О порядке работы с денежной наличностью. Что нового в работе с наличкой Правила работы с наличными денежными средствами

Расчёты между юридическими лицами, а также расчёты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. В настоящее время расчёты между этими лицами могут производиться и наличными деньгами, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 861 ГК РФ). И многие экономические субъекты не могут обойтись без наличных расчётов. Денежные средства в этом случае поступают в кассу субъекта предпринимательской деятельности. Порядок ведения кассовых операций с денежной наличностью на территории РФ установлен Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.11 за № 373-П, далее - положение № 373-П).

Нарушение порядка работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций, неприменение кон-трольно-кассовой техники, а также нарушение порядка её эксплуатации квалифицируются как административные правонарушения. Административным правонарушением в силу пункта 1 статьи 2.1 КоАП РФ признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным кодексом установлена административная ответственность.

За нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций на юридическое лицо может быть наложен штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб., на должностных его лиц - от 4000 до 5000 руб. (п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).

Законодатель предоставил налоговым органам право осуществлять контроль за полнотой учёта выручки в орга-низациях и у индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»). И налоговики этим правом пользуются. В случае же обнаружения при проверках нарушений ими:

Составляются протоколы об административном правонарушении;

Рассматриваются дела об административном правонарушении и

Выносится постановление по делу об административном правонарушении.

То, что налоговые органы вправе проводить проверки на предмет соблюдения организациями порядка работы с денежной наличностью, подтверждено коллегией ВАС РФ в определении от 29.11.12 № ВАС-15182/12. И аргументировали это высшие судьи нормами, прописанными в КоАП РФ.

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 28.1 КоАП РФ является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Протоколы об административных правонарушениях согласно пункту 1 статьи 28.3 КоАП РФ составляются долж-ностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

Налоговики в соответствии с пунктом 1 статьи 23.5 КоАП РФ рассматривают дела об административных право-нарушениях, предусмотренных в том числе и статьёй 15.1 КоАП РФ.

Виды нарушений в сфере кассовых операций, за которые могут привлечь к административной ответственности, указаны в упомянутой статье 15.1 КоАП РФ. Перечень нарушений в порядке ведения кассовых операций, за совершение которых организацию и её должностных лиц могут оштрафовать, является закрытым. В него включены (п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ):

Осуществление расчётов наличными деньгами с другими организациями сверх установленного лимита;

Неоприходование либо неполное оприходование в кассу денежной наличности;

Несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;

Накопление в кассе наличных денег сверх лимита остатка наличных, установленного самой организацией.

Превышение лимита расчётов наличными

Предельная сумма платежа наличными деньгами в расчётах между двумя юридическими лицами, двумя предприни-мателями, а также между организацией и предпринимателем в настоящее время составляет 100 000 руб. (п. 1 Указания Банка России от 20.06.07 № 1843-У «О предельном размере расчётов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя», далее - указание № 1843-У). При этом уточнено, что такая сумма устанавливается в рамках одного договора, заключённого между указанными лицами. Именно это дополнение вызывает на практике больше всего вопросов и разногласий.

Если организация одним платежом внесла в кассу другой компании сумму свыше 100 000 руб. либо единовременно выдала более 100 000 руб. по доверенности сотруднику получателя, то нарушение установленного лимита по наличности очевидно и штрафные санкции правомерны, вероятность оспорить их в суде нулевая.

Сомнения в правомерности штрафа возникают, если платежи наличными осуществляются в течение нескольких дней либо если между организациями заключено несколько договоров.

В письме Банка России от 04.12.07 № 190-Т «О разъяснениях по вопросам применения Указания Банка России от 20 июня 2007 года № 1843-У» приведено, что указание № 1843-У не устанавливает каких-либо временный ограничений для осуществления расчётов наличными деньгами (например, один рабочий день). Оно содержит ограничение по сумме (100 000 руб.) в рамках одного договора, заключённого между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, между индивидуальными предпринимателями. Срок действия договора и периодичность осуществления расчётов по нему значения при этом не имеют.

