Философия Сократа: кратко и понятно. Сократ: основные идеи философии

Алкивиад, Ксенофонт, Евклид. Учение Сократа ознаменовало новый этап в развитии античной философии, когда в центре внимания оказались не природа и мир, а человек и духовные ценности.

Детство и юность

По разным источникам, философ родился в 470-469 году до нашей эры в греческих Афинах, в семье ваятеля Софрониска и повитухи Фенареты. У будущего великого мыслителя был старший брат Патрокл, который унаследовал отцовское имущество, но и Сократ не остался в нищете.

Об этом можно судить по тому факту, что на войну со Спартой философ отправился в обмундировании тяжеловооруженного воина, а оплатить его было по силам только обеспеченным гражданам. Отсюда следует вывод, что отец Сократа был зажиточным горожанином и неплохо зарабатывал, орудуя резцом и прочими инструментами.

Сократ трижды участвовал в военных действиях, демонстрируя мужество и отвагу на поле боя. Особенно храбрость философа и воина проявилась в тот день, когда он спас от гибели своего военачальника, Алкивиада.


Мыслитель родился 6 фаргелиона, в «нечистый» день, что предопределило его судьбу. Согласно древнегреческим законам, Сократ стал хранителем устоев афинского общества и государства, причем безвозмездно. В дальнейшем общественные обязанности философ исполнял с должным рвением, но без фанатизма, и поплатился жизнью за убеждения, честность и стойкость.

В молодости Сократ обучался у Дамона и Конона, Зенона, Анаксагора и Архелая,общался с великими умами и мастерами того времени. Он не оставил ни одной книги, ни единого письменного свидетельства мудрости и философии. Сведения об этом человеке, истории жизни, биографии, философии и идеях известны потомкам только по воспоминаниям учеников, современников и последователей. Одним из них был великий .

Философия

При жизни философ не записывал размышления, предпочитая идти к истине, используя устную речь. Сократ считал, что в записи слова убивают память и теряют смысл. Сократовская философия строится на понятиях этики, добра и добродетели, к которым он относил знание, храбрость, честность.


При этом знание, по Сократу, и есть добродетель. Не осознавая сущности понятий, человек не может творить добро, быть храбрым или справедливым. Только знание дает возможность быть добродетельным, поскольку это происходит осознанно.

Противоречивы трактовки понятия зла, выведенные Сократом, а точнее, упоминания о них в трудах Платона и Ксенофонта, учеников великого философа. Согласно Платону, Сократ отрицательно относился к злу как к таковому, даже к тому злу, которое человек причиняет врагам. Ксенофонт имеет противоположное мнение по этому вопросу, передавая слова Сократа о необходимом зле во время конфликтов, чинимом ради защиты.


Противоположные трактовки высказываний объясняются характером обучения, свойственного сократовской школе. Философ предпочитал общаться с учениками в форме диалогов, справедливо полагая, что так рождается истина. Поэтому логично предположить, что воин Сократ беседовал с полководцем Ксенофонтом о войне и обсуждал зло на примере военных конфликтов с противником на поле боя.

Платон же был мирным гражданином Афин, и Сократ с Платоном говорили об этических нормах внутри общества, причем речь шла о своих же согражданах, близких людях и о том, допустимо ли совершать зло по отношению к ним.


Диалоги – не единственное отличие сократовской философии. К ярким чертам постижения этических, человеческих ценностей, исповедуемого философом, относятся:

  • диалектическая, разговорная форма поиска истины;
  • определение понятий методом индукции, от частного – к общему;
  • поиск ответов на вопросы при помощи майевтики.

Сократов метод поиска истины заключался в том, что философ задавал собеседнику наводящие вопросы с определенным подтекстом, так что отвечающий терялся и в итоге приходил к неожиданным для себя выводам. Славился мыслитель и заковыристыми вопросами «от противного», заставляя оппонента противоречить самому себе.


Сам учитель никак не претендовал на звание всезнающего педагога. С этой особенностью сократовского учения связана приписываемая ему фраза:

«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

Философ спрашивал, подталкивая собеседника к новым мыслям и формулировкам. От общих предметов он переходил к определению конкретных понятий: что есть мужество, любовь, доброта?


Определение сократовскому методу дал Аристотель, которому было суждено родиться спустя поколение после Сократа и стать учеником Платона. Согласно Аристотелю главный сократовский парадокс гласит: «Человеческая добродетель есть состояние ума».

К Сократу, который вел аскетический образ жизни, люди приходили за знаниями, в поисках истины. Он не обучал ораторскому искусству и другим ремеслам, но учил быть добродетельными по отношению к близким: семье, родным, друзьям, слугам и рабам.

Философ не брал денег с учеников, однако недоброжелатели все-таки причислили его к софистам. Последние тоже увлекались обсуждением этических норм и человеческой духовности, но не гнушались зарабатывать звонкие монеты своими лекциями.


Поводов к недовольству с точки зрения общества Древней Греции и граждан Афин Сократ давал немало. Для того времени считалось нормой, чтобы подросшие дети учились у родителей, а школ как таковых не было. Молодежь воодушевилась славой этого человека и гурьбой валила к прославленному философу. Старшее поколение было недовольно таким положением вещей, отсюда и родилось роковое для Сократа обвинение в «развращении молодежи».

Людям казалось, что философ подрывает самые устои общества, настраивая молодых людей против собственных родителей, развращая неокрепшие умы пагубными мыслями, новомодными учениями, греховными, противными греческим богам намерениями.


Другой момент, ставший роковым для Сократа и приведший к смерти мыслителя, связан с обвинением в неблагочестии и поклонении другим богам вместо тех, которые признавали афиняне. Сократ считал, что о человеке сложно судить по поступкам, ведь зло творится по незнанию. В то же время в душе каждого человека есть место добру, а у каждой души есть демон-покровитель. Голос этого внутреннего демона, которого сегодня мы бы назвали ангелом-хранителем, периодически нашептывал Сократу, как поступить в сложной ситуации.

Демон приходил на помощь философу в самых отчаянных обстоятельствах и всегда выручал, поэтому ослушаться его Сократ считал недопустимым. Этого демона и приняли за новое божество, которому мыслитель якобы поклонялся.

Личная жизнь

До 37 лет жизнь философа не отличалась громкими событиями. После этого мирный и аполитичный Сократ три раза участвовал в военных действиях, причем показал себя как храбрый и мужественный воин. В одном бою ему довелось спасти жизнь ученика, полководца Алкивиада, разогнав одной дубинкой вооруженных до зубов спартанцев.

Этот подвиг впоследствии тоже поставили в вину Сократу, поскольку Алкивиад, придя к власти в Афинах, установил режим диктатуры вместо любимой греками демократии. Отстраниться от политики и жизни общества и предаться философии и аскетизму Сократу так и не удалось. Он защищал несправедливо осужденных, а затем по мере сил противился методам правления пришедших к власти диктаторов.


В пожилом возрасте философ женился на Ксантиппе, у которой от него было трое сыновей. По слухам, жена Сократа не ценила великий ум супруга и отличалась вздорным нравом. Неудивительно: отец троих детей совершенно не участвовал в жизни семьи, не зарабатывал денег, не помогал родным. Сам мыслитель довольствовался малым: жил на улице, ходил в рваных одеждах и слыл чудаковатым софистом, каким и представил его в своих комедиях Аристофан.

Суд и казнь

О смерти великого философа нам известно по трудам учеников. Подробно процесс суда и последние минуты мыслителя описали Платон в «Апологии Сократа» и Ксенофонт в «Защите Сократа на суде». Афиняне обвинили Сократа в непризнании богов и развращении молодежи. Философ отказался от защитника и сам произнес речь в собственную защиту, отрицая обвинения. Он не стал предлагать штраф в качестве альтернативы наказанию, хотя по законам демократичных Афин это было возможно.


Сократ не принял помощь друзей, предлагавших ему побег или похищение из тюрьмы, а предпочел встретиться лицом к лицу с собственной судьбой. Он полагал, что смерть найдет его везде, куда бы ни увезли его друзья, раз уж так суждено. Другие варианты наказания философ считал признанием собственной вины и не мог с этим смириться. Сократ предпочел казнь, приняв яд.

