Диктанты по русскому языку на тему осень (2 класс). Контрольные диктанты умк "перспектива" Диктант по русск яз 2 кл весной

Входной контрольный диктант

2 класс «Планета Знаний»

Диктант.

Удача.

Наступило тёплое утро. У Алёши новые удочки. Он бежит к пруду. Мальчик закинул удочку. Вот удача! На крючке была щука, а потом лещ. Бабушка Люда сварила уху.

Диктант по теме «Слово и предложение»

2 класс «Планета Знаний»

Диктант.

У Веры был чиж. Чиж в клетке. Он не пел. Почему чиж не поёт? Вера выпустила чижа на волю. В саду он стал петь весь день. Летал с кустика на кустик и пел. Потом улетел в рощу. Вот тут-то он и запел!

Диктант по теме «Проверяемы орфограммы в корне слова»

2 класс «Планета Знаний»

Диктант.

Лесная поляна.

Кругом поляны стояли ели. Каждая высылала вперед березу. Вся большая поляна была покрыта бугорками. Это кроты поработали. на эти холмы падало семя. там выросли березки. А под их защитой – ёлочки.

Пройдут годы. вся поляна зарастёт одними ёлками. А берёзы зачахнут в тени.

Контрольный диктант по итогам 1 четверти

2 класс «Планета Знаний»

Диктант.

Сосна.

На краю леса росла сосна. На сосне было старое гнездо. Там жили вороны. Пришла осень. Льют дожди. Лес стоит серый. Тихо шумят деревья.

Диктант по теме «Гласные и согласные в корне слова»

2 класс «Планета Знаний»

Диктант.

Пернатые друзья.

В субботу Серёжка с папой делали кормушку для птиц. Серёжа подавал гвозди и дощечки. Папа их строгал и сколачивал. Зимой каждое утро Серёжа сыпал в кормушку зерно. Воробьи и синички ждали мальчика. они слетались со всех сторон, спешили позавтракать. В январские морозы к кормушке прилетели снегири. Рядом сидела важная ворона. Сытая птица легко переносит холод.

Контрольный диктант по итогам 11 четверти

2 класс «Планета Знаний»

Диктант.

Весь день идёт снег. Все деревья и скамейки в городском парке занесло пушистыми хлопьями. Илья и Юля встали на лыжи. Что это за причудливый зверёк? Похож на белого медвежонка! А вот на ветке сосны застыла белочка. Ласковое солнце посеребрило снежинки. Удивительная красота!

Диктант по теме «Обобщение правописания слов»

2 класс «Планета Знаний»

Диктант.

Зимой.

Свистит метель. Зима летит на всех парусах. Тонут в белых волнах кусты и пни. Низкие облака ползут над лесом. Осенью в лесной глуши выбрал медведь место для берлоги. Он принес в свое жилье мягкой душистой хвои. Тепло и уютно там. трещат морозы. Дуют сильные ветры. А медведю не страшна зима.

Контрольный диктант по итогам 111 четверти

2 класс «Планета Знаний»

Диктант.

Весной на реке.

Отшумели вьюги. рано пришла весна. На реке треснул лед. Льдины с грохотом плыли по воде. Деревня Бобры стоит на высоком холме. Жителям деревни не грозит беда. А лодки гибли. Льдины срывали их с цепей. наша семья помогала рыбакам спасать их.

Контрольный диктант по итогам 1Y четверти

2 класс «Планета Знаний»

ДИКТАНТ.

Илья и Алла гуляли по лесу. Сели они на пенёк отдыхать. Вдруг на лоб Илье упала капелька. Мальчик поднял глаза. Откуда дождь? Это плакала берёза. Из ранки на стволе капал сок. Злые люди ранили дерево. Дети присыпали ранку землёй.


Контроль знаний - cборник проверочных, итоговых диктантов и контрольных работ по русскому языку для 2 класса - диктанты удобно разбиты по четвертям и полугодиям, темам и правилам, тексты с грамматическими заданиями.