Впоследствии Банк России в официальном разъяснении от 28.09.09 № 34-ОР «О применении отдельных положений Указания Банка России от 20 июня 2007 года № 1843-У „О предельном размере расчётов наличными деньгами и расходо-вании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя"» уточнил, что поскольку в пункте 1 указания № 1843-У используется категория «в рамках одного договора», запрет на расчёты на-личными деньгами в размере, превышающем 100 000 руб., распространяется на обязательства, предусмотренные дого-вором и (или) вытекающие из него и исполняемые как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.

Таким образом, в целях проверки кассовой дисциплины наличные платежи по одному договору между одними и теми же лицами налоговики суммируют, даже если они производятся в разные дни и их разделяет продолжительный период времени. Если же общая сумма наличных платежей по конкретному договору превысила 100 000 руб., участников сделки фискалы могут привлечь к административной ответственности по упомянутому пункту 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Разъясняя в своё время положение пункта 9 указа Президента РФ от 23.05.94 № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», согласно которому нарушение порядка работы с денежной наличностью, а также несоблюдение порядка ведения кассовых операций в РФ юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями влекло за собой административную ответственность в соответствии с законодательством РФ, Банк России уточнил, что данный пункт не распространяется на юридические лица, получающие платёж. Меры финансовой ответственности за осуществление расчётов наличными деньгами сверх установленных предельных сумм применяются в одностороннем порядке к юридическому лицу, производящему платёж в адрес другого юридического лица (письмо Банка России от 24.11.94 № 14-4/308).

Руководство московской налоговой службы, сославшись на указанное письмо Банка России № 14-4/308, в письме УМНС России по г. Москве от 30.12.02 № 29-12/64034 подтвердило, что действие статьи 15.1 КоАП РФ не распространяется на юридические лица, получающие платёж (п. 2).

Указом Президента РФ от 25.07.03 № 840 приведённый указ № 1006 был признан утратившим силу. В связи с его изданием фактически ещё в 2003 году утратило силу и указанное письмо Банка России № 14-4/308.

Правомерность наложения административного штрафа к плательщику денежных средств подтверждают и судьи (постановления ФАС Уральского округа от 31.08.10 № Ф09-5561/10-С1, Поволжского округа от 12.10.10 № А65-6852/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 18.03.08 № А28-9126/2007-60/18).

В то же время имеются постановления, в которых признаётся правомерным наложение штрафных санкций и на субъекта, принимающего наличные денежные средства в суммах, превышающих установленные 100 000 руб. (по-становления ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.10 № А-28-2959/2010, от 18.02.10 А28-16681/2009, от 22.09.08 № А79-1817/2008, ФАС Центрального округа от 05.12.07 № А62-3931/2007).

Один договор или несколько?

Ещё раз обратимся к разъяснению Банка России, данному в письме № 190-Т, о том, что указание № 1843-У не уста-навливает каких-либо ограничений по времени осуществления расчётов наличными деньгами. В нём не указано, что ограничена общая сумма платежей за один рабочий день. В документе содержится ограничение лишь по сумме 100 000 руб. в целом в рамках одного договора.

Если платежи наличными в пределах установленного лимита осуществлялись между двумя субъектами предпри-нимательского права в рамках разных договоров и их общая сумма превысила 100 000 руб., то это не является на-рушением. Причём даже в том случае, если указанные платежи проводились в течение одного дня.

Споры возникают, когда между двумя сторонами имеется несколько хозяйственных договоров, сходных по содер-жанию. При этом наличные расчёты по каждому договору в отдельности не превысили 100 000 руб., но если суммировать платежи по всем схожим договорам за соответствующий период, то их совокупность превзошла установленный лимит.

При оценке подобных ситуаций арбитражные суды исходят из того, что сам по себе факт заключения нескольких сходных по содержанию договоров не может служить основанием для вывода о том, что в действительности была со-вершена одна сделка. Обычно суды изучают предмет каждого договора и его существенные условия.

