Реформаторская деятельность Н. Бунге: основные аспекты

Реформаторская деятельность Н. Х. Бунге: основные аспекты

Бурячок Оксана Васильевна,

адъюнкт кафедры теории государства и права Национальной академии внутренних дел Министерства внутренних дел Украины.

Определены основные положения земской, военной, образовательной и судебной реформ, которые разрабатывались и внедрялись Н. Х. Бунге, пребывая на государственных должностях. Проанализированы магистральные направления реформаторской деятельности Н. Х. Бунге.

Ключевые слова: земская реформа, военная реформа, образовательная реформа, судебная реформа, реформаторская деятельность Н. Х. Бунге.

The main provisions of the сounty, military, educational and judicial reforms, which were developed and implemented N. Bunge, staying in public office.Analyzed the main areas of reform activity N. Bunge.

Keywords: zemstvo reform, military reform, educational reform, judicial reform, reform activity N. Bunge.

В 1881-1886 годах Н. Х. Бунге работает на должности министра финансов, а в 1887-1895 годах – председателем Комитета министров Российской империи. Занимая высшие государственные должности, он возглавил проведение административных преобразований, направленных на улучшение жизни общества, а также функционирования государственных институций.

Отстаивая необходимость проведения реформ, он отрицает деспотизм, бюрократический произвол, коррупцию, а также подавление личностных и общественных инициатив: «задачу верховной власти и ее учреждений вижу в облегчении для каждого условий приобретения собственности и капитала для сохранения свободы в соперничестве, восстановление утраченной гармонии и укреплении общественной морали» . Более того он считает, что «правительство стало бы на опасный путь, если бы оно начало вторжение в частные отрасли предприятия, поскольку такое вторжение приведет к неограниченной власти администрации» .

В связи с вышеизложенным рассмотрение реформаторской деятельности Н.Х. Бунге является важным и своевременным направлением научного поиска, что и определяет актуальность темы научной статьи. Целью данной научной работы есть определение отдельных принципов этой деятельности. Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить такие задачи :

1) определить основные реформы, которые осуществлялись Н.Х. Бунге;

2) проанализировать их основные положения;

3) определить позитивы и негативы от их внедрения.

Анализируя практическую деятельность Н.Х. Бунге на государственных должностях, можно определить следующие основные направления реформирования, непосредственно разработанные и возглавляемые им:

- реформирование аграрных отношений путем постепенной ликвидации остатков феодальной зависимости крестьян в виде снижения выкупных платежей бывших крепостных и перевод их на обязательный выкуп;

- разработка основ государственной политики с развития рыночных отношений;

- развитие финансово-кредитной системы рыночного типа;

- перестройка налоговой системы: отмена феодальных податей и переход к подоходному налогообложению;

- реформирование денежной системы;

- организация первых акционерных обществ и сберегательных касс;

- разработка первых нормативно-правовых актов фабричного законодательства.

Н.Х. Бунге разработал рекомендации по преодолению катастрофического финансового положения страны, среди которых сосредоточение в финансовом ведомстве управления всеми отраслями государственного хозяйства, уменьшение государственных расходов, которые «не сопоставимые со средствами народа» , сокращение количества бюрократических инстанций; четкое разграничение «предметов ведомств, дел между различными ведомствами, большей простоты и определенности действий каждого органа правительственной власти» .

Он был убежден, что «обязанность платить налоги является обязанностью общей, вытекающей из принципов равенства всех перед законом и из принципов справедливости: тот, кто относится к государственному союзу, не может быть освобожден от обязательств, вытекающих из сущности этого союза, тот, кто пользуется выгодами государственной жизни, обязан способствовать достижению цели государства» .

Особое значение имеют земская, военная, образовательная и судебная реформы. Так, после отмены крепостного права возникла необходимость проведения земской реформы , которая заключалась в создании в центральных губерниях и уездах новых заведений - земств, органов самоуправления. Земства не касались государственных вопросов, их деятельность ограничивалась хозяйственными и духовными функциями. Земства хотя и были выборными, но выборы не были всеобщими. Членами земств в большинстве становились лица, которые имели дворянское происхождение. Также земства находились под контролем губернатора и полиции, а губернатор имел полномочия приостановить исполнение решений земств.

Вроде земских учреждений было реорганизовано и городское управление. Ликвидировалась городская дума, которая состояла из высших слоев общества, а взамен вводилась общая дума, которая состояла из разных слоев общества и избиралась на четыре года.

Для управления городом городская дума избирала городскую управу (исполнительный орган) и городского председателя. В распоряжении выборных органов были вопросы благоустройства города, здравоохранения и просвещения. Городская дума не могла вмешиваться в государственные вопросы.

Относительно судебной реформы , то формирование новых судов началось в Петербургской и Московской губерниях, а позже реформирование распространилось по всей территории Российской империи.

Инновационность этой реформы заключалась в том, что впервые провозглашалась независимость суда от администрации, а судья, назначался правительством, освобождался от должности только в соответствии с постановлением суда. Впервые была введена одинаковая ответственность для всех слоев общества перед законом.

Ограниченность судебной реформы заключалась в том, что привлечение к ответственности государственного служащего осуществлялось не в соответствии с решением суда, а согласно постановлению его руководства.

Впервые был провозглашена открытость судебного следствия, то есть на судебных заседаниях могли присутствовать публика и представители прессы. Водилось соревнования прокурора и адвоката (присяжного поверенного). Хотя провозглашалось, что суд является общим для всего населения, но для крестьян сохранялся волостной суд, для духовенства - консистории, для рассмотрения коммерческих дел – коммерческий суд, для военных – военный суд.

Политические дела были исключены из производства областных судов и стали рассматриваться специально назначенными присутствующими, без присяжных. Высшей судебной инстанцией стал Сенат.

Именно судебная реформа была наиболее последовательной, она формировала представление о правах человека в обществе и правовом государстве.

Военная реформа. В стране была введена всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола, которые достигли двадцать один год. Важным нововведением было сокращение срока службы для тех, кто имел образование. Срок службы в пехоте составлял шесть лет с последующим зачислением в запас на девять лет, на флоте срок службы достигал семи лет и трех лет в запасе. Конечно, с учетом формирования численности такая реформа позволила значительно увеличить численность армии в случае войны, а соответственно улучшить обучение солдат и подготовку офицеров. Осуществлялись новые инициативы правительства по оснащению армии новыми видами военной техники. Также получили активного развития идеи по созданию парового флота.

Реформа в области образования . Н.Х. Бунге отмечался своими радикальными взглядами в сфере реформирования образовательной отрасли. Им была предпринята попытка ввести новый университетский устав, согласно которому ректор, профессоры и доценты избирались на вакантные должности университетским советом. Согласно этому уставу провозглашалась автономия университетов, уменьшая зависимость от Министерства народного просвещения. Однако всех преподавателей, которые были выбраны университетским советом, окончательно утверждали в министерстве.

Важным шагом в системе общего образования было введение принципов общеобразовательной школы, создание государственных, земских и церковных школ. Эти три типа школ составляли систему начального трехлетнего образования. Средними учебными заведениями стали семилетние гимназии: классические, в которых основное внимание уделялось преподаванию древних языков, а также реальные, в которых преподавали математику и естественные науки.

Лица, окончившие классическую гимназию, имели право без экзаменов поступать в университет, а реальную - в технические заведения. Таким образом, устанавливалась преемственность среднего и высшего звена образования.