Оценивание работы

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

  • «5» – за работу, в которой нет ошибок.
  • «4» – допущено 1–2 ошибки.
  • «3» – допущено 3–5 ошибок.
  • «2» – допущено более 5 ошибок.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

  • "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
  • "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
  • "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
  • "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

Диктанты по русскому 2 класс ФГОС «Школа России»

Объём диктантов для 2 классов:
1 и 2 четверть – 25 - 35 слов.
3 и 4 четверть – 35 - 52 слова.


Темы диктантов:

2 класс 1 четверть

Поверочные и контрольные диктанты по русскому языку за 2 класс 2 четверть (контрольные работы с грамматическим заданием)

Поверочные и контрольные диктанты по русскому языку за 2 класс 3 четверть (контрольные работы с грамматическим заданием)

Поверочные и итоговые контрольные диктанты по русскому языку за 2 класс 4 четверть (контрольные работы с грамматическим заданием)

Поверочные и контрольные диктанты по русскому языку по пройденным темам 2 класса (контрольные работы с грамматическим заданием - школа России)

Проверочный диктант «Декабрь»

Новый год у ворот. Сторожка лесника. Дядя Ваня и ребята идут в лес. Они несут подарки. Для зайца морковку и листья капусты. Для лосей соль. Для птиц зерно и ягоды рябины. Лесные жители будут рады гостям. (36 слов)

Проверочный диктант «Май»

Май. Настали теплые деньки. Зеленая листва укрыла деревья. Весело поют дрозды и чижи. На земле сочная травка. В лесу цветут душистые ландыши. Зреют лесные ягоды. Гудят шмели. Пчела летит от цветка к цветку. В цветах сладкий сок. У ручья урчат лягушки. К воде ползет уж. (45 слов)

Проверочный диктант «Осень»

Осень. Давно улетели на юг журавли. В лесу смолкли птичьи песни. Часто льют дожди. Сильный ветер рвет листья с деревьев. Над елью кружили клесты. Вот качнулась ветка. Это прыгнула белка. В сучьях сосны жилье зверька. (35 слов)

Проверочный диктант «Бабочки»

На севере Австралии встречаются очень большие бабочки. Своими размерами они достигают двадцати шести сантиметров. Местные жители употребляют их мясо в пищу. За бабочками охотятся и стреляют в них из лука. (30 слов)

Проверочный диктант «Гнездо»

Грачи строят гнёзда на вершинах высоких деревьев. Грач ищет хворостинку и летит с ней к гнезду. Грачиха остаётся караулить постройку. Потом грачиха летит, а грач остаётся. Принесут грачи сухие перья, положат их пышной кучей на ветках. Гнездо построено. (38 слов)

Проверочный диктант «Одуванчики»

Одуванчики появляются в конце весны. Они цветут почти всё лето. Во многих странах одуванчик считают сорной травой. А жители Японии и Индии выращивают его и едят. Из молодых листочков делают салат. Из сухих листьев готовят вкусный напиток. (37 слов)

Проверочный диктант «Дружба»

Пес Мухтар и кошка Мурка дружили. Весной Мурка родила пять котят. Котята быстро росли. Однажды кошка ушла. Котята пищали. Мухтар стал играть с малышами. Большой котенок влез Мухтару на спину. Пес был рад. Скоро пришла Мурка, она стала кормить котят молоком. Мухтар весело смотрел на друзей. (46 слов)

Проверочный диктант «Еж проснулся»

Под корнями березы была нора. Наступила радостная весна. Там спал всю зиму сердитый ёжик. Солнце согрело землю. Ёжик выбежал на лесную поляну. По лесу побежали весёлые ручьи. Холодные ручей разбудил зверька.т сыночка. (31 слово) / по Г. Скребицкому

Проверочный диктант «Курица и цыплята»

Курица ведет по двору цыплят. Пушистые комочки пищат и скачут. У крыльца большой цветник. А вот ворота в огород. На грядках краснеют помидоры, зреет капуста. Заметил цыпленок на земле червячка. Хвать беднягу! Закудахтала курица. Она хвалит сыночка. (37 слова) / по Н. Павловой

Проверочный диктант «Пришла весна»

Пришла весна. Пробегает слабый ветерок. Весеннее солнце сгоняет снег. Оживает каждый кустик и травинка. На деревьях набухли почки. На голых ветках орешника показались цветы. Они похожи на серые колючки на гибких прутьях (32 слова)

Проверочный диктант «Деревья»

Деревья – жители нашей земли. Они живут очень долго. У них есть своя память. Она заключена в годовых кольцах. Широкие кольца говорят об обильных годах. Узенькие кольца расскажут о годах засушливых. По количеству колец можно определить возраст дерева. Сколько колец – столько и лет. (42 слова)

Проверочный диктант № 1 .