Цитаты и афоризмы

  • Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.
  • Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.
  • Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество.
  • Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.
  • Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.

Учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность - поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика , диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы. Представители греческой ветви патристики проводили прямые аналогии между Сократом и Христом.

Сократ был сыном каменотёса (скульптора) Софрониска и повитухи Фенареты, у него был брат по матери Патрокл . Был женат на женщине по имени Ксантиппа .

«Собеседники Сократа искали его общества не с тем, чтобы сделаться ораторами…, но чтобы стать благородными людьми и хорошо исполнять свои обязанности по отношению к семье, слугам (слугами были рабы), родным, друзьям, Отечеству, согражданам» (Ксенофонт , «Воспоминания о Сократе»).

Сократ считал, что благородные люди смогут управлять государством без участия философов, но, защищая истину, часто вынужден был принимать активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне - сражался под Потидеей , при Делии , при Амфиполе .

Был наставником афинского политика и полководца Алкивиада , воспитанника его друга Перикла , спас его жизнь в бою, но отказался принять в благодарность любовь Алкивиада, по мнению обвинителей, при этом публично развратив юношей, объявляя «благословенную богами» мужскую любовь «свинством».

После установления в результате деятельности Алкивиада диктатуры, Сократ осуждал тиранов и саботировал мероприятия диктатуры. После свержения диктатуры граждане, обозлённые тем, что, когда афинское войско бросило раненого главнокомандующего и разбежалось, Сократ спас жизнь Алкивиада (если бы Алкивиад погиб, он не смог бы вредить Афинам), в 399 г. до н. э. предъявили Сократу обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, Сократ не был подвергнут казни палачом, а сам принял яд (по распространённой легенде, настой цикуты , однако, судя по симптомам, это мог быть болиголов).

Источники

Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе , Защита Сократа на суде , Пир , Домострой), и лишь в ничтожной доле в сочинениях Аристотеля . Ввиду большого числа и объёма сочинений Платона и Ксенофонта может казаться, что философия Сократа нам известна с полной точностью. Но тут есть препятствие: Платон и Ксенофонт во многих отношениях представляют учение Сократа различно. Например, у Ксенофонта Сократ разделяет общее мнение, что врагам надо делать больше зла, чем они могли бы сделать; а у Платона Сократ, вопреки общему мнению, говорит, что не следует платить обидой и злом никому на свете, какое бы зло ни сделали люди. Отсюда в науке возник вопрос: кто из них представляет учение Сократа в более чистом виде. Вопрос этот породил глубокие споры в философской литературе и решается совершенно различно: одни учёные видят в Ксенофонте самый чистый источник сведений о Сократовой философии; другие, напротив, считают Ксенофонта никуда не годным или мало годным свидетелем и отдают предпочтение Платону. Впрочем, естественно, что знаменитые воины Сократ и полководец Ксенофонт, в первую очередь, обсуждали проблемы отношения к врагам на войне, с Платоном, наоборот, речь шла о врагах, с которыми люди имеют дело в мирное время. Некоторые утверждают, что единственным достоверным источником для характеристики Сократа являются комедии Каллия, Телеклида, Эвполида и особенно комедии Аристофана «Облака », Лягушки , Птицы , где Сократ представлен софистом и безбожником, идейным лидером реформаторов всех мастей, даже вдохновителем трагедий Еврипида , и где отражены все пункты будущего обвинения на суде. Но многие другие драматурги-современники изображали Сократа сочувственно - бескорыстным и добродушным чудаком и оригиналом, стойко переносящим невзгоды. Так, Амейпсий в трагедии «Кони» даёт такую характеристику философа: «Мой Сократ, ты - лучший в узком кругу, но непригодный к массовым действиям, страдалец и герой, среди нас?» Наконец, некоторые признают важными показания о Сократе всех трёх основных свидетелей: Платона, Ксенофонта и Аристофана, хотя спонсором Аристофана был главный враг Сократа богач и коррупционер Анит.

Философские взгляды Сократа

Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной.

«…Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения теплого и холодного; а пифагорейцы - раньше его - делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество). …Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу - доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», - писал Аристотель («Метафизика» , XIII, 4).

Грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром, уже намеченная предшествующим развитием греческой философии (в учении Пифагора , софистов и др.), была более отчетливо обозначена именно Сократом: он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира (монизм) .

Сократовы парадоксы

Многие высказывания, традиционно относимые к историческому Сократу, характеризуются как «парадоксальные», потому что они, с логической точки зрения, вроде бы противоречат здравому смыслу. К числу так называемых сократовских парадоксов относятся фразы :

  • Никто не желает зла.
  • Никто не делает зла по своей воле.
  • Добродетель - это знание.

Сократический метод

Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии ». Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа.

Суд над Сократом

Судебный процесс над Сократом описан в двух произведениях Ксенофонта и Платона со сходным названием Апология Сократа (греч. Ἀπολογία Σωκράτους ). «Апология » (др.-греч. ἀπολογία ) соответствует словам «Защита», «Защитительная речь». В произведениях Платона (см. Апология (Платон)) и Ксенофонта «Защита Сократа на суде » содержится защитная речь Сократа на суде и описываются обстоятельства суда над ним.

На суде Сократ вместо принятого в то время обращения к милосердию судей, которое он объявляет унижающим достоинство и подсудимого, и суда, говорит о словах дельфийской пифии Херефонту о том, «что нет человека более независимого, справедливого и разумного, чем Сократ». Действительно, когда он с одной большой дубинкой разогнал спартанскую фалангу, собиравшуюся забросать копьями раненого Алкивиада, ни один вражеский воин не захотел сомнительной славы убийства или хотя бы ранения пожилого мудреца, а сограждане его собираются приговорить к смерти. Сократ также отвергает обвинения в богохульстве и развращении молодёжи.

Картина же отравления цикутой куда как более неприглядна, возможны припадки, напоминающие эпилептические, пена изо рта, тошнота, рвота, паралич. Сам Платон никогда не упоминает в своём труде, чем именно отравили Сократа, лишь называя это общим словом «яд». В недавнее время была предпринята попытка установить яд, от которого погиб Сократ, в результате автор пришёл к выводу, что был использован болиголов пятнистый (лат. Conium maculatum ), картина отравления которым более подходит к тому, что описал Платон. Современная правовая оценка решения судей противоречива .

Теории о личности Сократа

Личность Сократа является предметом многочисленных спекуляций. Помимо философов и моралистов, характер Сократа пытались объяснить многие психологи . Особенно интересовались этим вопросом психология и философия девятнадцатого века, которые, порой, считали его случай патологическим . В частности, вызывала любопытство сила воли этого человека и его физические упражнения. С помощью разных занятий Сократ закалял свое тело для того, чтобы укрепиться против страданий. Он часто оставался в одном и том же положении, от зари до зари, «неподвижный и прямой как ствол дерева». В начале Пелопоннесской войны , Афины опустошила эпидемия ; как считал Фаворин , философ был обязан своим спасением постоянству своего режима и удалению от сладострастия, будучи сохранён от болезни благодаря чистому и здоровому образу жизни.

См. также

Примечания

Литература

Книги

  • Ксенофонт . Сократические сочинения: [перевод с древнегреческого] / Ксенофонт; [вступ. ст. и примеч. С. Соболевского]. - М.: Мир книги: Литература, 2007. - 367 с. - (Великие мыслители). ISBN 978-5-486-00994-5
  • Жебелев С. А. Сократ. - Берлин, 1923.
    • Жебелев С. А. Сократ: биографический очерк / С. А. Жебелев. - Изд. 2-е. - Москва: URSS: ЛИБРОКОМ, 2009. - 192 с. - (Из наследия мировой философской мысли: великие философы). ISBN 978-5-397-00767-2
  • Кессиди Ф. Х. Сократ / Ф. Х. Кессиди. - 4. изд., испр. и доп. - СПб.: Алетейя, 2001. - 345 с. - (Серия Античная библиотека. Исследования). ISBN 5-89329-445-9
  • Нерсесянц В. С. Сократ / В. С. Нерсесянц. - М.: Изд. группа «ИНФРА-М»: Норма, 1996. - 305, с. ISBN 5-86225-197-9 (первое издание - М.: Наука, 1984 )
  • Фанкин Ю. Осуждение Сократа. - М., 1986. - 205 с.
  • Эберт Теодор. Сократ как пифагореец и анамнезис в диалоге Платона «Федон» / Теодор Эберт; [пер. с нем. А. А. Россиуса]. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 158, с. ISBN 5-288-03667-5
  • Фомичев Н. Во имя истины и добродетели: Сократ. Повесть-легенда. [Для детей] / Николай Фомичев; [Худож. Н. Белякова]. - М.: Мол. гвардия, 1984. - 191 с.
  • Томан, Й., Томанова М. Сократ / Йозеф Томан, Мирослава Томанова; - М.: Радуга, 1983.