Очень важным шагом в системе реформирования образования стало создание высших женских курсов. Такие реформы в образовании способствовали тому, что начался активное развитие именно университетской науки.

Бюджетная реформа. С целью контроля государственных финансов Н.Х. Бунге была проведена бюджетная реформа, которая регламентировала заключение смет и контроль расходов государственных средств. В Российской империи впервые стали печатать Государственный бюджет в правительственных изданиях.

По нашему мнению, важным является анализ так называемого политического завещания Н.Х. Бунге, известный как «Загробные заметки», в котором автор изложил широкую программу неотложных реформ общества Российской империи: реформирование органов государственного управления, реформирование местного управления, торгово-промышленное законодательство, правовое регулирование социальной сферы, правовое регулирование трудовых отношений и т.д.

Над текстом «Загробных заметок» Н.Х. Бунгеработу начал еще в 1885 году, а закончил в 1894 году. Сначала заметки предназначались лично Александру ІІІ, а после его смерти были переадресованы Николаю II. После смерти Н. Х. Бунге «Загробные заметки» были напечатаны в нескольких номерных экземплярах, с которыми были ознакомлены ведущие государственные деятели Российской империи.

С какими проблемами пришлось бороться Н.Х. Бунге на посту чиновника? Какой была ситуация на политической арене в стране? На эти вопросы нам дает ответ автор, чтобы можно было понять направления его деятельности и мотивацию основных принятых решений, отраженных в вышеупомянутых реформах.

Ликвидация крепостного права, гласность суда, предоставление свободы печати, отмена телесных наказаний, самоуправление, начиная от сельского управления и города и заканчивая уездным и губернскими земскими учреждениями - это основные направления реформирования, которые были направлены на улучшение жизни в стране.

Хотя страна и общество в то время переживали не лучшие времена, поскольку, несмотря на дарованные блага, появлялись анархисты, террористы, враги династии и общественного порядка.

Н.Х. Бунге отмечает, что работая на правительственных должностях, он пытается решить следующие основные задачи, которые также стали своеобразным завещанием потомкам, поскольку не все они были воплощены в жизнь:

1) освободить внешнюю политику от опеки иностранных стран;

2) развить национальное чувство, создавая при этом национальную идею о принадлежности российских территорий русским;

3) упорядочить внутреннее управление;

4) развить духовные и материальные силы народа.

В вопросе освобождения внешней политики от опеки иностранных стран, он стремится сохранять дружеские отношения с правительствами и народами, не выходя за пределы мира, относиться безразлично иностранных публикаций, могут привести страну к военному состоянию. Государство должно находиться в состоянии покоя, собраться с силами, но в то же время быть готовым в случае необходимости выдержать натиск врага.

В вопросе развития национального чувства и создании при этом национальной идеи о принадлежности российских территорий россиянам Н. Х. Бунге, несомненно, пытается реализовать стремление национального единства в стране с целью поглощения слабых народов. Он отмечал, что в Российской стране должны доминировать русская государственность, русские учреждения, русская народность, русский язык, как общегосударственный, и уважение к вере, которую исповедует русский народ.

Во-первых, государственная власть должна доминировать над другими народами в стране не как власть завоевателя, которому подчиняются победители до тех пор, пока они не смогут победить ее. Члены других национальностей со временем должны стать достойными членами общества Российской империи, а не оставаться чужими. Большинство из тех, кто проживает на территории страны, а равно не имеет исторического прошлого и развитого общества, должны слиться с коренным населением.

Во-вторых, государственные российские учреждения и законы не должны изменять уклад жизни других народов, но должны способствовать сближению с коренным населением, усиливать единство страны, развивать уважение к правительству и его авторитет.

В-третьих, государственный язык должен стать основной, если в этом есть необходимость, а не языком, искусственно искореняющим другие языки.

В-четвертых, необходимо обеспечить власть церкви, но при этом не запрещать свободу выбора религии лицам, имеющим иное вероисповедание. Церкви следует обратиться не к полицейской власти, а создать положительный образ ее представителей. Надо внедрять религию не внешней силой, а убеждением, примером, должной жизнью духовенства.

Следует отметить, что при введении реформ Н.Х. Бунге оперирует вышеупомянутыми положениями, поскольку именно они усиливают государственный авторитет на административном уровне, а также защищают страну от внутренних и внешних врагов.

Итак, реформаторская деятельность М. Х. Бунге имела инновационный и революционный характер для того времени. Ряд идей актуален и по сей день.

Литература

1. Бунге Н.Х. Загробные заметки. Публикация В.Л. Степанова // Рекавремён. Кн.1. – М., 1995. – 350 с.

2. Бунге Н.Х. Заметки о настоящем положении нашей денежной системы и средства к её улучшению // Сборник государственных знаний. – Т.8. – СПб., 1880. – 240 с.

3. Бунге Н.Х. Общий оборот внешней торговли, торговый баланс и таможенные пошлины первостепенных держав в ХІХ столетии // Российский вестник. – 1867. – Т.71. – 114 с.

Экономические взгляды Н.Х. Бунге. Николай Христианович Бунге (1823-95)

Николай Христианович Бунге известный экономист и государственный деятель. В начале 1880-х годов Бунге был призван на государственную службу, где занимал пост сначала товарища министра финансов (1880-1881), затем министра финансов (1881-1886) и председателя Комитета министров (1887-95). На посту министра финансов Бунге провел множество реформ, направленных на модернизацию российской экономики, в том числе на укрепление денежно-кредитной системы.

Н.Х. Бунге оставил огромное количество опубликованных работ, в том числе и по вопросу о деньгах, банках и кредите. В своей докторской диссертации "Теория кредита" (1852) он писал о важности кредита для консолидации и рационального использования капитала, для стимулирования развития производительных сил и разрешения социальных противоречий. При этом мобилизацию "праздных капиталов" в банках и направление их туда, "где они доставят наибольшие хозяйственные выгоды", он рассматривал как "умножение капиталов". Бунге, 1852, с. 141-144

Бунге отмечал важную роль кредита в создании новых платежных средств, которые не только сокращают издержки обращения, но и создают абсолютно новую для него базу. Бунге, 1852, с. 156 Он писал, что кредитные средства обращения, такие как "билеты по банковским вкладам, облигации, акции, в особенности же векселя и банковые билеты, заменяющие векселя" отличаются от других инструментов обмена (посредников) тем, что "они создаются обращением самих ценностей, а не производством, что ценность их есть чисто представительная". Бунге, 1852, с. 157 Эти особенности "кредитных оборотных знаков" дают им важные преимущества перед деньгами.

Бунге высказывал уверенность в том, что кредит будет развиваться, и в будущем обмен будет происходить все чаще на основе кредита. Он сформулировал три типа обмена в зависимости от стадии его развития:

1) натуральный обмен,

2) денежный обмен, и 3) обмен, опосредованный кредитом. Бунге, 1852, с. 11 Эти утверждения Бунге созвучны тем, которые позже высказывал немецкий экономист Бруно Гильдебранд в своей работе "Натуральная экономика, денежная экономика и кредитная экономика" (1864).