По теме: « НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ »

Цель:

развитие умений письменной речи: записывать текст, находить опасные места в словах, графически их обозначать, исправлять ошибки, если они есть.

Текст диктанта.

Когда Юрий Куклачёв был маленьким, у него жили разные животные. Там были мыши, заяц, петух, собака. Он брал в школу черепаху Жужу, петушка Тарзана, мышонка Гришу. Черепаха всегда спала. Петух ел и кукарекал. А Гриша однажды пошёл на прогулку по классу. Все смеялись. Только учительница запретила им ходить в школу.

(50 слов) ( По Ю. Куклачёву, Н. Владимировой )

Слова для справок: мышонок, черепаха, Куклачёв .

Диктант № 1 проверяет умение писать под диктовку предложения; слова, в которых написание не расходится с произношением, буквосочетаниями жи-ши ( жили, мыши, животные ), слова с буквами безударных гласных, проверяемых ударением (спала, смеялись, запретила, ходить заяц, петух, собака, всегда, однажды, пошёл, класс, учительница ); раздельное написание предлогов с другими словами; написание большой буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных; написание буквы ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме (маленьким, только ).

Проверочный диктант № 2 .

По теме: « ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ

жи - ши, ча - ща, чу - щу»

Цель:

развитие умений письменной речи: находить изученную орфограмму-букву гласных после шипящих, графически её обозначать, находить и исправлять ошибки.

Текст диктанта.

У Даши и Гриши Житиных – дача. Рядом с дачей чудесная дубовая роща и небольшие озёра. Дети часто ходят в рощу. Ловят щук в озёрах. Хорошо летом!

Диктант № 2 проверяет умение писать под диктовку предложения, включающие, прежде всего, слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу , а также слова с буквами безударных гласных, проверяемыми ударением (небольшие, озёра ); написание большой буквы в именах и фамилиях людей, раздельное написание предлогов со словами.

Проверочный диктант № 3 .

По теме: «ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ»

Цель:

развитие умений устной и письменной речи: находить на слух слова с изученными орфограммами-буквами ъ и ь , разграничивать их вид, обозначать и графически объяснять орфограммы-буквы разделительных ъ и ь .

Текст диктанта.

Ольге семь лет. Она будет модельером. Девочка рисует чудные кукольные наряды. Сама шьёт бельё и платья на ручной машинке. Объявляет семье день показа одежды. Моделью служит кукла Дарья. Хороши наряды!

Слово модельер учитель читает орфографически, буква о подчёркивается как орфограмма, буква непроверяемого безударного гласного.

Диктант № 3 проверяет умение писать под диктовку предложения, включающие слова с орфограммами-буквами ъ и ь разделительными (объявляет, модельером, шьёт, бельё, платья, семье, моделью , Дарья ), ь для обозначения мягкости согласных в конце (семь, день ) и в середине слова (Ольге, кукольные ), буквосочетания чк, чн ; жи , ши ( девочка, ручной, машинке, служит, хороши ), написание большой буквы в именах собственных (Ольга, Дарья ), непроверяемые и проверяемые буквы безударных гласных (модельером, бельё, хороши, машинки ).

Проверочный диктант № 4 .

По теме: « БУКВЫ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

В КОРНЕ СЛОВА»

Цель:

развитие умений письменной речи: находить опасные места в словах, графически их обозначать, находить и исправлять ошибки.

Весной в лесу хорошо пахли ели и сосны. От душистого аромата голова кружилась. Белые подснежники на лесных полянах своими листочками раздвигали сухую траву. Стволы берёз наливались соком. На деревьях набухали клейкие почки. Наступил час пробуждения жизни в природе. (38 слов.) (По И. Соколову-Микитову)

Слова для справок: аромат , природа .