Так, судьи ФАС Восточно-Сибирского округа на основании представленных документов: счетов-фактур, товарных накладных - посчитали, что в рамках каждого договора (а таких было восемь) обществу был продан товар - яблоки на общую сумму 625 000 руб. При этом расчёт наличными деньгами по каждому договору не превысил 100 000 руб., что подтверждалось приходными кассовыми ордерами. Расчёты, на их взгляд, проводились обществом по восьми разным договорам, а не в рамках одной сделки, и с соблюдением требований об установленном пределе расчёта наличными деньгами. Довод инспекции о том, что общество фактически совершило расчёты в рамках одной сделки, судом кассационной инстанции был отклонён (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.10.10 № А78-4550/2010).

Отклонён аналогичный довод фискалов о том, что общество фактически совершило расчёты в рамках одной сделки, и в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.04.10 № А33-20038/2009. Обществом были заключены шесть договоров о поставке пшеницы продовольственной с ценой товара 99 000 руб. по каждому договору. Расчёты по договорам оформлены квитанциями к приходным кассовым ордерам и кассовыми чеками на указанные суммы. Суд посчитал, что расчёты проводились по шести разным договорам, а не в рамках одной сделки, и с соблюдением требований об установленном пределе расчёта наличными деньгами.

Судьи ФАС Поволжского округа не поддержали фискалов, которые вынесли постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьёй 15.1 КоАП РФ, о назначении наказания в виде взыскания штрафа за несоблюдение обществом установленных предельных сумм расчётов наличными деньгами по двум договорам - между обществом и юридическим лицом и обществом и индивидуальным предпринимателем. На основании представленных документов: договоров, товарных накладных и квитанций - судьи пришли к выводу, что обществом было заключено несколько отдельных договоров поставки, по которым был поставлен товар и произведена его оплата в пределах 100 000 руб. (постановление ФАС Поволжского округа от 10.09.10 № А65-29900/2009).

Обнаружив при проверке поступление в кассу общества наличных денежных средств в сумме, превышающей 100 000 руб., от юридического лица в рамках оплаты по двум договорам поставки, заключённым в один и тот же день, налоговая инспекция сделала вывод о том, что фактически между сторонами договоров имела место одна сделка, которая была разбита на два договора с целью уклониться от требований указания № 1843-У. В отношении общества по данному факту был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ. Доказательства того, что заключённые договоры поставки противоречат закону, налоговой инспекцией при этом не были представлены. Это позволило кассационной инстанции признать незаконным и отменить постановление инспекции о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.04.09 № А32-171/2009-51/18-9АЖ).

Вместе с тем имеются примеры судебных решений с противоположными выводами. Так, судьи ФАС Волго-Вятского округа ссылку общества (продавца товаров) на то, что поступившие наличные денежные средства относились к новым заключённым договорам, не признали в качестве доказательств, опровергающих превышение установленного лимита по первоначальному договору, поскольку:

Заключение новых договоров поставки не повлекло прекращения действия первоначального договора;

В новых договорах отсутствовали условия о разграничении периодов действия между первоначальным договором и ими, поэтому поставка товаров могла осуществляться в рамках первоначального договора и после заключения этих договоров;

Факт осуществления поставок товаров и их оплата подтверждались товарными накладными, в которых в качестве основания был указан первоначальный договор.

На основании этого судьи пришли к выводу о том, что расчёты в сумме наличными денежными средствами произведены обществом по одному договору поставки. Апоскольку их совокупность превзошла 100 000 руб., то привлечение общества к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций было признано правомерным (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.10 №А28-2959/ 2010).

Несколько ранее идентичный результат был зафиксирован этими же судьями в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 18.03.08 № А28-9126/2007-60/18. Проанализировав по нескольким договорам займа такие условия, как процентная ставка и срок пользования займом, они пришли к выводу, что формальное подписание шести договоров займа по 100 000 руб. каждый не свидетельствует о действительной воле сторон на заключение и исполнение шести самостоятельных договоров. Фактически стороны осуществили одну сделку на общую сумму 600 000 руб., превысив тем самым установленный лимит расчётов наличными деньгами между организациями.

Одна сторона - индивидуальный предприниматель

Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 11.12.09 № Ф03-7241/2009 кассационная жалоба налоговиков по отмене их постановления по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьёй 15.1 КоАП РФ, оставлена без удовлетворения.