В различных статьях, опубликованных в конце 1850-х годов, Бунге призывал отказаться от системы казенных банков и монополии государства в кредитной сфере. Казенные банки он считал бюрократическими институтами, которые не способны конкурировать с энергией и компетентностью частного интереса. В работе "Значение промышленных товариществ и условия их распространения" он утверждал, что акции "создают самую развитую форму частной собственности", а акционерные общества являются "счастливым соединением деятельности личной с деятельностью общественной". Бунге. 1857, с. 16-17

Задача создания банковской системы, предназначенной для стимулирования экономического развития, была четко сформулирована в период кредитной реформы 1859-1860 гг., но решена она была лишь в 1860-1870-е годы, когда Министерство финансов возглавил Михаил Рейтерн (с 1862 по 1878 гг.). Рейтерн активно содействовал развитию частных кредитных институтов, и, благодаря его поддержке, в России в короткое время сформировалась целая система частных коммерческих банков.

Николай Бунге был министром финансов в 1881 - 1886 гг. Он получил эту должность после того как трон наследовал Александр III. Бунге провел немало непопулярных реформ, из-за чего консервативная оппозиция добилась его отставки. Время показало, что курс, выбранный этим министром финансов, был верным.

Личность министра

Будущий министр финансов Бунге Николай Христианович родился 23 ноября 1823 года в семье врача. Он окончил юридический факультет в Киевском университете и после этого начал преподавательскую карьеру. По своим взглядам Бунге был либералом-западником и классическим «государственником».

Его убеждения отличались умеренностью, что пришлось очень кстати в эпоху Александра II. Юрист считал, что российское государство еще не готово принять конституцию. Задачу своего поколения Бунге Николай Христианович видел в постепенных пошаговых реформах, результат которых должен сказаться много лет спустя.

Переезд в столицу

Около тридцати лет профессор преподавал в Киевском университете. Он трижды становился ректором, одновременно с этим возглавляя отделение Государственного банка. В 1880 году Бунге Николай Христианович навсегда оставил Киев и переехал в Петербург. В столице он оказался по просьбе правительства. Власти срочно нужны были новые идеи, чтобы реформировать государство и смягчить общественную напряженность. В это время террор народовольцев и других радикалов достиг своего пика.

Что мог предложить государству Бунге Николай Христианович? На протяжении нескольких десятилетий он подготавливал собственную программу экономических преобразований. Она основывалась на богатом теоретическом фундаменте, подчерпнутом из опыта западных стран.

Идеи Бунге

Программа Бунге появилась в эпоху Великих реформ, однако к началу правления Александра III она пережила несколько редакций. После закономерного поражения России в финансист, как и другие либералы, возлагал надежды на развитие частной инициативы, которая должна была внести самый большой вклад в экономическое развитие страны. Эти чаяния во многом были вынужденными. У государства, потратившего огромные суммы на войну, просто не было средств на модернизацию России.

Наступившие реформы Александра II показали, в чем ошибался Бунге Николай Христианович. Краткая биография будущего министра похожа на биографии многих его умеренных либеральных соратников. Рост экономики в 60-х гг. не произошел бы без крупных дотаций государства. В стране чувствовался недостаток предпринимателей. Уже в 70-е гг. началась реакция. Государство вновь принялось за тотальное регулирование экономики. Прекращались выдачи железнодорожных концессий, сдерживались учреждения акционерных обществ, устанавливались высокие таможенные барьеры. С учетом всех этих особенностей переписывал свою программу Бунге Николай Христианович. Краткая биография этого человека и эволюция его взглядов типичны для той эпохи.

Назначение министром

1 марта 1881 года террористы убили Александра II, после чего к власти пришел его сын Новый государь принялся за кадровые ротации в правительстве. Именно тогда в 1881 году на должность министра финансов Российской империи был назначен Николай Христианович Бунге. Фото экономиста появилось во всех столичных газетах. Общественность ждала от него действий.

В течение пяти лет в качестве главы финансового ведомства Николай Бунге провел несколько крупных преобразований. Государство понизило для крестьян, перестроило налоговую систему, переведя ее на новую подоходную основу, и отменило В 1882 году был учрежден Крестьянский банк. На протяжении нескольких лет принимались первые акты рабочего законодательства.

Экономические преобразования

Николай Христианович Бунге, деятельность которого часто критиковалась, инициировал реформы, далеко не сразу принесшие положительные изменения в экономику России. Бюджет при этом министре оставался дефицитным, Казначейство никак не могло избавиться от долгов и т. д. И, тем не менее, государственный деятель Николай Христианович Бунге сделал много полезного для своей страны. Благодаря его программе таможенная служба России смогла защитить отечественных производителей от иностранной конкуренции, что привело к постепенному росту внутреннего предпринимательства. Перемены в налогообложении позволили казне накопить значительную финансовую базу. Позже она пошла на стимулирование промышленного роста.

Николай Христианович Бунге родился в эпоху крепкого рубля, когда национальная валюта не была так связана с внешним рынком, как в конце XIX века. Во время пребывания экономиста в должности министра ситуация кардинально отличалась от тех прежних порядков. Правительство сделало многое для того, чтобы стабилизировать курс рубля и перейти к золотому валютному стандарту. Эта реформа была закончена преемником Бунге Сергеем Витте.

Аграрная политика

Что сделал для российского крестьянства Николай Христианович Бунге? Министр финансов стремился к развитию рыночной экономики в селе, для чего было необходимо частное крестьянское землевладение. Бунге считал, что вмешательство государства должно быть минимальным и сводиться к защите интересов низших сословий, во многом продолжавших жить в бесправном положении по отношению к крупным и богатым собственникам. Экономист бы «народолюбцем» не только по причине своих либеральных взглядов, но и из-за насущного прагматизма. Программа министра была проста - помочь крестьянству, чтобы оно, окрепнув, помогло подняться стране.

В чем конкретно заключались меры, которые предпринял в аграрном вопросе Николай Христианович Бунге? Фото деревень без современного инвентаря и инфраструктуры заставили министра пойти на серьезные реформы. Он избавил сельское население от лишних налогов, в том числе от налога на соль. Крестьянство страдало от малоземелья и перенаселенности центральных губерний. Для разрешения этой проблемы была предложена программа по переселению деревенских жителей на пустующие окраины страны, природные условия которых прекрасно подходили для обработки земли и выращивания урожая.

Трудовое законодательство

Сложными были отношения государства не только с крестьянами, но и с рабочими. После отмены крепостного права в города хлынул мощный поток пролетариев, искавших лучшей доли на заводах и других предприятиях. Вопреки этому в России до сих пор не было систематизированного фабричного законодательства.

В 1884 году по инициативе Бунге был запрещен труд малолетних на крупных предприятиях. Государство установило нижний порог - 12 лет. Подростки до 15 лет могли работать не больше 8 часов в день. В 1885 году под запрет попал ночной труд женщин. Власть приняла всеобщие правила, регламентировавшие отношения работодателя и пролетариев. Эти нормы позволили значительно ограничить самоуправство и произвол фабрикантов. В то же время усилились репрессии против рабочих, участвовавших в стачках и забастовках. Исполнение правил проверялось специальной государственной инспекцией.

Национализация железных дорог

Министр финансов Николай Христианович Бунге, дата рождения которого совпала с периодом возникновения железных дорог в России, прекрасно отдавал себе отчет об их важности в жизни страны. В годы его руководства экономикой империи началась полноценная национализация этого хозяйства. В конце XIX века железные дороги также «огосударствливались» в Бельгии, Австро-Венгрии, Франции, Голландии и т. д. Проводя данную реформу, Бунге мог ориентироваться на схожий западный опыт.