Статьи

  • Зарубежное философское антиковедение: Критич. анализ / [Кулиев Г. Г., Курбанов Р. О., Драч Г. В. и др.]; Отв. ред. Д. В. Джохадзе; АН СССР, Ин-т философии. - М.: Наука, 1990. - 236, с. ISBN 5-02-008066-7
    • Антипенко З. Г. Проблема Сократа у Ницше // Зарубежное философское антиковедение … - М., 1990. - С.156 - 163.
    • Вдовина И. С. Сократовское учение о человеке в интерпретации французского персонализма // Зарубежное философское антиковедение … - М., 1990. - С.163-179.
  • Васильева Т. В. Дельфийский оракул о мудрости Сократа, превосходящей мудрость Софокла и Еврипида // Культура и искусство античного мира. - М., 1980.
  • Васильев В. А. Сократ о благе и добродетели // Социально-гуманитарные знания. - М., 2004. - № 1. - С. 276-290.
  • Водолазов Г. Г. Наш современник Сократ // Общественные науки и современность. - М., 2005. - № 5. - С.109-117; № 6. - С.128-134.
  • Габдуллин Б. Несколько слов о критике Абаем этических идей Сократа // Философские науки. - 1960. - № 2.
  • Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. Апологии Сократа. Материалы IX Платоновской конференции 23-24 июня 2001 г. и историко-философского семинара 14 мая 2001 г., посвященного 2400-летней годовщине со дня казни Сократа. - СПб., 2001.
    • Дёмин Р. Н. Сократ о диалектике и учение о разделении по родам в древнем Китае //Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. … - СПб., 2001. - С. 265-270.
    • Косых М. П. Тот человек - Сократ // Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. … - СПб., 2001.
    • Лебедев С. П. Место учения о логическом определении в философии Сократа // Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. … - СПб., 2001.
  • Рожанский И. Д. Загадка Сократа // Прометей. - 1972. - Т.9.
  • Оселедчик М. Б. Диалоги Сократа глазами логика // Логико-философские исследования. - М., 1991. - Вып.2. - С.146 - 156.
  • Топоров В. Н. Сократ платоновской «Апологии Сократа» как человек «осевого времени»] // Славянское и балканское языкознание: Человек в пространстве Балкан. Поведен. сценарии и культур. роли: [Сб. ст.] / Рос. акад. наук, Ин-т славяноведения; [Отв. ред. И. А. Седакова, Т. В. Цивьян]. - М.: Индрик, 2003. - 468 с. - C. 7-18. ISBN 5-85759-239-9
  • Флоренский П. А. Личность Сократа и лицо Сократа // Вопросы философии.- М., 2003. - № 8. - С.123-131.
  • Фохт Б. А. Педагогические идеи Сократа // Дидакт. - М. 1998. - № 1 (22). - С. 60-64.
  • Черняховская О. М. Политические взгляды Сократа у Ксенофонта // Историко-философский ежегодник 2007. - М., 2008. - С.5-30.
  • Steinkraus Warren E. Socrates, Confucius, and the rectification of names. Philosophy East and West 30 (2). 1980. - P. 261-264.
  • Yu, Jiyuan The Beginnings of Ethics: Confucius and Socrates // Asian Philosophy 15 (July 2005): 173-89.

Ссылки

Сократ – древнегреческий философ, выдающийся мыслитель и основоположник классической древнегреческой философии (470-399). Родился и умер в Афинах. Сократ поистине являлся одним из великих мыслителей и диалектиков. Во всей истории философии до Сократа проглядывалась определенная тенденция, являющая собой космогонические, математические, геометрические и зачастую космологические учения. Необходимо подчеркнуть, что понятие «космология» в античной философии досократиков означала буквально то, что видел перед собой человек. То есть природу, мир животных. Какую бы то ни было материю, и тд. Сократ первый перевел внимание философии на изучение человека, поставив основной вопрос «что есть человек?» Нельзя не сказать о том, что сама личность Сократа, как и последующих классиков в лице Платона и Аристотеля имела колоссальный интерес, как среди обывателей-зевак, пришедших послушать его речи, так и среди ученых и образованных мужей, занимавшихся философией и так же различного рода политических деятелей. Сократ обладал потрясающим ораторским искусством.

Философские воззрения Сократа

Сократ использовал свой собственный метод диалектических споров для получения истинных знаний, пытаясь восстановить их значимость, утраченную благодаря софистам. Софисты в своем учении не ставили истину во главу угла.

Аристотель в своей «Метафизике» писал, что исследуемая Сократом нравственность и духовность подлежали процессу поиска определения.

«…Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения тёплого и холодного; а пифагорейцы - раньше его - делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество). …Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу - доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», - Аристотель («Метафизика», XIII, 4).

Относительно этики и показания факта основной добродетели Сократ полагал, что последняя вытекает из знания, так как знающий, что такое добро не станет руководствоваться иными критериями и методами, исходящими из злых принципов и побуждений. Развивая данную тематику Сократ считал, что если добро – это тоже знание, то из того необходимо следует, что чем выше уровень знания и интеллектуальная составляющая у людей в общем, тем добрее должно быть общество.

Метод Сократа

Относительно философских учений Сократа можно дополнить, что Сократа интересовала не просто физико-биологическая составляющая личности человека, а его мышление, умение абстрагироваться. Основной философский метод добычи истины у Сократа под названием «майевтика» или искусство повивальной бабки. Согласно которому, Сократ с помощью вопросов, задаваемых оппоненту, как бы поднимая пласты знания, если можно сказать «рылся» в памяти собеседника, выявляя то, что он знает, а что нет.

Так же, в общении со своими учениками и с софистами Сократ, задавал им вопросы, в ответах на которые они признавали свою глупость, зачастую сами не осознавая факта полнейшей абсурдности, о которой они говорят. А те же, кто понимал, что Сократ смеется над ними, водя их за нос, злились от чего в своих суждениях уходили еще в большие дебри. Но в конце концов, Сократ «открывал им глаза» очевидностью истины, о которой он говорит. Этот метод можно проследить в диалогах Платона. Такую методику диалогов Сократа называли «Сократовской иронией»

Парадоксы Сократа

К основным парадоксам Сократа относят высказывания:

  • Никто не желает зла
  • Никто не делает зла по своей воле
  • Добродетель — это знание

Одним из примеров самоссылающегося парадокса служит знаменитая фраза, которую приписывают Сократу: «Сократовыми парадоксами» также могут называться самоссылающиеся парадоксы, образцом которых является фраза в отношении знания, также приписываемая Сократу:

«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

Такого рода парадоксы тоже принято называть сократовскими.

Суд над Сократом

Сократ был осужден своими соотечественниками по обвинению в богохульстве и развращении молодежи. Вину свою античный философ не признал, даже в своей защитительной речи сказал, что достоин высшей чести: обеда в пританее за государственный счёт. Сократ отказался также от возможности выплаты штрафа или бегства из тюрьмы с помощью друзей. Обращение к судьям за милосердным решением древнегреческий философ читал унизительным как для подсудимого, так и для суда.

Судебный процесс подробно описан в произведениях Платона и Ксенофонта (греч. Ἀπολογία Σωκράτους) , которые содержат полностью защитительную речь античного философа и обстоятельства суда над ним.