Задание для самопроверки: по ходу записи или после записи каждого предложения поставить ударение, подчеркнуть буквы безударных гласных, сверху записать проверочные слова, графически объяснить выбор написания. Затем подчеркнуть и объяснить графически другие изученные орфограммы.

Помнить : диктант пишется через строку (на верхней строке – все необходимые обозначения и проверочные слова). После того как весь диктант записан, дети завершают проверку.

Диктант № 4 проверяет умение писать под диктовку слова с орфограммами-буквами безударных гласных в корне слова (проверяемыми), а также с буквосочетаниями жи–ши ( душистого, кружилась, жизни ) и - чк- ( листочками, почки ); изученные слова с непроверяемыми написаниями (берёз ); раздельное написание предлогов с другими словами; написание буквы ь для обозначения мягкости согласных звуков в конце слова (кружилась, наливались ) и разделительного ь ( деревьях ).

Проверочный диктант № 5.

Предлагаем тексты диктантов для 2 класса. Их объём соответствует норме в 20-40 слов. Все тесты адаптированы. Они составлены по произведениям Л. Толстого, Г. Скребицкого, М. Зверева, Э. Шиму, А. Глебову. Всего диктантов 43.

Тексты сгруппированы по тематическому принципу. Они посвящены природе, животным, взаимоотношениям в семье, забавным случаям. Некоторые диктанты содержат поучительные истории, сказочные элементы.

1 полугодие

2 класс

Осень

Конец сентября. Красив лес осенью! Голубое небо. Зелёная травинка. Жёлтый листок. Зелёные ели. Красные ягоды рябины. Берёзки и осинки в цветном наряде.

На пеньке кучка опят. Шуршит в траве ёж. Весело играют бельчата на сосне. Журавли летят на юг.

Ждём зиму

Осень. Я иду по лесу. Под ногами шуршит листва. Заморосил дождь. Я спрятался около дуба. Дуб крепко держал свою красу на ветвях.

Скоро зима. Первый снег укутает землю пушистым ковром.

Урок для кота

У бабушки Нины жил красивый кот Тимошка. Однажды поймал он мышку. Отпустит добычу, потом ловит.

На забор сели две сороки. Одна птица замахала у носа кота. Другая мышку подхватила. И тут обе дружно улетели. Коту будет наука. Не зевай!

Тропинки в лесу

В лесу я увидел узенькие прямые тропинки. Может, люди забыли про них? Я пошёл по одной тропинке. Она привела меня к муравейнику.

Это муравьи своими маленькими лапками протоптали такие заметные тропинки!

(По Н. Терентьеву.)

(31 слово.)

На даче

Мы жили на даче. Утром бабушка звала к столу. На столе лежали свежий хлеб и булочки. Олег и Ольга любили ватрушки. Душистый чай дымился в чашках.

С озера прибежала собака Альма. Мы её угостили ватрушками.

Рыжий друг

Ольга часто ходит в парк. У Ольги там живёт рыжий друг. Это маленькая белочка с пушистым хвостом.

Девочка стучит по сосне. Зверёк прыгает с ветки и быстро берёт корм.

На реке

Мы плыли на лодке по тихой речушке. Брат работал вёслами. Мама любовалась белыми кувшинками.

Я опустил руку в воду. Вода была тёплой и чистой. Под водой проплыла стайка мальков.

В гостях

Пришла мышка в гости к лягушке. Лягушка встретила её на берегу и повела в дом. Мышка воды хлебнула. Больше не стала она в гости ходить.

(По Л. Толстому.)

Каток

Зима. Был тёплый день. Ребята вышли во двор. На катке снег. Олег взял лопату. У Никиты в руках метла. Мальчики стали чистить каток.

Дядя Степан залил лёд водой. Скоро мальчики скользили по льду на коньках.

Зимой

Ночью выпал снег. Пушистый ковёр укрыл землю. Пришла зима. Во дворе веселье. Мальчики играли в снежки. Девочки лепили снегурку.

Кот Васька залез на берёзу. Там была стайка воробьёв. Птицы улетели. Васька упал в сугроб. Пёс Боб весело залаял.