Борьба с монополиями

Национализация была необходима для борьбы с монополистами, хищнически использовавшими это средство коммуникации. Общество единодушно требовало от властей покончить с дезорганизацией железных дорог. С этой целью была создана межведомственная комиссия. Чиновники министерства финансов играли в ней важную роль. Сам Бунге выступал против слишком поспешной передачи железных дорог государству. Министр регулярно писал в которых объяснял свой взгляд на проблему. Эти проекты отправлялись на самый верх и рассматривались самодержцем.

После краха концессионной системы государство вернулось к практике строительства железных дорог исключительно за казенный счет. Касательно уже введенных в эксплуатацию путей Бунге публично высказывался несколько раз приблизительно в одном и том же тоне. Свои доводы он повторил и незадолго до отставки. Министр считал, что Россия не могла в форсированных темпах отбирать железные дороги, как это делалось, например, в Германии, из-за того, что на государственной службе было недостаточно дипломированных специалистов.

Итоги деятельности

Оценивая результаты работы министра финансов, важно понимать, что российский государственный деятель Николай Христианович Бунге сталкивался с многочисленными преградами на своем пути. Ему досталось тяжелое наследство от войны с Османской империей, промышленный кризис, неурожаи, застой в сельском хозяйстве, увеличение расходов на флот и армию.

Консервативная оппозиция всегда с неприязнью относилась к министру, желавшему пойти на компромисс с либеральной частью общества. Конфронтация продолжалась на протяжении всего пребывания Бунге в кресле главы финансового ведомства.

Отставка и дальнейшая карьера

Противники министра добились его отставки в 1886 году. Но император понимал, кто такой Николай Христианович Бунге, и ценил его качества. Поэтому экономист не только не попал в опалу, но еще и остался в Государственном совете. Став главой Комитета министров, он продолжал влиять на политический курс власти, хотя и в другом качестве.

Чего добивался Николай Христианович Бунге? Факты из жизни чиновника говорят о том, что он стремился остановить искусственную поддержку сельской общины, наносившей ущерб индивидуальным крестьянским хозяйствам. Экономист был сторонником переселения жителей деревней на восток. Новая волна массовой крестьянской колонизации Сибири произошла уже после того, как умер Николай Христианович Бунге. Биографический очерк этого человека — это история карьеры предшественника Столыпина, приступившего к осуществлению аграрной реформы. Николай Бунге скончался 15 июня 1895 года в Царском Селе.

Бунге, Николай Христианович - финансист, экономист и государственный деятель (1823 - 95), происходит из дворян евангелического исповедания, родился в Киеве, где отец его считался опытным медиком по детским болезням; образование получил в 1-ой киевской гимназии и в университете святого Владимира, где окончил курс в 1845 г. Тогда же Бунге был определен преподавателем лицея князя Безбородко, а по защите в 1847 г. магистерской диссертации "Исследование начал торгового законодательства Петра Великого" ("Отечественные Записки", 1850) был утвержден профессором лицея. В темном нежинском захолустье он явился горячим миссионером европейской науки и гражданственности; как профессор, он деятельно заботился о поднятии уровня развития своих слушателей: чтобы сделать доступными для избранных им студентов сокровища европейской науки, Бунге давал в своей квартире уроки по иностранным языкам. Эту редкую и симпатичную черту - любить все молодое и чуять в молодом все даровитое - Бунге сохранил и впоследствии, когда (в 1850 г.) сделался профессором в университете святого Владимира, и в этом лежит разгадка чрезвычайного успеха его университетских лекций. В 1852 г. Бунге был удостоен Киевским университетом степени доктора политических наук за диссертацию "Теория кредита" (Киев, 1852). В 1869 г. переменил кафедру политической экономии и статистики на кафедру полицейского права. Полицейское право не представляется Бунге цельной наукой; в учении о безопасности (законы благочиния) он видит часть государственного права, а в учении о благосостоянии (законы благоустройства) - прикладную часть политической экономии. Сообразно с этим, в его курсе "Полицейского права" (Киев, 1873 - 77), который остался неоконченным, и в котором он успел изложить некоторые отделы благоустройства, преобладает экономическая точка зрения. Полицейское право Бунге соответствует тому, что в настоящее время известно под названием экономической политики. При изложении теории экономической политики автор не ограничивается одними общими началами, так как, по его мнению, изучение одних общих законов без связи с фактами, в которых этих законы обнаруживаются, легко вырождается в сухую и отвлеченную схоластику, могущую иметь интерес для специалистов, но бессильную разрешить жизненные вопросы. Бунге издал еще для своих слушателей "Курс статистики" (Киев, 1865; 2-е изд., 1876) и "Основания политической экономии" (ib., 1870). В трудные дни университетской жизни, когда университеты лишались самоуправления, Бунге в должности ректора по назначению (с 1859 - 1862 г.) с достоинством стоял во главе Киевского университета. Но и по возвращении университетам избирательного права Бунке дважды был избираем ректором того же Киевского университета и состоял в этой должности с 1871 по 1875 г. и с 1878 по 1880 г. В 1880 г. он оставил университет. Бунге принадлежал к числу тех профессоров, которые не замыкаются в глухие стены своего кабинета. Обладая светлым и обширным умом, он не мог не отзываться на общественные вопросы, которые жизнь ставила на очередь. Результатом был целый ряд статей, помещенных им в разных периодических изданиях, начиная с 1852 г. Таковы статьи, относящиеся к ожидавшейся тогда крестьянской реформе (в "Отечественных Записках", 1858, и в "Русском Вестнике" 1859 г., № 2 и 8), к распространявшемуся новому виду промышленных предприятий в форме акционерных обществ (в "Журнале для акционеров", 1855 и 1858) и многие другие, между которыми нельзя не отметить его замечаний об устройстве учебной части в университетах (в "Русском Вестнике" 1858 г., т. XVII) и банковой политике (в "Сборнике Государственный Знаний", т. I, 1874). Важное практическое значение имело и его исследование "Товарные склады и варранты" (Киев, 1871); но особое внимание обратили на себя исследования Бунге о способах восстановления у нас правильного денежного обращения, потрясенного чрезмерным выпуском бумажных денег. Сюда относятся труды: "О восстановлении металлического обращения в России" (Киев, 1877); "О восстановлении постоянной денежной единицы в России" (Киев, 1878) и статьи в "Сборнике Государственных Знаний", т.