В 2012 году в Афинах был проведен аналог античного суда над Сократом — современный суд, с участием известных юристов различных стран и зрителей. Голоса профессионалов разделились поровну, а зрители были на стороне философа. В результате современного судебного шоу Сократ был оправдан.

Смерть Сократа

Сократ, как свободный афинский гражданин, не был подвергнут смерти палачом, а принял яд самостоятельно. Последний день жизни древнегреческого философа описан в произведении его ученика Платона — диалоге «Федон». Долгое время считалось, что Сократ был отравлен цикутой, однако описание клинической картины смерти не совпадают с картиной смерти от этого яда. В наше время есть предположение, что ядом мог служить болиголов пятнистый, который больше подходит под картину смерти описанную Платоном.

Введение:

1.Актуальность работы

2.Краткая биография Сократа

Раздел 1:

1. Анализ комедии Аристофана “ Облака”

2.Историческая справка

3. Диалоги Платона и образ Сократа

4. Биографическая справка

5. “Пир” и Сократ

Заключение

Список литературы

Примечания

Введение

1. Актуальность работы

Благодаря философии человечество способно познавать мир во всем его многообразии, изменяемости и неповторимости. Люди учатся различать доброе от злого, светлое от темного, познают вопросы красоты и Вселенной.

Многое из того, о чем писали и говорили древние мудрецы, актуально и по сей день, поэтому философию можно назвать наукой о жизни и для жизни.

Цель данной работы в том, чтобы на отдельно взятых литературных примерах попытаться понять и исследовать часть философского наследия одного из самих интересных мыслителей Древней Греции - Сократа; проанализировать то, каким видели его современники, и выразить свою собственную позицию по отношению к этому философу.

Краткая биография Сократа

Древнегреческий философ Сократ ( 470-399 до н. э.) - один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Это метод с использованием последовательных и систематически задаваемых вопросов, которые должны привести собеседника к логическому противоречию с самим собой, выявлению невежества и последующему формированию непротиворечивого суждения.

Сократ родился во время праздника Фар гелии (рождение Аполлона и Артемиды, праздник очищения). Последователи говорят, что вся жизнь философа прошла под знаком Аполлона, в семье скульптора и повитухи. Он получил обычное для той эпохи муссическое (изучение музыки, поэзии, скульптуры, живописи, философии, речи, счета) и гимнастическое образование. В 18 лет Сократа признали гражданином Афин. В 20 лет Сократ занимается военным делом, он принимает участие в Пелопонесской войне, где проявляет себя как доблестный и выносливый воин.

После войны Сократ продолжает дело отца и ему приписывается авторство скульптуры “Три одетые хариты (музы грации, красоты, поэзии и т.д.). Но затем он начинает заниматься философией и продолжает это до конца жизни. Он зимой и летом ходил в одном тонком плаще и босиком. Сократ считал, что внешнее не должно отвлекать от поиска истины и служению высшему благу.

Философ был женат был 2 раза, от второй жены – Ксантиппы у него осталось четверо детей. Сократ был обвинен в “поклонении новым божествам” и “развращении молодежи” и приговорен к смертной казни (принял яд цикуты).


Сократ всегда излагал свое учение устно; главный источник - сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Цель философии Сократа - самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость.

1. Анализ комедии Аристофана “Облака”

Если рассматривать образ Сократа в античной литературе, то прежде всего, нужно говорить о комедии Аристофана “Облака”. Каким видел знаменитого философа греческий комедиограф, и как это видение соотносится с теми представлениями о Сократе, которые дошли до наших дней?

Прежде всего хотелось бы остановиться на названии комедии – “Облака”. Она называется так потому, что ее хор составляют облака – те новые божества, которые признает Сократ вместо прежних греческих божеств.

Фабула комедии основывается на том, что простолюдин Стрепсиад, всецело связанный с деревней, но живущий в городе и сбитый с толку софистами, пытается с помощью софистических ухищрений доказать своим многочисленным кредиторам, что он не обязан выплачивать им свои долги. Для этого он отправляется в мыслильню, то есть в школу Сократа, но из его обучения ничего не выходит. Тогда он направляет к Сократу своего сына Фидиппида, развратного молодого человека, который легко усваивает умение спорить у софистов, благодаря чему Стрепсиад легко разделывается с двумя кредиторами. Но во время праздничного пира отец и сын ссорятся, в результате чего Фидиппид бьет своего отца, приводя для этого заимствованные аргументы у софистов. В случае надобности он готов побить и собственную мать. Разгневанный отец в запальчивости сжигает дом Сократа.

Из комедии “Облака” мы сразу же понимаем, как относится Аристофан к Сократу. Уже с самых первых страниц мы видим, с каким презрением и злобой говорит Фидиппид о Сократе и его учениках:

- За ней обитают мудрецы. Если послушать их, то окажется, что небо - простая железная печка, а люди - угли в этой печке.

-А! Знаю я этих мудрецов! Негодяи бледнорожие! Нечисть босоногая! Да плуты! Дурак Сократ и ученик его лучший - помешанный Хэрефонт!

Прочитав лишь этот диалог, мы сразу понимаем, каким на самом деле является Сократ, а каким его видят представители разных поколений. Например, отец Фидиппида Стрепсиад восхищается мудростью этого философа, ставит его в пример, и считает, что тот поможет избавиться старику от долгов. А сын Стрепсиада – напротив - всячески оскорбляет и ругает философа и, тем самым, он пытается доказать своему отцу нелепость и бессмысленность такого учения. Он словно предвидел то, что с ним произойдет после обучения у Сократа. (“…Чувствую, вернусь я бледным и высохшим!” )

“Облака” - это авторская насмешка над повсеместным увлечением софистикой, которое господствовало в Древней Греции в 50-40 гг. до н.э. Эта насмешка проходит через всю комедию Аристофана, но особенно ярко она показана в различных деталях, которые дополняют и окончательно обрисовывают образ данного философа.

С точки зрения Аристофана, мыслитель предстает в комедии как преподаватель ложной мудрости и умения обманывать в спорах. Но сразу же необходимо сказать о том, что фигуру Сократа нельзя рассматривать лишь с позиции одного конкретного автора или человека. Сократ - это очень сложная и во многом противоречивая личность. Если кому-то казалось, что великий философ был именно таким, то это мнение не всегда является истиной в последней инстанции, ведь очень многие факты из биографии Сократа до сих пор не выяснены.

Но многочисленные исследователи жизни и наследия великого мыслителя доказали, что Сократ был противником софистов, так как те выступали как учителя мудрости. А мудрость и красноречие не были для Сократа ни самоцелью, ни основой философской деятельности.

Сократ считал, что спор - это способ и путь поиска истины, для софистов же - спор это лишь интеллектуальная игра. Поэтому, говоря об образе Сократа в комедии Аристофана “Облака”, следует помнить, что речь идет лишь о личном восприятии комедиографом личности данного философа, но не как не об объективной и всесторонней оценке.

2. Историческая справка

Софистика - (Sofos- мудрый, мудрец) - первый в истории европейской культуры прецедент оплачиваемого интеллектуального труда. (Софисты считали себя учителями мудрости и, переходя из города в город, брали плату за обучение.).

Софисты продавали любые знания и умения, и считали, что можно научить любой науке или навыку (геометрии, вышиванию, точным наукам и т.д.), но главное, чему можно было научиться, по мнению софистов - это добродетели. (Нужно было лишь постичьфилософию софистов ).

Философия софистов основывалась на нескольких главных тезисах:

1)- никакой объективной истины не существует, все относительно,

и зависит от точки зрения конкретного человека; Ю самое главное- это уметь убеждать в своей правоте, тот, кто умеет убеждать- говорит истину. Поэтому, самая важная наука- РИТОРИКА ;

2)- опровержение прежней системы моральных ценностей (главное-это не знатность рода или справедливость, а умение извлекать выгоду, т.е.- ПРАКТИЦИЗМ ;

3)- “ Человек- есть мера всех вещей” ® Девиз всей софистики.

Протагор 4)- “ Богов придумали люди, чтобы оправдать свои деяния” Ю любое отрицание богов и религиозности.

Итак, какие же наиболее характерные детали используются в “ Облаках”, для создания вполне конкретного образа Сократа?