В ходе проверки инспекцией были выявлены факты осуществления наличных денежных расчётов между обществом и индивидуальными предпринимателями в рамках одного договора с превышением 100 000 руб. - предела, установленного указанием № 1834-У. На основании этого и было принято отменённое постановление.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, признавшего факт административного нарушения доказанным, исходил из того, что из содержания статьи 15.1 КоАП РФ не следует вывод о наступлении ответственности по данной статье кодекса в случае подобных расчётов, при которых одной из сторон (или обеими сторонами) является индивидуальный предприниматель.

Административная ответственность по статье 15.1 КоАП РФ, как следует из буквального прочтения данной нормы, наступает за нарушение порядка работы с денежной наличностью, выразившееся в осуществлении расчётов наличными деньгами с другими организациями.

Таким образом, несоблюдение обществом предписаний, содержащихся в указании № 1843-У, при расчётах с ин-дивидуальными предпринимателями в данном случае не образует состав административного правонарушения, от-ветственность за которое установлена статьёй 15.1 КоАП РФ.

Кассационная инстанция посчитала, что такой вывод суда апелляционной инстанции не противоречит принципам законодательства об административных правонарушениях, которые определены в главе 1 КоАП РФ и предусматривают, что лицо, совершившее административное правонарушение на территории РФ, подлежит административной ответственности в соответствии с названным кодексом или законом субъекта РФ об административных правонарушениях.

Но в то же время судьи ФАС Волго-Вятского округа факт нарушения обществом порядка ведения кассовых операций при расчётах наличными деньгами по договору, заключённому с индивидуальным предпринимателем, признали установленным. Из этого последовал вывод о наличии в действиях общества состава административного право-нарушения, предусмотренного статьёй 15.1 КоАП РФ (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.02.10 № А28-16681/2009).

Солидарны с ними и судьи ФАС Центрального округа. Признавая незаконным постановление о привлечении к ад-министративной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ при выявлении налоговиками факта нарушения лимита расчётов наличными денежными средствами между юридическим лицом и индивидуальными предпринимателями, а именно того, что обществом были приняты по приходным кассовым ордерам наличные денежные средства в размере, превышающем 100 000 руб., от нескольких предпринимателей, суд первой инстанции исходил из того, что диспозицией указанной статьи ответственность за превышение установленных размеров при расчёте наличными деньгами юридического лица с индивидуальным предпринимателем не предусмотрена.

Кассационная же инстанция посчитала, что такой вывод суда основан на неправильном применении нормы ма-териального права. В данном случае под другими организациями, по мнению судей, следует понимать как юридическое лицо, так и индивидуального предпринимателя, поскольку иное не вытекает из статьи 861 ГК РФ, статьи 4 Федерального закона от 10.07.02 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», указания № 1834-У, а также из существа возникшего правоотношения. Иной подход означал бы нарушение заложенного в статье 1.4 КоАП РФ принципа равенства перед законом (постановление ФАС Центрального округа от 05.12.07 № А62-3931/2007).

Длящееся правонарушение

В приведённом выше постановлении ФАС Волго-Вятского округа № А28-2959/2010 рассматривалась ещё и жалоба истца на то, что налоговики пропустили срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 КоАП РФ. И она тоже была отклонена. И мотивировали судьи это следующим.

Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Длящимся является такое правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непре-кращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нём сроку не является длящимся административным правонарушением.

Вменяемое обществу правонарушение, выразившееся в нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, является длящимся, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется с момента обнаружения правонарушения. В данном случае правонарушение выявлено в ходе проведённой проверки. Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено руководителем инспекции в пределах установленного в статье 4.5 КоАП РФ двухмесячного срока.

Отнесено нарушение в виде превышения наличных расчётов между сторонами договора к длящемуся и в поста-новлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.07.10 № А28-1778/2010.

Превышение установленного лимита кассы

Как было сказано выше, за накопление в кассе наличных денег сверх лимита, установленного экономическим субъектом, он может быть привлечён к административной ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 15.1 КоАП РФ. И суды поддерживают налоговиков в таких случаях (постановление ФАС Поволжского округа от 21.04.09 № А57-23412/2008).