VI, 1878, и т. XIII, 1880 г. Бунге также перевел и дополнил сочинение А. Вагнера "Русские бумажные деньги" (Киев, 1871). В 1859 г., когда созревала крестьянская реформа, Бунге был приглашен к участию в финансовой комиссии, имевшей своим назначением приискание оснований и способов окончательного разрешения крестьянского вопроса посредством выкупа наделов при содействии правительства. Снова призванный в Петербург для участия в обсуждении нового университетского устава (1863), Бунге получил поручение преподавать науку финансов и политической экономии наследнику цесаревичу Николаю Александровичу. В основу этих лекций Бунге положил переведенную им на русский язык книгу Карла фон Гока "Налоги и государственные долги" (Киев, 1865). По возвращении в Киев, Бунге, не оставляя университетских занятий, принял должность управляющего киевскою конторою государственного банка. Стоя, таким образом, у самого источника кредитных операций, Бунге получил возможность на практике проверять указания теории финансов. С этого времени голос его приобретает решающее значение в вопросах финансовых. Вступление Бунге в 1880 г. в должность товарища министра финансов и вскоре затем в 1881 г. и министра финансов встречено было с сочувствием и большими надеждами. - Бунге - министр финансов. Бунге пришлось вступить в управление министерством при весьма тяжелых обстоятельствах. Наступившая после 1 марта 1881 г. реакция отразилась и на финансовом состоянии страны. К тому же два года сряду - 1884 г. и особенно 1885 г. - ознаменовались почти повсеместным неурожаем, и это вызвало неблагоприятные последствия для промышленности и торговли. Первый бюджет 1881 г. Бунге пришлось свести с дефицитом на сумму свыше 50 миллионов рублей. Сумма государственного долга на 1 января 1881 г. достигла свыше 6 миллиардов, и неизбежно было заключение целого ряда новых займов. Одним из первых действий Бунге явился выпуск золотой 6%-ой ренты 1883 г., встретивший, в виду чрезвычайно высокого процента, недоброжелательное отношение в обществе. Состояние курса кредитного рубля было весьма неудовлетворительно. В 1881 г. средняя цена рубля составляла 65,8 копеек золотом, в 1886 г. - 58,9; платежный баланс был чрезвычайно неблагоприятен, и на заграничных биржах, особенно берлинской, производилась спекуляция с русскими фондами и кредитными рублями, против которой Бунге, руководствуясь системой невмешательства в биржевые отношения, не принимал надлежащих мер. В одном из своих первых всеподданнейших докладов (1883) Бунге следующим образом определил свою финансовую программу: "Внимательное изучение слабых сторон нашего государственного строя указывает на необходимость обеспечить правильный рост промышленности достаточным для нее покровительством: укрепить кредитные учреждения на началах, проверенных опытом, способствуя притом удешевлению кредита; усилить в интересах народа и государства доходность железнодорожных предприятий, установив над ними надлежащий контроль; упрочить кредитное денежное обращение совокупностью направленных к достижению этой цели постепенно проводимых мер, ввести преобразования в системе налогов, сообразные со строгой справедливостью и обещающие приращение доходов без обременения плательщиков податей; наконец, восстановить превышение доходов над расходами (без чего улучшение финансов немыслимо) ограничением сверхсметных кредитов и соблюдением разумной бережливости во всех отраслях управления". Из этой программы Бунге безусловно не удалось выполнить превышения доходов над расходами, вследствие значительных расходов на срочное погашение государственных займов. Во всем же остальном время управления Бунге явилось, действительно, выдающейся эпохой в истории русских финансов. Одним из первых финансовых мероприятий явилось понижение выкупных платежей, которое Бунге считал необходимым для улучшения благосостояния сельского населения, и которое настоятельно вызывалось тем, что в общем с крестьян взыскивалось больше, нежели уплачивалось по обязательствам выкупной операции. Понижение было произведено в размере 1 рубля с каждого обложенного выкупными платежами душевого надела в в

еликорусских местностях и на 16 копеек с рубля в малороссийских местностях. Общая сумма понижения составила до 12 миллионов рублей в год. В 1885 г. Бунге вошел в государственный совет с представлением о повсеместной (кроме Сибири) отмене с 1 января 1886 г. подушной подати, составлявшей со времени Петра Великого краеугольный камень нашей финансовой системы. Эта мера должна была уменьшить ресурсы государственного казначейства на 57 миллионов рублей, часть которых предполагалось возместить увеличением налога на спирт (до 9 копеек за градус), а часть - увеличением оброчной подати с государственных крестьян (от повышения которой правительство в 1886 г. отказалось на 20 лет). Государственный совет, однако, решил перевести государственных крестьян на выкуп, который представлял собой в действительности не что иное, как замаскированное увеличение оброчной подати. Законом 12 июня 1886 г. был установлен обязательный выкуп для государственных крестьян. Отмена подушной подати должна была повлечь за собой и отмену круговой поруки. И в 1885 г. Бунге в своем представлении государственному совету, указывая на разорительные последствия такого способа взыскания налогов, вызывающего, с одной стороны, "прикрепление крестьян к земле паспортной системой", с другой - "стремление самовольной отлучки для приискания лучших заработков", высказывался в пользу отмены круговой поруки. Государственный совет не согласился с доводами Бунге, и круговая порука была оставлена для налогов, заменивших подушную подать. Во всяком случае, уничтожением подушной подати и понижением выкупных платежей помещичьих крестьян мы обязаны исключительно Бунге, который совершил чрезвычайно смелый шаг, отказавшись от доходов до 70 миллионов рублей в то время, когда бюджет давал дефицит. Это значительное уменьшение доходов заставило Бунге обратиться к другим источникам и - прежде всего - к увеличению налогов. Так, при Бунге были увеличены налоги, кроме налога на спирт (сперва до 8 копеек по закону 19 мая 1881 г., затем до 9 копеек за градус, по закону 18 мая 1885 г.), на сахар (12 мая 1881 г.), на табак (18 мая 1882 г.); повышен гербовый сбор (19 января 1882 г.), повышены таможенные ставки на многие предметы ввоза, и закрыт транзит через Закавказье; введен налог на золотопромышленность, установлены дополнительные и раскладочные сборы с торгово-промышленных предприятий (законы 5 июля 1884 г. и 5 января 1885 г.), возвышен налог с недвижимых имуществ в городах (13 мая 1883 г.), и увеличен налог поземельный, введен сбор с доходов от денежных капиталов и налог на переход имуществ безмездными способами (налог на дарения и наследства), повышены налоги на заграничные паспорта, регулирована продажа питей. Вместе с этими податными реформами Бунге заботился о введении института податных инспекторов, который должен был обеспечить более правильное поступление налогов. Огромное значение для дальнейшего экономического развития России имели учрежденные при Бунге новые государственные кредитные установления. Исходя из той точки зрения, что хозяйственное расстройство крестьян происходит, главным образом, вследствие недостаточности и малой производительности их земельных наделов, причем приобретение других земель в собственность представляется для крестьян крайне затруднительным в виду невозможности пользоваться долгосрочным кредитом, Бунге выработал проект государственного ипотечного банка для содействия крестьянам в приобретении ими земли. Устав банка был Высочайше утвержден 18 мая 1882 г. Ссуды должны были выдаваться 51/2% закладными листами, получившими название 51/2% государственных свидетельств крестьянского поземельного банка. По самому своему уставу банк должен был являться лишь посредником между крестьянами и землевладельцами, уже совершающими сделку по собственной инициативе. И с самого начала назначение банка, как гласили мотивы государственного совета, должно было состоять в содействии зажиточным и имеющим некоторый достаток крестьянам, но не малоземельным. Банк начал свои действия 10 апреля 1883 г., и к концу министерства Бунге, к 1886 г., имел в своем распоряжении запасный капита