“ ….. Открылась дверь в мыслильню и Стрепсиад увидел других учеников. Были они худы и измождены. Взгляды - направлены в землю. …… О самом главном их качестве не забыл упомянуть - о бережливости, которая проявляется в том, что ни учитель, ни ученики не бреются и не ходят никогда в баню. …. ”

Именно на таких, казалось бы, на первый взгляд, незначительных деталях и строится комедия Аристофана. И, уже начиная с этих небольших штрихов, читатели начинают внимательнее вчитываться в “Облака”, и постепенно перед ними развертывается вся глубина данного произведения. Однако эту комедию не стоит рассматривать только как пародию на модное и популярное в то время философское учение. На мой взгляд, Аристофан своим трудом как бы предостерегает читателей и потомков от тех лжеучений и ошибок, которые он отобразил в своей комедии. Мне кажется, что “Облака” имеют самое непосредственное отношение к нашей сегодняшней жизни. Ведь многое из того, что было описано Аристофаном, актуально и сегодня. Например, в “Облаках” еще задолго до новейшего времени показана такая проблема, как простое одурачивание людей, которые поверили этому философскому учению, а в результате оказывались просто-напросто обманутыми, да еще и заплатив большие суммы денег. Еще задолго до XX века, века, когда многие моральные качества и ценности были утрачены, а все отношения строятся исключительно на связях и деньгах, эта проблема была поставлена в Древней Греции еще в 4 веке до н. э.

Вспомним, например, как был возмущен Стрепсиад, когда обнаружил, чему научил его сына один из известнейших философов того времени:

“ Позвал Стрепсиад сына, сказал:

Пойдем, побьем Сократа с Хэрефонтом мерзостным! Обоих они нас опутали!

<…> Слепота куриная! Принял за бога призрак.<…> Ах, я недотепа! Богов прогнал и на Сократа выменял! …”.

Кроме проблемы вытягивания денег за непонятные учения, в комедии “Облака” ставятся не менее важные проблемы. Прежде всего, это проблема веры, причем, даже не сколько верования в какие-то божества или силы, сколько проблема нравственности и религиозности. Однако следует сразу разграничить общепризнанную точку зрения большинства исследователей жизни и учения Сократа и особую, во многом личную и субъективную позицию Аристофана. Именно он и изображает философа таким безбожником, который уничтожает все светлое и чистое, и только сбивает молодежь с правильного и истинного пути. Но это совершенно не верно, потому что сам Сократ постоянно говорит о том, что служит богам и выполняет предписание богов, и главное для него - это познать истину и воспитать настоящего гражданина. Так же нужно еще раз обязательно упомянуть и о том, что Сократ был противником софистов и считал, что философия должна служить общему благу, Ю это идет в разрез с тем образом мыслителя, который нарисовал Аристофан в своей комедии. (“Познай самого себя”- девиз всей жизни Сократа, то есть нужно познать себя для духовного совершенствования).

И все-таки, как же, по мнению комедиографа, могла решаться проблема нравственности и верования в комедии “Облака”? На мой взгляд, этот вопрос можно рассмотреть через некоторые особенности данного произведения. Если внимательно вчитываться в комедию, то сразу же бросается в глаза одна, очень характерная для “Облаков” Аристофана деталь. Отец Фидиппида с самого начала стоит на позиции защиты своей веры, он свято чтит древних богов и обычаи, и, поначалу, он совершенно не может принять позицию Сократа, который пытается доказать, что на самом деле никаких богов нет, это все выдумки людей, которые лишь слепо верят своим суевериям. И тут-то и кроется ключ к разгадке образа мыслителя, которого нарисовал в своей комедии Аристофан. Именно с приходом Стрепсиада к Сократу и спору о существовании богов, ясно виден цинизм, алчность, жестокость и нетерпимость философа к любой позиции, которая была бы хоть немного отличной от его собственной, которые, по мнению Аристофана, были присущи мыслителю и его ученикам изначально. По сути, Сократ в своем споре со Стрепсиадом повел себя точно так же, как в свое время поведет себя главный герой в произведении И.С. Тургенева “Отцы и дети” Базаров. Сократ точно также встает на позиции нигилизма [ 7 ]по отношению к религии, любви, к искусству и прекрасному. Именно эта нигилистическая позиция прекрасно проиллюстрирована эпизодом возвращения Фидиппида к отцу. Когда Стрепсиад просит сына сыграть ему на лире, как это было раньше, тот моментально выходит из себя, ведь теперь он знает, что “ обычай петь за чашей давно устарел, сохранился он лишь у простолюдинов ”; когда отец просит Фидиппида прочитать что-нибудь из любимых греческих поэтов, то вместо прекрасных стихов Эсхила [ 6 ] или какого- либо другого автора, то он читает пошлые, глупые и постыдные стихи Еврипида. Но когда отец, взбешенный таким наглым поведением сына, стал бранить и ругать его, то Фидиппид набросился на Стрепсиада с кулаками. Иными словами можно предположить, что Сократа неслучайно обвиняли в развращении молодежи, ведь то, чему учил мудрец и его последователи было не учение о добродетели, а лишь разрушение святых семейных уз и традиций; это учение коверкало душу, делало доступным и дозволенным то, что было раньше если не под запретом, то, по крайней мере, позволяло как обществу, так и отдельному человеку развиваться в сторону нравственного роста, благородства и духовной чистоты. Проводя параллели с сегодняшним днем, на мой взгляд, Сократ и его сподвижники в комедии Аристофана являются прообразом сегодняшних сатанинских сект. Может быть, именно поэтому автор называет дом Сократа “сатанинским гнездом”. Как и сегодня очень немногие люди возвращаются из религиозных сект с неповрежденной психикой, точно также и от Сократа люди возвращаются с совершенно другими представлениями о мире, Боге, жизни. И теперь, рассматривая данную комедию именно с такой точки зрения, становится совершенно ясно, почему Фидиппид с самого начала плохо отзывается о Сократе и его учениках. Как я уже говорила, сын Стрепсиада, словно уже заранее знал о том, что из себя представляет этот философ. “…После сам же тяжело раскаешься!”- является подтверждением данного вывода.

Однако, завершая разговор о проблеме религиозности, нельзя забыть о последней, и, на мой взгляд, венчающей эту комедию фразе:

“- Много у меня есть причин, чтобы мстить вам, негодяи, но главное - богов вы обесчестили!”. Если говорить в целом об “Облаках”, то становится понятным, что ни одна фраза, ни одна деталь не была написана Аристофаном случайно, абсолютно все в этой комедии было направлено на создание психологически конкретного образа философа и мыслителя, который автор изобразил и представил в своей комедии.

