - - - - 8

2.2. Обработка результатов - - - - - - 9

Выводы - - - - - - - - - - 10

Заключение - - - - - - - - - 10

Список литературы - - - - - - - 11

Введение

Индикаторы широко используют в химии, в том числе и в школе. Любой школьник, скажет, что такое фенолфталеин, лакмус или метилоранж.

Индикатор – прибор, устройство, вещество, отображающее изменения какого-либо параметра контролируемого процесса или состояния объекта. При добавлении того или иного индикатора в кислотную или щелочную среду, растворы меняют свою окраску. Поэтому индикаторы используются для определения реакции среды (кислая, щелочная или нейтральная). Ещё нам рассказали, что соки ярко окрашенных ягод, плодов и цветков обладают свойствами кислотно-основных индикаторов, т. к. тоже изменяют свою окраску при изменении кислотности среды.

Меня заинтересовал вопрос: соки каких растений могут использоваться в качестве индикаторов? Можно ли приготовить растворы растительных индикаторов самостоятельно? Пригодны ли самодельные индикаторы для использования в домашних условиях, например, для определения среды продуктов питания?

Актуальность темы: привлечение интереса школьников к популяризации органической химии посредством простых и безопасных опытов.

Цель работы : Получить природные индикаторы из окружающих природных материалов. Изучить их свойства на примере использования в качестве индикаторов.

Задачи:

Изучить литературу об индикаторах;

Ознакомиться с их открытием и выполняемыми функциями;

Научиться выделять индикаторы из природных объектов;

Исследовать действие природных индикаторов в различных средах.

1. Литературный обзор

1.1 История открытия индикаторов

Впервые вещества, меняющие свой цвет в зависимости от среды, обнаружил в XVII веке английский химик и физик Роберт Бойль. Он провел тысячи опытов. Вот один из них.

В лаборатории горели свечи, в ретортах что-то кипело, когда некстати зашел садовник. Он принес корзину с фиалками. Бойль очень любил цветы, но предстояло начать опыт. Он взял несколько цветков, понюхал и положил их на стол. Опыт начался, открыли колбу, из нее повалил едкий пар. Когда же опыт кончился, Бойль случайно взглянул на цветы, они дымились. Чтобы спасти цветы, он опустил их в стакан с водой. И – что за чудеса - фиалки, их темно-фиолетовые лепестки, стали красными. Ученый велел приготовить помощнику растворы, в каждый опустили по цветку. В некоторых стаканах цветы немедленно начали краснеть. Наконец, ученый понял, что цвет фиалок зависит от того, какие вещества содержатся в растворе [ 1 ].

Бойль начал готовить настои из других растений: целебных трав, древесной коры, корней растений и др. Однако, самым интересным оказался фиолетовый настой, полученный из лакмусового лишайника. Кислоты изменяли его цвет на красный, а щелочи на синий.

Бойль распорядился пропитать этим настоем бумагу и затем высушить ее. Так была создана первая лакмусовая бумага, которая имеется в любой химической лаборатории. Таким образом было открыто одно из первых веществ, которое Бойль уже тогда назвал « индикатором».

Роберт Бойль приготовил водный раствор лакмусового лишайника для своих опытов. Склянка, в которой он хранил настой, понадобилась для соляной кислоты. Вылив настой, Бойль наполнил склянку кислотой и с удивлением обнаружил, что кислота покраснела. Заинтересовавшись этим явлением, Бойль на пробу добавил несколько капель к водному раствору гидроксида натрия и обнаружил, что в щелочной среде лакмус синеет. Так был открыт первый индикатор для обнаружения кислот и щелочей, названный по имени лишайника лакмусом. С тех пор этот индикатор является одним из незаменимых индикаторов в различных исследованиях в области химии [ 2 ].

1.2 Индикаторы в природе

Царство растений поражает многообразием красок. Цветовая палитра разнообразна и определяется химическим составом клеточного содержимого каждого растения, в состав которого входят пигменты. Пигменты – это органические соединения, присутствующие в клетках и тканях растений и окрашивающие их. Расположены пигменты в хромопластах. Известно более 150 видов пигментов.