л в 467,7 тысяч рублей. Наряду с этим банком был открыт также и дворянский банк, который был учрежден специально "для помощи дворянству". По идее Бунге банк должен был выдавать ссуды лишь тем дворянам-землевладельцам, которые сами хозяйничают на своей земле. Но государственный совет принял проект Бунге, устранив всякое ограничение. При Бунге сильное расширение получило сооружение казенных железных дорог. Для этой цели при Бунге было израсходовано до 133,6 миллионов рублей; казною сооружено железных дорог всего протяжением в 3461 версту. Кроме того, приобретено в казну несколько линий частных обществ. Бунге сам сомневался в том, чтобы "обращение железных дорог в государственную собственность сразу обогатило казначейство", но видел, что "со временем железные дороги могут сделаться такою же отраслью государственного хозяйства, как почта и телеграфы". Несмотря на отсутствие плана в выкупе частных дорог и государственного железнодорожного строительства и на огромные дефициты от эксплуатации железных дорог, все же именно Бунге много содействовал упорядочению нашей железнодорожной политики, а вместе с ней и вообще русских финансов. Управление Бунге министерством финансов ознаменовалось торжеством протекционизма. Деятельность Бунге совпала с националистическим курсом внутренней политики. Идеал независимости национального хозяйства, освобождения его от иноземного господства, проповедовавшийся с особенной энергией "Московскими Ведомостями", а затем Менделеевым, приводил к требованиям повышения пошлин. Известное влияние на протекционистское направление политики внешней торговли при Бунге оказал общий подъем таможенно-охранительной волны, прокатившейся по всей Европе и в частности в Германии вызвавшей в 1879 г. значительные перемены в тарифной системе. В 1881 г. была произведена надбавка на 10% на весь тариф. 16 июня 1884 г. последовало повышение пошлины на чугун, к которому затем присоединились соответственные повышения на вальцевое железо, сталь, машины и т. п. В 1884 г. была также установлена общая пошлина на уголь с дифференциональным обложением угля, ввозимого через черноморские порты и западную сухопутную границу. Одной из крупных заслуг Бунге как министра финансов является его стремление к введению у нас подоходного налога. Острая финансовая нужда в конце 70-х и начале 80-х годов, вызванная отчасти турецкой войной, отчасти сокращением целого ряда государственных ресурсов в виду податных реформ, отчасти вообще дурным финансовым управлением, поставила на очередь коренную реформу налогового обложения. В своем всеподданнейшем докладе на 1884 г. Бунге в категорической и определенной форме признал подоходный налог наиболее целесообразным и справедливым способом обложения. Но, опасаясь сильной ломки хозяйственных отношений, он не решился сразу приступить к введению подоходного налога и на первое время установил ряд частных налогов, имевших значение мер, подготовлявших введение одного подоходного налога. В числе реформ Бунге необходимо указать еще первый шаг на пути регламентации фабричного труда, выразившийся в законе 1 июня 1882 г., начало более правильного устройства городских и частных банков, положенное правилами 26 апреля 1883 г., и питейную реформу 1885 г. Немногим министрам пришлось вынести столько нападений со стороны печати, в особенности "Московских Ведомостей", и немногие относились к ним столь спокойно, не прибегая к защите карательной администрации и ограничиваясь официальными опровержениями строго фактического характера. В январе 1887 г. Бунге оставил пост министра финансов и назначен был председателем комитета министров. Бунге был избран в почетные члены различных обществ, университетов: Петербургского, Новороссийского, Святого Владимира и Академии Наук; в 1890 г. избран ординарным академиком по политической экономии и издал книгу "Государственное счетоводство и финансовая отчетность в Англии" (СПб., 1890), которая является интересным материалом для изучения бюджетного права. При составлении этой книги автор пользовался целым рядом практических сведений, доставленных ему нашими финансовыми агентами в Париже и Лондон

е. - Бунге - экономист. Главным фактором экономической жизни Бунге считал соперничество. Не соглашаясь вполне ни с одним из классиков и находя значительные неправильности в воззрениях как Ад. Смита, Рикардо, Мальтуса, Милля, так и Кэри и Бастиа, он придерживался эклектической точки зрения, преимущественно примыкая к теориям Мальтуса и Милля. Главным регулятором экономических явлений он считал спрос и предложение и ими объяснял почти все экономические явления. Этому взгляду вполне соответствовали и социально-политические воззрения Бунге. За соперничеством Бунге признавал огромное благотворное влияние. Без соперничества наступил бы громадный упадок сил. Соперничество оказывается гибельным, когда вступают в борьбу силы неравные, с одной стороны, сплоченные, поддерживаемые монополиями, привилегиями, громадным капиталом, а с другой - раздробленные, лишенные всякой поддержки и необеспеченные в своей деятельности. Зло заключается, по мнению Бунге, не в соперничестве, а в недостаточном его уравновешении. Тем не менее, в покупке живой рабочей силы, т. е. в найме труда, Бунге не видел ничего порабощающего и унизительного, ибо эта покупка соединена с обоюдной выгодой. Вмешательство государства в экономическую жизнь Бунге допускал лишь в небольших размерах и в крайних случаях. Эта точка зрения не мешала, однако, Бунге признавать целесообразность государственного вмешательства в области торговой политики и в области "мер, относящихся к упрочению благосостояния фабричных рабочих". Практические мероприятия Бунге в бытность его министром финансов установили за ним славу строгого протекциониста. В своих теоретических воззрениях, изложенных им в курсе "Полицейского Права", Бунге не является, однако, безусловным протекционистом. По мнению Бунге, таможенные пошлины составляют налог и должны быть рассматриваемы, главным образом, как подать. Они должны как можно меньше зависеть от торговых договоров, должны быть соображены с общею системою налогов, с влиянием их на производство, на торговлю и на потребление. Поощрение промышленности может и должно иметь место. Но покровительственный тариф и льготы, общие для всех лиц, дают поощрение без всякого разбора и потому не всегда желательны. Пособия часто свидетельствуют о нерасчетливости в государственном хозяйстве. Либеральный таможенный тариф способствует усилению потребления, но низкие таможенные пошлины при высоких налогах нежелательны. Что касается законов относительно рабочих, то, именно исходя из признания благотворного влияния соперничества, Бунге считал, что свобода сделок была бы нарушена, если бы рабочие не имели права входить между собою в соглашения относительно установления заработной платы. Не соглашаясь с представителями либеральной школы, возражавшими против пользы стачек, Бунге, тем не менее, не видел в союзах рабочих задатков для правильного развития общественной жизни и считал трэд-юнионы шагом назад по сравнению со средневековыми цехами. Считая задачей законодательства в области экономической жизни охранение свободы сделок, Бунге не допускал никакого ограничения прав частной собственности. По его мнению, несправедливость первоначального приобретения с течением времени сгладилась, ибо собственник влагает в землю свой труд, свой капитал и платит налоги от земли. Хозяйственная свобода не только способствовала поднятию человечества на высшую ступень благосостояния, но и в будущем должна служить непременным фактором развития. Капиталистическое производство, господство соперничества дают человеку надежду на лучшее будущее и делают его свободным. По своим методологическим взглядам Бунге примыкал к историко-статистическому направлению в политической экономии, но вносил в него целый ряд ограничений. Не соглашаясь с Рошером, Бунге считал, что историческое направление может внести в науку и в практическую жизнь беспринципный "оппортунизм"; он находил опасным отсутствие каких бы то ни было начал, оснований, правил и принятие в руководство исторических примеров, с попыткою следовать им в случаях, ошибочно признаваемых однородными с уже прожитыми человечеством. Требуя большой осторожности в п

рименении дедуктивного метода, Бунге настаивал на усвоении политической экономией метода положительных знаний, наблюдений и опыта. Кроме "Исторического очерка экономических учений", напечатанного впервые в 1868 г. и дающего краткое изложение учений наиболее выдающихся экономических мыслителей, начиная от меркантилистов и кончая исторической школой, Бунге дал подробное изложение в обширных статьях специально учений Кэри ("Теория согласия частных интересов - первое политико-экономическое учение Кэри", 1858) и Дж.-Ст. Милля ("Дж.-Ст. Милль, как экономист", 1868). Эти статьи вместе с небольшим извлечением из статей Шмоллера о Менгере присоединены к "Историческому очерку экономических учений" и со значительными критическими добавлениями, изменениями и поправками изданы в 1895 г. под общим заглавием "Очерки политико-экономической литературы". Это был последний труд Бунге. - Ср.: П. Мигулин, "Русский государственный кредит" (I т., Харьков, 1899); Ковалько, "Главнейшие реформы, проведенные Н.Х. Бунге в финансовой системе России" (Киев, 1901); И. Табурно, "Эскизный обзор финансово-экономического состояния России за последние 20 лет (1882 - 1901)" (СПб., 1904); М. Соболев, "История таможенной политики России" (СПб., 1911); "Историческая справка по вопросу о введении подоходного налога" (официальное издание); Шульце-Геверниц, "Очерки общественного хозяйства и экономической политики России" (1901). С. Загорский.