Но иной раз судьи становятся на сторону субъекта, обжаловавшего постановление налоговой службы о привлечении его к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ за накопление наличных денежных средств, находящихся в кассе сверх установленного лимита. Так, арбитражный суд первой инстанции поддержал требование общества о признании незаконным постановления налоговиков о привлечении к административной ответственности на основании того, что организация не имела реальной возможности сдать в обслуживающий банк наличные денежные средства, находящиеся в кассе сверх установленного лимита, в нерабочие для банка дни. Вся денежная выручка за эти дни была своевременно и надлежащим образом оприходована в кассу предприятия, что подтверждалось отчётами кассира и вкладными листами кассовой книги. Кассационная инстанция посчитала вывод суда о недоказанности в данном случае в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 15.1 КоАП РФ, правильным. В связи с чем решение суда было оставлено без изменения, а кассационная жалоба-без удовлетворения (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.05.10 № А56-78859/2009).

С 2012 года каждая организация или предприниматель самостоятельно рассчитывают и устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которую могут хранить в своей кассе (п. 1.2 положения № 373-П). В приложении к положению приведены правила определение лимита остатка наличных денег.

Накопление субъектом предпринимательской деятельности наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег возможно в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включённых в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера, включая день получения наличных денег с банковского счёта на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в эти дни кассовых операций. В других случаях накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается (п. 1.4 положения № 373-П).

За накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита начиная с 2012 года могут оштрафовать и индивидуальных предпринимателей, так как нормы положения № 373-П распространяются и на них.

Попытки предпринимателя доказать, что он не обязан выполнять требования, предусмотренные положением № 373-П, не увенчались успехом. Верховный суд РФ в решении от 13.06.12 № АКПИ12-491 указал, что положение № 373-П распространяется на граждан, принадлежащих к одной категории, и не регулирует права и обязанности граждан, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, никаких обязательных для них правил не устанавливает и ограничений не вводит. По своему содержанию оспариваемые нормы соответствуют федеральным законам, определяющим особенности правового положения индивидуальных предпринимателей. Поэтому они обязаны соблюдать установленный Банком России порядок ведения кассовых операций при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

Апелляционная коллегия ВС РФ подтвердила правильность вывода решения № АКПИ12-491 о том, что оспоренные за-явителем нормы положения № 373-П по своему содержанию соответствуют приведённым федеральным законам, опреде-ляющим особенности правового положения индивидуальных предпринимателей, и не приводят к ограничению граждан-ских прав индивидуальных предпринимателей при проведении расчётов, не связанных с осуществлением предпринима-тельской деятельности, а также при определении места хранения ими своих денежных средств (определение Верховного суда РФ от 25.09.12 № АПЛ12-511). В связи с чем ею указанное решение ВС РФ оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

В положении № 373-П не оговорены сроки действия устанавливаемой предельной суммы. В отличие от ранее действовавшего порядка, когда лимит кассы устанавливался строго на календарный год, теперь его возможно пред-ставить как бы «бессрочным», если в приказе об установлении лимита чётко не оговорён срок, на который он вводится. Поэтому вполне логично предположить, что у субъекта, не утвердившего лимит кассы на следующий календарный год, продолжает действовать ранее установленная сумма. А это означает, что размер её лимита на следующий год всё же отличен от нуля, а остающаяся в кассе наличность на 1 января не является сверхлимитной, если её сумма не превышает установленный предел.

Нецелевое расходование наличных денежных средств

Пункт 2 указания № 1843-У позволяет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы за проданные ими товары, выполненные ими работы и оказанные ими услуги, а также страховые премии:

На заработную плату, иные выплаты работникам (в том числе социального характера);

Стипендии;

Командировочные расходы;

На оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;

Выплату за оплаченные ранее за наличный расчёт и возвращённые товары, невыполненные работы, неоказанные услуги;

Выплату страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц.