Если нет настоящих химических индикаторов, для определения кислотности среды можно успешно применять… домашние, полевые и садовые цветы и даже сок многих ягод - вишни, черноплодной рябины, смородины. Розовые, малиновые или красные цветы герани , лепестки пиона или цветного горошка станут голубыми, если опустить их в щелочной раствор. Так же посинеет в щелочной среде сок вишни или смородины . Наоборот, в кислоте те же "реактивы" примут розово-красный цвет. Растительные кислотно-основные индикаторы здесь - красящие вещества по имени антоцианы . Именно антоцианы придают разнообразные оттенки розового, красного, голубого и лилового многим цветам и плодам.

Красящее вещество свеклы бетаин в щелочной среде обесцвечивается, а в кислой - краснеет. Вот почему такой аппетитный цвет у борща с квашеной капустой .

Растения с повышенной концентрацией антоцианов популярны в ландшафтном дизайне.

Каротиноиды (от латинского слова «морковь») – это природные пигменты от желтого до красно-оранжевого цвета, синтезируемые высшими растениями, грибами, губками, кораллами. Каротиноиды представляют собой полиненасыщенные соединения, в большинстве случаев содержат в молекуле 40 атомов углерода. Эти вещества неустойчивы на свету, при нагревании, при действии кислот и щелочей. Из растительных материалов каротиноиды могут быть выделены экстракцией органических растворителей.

Естественные красители содержатся и в цветках, и в плодах, и в корневищах растений.

К сожалению, почти у всех природных индикаторов есть серьезный недостаток: их отвары довольно быстро портятся – скисают или плесневеют. Другой недостаток – слишком широкий интервал изменения цвета. При этом трудно или невозможно отличить, например, нейтральную среду от слабокислой или слабощелочной .

1.3 Индикаторы на уроках химии

Индикаторы - значит "указатели". Это вещества, которые меняют цвет в зависимости от того, попали они в кислую, щелочную или нейтральную среду. Больше всего распространены индикаторы лакмус, фенолфталеин и метилоранж .

Фенолфталеин (продается в аптеке под названием "пурген") - белый или белый со слегка желтоватым оттенком мелкокристаллический порошок. Растворим в 95 % спирте, практически не растворим в воде. Бесцветный фенолфталеин в кислой и нейтральной среде бесцветен, а в щелочной среде окрасится в малиновый цвет. Поэтому фенолфталеин используется для определения щелочной среды.

Метиловый оранжевый - кристаллический порошок оранжевого цвета. Умеренно растворим в воде, легко растворим в горячей воде, практически нерастворим в органических растворителях. Переход окраски раствора от красной к желтой.

Лакмус - порошок черного цвета. Растворим в воде, 95 % спирте, ацетоне, ледяной уксусной кислоте. Переход окраски раствора от красной к синей .

В лабораторных условиях могут использоваться и менее распространенные индикаторы: метилвиолет, метиловый красный, тимолфталеин. Большинство индикаторов используются только в узком диапазоне рН, но существуют и универсальные индикаторы, не теряющие свойств при любых значениях показателя водорода [ ].

2. Материалы и методы

2.1 Эксперимент в школьной лаборатории

Для проведения исследовательской работы я использовала красный лук и его шелуху, ягоды вишни, клюквы, свеклу и цветную капусту .

Для приготовления растительных индикаторов небольшое количество сырья каждого образца я измельчила в ступке , переместила в пробирку, залила 12 мл воды и прокипятила в течение 1-2 минут. Полученные отвары были охлаждены и профильтрованы (рис. 1) .

Получив таким образом растворы индикаторов, я проверила, какую окраску они имеют в разных средах.

Для получения раствора с кислой средой использовалась лимонная кислота, а с щелочной – питьевая сода.

Приготовленные растворы проверили на кислотность среды с помощью универсального индикатора, сравнив их показатели с показателями соляной кислоты и раствора щелочи (рис. 2).

Эти растворы я перелила в пробирки для дальнейшего эксперимента. Для удобства пробирки я разделила по цвету: с розовой маркировкой – раствор соды, с желтой маркировкой – раствор лимонной кислоты. С помощью пипетк и я добавляла в растворы по несколько капель самодельного индикатора .

2.2 Обработка результатов

Результаты этих опытов представлены в таблиц е .