Окунь

Закинул рыболов в речку удочку. Вдруг поплавок на воде запрыгал и утонул. Дёрнул рыбак удочку и вытащил окуня. Рыба красивая. Плавники красные, а спина зелёная. На боках тёмные полосы. Окунь любит на мелких рыбок охотиться. Никакой рыбёшке спуску не даёт!

(По Г. Скребицкому и В. Чаплиной.)

Лесные богатыри

Заглянула зима в лес. Нарядила она сосны и ели в снеговые шубы. До самых бровей надела им белоснежные шапки. Пуховые варежки дала веткам. Стоят лесные богатыри спокойно.

Кустики и молоденькие деревца тоже оделись в белые шубки. Так хорошо!

(По Г. Скребицкому.)

Следы на снегу

В зимнем лесу много следов на снегу. Тут ямки в снегу. Это ночевали рябчики. Выдра вырыла своим брюшком канавку. А след соболя ведёт к высокой рябине. Зверёк любит её ягоды.

Сколько интересного можно узнать по следам на снегу!

(По М. Звереву.)

Наказание

Была суровая зима. Птицы гибли без пищи. Витя принёс домой полуживую птичку. Дал бедняжке корм и согрел её.

Кошка хотела поймать птичку. Мальчик посадил разбойницу на верёвочку.

(По И. Недоле.)

Про зайца

Ветер срывал последние листья и кружил над лесом. Вода в лужах замерзла.

Зайка питался тонкими веточками. Вкусно. Спал он под густой елью. Там враг не найдёт зверька.

Ночью в лесу

Вот и зима пришла. Ночью вьюга шла на работу. Она стелила белые ковры в лесу.

Мороз стучал по деревьям. С тонких берёз падал хлопьями снег.

Чудеса

Ночью выпал пушистый снег. Ребята вышли во двор. На дворе - чудеса! Большой сугроб у дома был похож на слона. На сучьях старого дерева спал белый медведь. Вот и пришла зима!

Осень и солнышко

Осень смывает дождём пёстрый узор листьев. Серыми тучами покрывает небо.

Вышло солнышко. Золотыми монетками на голых сучьях берёз заблестели последние листья. Река стала синее, шире просторы родной земли.

(По Г. Скребицкому.)

Волки

Почему волки на луну воют? Дневные звери и птицы белый свет любят. Они при солнышке поют, радуются.

А волку при темноте спокойнее. Луна - это волчье солнышко.

(По Э. Шиму.)

Каток

Был тёплый зимний день. Вышли ребята во двор. Дворник Степан принёс шланг. Мальчики взяли в руки лопаты и мётлы. Дружно чистят снег. Весь день шла работа. Дядя Гриша залил каток.

Игрушки

За окном с ветром играла вьюга. А в доме было тепло и уютно. Угасла свеча. На столе лежали игрушки. Вот чудесный маленький дворец. Там жила кукла. С плеча у неё свисал длинный шарф. Рядом с ружьём был солдатик.

Рассказ

Мы с братом решили сочинить рассказ. Я написал первые два предложения. Брат написал третье.

Ветер уснул. Цветы наполнили воздух чудным ароматом. У ног моих сидела лягушка.

2 полугодие

2 класс

Улыбка весны

Уходил последний снег. Тихий звон капели будил лес. Тонкие прутики вербы покрылись пушинками.

Рано утром мороз гулял по лесу. Днём тёплые лучи согревали землю. Храбрые вороны купались в лужах. Встала на ножки и первая травка. Это первая улыбка весны.

Весна

Расцвёл подснежник. Он кивает синей головкой на ветру. И ветер кажется синим.

Над этим синим миром выплыло и заблестело солнце. Ветер пригнал дождь. Они смешали все краски и расплескали всюду зелёное. На ветках раскрылись листочки. Вот и пришла весна!

(По Ю. Щербакову.)

Во дворе

Ожил наш двор. Конец зимы. В город пришла весна. Всюду слышны голоса птиц. Важно шагает ворона. У вороны сильные ноги и крепкий клюв. Перья у птицы серые. Пёс Фомка следит за вороной, а ворона за Фомкой.

У дома

Всё жарче и жарче светило солнышко. Снег быстро таял. Струйки воды скатывались с крыш домов. На старом бревне спал кот Кузя.