Нецелевое использование поступивших в кассы субъектов предпринимательской деятельности наличных денежных средств за проданные ими товары, выполненные ими работы и оказанные ими услуги квалифицируется налоговиками как административное правонарушение. В связи с чем фискалы оформляют протокол административного право-нарушения, после чего ими выносится постановление по делу об административном правонарушении в виде штрафных санкций.

И довольно часто такие действия налоговиков находят поддержку в судах. Так, судьи ФАС Западно-Сибирского ок-руга, проанализировав упомянутые пункт 2 указаний № 1843-У и письмо Банка России № 190-Т, разъясняющее, что юридические лица не вправе расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы за проданные ими товары, вы-полненные ими работы, оказанные ими услуги, а также в качестве страховых премий на предоставление займов, кон-статировали, что правила обращения наличных денежных средств предусматривают, независимо от организационно-правовой формы коммерческой или некоммерческой организации, обязанность хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

В деле рассматривалась ситуация выдачи краткосрочного беспроцентного займа работнику из денежных средств, поступивших в кассу организации. Указанное действие общества, по мнению судей, противоречило требованиям приведённых выше норм права и свидетельствовало о нарушении им порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.05.10 № А03-14966/2009).

Поддержаны налоговики, которые по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесли постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.1 КоАП РФ, в виде выдачи денежных средств, полученных при продаже автотранспортных средств, сотруднику организации по расходным кассовым ордерам с основанием «Возврат временных заёмных денежных средств», и в постановлении ФАС Поволжского округа от 21.04.09 № А57-23412/2008.

Малозначительны ли правонарушения?

Ещё раз обратимся к постановлению ФАС Волго-Вятского округа № А28-16681/2009. Состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.1 КоАП РФ, в действиях общества и правомерность наложения ад-министративного штрафа были признаны судом первой инстанции. Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности совершённого правонарушения, суд сделал вывод о том, что вменяемое обществу правонарушение не представляло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем посчитал возможным квалифицировать его в качестве малозначительного.

В соответствии со статьёй 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Вывод суда о возможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ, сделанный с учётом по-становления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 02.06.04 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», по мнению кассационной инстанции, соответствовал установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и не подлежал переоценке в силу статьи 286 АПК РФ. В связи с чем кассационная жалоба инспекции судьями была оставлена без удовлетворения.

В то же время в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 14.04.10 № А03-18378/2009 кассационная жалоба общества относительно малозначительности совершённого им правонарушения в виде осуществления расчётов наличными деньгами с юридическим лицом сверх установленного размера и накопления в кассе наличных денежных средств сверх установленных лимитов четырежды в течение полумесяца была оставлена без удовлетворения.

Исходя из конкретных обстоятельств дела и учитывая характер охраняемых общественных отношений, на которые посягал нарушитель, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения. Кассационная инстанция посчитала вывод суда об отказе в удовлетворении заявления правильным и его решение оставила без изменения.

Отражение уплаты штрафа в бухгалтерском учёте

В отношении экономического субъекта вынесено постановление о наложении административного штрафа. Уплатить таковой до 9 мая 2013 года необходимо было в течение 30 дней со дня вступления данного решения в силу (п. 1 ст. 32.2 КоАП РФ). С указанной же даты данный срок увеличен до 60 дней (подп. «а» п. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.04.13 № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Сумма денежной санкции вносится или перечисляется лицом, привлечённым к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию (п. 3 ст. 32.2 КоАП РФ). Информация о получателе платежа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчётных документов, при этом должна быть указана в постановлении (п. 1.1 ст. 29.10 КоАП РФ). После уплаты штрафа в суд или должностному лицу контрольного ведомства, вынесшему соответствующее постановление, необходимо представить документ, свидетельствующий о погашении наложенных санкций.

Если этого своевременно не сделать, как и при неуплате штрафа, будет запущена процедура принудительного взыскания. Для этого материалы дела, а именно постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате, будут направлены судебному приставу-исполнителю в течение десяти суток с момента истечения 60-дневного срока (п. 5 ст. 32.2 КоАП РФ).