Таблица 1. Результаты

Сырье для приготовления индикатора

Естественный цвет индикатора

Окраска в кислой среде

Окраска в щелочной среде

Шелуха красного лука

красный

красный

коричнево-зеленый

Красный лук

бесцветный

светло-розовый

светло-желтый

Свекла

ярко-красный

ярко-красный

темно-красный

Цветная капуста

бесцветный

светло-розовый

бесцветный

Клюква

ярко-красный

ярко-красный

темно-синий

Вишня

темно-красный

ярко-красный

фиолетовый

Лучший результат был получен с отваром клюквы, вишни, шелухи красного лука (рис. 3)

Выводы

    Получили природные индикаторы из окружающих природных материалов;

    Изучили их свойства на примере использования в качестве индикаторов;

    Изучили литературу об индикаторах;

Заключение

Проведя научно-исследовательскую работу, я пришла к следующим выводам:

    многие природные растения обладают свойствами индикаторов, способных изменять свою окраску в зависимости от среды, в которую они попадают;

    для изготовления растворов растительных индикаторов можно использовать следующее природное сырье: ягоды вишни , клюквы , цветную капусту, свеклу, красный лук и его шелуху ;

    самодельные индикаторы из природного сырья можно применять на уроках химии в сельских школах, если существует проблема обеспечения школы химическими индикаторами.

Это исследование необходимо продолжить летом, когда много цветущих растений. Ярко окрашенные цветы содержат много различных пигментов, которые могут быть индикаторами и использоваться в качестве красителей.

Список литературы

1. Ветчинский К.М. Растительный индикатор.М.: Просвещение, 2002. – 256с.

2. Вронский В.А. Растительный индикатор. - СПб.: Паритет, 2002. – 253с.

3. Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002

4. Штремплер Г.И. Домашняя лаборатория. (Химия на досуге). - М., Просвещение, Учебная литература.- 1996.

5. http://www.alhimik.ru/teleclass/glava5/gl-5-5.shtml

6. fb.ru/article/276377/chto -takoe -indikator -v -himii -opredelenie -primeryi- printsip -deystviya

Ученики 8 класса

Руководитель проекта:

Мустапаева Изольда Николаевна

Учреждение:

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Генеральское" Саратовской обл.

Представленная исследовательская работа по химии на тему "Влияние индикаторов на жизнь человека" посвящена исследованию действия природных индикаторов в различных средах. В процессе работы над проектом учащиеся 8 класса учатся выделять индикаторы из природных объектов.

В начале исследовательского проекта по химии "Влияние индикаторов на жизнь человека" ребятами изучается понятие об индикаторах, юные исследователи знакомятся с историей открытия индикаторов и функциями, которые они выполняют.


Над исследовательской работой по химии на тему "Влияние индикаторов на жизнь человека" работали учащиеся 8 класса нашей школы: Никитин Федор, Ледовский Никита, Колесова Мария, Голованов Леонид, Штольц Валерий.

В рамках работы над исследовательской работой по химии "Влияние индикаторов на жизнь человека" школьниками была изучена научно-популярная литературы, получены растворы индикаторов, а также была проведена интересная работа с ними.

Введение
1. История открытия индикаторов
2. Классификация индикаторов.
3. Природные индикаторы
4. Экспериментальная часть.
Заключение.
Список используемой литературы.

Введение


В природе мы встречаемся с различными веществами, которые нас окружают. В этом году мы начали знакомиться с интересным предметом - химия . Сколько же в мире веществ? Какие они? Зачем они нам нужны и какую пользу приносят?

Нас заинтересовали такие вещества, как индикаторы . Что такое индикаторы?

На уроках при изучении темы «Важнейшие классы неорганических соединений » мы использовали такие индикаторы как лакмус , фенолфталеин и метилоранж .

Индикаторы (от английского indicate - указывать) - это вещества, которые изменяют свой цвет в зависимости от среды раствора. С помощью индикаторов можно определить среду раствора.

Мы решили выяснить: можно ли в качестве индикаторов использовать те природные материалы, которые есть дома.

Цель и задачи исследовательской работы:

  • Изучить понятие об индикаторах;
  • Ознакомиться с их открытием и выполняемыми функциями;
  • Научиться выделять индикаторы из природных объектов;
  • Исследовать действие природных индикаторов в различных средах.

Методы исследования :
1. Изучение научно-популярной литературы;
2. Получение растворов индикаторов и работа с ними.