Так в чем же собственно значимость последней фразы Стрепсиада, и почему Аристофан помещает ее именно в конце, а не в начале или середине комедии? Как мне кажется, автор пытается через “Облака” и столкновение Стрепсиада и Сократа пытается вывести идеи о том, что такое истинная и ложная вера, как отделить зерна от плевел, а самое, на мой взгляд, главное- это мысль о том, что добро, в конечном счете, побеждает зло. Если ты действительно веришь в настоящую идею, следуешь определенным жизненным и моральным нормам, то даже, несмотря на ложные убеждения и учения, которые иной раз кажутся гораздо лучше старых, твоя позиция все равно будет самой сильной и ты, в конечном счете, добьешься правды и справедливости, а зло будет наказано. “<…> Быстро занялся огнем весь дом Сократа. С криками выскочили из него ученики, Хэрефонт и сам учитель. Увидев Стрепсиада, молили они старика о пощаде, но глух был старик к мольбам безбожников <…>”. И действительно, если внимательно читать “Облака”, то невольно становишься на позицию умного, пусть немножко смешного, но вместе с тем очень простого и по-своему сметливого старика Стрепсиада и, одновременно с этим, все, что делает, говорит и о чем думает Сократ, вызывает если не раздражение, то, по крайней мере, смех и ехидные улыбки у читателей. Однако, говоря о комедии Аристофана, следует помнить, что это произведение подобно многогранной призме, поэтому, рассматривая одну грань, нельзя забывать и о других тоже, как невозможно вычислить объем геометрического тела, зная только один параметр. С одной стороны, видна четкая проблематика в отношении бесстыдного вымогания денег у людей, противопоставления старых представлений новым и т.п., но с другой стороны - это комедия социальна, и многое, как уже не раз упоминалось, из того, что написано в “Облаках”, актуально и сегодня. Проводя через всю комедию образы Сократа и Стрепсиада, Аристофан обозначил не менее важную проблему, чем уже обозначенные, а именно, отношение ко всему новому, непонятному. Ведь именно Сократ в этой комедии впервые задается вопросом об устройстве Вселенной, о природе многих явлений. И хотя сегодня его предположения о том, что, например, молния возникает тогда, когда “горячий воздух поднимается снизу и залетает в заоблачные выси. Изнутри он надувает огромный пузырь. Пузырь лопается, горячий воздух, свистя и клокоча, вылетает из него и от сильного трения сгорает” вызывают лишь веселую улыбку, все же именно эти, пусть даже абсолютно абсурдные идеи, но послужат в дальнейшем основой для развития физики, математики и других точных наук. Точно так же и позиция Сократа по отношению к многобожию. Именно отрицание самого факта существования богов (с точки зрения Аристофана), впоследствии приведет к атеизму, или же, в конечном счете, монотеизму. И, рассматривая комедию “Облака”, противостояние Сократа и Стрепсиада, нужно всегда помнить, что тут изображено противостояние двух эпох: эпохи “отцов” и эпохи “детей”. Несложно понять, что “отцы”- это Стрепсиад, а “дети”- это Сократ, Хэрефонт, Фидиппид и др.. После этого становится совершенно понятным то, во многом антагонистическое противостояние Стрепсиада и Фидиппида, Стрепсиада и Сократа, потому что спор о том, чья эпоха лучше, существовал извечно, а Аристофан лишь попытался в данной комедии отразить наиболее острые противоречия.

Но вернемся непосредственно к самому образу Сократа. Как я уже говорила, Аристофан раскрывает его через сотни незаметных, незначительных деталей. (Вот “ящерка наклала” великому мыслителю в рот, вот в его голове скрылась блоха, а вот Сократ вместе с учениками ложатся на постель с клопами, и т.д.). Однако именно эти детали настраивают читателя на определенную позицию по отношению, как к Сократу, так и к его оппонентам.

Говоря или раскрывая какой-либо образ литературного персонажа, невозможно не сказать о характерных поступках данного героя, жестах, действиях, выражениях, а также не упомянуть о том, каким его видят другие люди. Прежде всего, исследуя образ Сократа, нарисованный комедиографом, мне хотелось бы остановиться на тех характерных словах и поступках, благодаря которым, Аристофан говорит с иронией о своем персонаже. На протяжении всей комедии, Сократ изображается, как очень спокойный, можно сказать, флегматичный человек. Но это мнение не совсем верно. Когда Стрепсиад приходит к Сократу, то мы видим, как мудрец начинает выходить из себя, видя, как его ученик не может запомнить элементарных рассуждений и выводов. Однако, если вспомнить теперь уже приход Фидиппида к философу, то Сократ, даже несмотря на грубость и резкость, с которой к нему обращаются, все-таки остается спокойным, и даже добродушным и приветливым. Это характеризует мыслителя, с точки зрения Аристофана, как человека двуличного и противоречивого. Читая комедию “Облака”, невольно создается образ Сократа, как человека хитрого, наглого, алчного, способного на ложь и обман, (“<…> Не знаю, не знаю, как его обучить введениям, заключениям и обобщениям? Хотя за сто монет <…>”), а если вернуться к религиозному аспекту в комедии, философ может показаться даже дьяволом, философом – дьяволом, который за какие-то услуги или определенную плату покупает и переманивает в свое царство души заблудших грешников. Он ведет себя словно хозяин огромного полиса, и любой, кто надумал прийти к нему, должен быть благодарен за эту милость на всю оставшуюся жизнь. Но ведь именно к нему и обращается Стрепсиад, чтобы Сократ научил его тем наукам, которые помогут справиться с ненавистными долгами. Вот поэтому старик и чувствует себя очень неловко дома у философа, он [ Стрепсиад ] испытывает благоговейный трепет и ужас перед мудростью этого мыслителя. Но так ли уж

страшен черт, как его малюют? На мой взгляд, Аристофан изобразил Сократа, как обычного мошенника, жулика и проходимца, который, как и современные аферисты, способен с легкостью наговорить человеку любые “мудреные” вещи и, тем самым, оставить его в дураках и без денег. Естественно, что при таком изображении философа, он выглядит смешным и нелепым, но именно к этому результату и стремился Аристофан, когда писал свою знаменитую комедию “Облака”. Теперь необходимо остановиться на характере взаимоотношений Сократа с окружающими людьми. Большинство персонажей в комедии Аристофана относятся к этому философу с нескрываемым почтением и благоговением. (“ < … > Если послушать их, то окажется, что небо – простая железная печка, а люди – угли в этой печке. Того, кто даст им денег, смогут они обучить всему на свете. < … > ”). Однако, есть и те, кто смеется над Сократом, постоянно издевается над ним. (“…Нечисть босоногая!

< … > Дурак Сократ и ученик его лучший – помешанный Хэрефонт! < … > Чего желаешь, священнослужитель плутовских речей? < … > ”). Все это характеризует Сократа, как очень ловкого и изворотливого, но в то же время, надевающего на себя маску добродушного и рассудительного человека. Однако, говоря об образе данного философа, а особенно об образе, нарисованном в комедии Аристофана “Облака”, было бы странно, если не рассматривать этот образ через особенности лексики, разговоров, а также через особую авторскую позицию. Говоря об этой комедии, сразу же бросаются в глаза очень характерные и присущие только комедиям Аристофана особенности. Прежде всего – это особая разговорная форма написания комедии, которая приближает автора к простому народу. Это можно увидеть на примере различных коротких высказываний, ругательств, которыми обмениваются герои “Облаков” на протяжении действия всей комедии. Используя различные разговорные элементы, Аристофан, тем самым, пытается в этой комедии противопоставить Сократа и обычных учеников. Кроме этих приемов, комедиограф так же пользуется приемами гротеска, гиперболы, различными метафорами, что позволяет ему показать Сократа в комичном виде. Читатели сразу же чувствуют это, но с удовольствием подыгрывают и принимают участие в этой комедии. Они стараются подражать той же манере вести беседу, двигаться, сидеть и т.п., то есть, во всем копируют образ Сократа у Аристофана.(“ < … > Великий мудрец качался высоко наверху в гамаке < … > .

  • Чего тебе, праха сын?!

< … > Мыслю о судьбе светил, паря в пространстве. < … > Мысль бессильна, если она не парит в воздухе. Если бы я стоял на земле ничего бы я не увидел. Земная сила притягивает к себе влагу размышлений, подобно капусте. < … > ”). Все это говорит о том, что Сократ пользуется огромным влиянием на других людей. Он, действительно, как бы парит над миром обывателей, смеется над их жалкими страстями и страданиями, находясь при этом в недосягаемости для них. Но тут невольно ощущается скрытое авторское, если не преклонение, то, по крайней мере, уважение к личности и учению Сократа, несмотря на попытки изобразить его в комичном и непристойном виде.

Однако, прежде чем завершить разговор об образе Сократа в комедии “Облака”, мне бы хотелось остановиться еще на некоторых аспектах в данной работе Аристофана. Читая эту комедию, невозможно не обратить внимание на тот момент, что в “Облаках” постоянно присутствует, сначала неявно, а затем и открыто борьба Кривды и Правды, правильного и ложного. Так какова же роль Сократа в этой борьбе и что считает Аристофан по этому поводу?