Между тем неуплата штрафа сама по себе также является административным правонарушением. Неуплата административного штрафа в срок, установленный КоАП РФ, влечёт за собой также наложение штрафа, причём в двукратном размере суммы неуплаченной санкции и не менее 1000 руб., либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов (п. 1 ст. 20.25 КоАП РФ). При этом протокол об административном правонарушении, предусмотренном данной нормой, будет составлен должностным лицом контрольного ведомства непосредственно при направлении материалов дела для возбуждения исполнительного производства (п. 5 ст. 32.2 КоАП РФ). Если дело рассматривал судья, то аналогичная обязанность возлагается уже непосредственно на пристава.

По уплате административного штрафа можно получить отсрочку или рассрочку. Так, согласно пункту 1 статьи 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнить постановление о назначении административного наказания в установленные сроки невозможно, судья, орган или должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. Норма же пункта 2 статьи 31.5 КоАП РФ позволяет судье, органу или должностному лицу, вынесшим постановление о привлечении к административной ответственности лица, с учётом его материального положения осуществить рассрочку по уплате штрафа на срок до трёх месяцев.

Если организацией совершено административное правонарушение в виде нарушения порядка ведения кассовых операций и на неё был наложен административный штраф, то ей необходимо отразить в бухгалтерском учёте операции по начислению штрафа и его уплате.

Сумму штрафа надлежит включить в состав прочих расходов, то есть отнести в дебет счёта 91 «Прочие доходы и расходы» субсчёт 2 «Прочие расходы». Поскольку административный штраф - это не налог и не сбор, то коррес-пондирующим счётом будет не счёт 68 «Расчёты по налогам и сборам», а счёт 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

При определении базы по налогу на прибыль расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций, не учитываются в силу пункта 2 статьи 270 НК РФ. Следовательно, сумма административного штрафа не включается в расходы, учитываемые при определении облагаемой базы по налогу на прибыль.

В связи с этим у организаций, применяющих Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт расчётов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02) (утв. приказом Минфина России от 19.11.01 № 114н), в бухгалтерском учёте возникает постоянная разница. А это, в свою очередь, обязывает её начислить постоянное налоговое обязательство (п. 4, 7 ПБУ 18/02).

Пример

29 августа 2013 года организацией, применяющей общую систему налогообложения, получено постановление по делу об административном правонарушении о привлечении её к административной ответственности по пункту 1 статьи 15.1 КоАП РФ, размер штрафных санкций составил 40 000 руб., штраф был уплачен 10 октября.

Начисление и уплата штрафа на основании постановления по делу об административном правонарушении в бухгалтерском учёте отражаются следующим образом:

Дебет 91-2 Кредит 76

40 000 руб. - отражено наложение административного штрафа на организацию за нарушение порядка ведения кассовых операций;

Дебет 99 субсчёт «ПНО, ПНА» Кредит 68 субсчёт «Расчёты по налогу на прибыль»

8000 руб. (40 000 руб. х 20%) - начислено постоянное налоговое обязательство;

Дебет 76 Кредит 51

40 000 руб. - перечислены денежные средства в уплату штрафа.

ВАЖНО:

Законодатель предоставил налоговым органам право осуществлять контроль за полнотой учёта выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»).

Виды нарушений в сфере кассовых операций, за которые могут привлечь к административной ответственности, указаны в упомянутой статье 15.1 КоАП РФ. Перечень нарушений в порядке ведения кассовых операций, за совершение которых организацию и её должностных лиц могут оштрафовать, является закрытым.

Вопрос в том, кого именно могут оштрафовать - плательщика денежных средств, получателя денег или обе стороны договора. Однозначного ответа на сегодняшний день, к сожалению, на него нет.

Если платежи наличными в пределах установленного лимита осуществлялись между двумя субъектами предпринимательского права в рамках разных договоров и их общая сумма превысила 100 000 руб., то это не является нарушением. Причём даже в том случае, если указанные платежи проводились в течение одного дня.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит понятие административного правонарушения. Им в силу пункта 1 статьи 2.1 КоАП РФ признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

За накопление в кассе наличных денег сверх лимита, установленного экономическим субъектом, он может быть привлечён к административной ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Пункт 2 указания № 1843-У позволяет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы за проданные ими товары, выполненные ими работы и оказанные ими услуги, а также страховые премии.