Загрузка...
Top

Исследуемый объект

Исходная окраска раствора в нейтральной среде

Окраска в кислой среде

Окраска в щелочной среде

Каланхоэ (оранжевые цветы)

бледно-желтая

желтый

бледно-желтый

Каланхое (красные цветы)

темно-бордовая

розовая

изумрудно-зеленая

Каланхоэ (розовые цветы)

сиреневая

розовая

зеленая

Тюльпан (цветы красные)

темно-бордовая

темно-оранжевая

желто-зеленая

Тюльпан (листья)

светло-зеленая

без изменений

зеленая

Синий лук (шелуха)

Синий лук (луковица)

Желтый лук (шелуха)

Желтый лук (луковица)

Морковь (сок)

оранжевая

Свекла (сок)

Одуванчик

желто-зеленая

светло-желтая

темно-желтая

Ягоды черной смородины

Ягоды малины

Герань (цветы ярко-розовые)

ярко-розовая

ярко-розовая

светло-коричневая

Герань (цветы белые)

белая

светло-желтая

белая

Анютины глазки (цветы фиолетовые)

фиолетовая

ярко-розовая

изумрудно-зеленая

Анютины глазки (цветы желтые с коричневой серединкой)

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г.Жирновска»

Волгоградской области

Исследовательская работа по химии на тему:

«Индикаторы в нашей жизни»

Выполнила: ученица 8 «А» класса МОУ «СОШ№2 г.Жирновска»

Данина Мария Витальевна (14 лет)

Руководитель: учитель химии Алешкова Анастасия Сергеевна

Жирновск, 2015

Введение ………………………………………………………………… … ..3 – 4


  1. Индикаторы ………………………………………………………. ………5

    1. Химические индикаторы. История образования индикаторов. ...5 – 7

    2. Природные индикаторы. Характеристика и классификация ……7 – 9

  2. Экспериментальная часть ……………………………………………….10

    1. Методика исследования ……………………………………………...10

    2. Результаты и обсуждение …………………………………… …10 – 12
Выводы ………………………………………………………………………….13

Заключение ………………………………………………………………………14

Список литературы ……………………………………………………………...15

Введение

Природа – удивительное творение Вселенной. Мир природы красив, таинственен и сложен. Этот мир богат разнообразием фауны и флоры. Царство растений удивляет нас своим многообразием цветовых оттенков. Цветовая палитра настолько разнообразна, что невозможно сказать, сколько цветов и их оттенков существует в мире растений. Таким образом, возникает вопрос – от чего зависит окраска тех или иных растений? Какова структура растений? Что они содержат в себе? И каковы их свойства? Чем дальше мы погружаемся в мир растений, тем мы задаемся все больше и больше другими вопросами. Оказывается, цвет растений определяется химическим составом клеточного содержимого каждого растения. А точнее, всему виной являются так называемые биофлавониды. Это химические природные соединения, придающие определенный цветовой оттенок и свойства любому растению. Поэтому биофлавонидов существует множество. К ним относятся антоцианы, ксантофиллы, каротиноиды, катехины, флавонолы, флавононы и другие. Польза многих растений несомненна. Издревна люди применяли растения в качестве лекарственных средств. Поэтому недаром возникла народная медицина, основанная на уникальных и лекарственных свойствах растений.

Почему нами выбрана данная тема.

Во-первых, нам интересны свойства растительных объектов.

Во-вторых, какова их роль в такой науке как химия?

Чем определяются их индикаторные свойства?

И, в-третьих, как можно использовать их свойства в медицинских целях.

Поэтому нами будут рассмотрены такие флавониды, как антоцианы. Так как они являются идеальными кандидатами для нашего исследования.

Актуальность темы заключается в том, что на сегодня все больше и больше интересуют свойства растительных объектов для применения и использования их в разных областях науки, таких как химия, биология и медицина.

Цель работы : с помощью исследования доказать наличие природных индикаторов – пигментов -антоцианов в растительных объектах и изучить их свойства.

Задачи исследования:

1) Проанализировать литературу по физиологии растений и биохимии индикаторов

2) Исследовать природные объекты на наличие индикаторов – антоцианов;

3) Доказать индикаторные свойства растительных пигментов – антоцианов;

4) Выявить значение и биохимическую роль природных объектов, содержащих антоцианы.
Объектом исследования является: цедра лимона, корнеплоды моркови, корнеплоды свеклы, чай черный, луковая шелуха, цветы декабриса, герани, герберы и фиалки.