Если рассматривать позицию комедиографа, то окажется, что мыслитель является чуть ли не проповедником Кривды, он учит только злу, лжи и насилию. Вспомним, например эпизод возвращения Фидиппида домой. Мало того, что он стал избивать своего отца, так он еще и доказывает это право. (“ < …. > - А я что же, не вправе теперь желать добра отцу? Ты, конечно, скажешь, что лупить можно только малюток, но разве старик – не вдвойне ребенок? Заслуживает, стало быть, не простого, а двойного наказания! < … > ”). Но теперь посмотрим, как ведет себя сам Сократ, когда его просят обучить сына Стрепсиада двум речам – кривой и правдивой. Когда приходит Фидиппид, то мыслитель сначала предоставляет тому право выбора, показывая Правду и Кривду, а только потом соглашается учить его, тем самим он показывает свое благородство и высокую нравственность. Он ведет себя точно также, как и сатана в произведении М. Булгакова “ Мастер и Маргарита”, сначала предоставляя выбор, а затем уже наказывая за этот выбор. С самого начала читатели видят в Сократе сильную личность, своего рода злого гения, несмотря на попытки Аристофана изобразить его в совершенно нелепом виде. И вот тут-то и возникает вопрос, а не являлся ли сам комедиограф приверженцем софистической мудрости, не поддерживал ли он те ложные и во многом безнравственные принципы, о которых с гордостью говорит Кривда, в споре с Правдой? (“ < … > Где же это видано, чтобы скромность помогла кому-то стать сильным и могучим? От скромного героя Пелея убежала жена Фетида, потому что увалень был! И не умел с женой играть ночкой темной…< … > Ведь женщине по сердцу наглец! А скольких радостей лишился ты из-за скромности: жаркого, мальчиков, сластей, вина, женщин… А без этого зачем жить на свете? Или, скажем, соблазнил ты чужую жену и попался мужу… Все! Погиб, если говорить не умеешь! А если со мной пойдешь, играй, целуй, блуди! Следуй природе! И будь спокоен, ведь если найдут тебя с чужой женой в постели, ты ответишь, что ничего не совершил плохого. Сошлешься на Зевса, который тоже не чурался женщин. А разве можешь ты, земное существо, быть сильнее, чем бог? < … > ”). Если рассмотреть эти диалоги, то становится очевидным то, с каким презрением относится Аристофан к Правде, его установкам и ценностям, какие он использует для этого эпитеты и выражения (честно рассказать, “ бани для мужчин – отрава”, не чувствуя подвоха, грустно сказал и т.п.), и в каких ярких красках он описывает Кривду. Сам Сократ занимает в этом случае скорее позицию наблюдателя, чем участника этого спора, он предпочитает как судья, сначала выслушать мнения одной и другой стороны, а затем уже вынести свой вердикт – “ виновен или невиновен”. Но именно эту наблюдательную, а вернее созерцательную позицию тонко отметил Аристофан в своей знаменитой комедии “Облака”. На мой взгляд, противостояние Кривды и Правды является для Аристофана еще одним способом нарисовать определенный образ Сократа, показать его нравственные, философские и духовные стремления и искания, отразить его позицию по отношению к различным явлениям жизни. Хотя нарисованный комедиографом образ философа во многом далек от реальности, все же благодаря труду Аристофана, мы можем представить себе и понять хотя бы немного личность этого великого мудреца.

Конечно, можно по-разному относится к данному мыслителю, можно – ругать и презирать, а можно – почитать и преклоняться, но нельзя забывать об огромном влиянии этого философа на всю последующую культуру. Завершая разговор об образе Сократа, изображенном в комедии Аристофана “Облака”, следует еще раз сказать о том, что это лишь одна из многих точек зрения на личность и учение известного мудреца. И если комедиограф видел Сократа как пародию на софистов, высмеивал все, что связано с этим философом, а также последователей мыслителя, то следует помнить, что очень многое, из того, о чем говорил Аристофан, было, в дальнейшем, опровергнуто. Так к примеру Сократ полагал, что знание – есть мысль, выражающее понятие об общем. Но софисты стояли на позиции, что можно научить всему, не утруждая себя знаниями и различными учениями. Кроме этого, в противовес софистам, Сократ считал, что знание полученное человеком в готовом виде менее ценно, чем то знание, которое является продуктом собственного мышления, Ю задача учителя как раз и состоит в том, чтобы помочь своим ученикам самостоятельно прийти к тем знаниям, которые уже содержатся у человека изначально.

Заканчивая исследование того образа великого мыслителя Сократа, которого изобразил в своей комедии “Облака” комедиограф Аристофан, мне хотелось бы обобщить и сделать выводы из всего вышесказанного об авторе и его работе.

В этой комедии налицо все идеологические и стилистические особенности творчества Аристофана. Симпатии автора и зрителя, конечно, всецело на стороне мужичка Стрепсиада, а все городское воспитание, которое Аристофан отождествляет с софистикой, зло высмеивается и пародируется, не щадя даже Сократа, который был противником софистов, но при этом также обучавшего новой мудрости. Вместо характеров в “Облаках” даются обобщенные идеи, но их крикливый гиперболизм [ 1 ]делает комедию красочной и веселой. Так как вместо прежних антропоморфных [ 3 ]божеств греческая натурфилософия [ 2 ] проповедовала материальные стихии, то они представлены здесь в виде облаков, причем эти облака обрисованы в столь привлекательных тонах, что можно подумать, не верит ли сам Аристофан в этих новых божеств.? С другой стороны, они являются проводниками как раз софистики. Перед вступлением Фидиппида в мыслильню, целый агон [ 4 ] – пародийное соперничество Кривды и Правды и победа Кривды. Имеется и второй агон – ссора Стрепсиада и Фидиппида, опять пародия на новую систему обучения. Почти вся комедия состоит из ссор, споров и брани, за которыми как бы прячется сам автор, глубочайший противник городского просвещения. Сократ в этом произведении показан как учитель ложной мудрости, двуличный, хитрый, жадный и алчный человек, который лишь способен обманывать и совращать других людей.

Жизнь и смерть Сократа до сих пор представляют большой интерес не только для историков, но и для многочисленных его почитателей. Многие обстоятельства судьбы этого мыслителя и в наши дни остаются загадкой. Жизнь и смерть Сократа овеяны легендами. Стоит ли удивляться, ведь речь идет об одном из величайших мыслителей всех времен.

Происхождение Сократа

Сократ - знаменитый афинский философ, который был удостоен великого памятника - диалогов Платона. В них он является главным действующим лицом.

Известно, что отцом будущего философа был каменотес (или скульптор) Софрониск, а матерью - Фенарета. Вероятно, отец его был достаточно зажиточным человеком. Исследователи сделали такой вывод на основании того, что Сократ сражался как гоплит, то есть как тяжеловооруженный воин. Несмотря на достаток родителей, сам философ не заботился об имуществе и чрезвычайно обеднел к концу жизни.

Противоречивые источники

Сократ излагал свое учение исключительно в устной форме. Мы знаем о нем из нескольких источников, одним из которых являются упоминания и изображения его в комедиях Аристофана, пародийные и прижизненные. Сделанные Ксенофонтом и Платоном портреты Сократа являются посмертными и написаны в хвалебном духе. Эти источники, однако, во многом не соответствуют друг другу. По всей видимости, сообщения Аристотеля опираются на Платона. Многие другие авторы, настроенные дружественно или враждебно, также внесли свой вклад, как и легенды о Сократе.

Круг общения философа, участие в войне

Когда разразилась философу было 37 лет. В числе людей, с которыми он общался до нее, были интеллектуалы из круга Перикла - софист Протагор, ученый Архелай, музыкант Дамон, а также блистательная Аспасия. Существуют сведения о том, что он был знаком с известным философом Анаксагором. В платоновском "Федоне" Сократ рассказывает о неудовлетворенности, которую он ощутил от чтения трудов Анаксагора. Интересующий нас философ обучался диалектике у Зенона Элейского, позже присутствовал на лекциях софиста Продика, а также был участником диспутов с Фрасимахом, Горгием и Антифонтом. Сократ отличился на войне в битве при Потидее, относящейся к 432 году до н. э., при Делии (424 год до н. э.) и при Амфиполе (422 год до н. э.).