Краткие биографические сведения о Н.Х. Бунге. Николай Хрис- тианович Бунге (1823-1895) был одним из выдающихся российских реформаторов в сфере экономики, финансов и социальной политики. Он закончил юридический факультет Киевского университета, преподавал в Нежинском лицее. После защиты в 1847 г. магистерской диссертации на тему «Исследование начал торгового законодательства Петра Великого» в 1850 г. он перешел на работу в Киевский университет, где в 1852 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Теория кредита». Круг его научных интересов был весьма разнообразен: он читал курсы лекций по политэкономии, статистике, полицейскому праву и другим наукам. С 1859 по 1880 г. был ректором Киевского университета. В эти годы он привлекался к подготовке крестьянской реформы 1861 г., к разработке нового университетского устава. Как один из видных уче- ных-экономистов был приглашен для преподавания политэкономии наследнику престола цесаревичу Николаю.

Немалый опыт практической работы Бунге приобрел, работая с 1865 г. управляющим Киевским отделением Госбанка. В 1880 г. он был приглашен на работу в Петербург товарищем министра финансов, а с 1881 по 1886 г. занимал пост министра. После отставки, с января 1887 г. и до самой смерти в 1895 г., Н.Х. Бунге был председателем Кабинета министров. Черты Бунге-реформатора :

  • Для него был характерен не «узкий финансизм», а широкий, комплексный подход к экономическим и финансовым проблемам, которые он тесно увязывал с социальной политикой государства.
  • Целью финансовой и экономической политики он считал не столько наполнение госбюджета, сколько повышение благосостояния низших сословий, ибо от этого в решающей степени зависело процветание государства. С этой целью осуществил ряд кардинальных мер по облегчению налогового бремени крестьянства.
  • Всегда соразмерял свои реформаторские планы с реальной обстановкой, общественным мнением, умел выждать, отступить, пойти на компромисс. Задуманные реформы готовил тщательно, без спешки.

Программа экономической и финансовой политики. Свою преобразовательную деятельность Н.Х. Бунге начинал в неблагоприятных условиях. Прежде всего сказывались тяжелые финансовые последствия Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. - огромный дефицит бюджета, обесценение рубля. Государственный долг на 1 января 1881 г. составил 6 млрд руб. - сумма для того времени астрономическая. С 1881 по 1883 г. Россия пережила экономический кризис, с 1883 по 1887 г. - депрессию. 1880-е гг. также характеризовались локальными неурожаями; положение в деревне усугублялось сокращением земельных наделов из-за быстрого роста сельского населения, увеличением числа безземельных хозяйств, тяжелым налоговым бременем.

По поручению Александра II, который относился к Бунге с большим уважением, последний в 1880 г., будучи товарищем министра финансов, подготовил программную записку о задачах экономической и финансовой политики на ближайшие годы. Она включала следующие основные положения:

  • 1. Сокращение расходов на госаппарат.
  • 2. Прекращение выпуска бумажных денег, постепенное сокращение их количества до довоенного уровня.
  • 3. Организованное переселение малоземельных и безземельных крестьян на неосвоенные казенные земли.
  • 4. Упорядочение налогов: отмена подушной подати, соляного налога и паспортного сбора; снижение выкупных платежей. Для компенсации потерь предусматривалось увеличение государственного поземельного налога, взимаемого с неподатных сословий, увеличение налога на городскую недвижимость, установление налогов на лиц свободных профессий (адвокатов, врачей, архитекторов, художников и т.п.), на торговые и промышленные предприятия и денежные капиталы. Эти изменения Бунге рассматривал как мероприятия, подготавливающие введение подоходного налога.
  • 5. Издание законов для содействия промышленности и торговле.
  • 6. Упорядочение финансовой стороны дела в железнодорожном строительстве, чтобы прекратить расточительство государственных средств.

Эта программа была принята. И когда в 1881 г. министр финансов А.А. Абаза вместе с другими либеральными министрами подал в отставку, на его место с одобрения Александра 111 был назначен Н.Х. Бунге.

Налоговые реформы. Податной политике Бунге уделял приоритетное внимание. Наибольшее беспокойство министра финансов вызывали выкупные платежи. Их непомерная тяжесть для крестьян выявилась сразу после начала реформы. Уже за первые пять лет - 1862-1866 гг. - недоимки составили 7,9 млн руб. 1 Тогдашний министр финансов М.Х. Рейтерн организовал выяснение причин недоимок, и оказалось, что выкупные платежи значительно превышают доходность крестьянских хозяйств. В 1880 г. недоимки составили 20,5 млн руб., в 1881 - 23,4 млн .

В апреле 1881 г. Госсовет принимает решение о переводе всех бывших помещичьих крестьян на «обязательный выкуп», о сложении недоимок по выкупным платежам на 14 млн руб. и о понижении выкупных платежей на 9 млн руб. в год (позднее сумма ежегодного понижения составила 12 млн руб.). В связи с коронацией Александра 111 в 1883 г. было списано еше 13,8 млн руб. недоимок по указанным платежам, в 1884 г. - 2,3 млн руб.

Еще одной «головной болью» министра финансов была подушная подать. В марте 1882 г. Бунге представил в Государственный совет записку «О замене подушной подати другими налогами», в которой обосновал невозможность дальнейшего затягивания отмены подати. По подушной подати постоянно накапливались недоимки, которые время от времени списывались. Так, в 1880 г. списали 7 млн руб.; в 1881 г. недоимки составили 10,7 млн руб. Госсовет утвердил предложенную Бунге поэтапную отмену подушной подати. С 1883 г. прекращалось взимание подати с категорий населения, наиболее обремененных налогами. С 1 января 1887 г. взимание подушной подати было прекращено со всех остальных плательщиков .

За 1882-1887 гг. поступление подушной подати уменьшилось с 54,8 млн руб. до 1,3 млн 1 .

Для компенсации потерь Бунге ввел ряд новых налогов и увеличил прежние. В частности, увеличен на 52,5% поземельный налог, введенный в 1875 г.; повышен на 46% налог на недвижимое имущество в городах; преобразована система промыслового обложения, даны некоторые льготы мелким торговцам и ремесленникам; в 1885 г. введен 3%-й налог с чистой прибыли акционерных компаний; в этом же году установлен 5%-й налог на доходы с денежных капиталов; в 1887 г. введен 5%-й налог на гарантированные правительством доходы с акций частных железных дорог; введена пошлина на имущество, переходящее по наследству, что вызвало острое недовольство дворянства.