  1. Индикаторы

    1. Химические индикаторы.История образования индикаторов
Индикаторы (от лат. Indicator –указатель) – вещества, позволяющие следить за составом среды или за протеканием химической реакции. На сегодняшний день в химии известно большое количество различных индикаторов как химических, так и природных.

К химическим индикаторам относятся такие как, кислотно-основные, универсальные, окислительно-восстановительные, адсорбционные, флуоресцентные, комплексонометрические и другие.

Также индикаторы можно найти среди природных объектов. Пигменты многих растений способны менять цвет в зависимости от кислотности клеточного сока. Следствие, пигменты являются индикаторами, которые можно применить для исследования кислотности других растворов. Общее название таких растительных пигментов флавониды. В эту группу входят так называемые антоцианы, которые обладают хорошими индикаторными свойствами.

Самый известно используемый в химии растительный кислотно-основной индикатор – лакмус. Он был известен уже в Древнем Египте и в Древнем Риме, где его использовали в качестве фиолетовой краски-заменителя дорогостоящего пурпура. Готовили лакмус из специальных видов лишайников. Измельченные лишайники увлажняли, а затем добавляли в эту смесь золу и соду. Приготовленную смесь помещали в деревянные бочки, добавляли мочу и выдерживали длительное время. Постепенно раствор приобретал темно-синий цвет. Его упаривали и в таком виде применяли для окрашивания тканей.

Позже лакмус был открыт в 1663 году. Он представлял собой водный раствор лишайника, растущего на скалах в Шотландии.

Известен и следующий исторический факт:

«В лаборатории известного английского ученого физика и химика Роберта Бойля, как обычно, кипела напряженная работа: горели свечи, в ретортах нагревались разнообразные вещества. В кабинет к Бойлю вошел садовник и поставил в углу корзину с темно- фиолетовыми фиалками. В это время Бойль собирался проводить опыт по получению серной кислоты. Восхищенный красотой и ароматом фиалок ученый, захватив с собой букетик, направился в лабораторию. Лаборант сообщил Бойлю, что вчера доставили две бутылки соляной кислоты из Амстердама. Бойлю захотелось взглянуть на эту кислоту и, чтобы помочь лаборанту налить кислоту, он положил фиалки на стол. Затем, прежде чем отправиться в кабинет, он взял свой букетик и заметил, что фиалки слегка дымились от попавших на них брызг кислоты. Чтобы промыть цветы, он опустил их в стакан с водой. Через некоторое время он бросил взгляд на стакан с фиалками, и случилось чудо: темно- фиолетовые фиалки стали красными. Естественно, ученый начал исследования. Он обнаружил, что и другие кислоты окрашивают лепестки фиалок в красный цвет. Он подумал, что если приготовить из лепестков настой и добавить его к исследуемому раствору, то можно будет узнать, кислый он или нет. Бойль начал готовить настои из других растений: целебных трав, древесной коры, корней растений и др.Однако самым интересным оказался фиолетовый настой, полученный из лакмусового лишайника. Кислоты изменяли его цвет на красный, а щелочи на синий.

Бойль распорядился пропитать этим настоем бумагу и затем высушить ее. Так была создана первая лакмусовая бумага, которая имеется в любой химической лаборатории. Таким образом было открыто одно из первых веществ, которое Бойль уже тогда назвал «индикатором.»

Роберт Бойль приготовил водный раствор лакмусового лишайника для своих опытов. Склянка, в которой он хранил настой, понадобилась для соляной кислоты. Вылив настой, Бойль наполнил склянку кислотой и с удивлением обнаружил, что кислота покраснела. Заинтересовавшись этим явлением, Бойль на пробу добавил несколько капель к водному раствору гидроксида натрия и обнаружил, что в щелочной среде лакмус синеет. Так был открыт первый индикатор для обнаружения кислот и щелочей, названный по имени лишайника лакмусом. С тех пор этот индикатор является одним из незаменимых индикаторов в различных исследованиях в области химии.»

Кислотно-основные индикаторы.