Упала сосулька. Звон испугал кота. Он спрятался за угол дома. На бревне остался след от его лап.

Наш сад

Хорош наш сад весной. В саду рядом со старой вишней выросла маленькая тонкая вишенка. Она вышла из косточки.

Алла и Илья стали ухаживать за малюткой. Они поливали её тёплой водой, рыхлили землю. Вишенка распустила веточки, зазеленела. Теперь она радует глаз.

Звуки леса

Я сижу и слушаю лес. Ветерок играет. В траве шуршит ёжик. Он спешит в чашу.

В лесной глуши стучат дятлы. Они ищут добычу в коре дерева. Затрещала сорока. Передала новости и улетела. Лесная музыка - это щедрый подарок.

Дятлы

У столба росла яблонька. Часть её веток засохла.

Вечером к дереву прилетела стайка пёстрых дятлов. Птенцы уселись на сучья. Дятел стал долбить столб. Только щепки летели вокруг.

Мимо шли люди. Стайка живо поднялась в воздух. Через несколько секунд работа продолжится.

Ночлег

На берегу стоял шалаш. Дед Илья чистил рыбу. Солнце скрылось за лесом. Затихала дневная жизнь. Мы готовились к ночлегу.

Умолкли птицы. Поникли головки у цветов. Ветерок поиграл с листочком и улетел. Наступила ночь. Луна осветила реку. Зажглись звёздочки на небе.

Лоси

Выплыло солнце. Ожила лесная полянка. Пролетела стайка птиц. На поляну выбежал лосёнок. Ножки у малыша тонкие. Любит он свежую травку и сочные веточки. Лосиха осмотрела местность.

Лоси пошли к старому пню. Там лесник оставил для них соль. Скоро лоси скрылись.

В саду

Поздней осенью я посадил яблоньки. Пришла весна. Яркий свет заливал окрестность. Ярко заблестели на солнце лужи.

Я пришёл в сад и осмотрел яблоньки. Лопнули почки. Показались алые края цветочных листьев. Легко и спокойно стало на сердце. Не погибли молодые саженцы!

Мама

Я не помню сейчас рук своей мамы. Но хорошо помню её лицо. Оно было доброе и красивое.

Набью себе шишку и бегу к маме. Она сразу могла унять боль. Мама прижималась к больному месту прохладной щекой. Боль уходила. Я улыбался.

(По А. Глебову.)

Помощь

Утром озеро было красиво. Солнце нежно ласкало кувшинки.

За кустом ловил рыбу мальчик Лёшка. Ему было лет семь. Вдруг его леска резко дёрнулась. Лёшка упал в воду. На воде забулькали пузырьки. Показалась голова мальчика. Я помог малышу выбраться на берег.

(По Э. Шарапову.)

Забавная птица

Летом мы жили на даче. Меня разбудила синичка. Она стояла на тоненьких ножках и оглядывала комнату.

Вдруг она подлетела к люстре с тремя рожками на дужках. Птичка приняла их за ветки деревьев и стала качаться. Вот какая забавная синица!

У бабушки

Село Жуково стоит у реки. Летом наша семья живёт там. У бабушки есть коза Розка. Сестра Ольга готовит ей корм. Коза у крыльца ждёт девочку.

Брат Алёша любит удить рыбу. Раз он поймал щуку. Бабушка Дарья сварила уху. Вкусна была уха!

(41 слово.)

Сказка

Сказки живут долго. В классе у нас много хороших книг. Моя любимая сказка про маленькую девочку. Раз мама послала её к бабушке. Тропа шла через лес. Звонко пели птицы. В лесу она встретила волка. Ты вспомнил эту сказку?

Капли

Кусты наполнились водой. На каждой ветке капли. На ветку сел воробей. Полился дождь. Воробей начал пить. Капелька упала на землю. Он к другой. Скок воробей. Кап капельки! С большим трудам напился он.

(32 слова.)

На полянке

Стоял тёплый день. По небу плыли тучки. Я сел на старый пень. Бабочки кружились над цветами. Собака Тяпа бегала за ними.

Из травы вылез жук. Он был большой. Тяпа кинулась к жуку. Он улетел. Тяпа легла у моих ног.