В 1885 г. в связи с изменениями в налоговой системе и ее усложнением Бунге учредил особый институт податных инспекторов при губернских казенных палатах. Они призваны были выявлять подлежащие обложению доходы с недвижимости и других объектов.

Податные реформы Бунге получили высокую оценку либеральной общественности. Например, известный либеральный публицист С.Н. Южаков считал, что действия Бунге облегчили положение народа и спасли его от окончательного разорения. Современный историк В.Л. Степанов указывает, что налоговые реформы Бунге «положили начало модернизации российской системы налогообложения и тем самым способствовали процессу индустриализации страны» .

Преобразования в банковском деле. Бунге продолжал развивать систему государственного кредитования народного хозяйства, так как казенные кредиты издавна пользовались в России большим доверием, нежели частные. Расширялось кредитование через Государственный банк, который стабильно удерживал учетную ставку на уровне 6% и лишь в 1886 г. снизил ее до 5%. В 1881 - 1884 гг., несмотря на промышленный кризис, выдача кредитов возросла со 180 млн руб. до 204 млн.

Под руководством Бунге в первой половине 1880-х гг. в России сложилась система государственного ипотечного кредита. В эти годы помещики продолжали закладывать малодоходные имения в акционерных земельных банках, но своевременно их не выкупали, что приводило к продаже заложенных земель. Например, с 1873 по

1882 г. было продано 23,4 млн десятин. У Бунге возникла идея организовать дешевый кредит для крестьян, чтобы они стали основными покупателями помещичьей земли. Министерство финансов подготовило проект образования Крестьянского банка , который был утвержден императором 18 мая 1882 г. Основными положениями закона о Крестьянском банке были следующие: 1) ссуды выделяются всем желающим крестьянам независимо от их имущественного положения под 6% годовых; 2) размер ссуды составляет 75% от стоимости приобретаемой земли; 3) сроки выплаты ссуды устанавливаются от 24 до 34 лет; 4) банк является самостоятельным кредитным учреждением и находится в ведении Министерства финансов.

В течение 1883-1885 гг. в России было открыто 25 отделений Крестьянского банка; сумма ссуд за это время возросла с 864 тыс. до 14 млн руб., количество купленной земли - с 18,2 тыс. до 318 тыс. десятин 1 . С 1886 г. продажа земли сокращается в связи с созданием Дворянского банка. Всего за первые 13 лет существования Крестьянского банка крестьяне купили при его содействии

  • 2411,7 тыс. десятин земли .
  • 3 июня 1885 г. Александр 111 подписал указ о сознании Дворянского поземельного банка; тем самым завершилось формирование системы ипотечного кредита. Этот банк также действовал под эгидой Министерства финансов и выдавал ссуды под залог земельной собственности в размере 60% стоимости имений на срок от 36 до 48 лет при ежегодной уплате 5%. Таким образом, условия Дворянского банка были чрезвычайно льготными. Однако, как показала последующая практика, они не смогли приостановить процесс сокращения помещичьего землевладения.

Сразу же возник большой спрос на кредиты. В 1886 г. в 25 отделениях Дворянского банка помещики получили 68,8 млн руб., в 1887 г. - 71,1 млн руб. Однако заемщики не всегда использовали кредиты по назначению, нередко они «проедались» или запускались в биржевые спекуляции, стали расти недоимки по процентам. Тем не менее в 1889 г. ссудный процент был понижен до 4,5. Помещики, которые не могли или не хотели организовать прибыльное хозяйство, продавали свои земли через Дворянский банк. Покупателями становились дворяне (до 50%), крестьяне (до 20%), купечество и мещане (до 10%) и представители других сословий.

Наряду с развитием государственного кредита Бунге уделял внимание и частному. Он считал, что накопление финансовых средств в банках и сберегательных кассах позволит уменьшить зависимость страны от иностранного капитала. В 1883 г. были сняты запреты с учредительства коммерческих банков. Хотя это не привело к росту количества банков, но вклады в них значительно выросли. Например, до конца 1892 г. возникло лишь 6 новых банков, но вклады за это время увеличились с 214 до 301 млн руб. 1 Госбанк постоянно поддерживал коммерческие банки своими финансовыми средствами.

Бунге активно содействовал развитию в России сети сберегательных касс. В мае 1881 г. был повышен процент по вкладам с 3 до 4, что способствовало притоку в кассы новых вкладов. В 1884 г. Минфин предоставил право создавать сберкассы при губернских и уездных казначействах, а отделения их - во всех городах и крупных поселках. Если в 1880 г. в стране было всего 76 сберкасс, то в 1886 г. - 554 кассы, 306 тыс. вкладчиков и 44 млн руб. вкладов .

Таким образом, была поднята на новый уровень кредитная система России, которая находилась под контролем государства и строго регламентировалась соответствующим законодательством. Это создавало определенные гарантии коммерческим банкам, в том числе и вкладам граждан.

Другие преобразования Бунге в финансовой сфере. Продолжая курс М.Х. Рейтерна, Бунге последовательно проводил политику покровительственных тарифов. В 1882 г. были повышены ввозные таможенные пошлины на сырье и фабрикаты и в незначительной степени на готовые изделия. В 1884 г. увеличены пошлины на чугун, уголь, торф; в 1885 г. - на рыбу, вина, чай, растительное масло, шелк, сельхозмашины, железо и сталь; проведено общее повышение тарифов от 10 до 15%. Если в 1881 г. пошлина по всем границам России составляла 16,5% стоимости ввезенных товаров, то в 1886 г.-27,8%.

При Бунге стал форсироваться вывоз хлеба, который продавался в Германию, Англию, Голландию, Францию, Италию, Бельгию. В 1881-1885 гг. экспорт хлеба возрос с 208 млн до 344 млн пудов.

Для укрепления курса рубля Бунге с 1881 г. прекратил денежную эмиссию и приступил к изъятию из обращения необеспеченных денег. Была вновь разрешена чеканка серебряной монеты, хотя Бунге понимал, что России необходимо переходить на золотой монометаллизм ; однако для этого требовалась большая подготовительная работа и увеличение золотого запаса.

Рабочее законодательство. Н.Х. Бунге был одним из немногих государственных деятелей России, кто понимал необходимость разработки законов по рабочему вопросу. Он считал, что правовое регулирование взаимоотношений между предпринимателями и рабочими должно способствовать: 1) устранению причин конфликтов на предприятиях, спаду стачечного движения; 2) уменьшению предпосылок для социалистической пропаганды среди рабочих; 3) улучшению условий труда на промышленных предприятиях и повышению производительности труда рабочих. К разработке соответствующего законодательства побуждал также рост рабочего движения в 1870-х - начале 1880-х гг.

Первым был разработан закон об ограничении рабочего дня для детей и подростков и создании фабричной инспекции для контроля за выполнением закона. Предусматривалось запрещение труда детей до 12 лет, ночной работы для детей 12-14 лет, ограничение рабочего дня подростков 10 ч, обязательное посещение детьми школы. Под давлением предпринимателей введение в действие закона было отсрочено на год (до 1 мая 1884 г.). В 1885 г. издан закон о запрещении ночного труда для женщин и подростков до 17 лет на предприятиях текстильной промышленности.

Загрузка...
Top