Чаще всего в лабораториях используют кислотно-основные индикаторы. К ним относятся фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый, бромтимоловый синий и другие.

Кислотно-основные индикаторы – это органические соединения, способные изменять цвет в растворе при изменении кислотности. Они изменяют цвет в достаточно узких границах рН. Таких индикаторов известно множество, и каждый из них имеет свою область применения.

Такие индикаторы являются одними из самых устойчивых и востребованных в лабораториях химии.


    1. Природные индикаторы. Характеристика и классификация .
С древности люди уделяли большое внимание наблюдениям за природой. И в наше время учение многих стран все больше и больше стали обращаться к природным индикаторам.

Пигменты многих растений способны изменять цвет в зависимости от кислотности клеточного сока. Поэтому растительные пигменты являются индикаторами, которые можно применять для исследования кислотности других растворов. Общее название природных пигментов флавониды. В эту группу входят каротиноиды, ксантофиллы, антоцианы, соответственно определяющие желтую, оранжевую, красную, синюю, фиолетовую окраску растений.

Антоцианы – это природные пигменты из группы флавонидов.

Известно большое количество объектов, богатыми антоцианами. Это малина, клубника, земляника, вишня, слива, краснокочанная капуста, черный виноград, свекла, черника, голубика, клюква и многие другие.

Антоцианы придают фиолетовый, синий, коричневый, красный или оранжевый цвета плодам. Такое многообразие объясняется тем, что цвет изменяется в зависимости от баланса кислот и щелочей.

Строение антоцианов установлено в 1913 году немецким биохимиком Р.Вильштеттером. Первый химический синтез осуществлен в 1928 году английским химиком Р.Робинсоном. Разнообразие окраски объясняется не только особенностями их строения, но и образованием комплексов с ионными К (пурпурная соль), Мg и Са (синяя соль), а также адсорбцией на полисахаридах. Образованию антоцианов благоприятствуют низкая температура, интенсивное освещение.

Антоцианы обладают хорошими индикаторными свойствами: в нейтральной среде приобретают пурпурную окраску, в кислой среде – красный цвет, в щелочной среде – зелено-желтый цвет.

Индикаторы позволяют быстро и достаточно точно контролировать состав жидких сред, следить за изменением их состава или за протеканием химической реакции.

Как уже было сказано, общее название всех природных пигментов, природных индикаторов – флавониды.

Флавониды - гетероциклические соединения. В зависимости от структуры и степени окисления делятся на антоцианы, катехины, флавонолы, флавононы, каротиноиды, ксантофиллы и т. д. Находятся в растениях в свободном состоянии и в виде гликозидов (исключение - катехины).

Антоцианы – это биофлавониды, придающие плодам фиолетовую, синюю, коричневую, красную окраску.

Поступая в организм человека с фруктами и овощами, антоцианы проявляют действие, схожее с витамином Р, они поддерживают нормальное состояние кровяного давления и сосудов, предупреждая внутренние кровоизлияния. Антоцианы требуются клеткам головного мозга, улучшают память.

Антоцианы – мощные антиоксиданты, которые сильнее в 50 раз витамина С. Многие исследования подтвердили пользу антоцианов для зрения. Наибольшая концентрация антоцианов содержится в чернике. Поэтому препараты, содержащие чернику, наиболее востребованы в медицине.

Так как антоцианы обладают хорошими индикаторными свойствами, то их можно применять как индикаторы для идентификации кислотной, щелочной или нейтральной среды, как в химии, так и в быту.


  1. Экспериментальная часть

    1. Методика исследования.
Нами использовался поисково-аналитический метод исследований. Собирали ярко окрашенные части органов растений, уточняли их видовые названия. Сырьё очищали от посторонних примесей. Растирали в ступке. Добавляли 10-11 мл воды. Настаивали при помешивании 5 минут. Фильтрат сливали в три пробирки по 3-4 мл. В первую пробирку добавляли 1 каплю 5% соляной кислоты HCl, вторая пробирка контрольная, в третью – добавляли 1 каплю 5% раствора щелочи NaOH . Пробирки взбалтывали, ставили в штатив и через 1-2 минуты фотографировали. Результаты исследования фиксировали в журнал.