Сократ - Дельфийский оракул

Очень важным этапом в становлении этого философа стало его провозглашение Дельфийским оракулом, "мудрейшим из людей". Об этом Платон говорит в Сам Дельфийский оракул много размышлял об этих словах. Он сопоставлял их со своим убеждением в обратном, в том, что он "знает лишь то, что ничего не знает". Философ пришел к выводу, что именно это и делает его мудрейшим, так как многие люди не ведают даже этого. Познание степени как собственного незнания, так и незнания других людей является общим принципом исследований Сократа. К этому побуждают нас слова, которые высечены на входе в дельфийский храм Аполлона. Слова эти следующие: "Познай самого себя".

Сократ и политика

К 423 году до н. э. Сократ был уже довольно заметной фигурой, из-за чего стал объектом сатирических выпадов двух известных афинских комедиографов - Амейпсия и Аристофана. Философ сторонился политики, хотя среди его друзей были Алкивиад, Критий, Хармид и Ферамен. Последние трое являлись вождями Тридцати тиранов, которые свергли демократию в Афинах. А Алкивиад дошел до измены своему родному городу из-за политического оппортунизма. Есть свидетельства, что связи с этими людьми повредили Сократу на судебном процессе.

В 406 году до н. э. интересующий нас философ пытался препятствовать противозаконному и наспех составленному приговору стратегам, которые были привлечены к ответственности после того, как афинский флот выиграл сражение у Аргинусских островов. Также известно, что в 404 году до н.э. философ пренебрег повелением Тридцати тиранов поймать Леонта с Саламина, который был включен ими в проскрипционные списки.

Личная жизнь

Сократ, будучи уже в пожилом возрасте, связал себя узами брака с Ксантиппой. Эта женщина родила философу троих детей. Не исключено, что это был второй брак Сократа. Философ был беден. Его необычная внешность и неприхотливость вошли в поговорку.

и смерть Сократа

Сократ в 399 году предстал перед судом по обвинению в "развращении молодежи" и "нечестии". Незначительным перевесом голосов он был признан виновным. Когда мыслитель не захотел признать вину и не попытался просить заменить казнь изгнанием, за смерть Сократа проголосовало уже большее количество присутствовавших на процессе.

Философ находился в тюрьме в течение месяца, затем приговор был исполнен. Мыслителю поднесли чашу с ядом (цикутой). Он выпил его, и в результате этого наступила смерть Сократа. Такие сочинения Платона, как "Федон", "Критон" и "Апология Сократа", в которых рассказывается об этом судебном процессе, о пребывании философа в тюрьме и его казни, увековечили мужество интересующего нас мыслителя, твердость его убеждений.

В 399 году до н. э. произошла смерть Сократа. Год ее точно известен, а вот число назвать нельзя. Можно лишь говорить о том, что философ умер в конце июня или начале июля. Согласно свидетельствам трех авторов античности (Аполлодора Афинского, Деметрия Фалерского и Платона), ко времени кончины мыслителю исполнилось 70 лет. Смерть Сократа (подавляющее большинство античных авторов сходится на этом) наступила не в результате естественных причин. Она произошла из-за того, что он выпил яд. Причина смерти Сократа, однако, до сих пор вызывает сомнения у некоторых историков. Много позднее Платон в своем диалоге "Федон" увековечил образ философа, который чужд смерти по своей природе, однако под лицом сложившихся обстоятельств должен умереть. Впрочем, сам Платон не присутствовал при кончине своего учителя. Он лично не видел смерть Сократа. Кратко Платон описал ее на основании свидетельств современников.

Текст обвинения

Текст обвинения против философа, который был представлен для судебного рассмотрения, сохранился до наших дней. За это следует выразить благодарность такому малоизвестному автору, как Диоген Лаэртский. Ему принадлежит сочинение под названием "О жизнях философов", относящееся к первой половине 3 века н. э. Эту важную информацию Диоген Лаэртский, в свою очередь, позаимствовал из работ Фаворина Арелатского. Этот человек был почитателем древности, философом и литератором. Он жил лишь веком раньше, однако, в отличие от Диогена, лично видел этот текст в афинском Метрооне.

Подавляющее большинство исследователей сходятся на том, что именно в результате принятия яда наступила героическая смерть Сократа. Однако мы не можем знать точно, как все было. Обстоятельства смерти Сократа - один из интереснейших моментов его биографии.

Учение Сократа

Сократ, как учитель, представляет собой весьма противоречивую фигуру. Обычно смертный приговор, вынесенный ему, объясняют вырождением демократии. Но нужно сказать, что в 403 году до н. э. в Афинах был восстановлен режим, который был вполне умеренным и человечным. Он опирался на принципы политической амнистии, неукоснительно соблюдавшиеся. В данном случае все говорит о том, что самым серьезным и конкретным было обвинение Сократа в "развращении молодежи". Однако можно лишь гадать, что подразумевается под этим. В диалоге Платона "Критон" говорится о защите философа от обвинения его в "подрыве законов". Вполне возможно, это указывает на то, что влияние Сократа на молодежь в то время считалось покушением на самые основы современного ему общества.

Изменение общественных устоев

Юноша, который вышел уже из школьного возраста, со времен Гомера получал "высшее образование" путем общения со старшими. Он слушал их устные наставления, а также подражал поведению наставников. Тем самым юноша приобретал качества, свойственные взрослому гражданину. Среди политической элиты, в свою очередь, из поколения в поколение передавались методы реализации государственной власти. Но во времена Сократа семейный круг перестал осуществлять все эти функции. Они были переданы другой инстанции, которая получила форму учреждения, основанного специально для данной цели уже после того, Академия Платона стала прототипом этой организации. Во главе данного процесса была как раз группа интеллектуалов, к которой принадлежал Сократ. Именно эти люди принесли концепцию "профессионального" образования из западной Греции и Ионии.

В чем сущность обвинения в "развращении молодежи"

Сократу пришлось особенно непросто, ведь он должен был действовать в Афинах. В 423 году до н. э. сразу два комедиографа - Аристофан ("Облака") и Амейпсий (не сохранившаяся комедия "Конн") - заклеймили философа, так как он руководил новомодной школой, в основе которой - уроки сыновнего непослушания и юношеского бунта. Такое представление об интересующем нас мыслителе к 399 году до н. э. выкристаллизовалось в знаменитое обвинение Сократа в "развращении молодежи". Если мы обратимся к диалогам учеников этого философа, мы увидим, что в них часто ставится вопрос: могут ли старшие и отцы передать добродетель молодежи, или же этому необходимо учиться специально?

Сократ как провозвестник абстрактной идеи

Еще более углубившись в рассмотрение культурного кризиса эпохи, мы приблизимся к пониманию того, почему диалектика Сократа обладала такой силой. На первый взгляд, непонятно, чем объяснить то, что на протяжении жизни двух поколений неизменно зачаровывала греков смерть которого была вполне логичной. И это притом, что в учении этого мыслителя виделось орудие разрушения.

Чтобы понять это, необходимо рассмотреть, какой способ общения был принят ко времени рождения Сократа и как он изменился позднее. Афины находились на стадии завершения перехода к письменному слову от устной речи. Это влияло, в свою очередь, на лексику, а также форсировало изменения, произошедшие в формах сознания. Эти перемены можно определить как переход от образа к абстракции, от поэзии к прозе, от интуиции к рациональному познанию. В то время абстрактная идея рассматривалась как новое, поразительное открытие. Именно Сократ был ее провозвестником.

В "Облаках" Аристофана философ осмеян как мыслитель абстрактный, возглавляющий "мыслильню", отыскивающий "мысли". Также он был представлен священнослужителем понятий, парящих на небесах, будто облака. "Мысли" в то время вызывали смех лишь потому, что являлись таковыми. Также следует отметить, что у Аристофана Сократ использует в разговорах новую речь, изъясняется на абстрактном жаргоне, в котором идеи обретают форму.

У учеников интересующего нас мыслителя поглощенность идеями, высмеиваемая Аристофаном, представляется как поиск определений для разного рода отвлеченных понятий, таких как "справедливое" и "благое", а также как процесс создания точного языка, с помощью которого можно было бы выражать не конкретный опыт, а понятийное познание.

Жизнь, учение, смерть Сократа - обо всем этом мы рассказали. Можно было бы долго говорить об этом выдающемся философе. Надеемся, что эта статья вызвала у вас интерес к нему.

Загрузка...
Top