Вьюнок

На ферме живёт конь Вьюнок. Петька Иванов часто выводит его на луг. Весь луг усыпали пушистые шарики. Это одуванчики.

Бежит Вьюнок. За ним столбом летит белый пух. Только стебли остаются на земле. Вьюнок хорошо отдохнул. А Петька и рад.

Пчёлы и шмели

Луг весь в цветах. Жужжат пчёлы. Гудят шмели. Ты сплёл венок и бросил его. Ты обидел пчелу и шмеля. Ты отнял капельку сока. Она была в цветах. Пчела и шмель могут погибнуть. А кто будет приносить душистый мёд в ульи?

Малыш и ручей

Ручеёк весело извивался. Мальчик озорно наступил на него. Ручеёк собрался с силой и вырвался на свободу. Он оказался очень живым и быстрым.

Ручей бежал к озеру. Там его ждали братья. Озеро радушно принимало их.

(34 слова.)

Лес

От деревьев на землю ложилась густая тень. Под ногами мох. Он похож на ковёр.

Тёплый ветерок играет с цветами и травами. Между деревьями летают мошки, жужжат сердито шмели. Кругом жизнь и радость! Я люблю лес в любое время года.

Контрольный диктант №1 по теме «Предложение»

Осенью.

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание

1.Запишите цифрой, сколько слов в 1 предложении.

2.Слова русский, листья разделите для переноса.

3.В 3 предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.

Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи»

Прощание с осенью.

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Грамматическое задание

1.В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.

2.Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.

3.Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.

Контрольный диктант №3 по теме «Состав слова»

В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.

Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.

По В.Бианки

Слова для справки: постоянно.

Грамматическое задание

1. Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое.

2. Подберите однокоренные слова к слову лесную.

3. Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.

Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание корней слов»

Снеговик

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весло всем!

Грамматическое задание

1. В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.

2. Разберите слова по составу: вариант 1 – зимний, шубки; вариант 2 – белые, морковки.

3. Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным звуком в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.

Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание частей слова»

Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.

Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.

Слова для справок: оляпка, водяной.

Грамматическое задание

1. Разберите предложение по членам: вариант 1 – третье, вариант 2 – десятое.

2. Разберите по составу слова осинка, переход.

3. Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное»

Мой товарищ Витя гости летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматическое задание

1. Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.

2. Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.

3. Разберите оп составу слова рыбка, тишина, лесною.

Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание окончаний имён существительных»

Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.

Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

(По В. Бианки)

Грамматическое задание

1. Определите падеж имён существительных в последнем предложении.

2. В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.

3. Разберите по составу слова интересное, глазки, находит.

Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное»

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание

1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1- четвёртое предложение, вариант 2 – пятое.

2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 – трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 – старательный ученик, высокий куст.

3. Определите орд, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.

Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол»

Весеннее утро

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

(По Г.Скребицкому.)

Грамматическое задание

1. Разберите предложение по членам: вариант 1 –седьмое, вариант2 – девятое.

2. Разберите слова по составу: вариант 1 –засветило, утренний, берёзки; вариант 2 – развесили, весёлый, местечко.

3. Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.

Итоговый контрольный диктант № 10

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.

Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

(По А.Куприну)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.

2. Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.

3. Разберите предложения по членам: вариант 1 – второе, вариант 2 – третье.

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

Оценки:

«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.

«3» – за работу, в которой допущены 2 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 1

(входной)

Ворона, капуста, лопата, мороз, петух, ребята, собака, тарелка, хорошо, язык.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 2

(за 1 четверть)

Родина, растение, ягода, овощи, квартира, учитель, русский, язык, город, деревня.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 3

(за 2 четверть)

Картофель, капуста, огород, малина, север, ноябрь, мороз, комната, квартира, трактор.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 4

Родина, комната, квартира, картина, рисунок, карандаш, пенал, русский, ребята, альбом, пейзаж, портрет.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 5

(за 3 четверть)

Трамвай, топор, кровать, одежда, яблоко, лестница, праздник, восток, класс, группа, аллея, север.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 6

(за год)

Тетрадь, язык, север, рисунок, народ, одежда, кровать, квартира, дежурный, берёза, восток, урожай.

Загрузка...
Top