Реактивы: 1) вода

2) 5% - ная соляная кислота

3) 5% - ный гидроксид натрия

Оборудование и посуда: ступка, пестик, пробирки, пипетка, штатив

Исследуемый материал: растительные объекты


    1. Результаты и обсуждение
Изменение окраски природных индикаторов приведены в таблице 2.1

Таблица 2.1

Изменение окраски природных индикаторов в кислотно - щелочной среде




Исследуемый материал

Изменение цвета в кислой среде

Изменение цвета в щелочной среде

Естественный цвет раствора

1

Фиалка Комнатная

Малиновый

Обесцвечивается

Синий

2

Герань Комнатная (светло – розовая)

Малиновый

Обесцвечивается

Светло – розовый

3

Герань Комнатная (темно – розовая)

Малиновый

Обесцвечивается

Темно – розовый

4

Декабрис

Малиновый

Обесцвечивается

Фиолетовый

5

Гербера

Малиновый

Обесцвечивается

Коричневый

6

Свекла

Темно – красный

Обесцвечивается

Темно – красный

7

Морковь обыкновенная

Розовый оттенок

Обесцвечивается

Бледно – оранжевая

8

Лук репчатый

Розовый оттенок

Обесцвечивается

Желтый

9

Цедра лимона

Не изменился

Ярко желтый

Бледно желтый

10

Чай

Обесцвечивается

Темно – коричневый

Коричневый

В результате нами установлено, что окраска растительных пигментов под действием кислот и щелочей изменяется в зависимости от вида растения и окраски исходных пигментов. Например, каротиноиды моркови обыкновенной практически не дают изменения окраски при изменении кислотности. А поскольку исследованные пигменты шелухи лука и цедры лимона весьма сходны по окраске с пигментами моркови и также как морковь не изменили окраску при изменении кислотности, то мы можем предположить, что их окраска также обусловлена каротиноидами. Каротиноиды непригодны в качестве кислотно-щелочных индикаторов.

Растения, в которых присутствовали антоцианы, изменяли свою окраску под действием кислот и щелочей. Например, фиалка комнатная, герань комнатная, декабрис, гербера, свекла в щелочной среде обесцвечивались, а в кислой приобретали малиновый цвет. Обычный чай можно также использовать в домашних условиях как природный индикатор. Вы замечали, что чай с лимоном гораздо светлее, чем без лимона. В кислой среде он обесцвечивается, а в щелочной становится более темным.

Выводы


  1. Проанализирована литература по биохимии индикаторов

  2. Доказаны индикаторные свойства исследуемых объектов

  3. Выявлена закономерность: все данные природные объекты в кислотной среде преимущественно окрашиваются в красный цвет, а в щелочной среде – обесцвечиваются. Что и доказывает наличие антоцианов.

Заключение

В результате этой исследовательской работы нами доказано, что среди природных объектов существует большое количество природных индикаторов, которые можно использовать и применять как в быту, так и в химии для других разных исследований.

А также антоцианы часто применяются в медицине благодаряих уникальным свойствам. Антоцианы имеют огромное биохимическое значение. Антоцианы являются мощными антиоксидантами, нейтрализующими свободные радикалы, которые в свою очередь губительно действуют на наш организм. Таким образом, антоцианы являются гарантами долгой и здоровой жизни клеток, а значит, продлевают и нашу жизнь. Многие исследования подтвердили пользу антоцианов для зрения. Также они помогают снизить уровень сахара крови. Особенно это касается тех людей, которые больны сахарным диабетом. Чтобы получить всю эту пользу, ученые советуют съедать в день всего полстакана черники – свежей или замороженной. Поэтому препараты, содержащие чернику, наиболее востребованы в медицине.

Список литературы:


  1. Ветчинский К.М. Растительный индикатор.М.: Просвещение, 2002. – 256с.

  2. Вронский В.А. Растительный индикатор. - СПб.: Паритет, 2002. – 253с.

  3. Галин Г.А. Растения помогают геологам. – М.: Наука, 1989. - 99с.

  4. Зацер Л.М. К вопросу об использовании растений-индикаторов в химии. – М.: Наука, 2000. – 253с.

  5. Леенсон И.А. Занимательная химия: 8-11 классы. - М.: Просвещение, 2001. – 102с.

  6. Соколов В.А. Природные красители.М.: Просвещения, 1997.

  7. Журнал « Химия в школе» №2, №8 – 2002 год.