Нецелевое использование поступивших в кассы субъектов предпринимательской деятельности наличных денежных средств за проданные ими товары, выполненные ими работы и оказанные ими услуги квалифицируется налоговиками как административное правонарушение. В связи с чем фискалы оформляют протокол административного правонарушения, после чего ими выносится постановление по делу об административном правонарушении в виде штрафных санкций.

И довольно часто такие действия налоговиков находят поддержку в судах.

Сумма денежной санкции вносится или перечисляется лицом, привлечённым к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию (п. 3 ст. 32.2 КоАП РФ).

У организаций, применяющих Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт расчётов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02) (утв. приказом Минфина России от 19.11.01 № 114н), в бухгалтерском учёте возникает постоянная разница. А это, в свою очередь, обязывает её начислить постоянное налоговое обязательство (п. 4, 7 ПБУ 18/02).

Олег МИТРИЧ, аудитор

Для того чтобы разобраться с понятием «кассовая дисциплина» сначала необходимо понять различие между терминами «Кассовый аппарат» и «Касса»:

Кассовый аппарат (ККМ, ККТ) – это устройство, необходимое для получения денежных средств от ваших клиентов. Таких устройств может быть сколько угодно и по каждому из них должны оформляться свои отчетные документы.

Касса предприятия (операционная касса) – это совокупность всех наличных операций (прием, хранение, выдача). В кассу поступает выручка, полученная, в том числе по кассовому аппарату. Из кассы осуществляются все наличные расходы, связанные с деятельностью предприятия и сдаются деньги инкассаторам для дальнейшей передачи в банк. Кассой может быть отдельное помещение, сейф в комнате или даже ящик в письменном столе.

Так вот, все операции по кассе должны сопровождаться оформлением кассовых документов, что обычно и подразумевается под соблюдением кассовой дисциплины.

Кассовая дисциплина – это набор правил, которые необходимо соблюдать при осуществлении операций, связанных с приемом, выдачей и хранением наличных денежных средств (кассовые операции).

Основными правилами кассовой дисциплины являются:

Кто должен соблюдать

Необходимость ведения кассовой дисциплины не зависит от наличия ККМ или выбранной системы налогообложения .

Как рассчитывается лимит остатка наличных денег по кассе

Порядок расчета лимита остатка по кассе представлен в приложении к Указанию Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Согласно нему в 2019 году лимит остатка по кассе можно рассчитать одним из двух способов:

Вариант 1. Расчет исходя из объема поступлений в кассу наличных денег

L = V / P x N c

L

V – объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях (вновь созданные ИП и организации указывают ожидаемый объем поступлений).

P – расчетный период, за который учитывается объем поступлений наличных денег (при его определении можно взять любой период времени, например, месяц, в котором были наиболее пиковые объёмы поступлений наличности). Расчетный период должен быть не более 92 рабочих дней

N c – период времени между днем, в котором были получены наличные деньги и днём сдачи этих денег в банк. Данный период не должен превышать 7 рабочих дней, а в случае отсутствия банка в населенном пункте – 14 рабочих дней. Например , если деньги сдаются в банк один раз в 3 рабочих дня, то N c = 3. При определении N c могут учитываться местонахождение, организационная структура, специфика деятельности (сезонность, режим рабочего времени и т.д.).

Пример расчета . ООО «Компания» занимается розничной торговлей. Руководство организации решило установить лимит остатка по кассе на 2019 год, взяв за расчетный период – декабрь 2018 года. В декабре компания отработала 21 день и получила наличную выручку в размере 357 000 рублей. При этом кассир организации сдавал выручку в банк один раз в 2 дня. Лимит остатка по кассе в этом случае будет равен: 34 000 руб. (357 000 руб. / 21 дн. x 2 дн.).

Вариант 2. Расчет исходя из объема выдач наличных денег из кассы

Данный способ как правило используют ИП и организации, которые не получают наличные в процессе деятельности, но периодически снимают деньги в банке (например, для расчетов со своими поставщиками).

В этом случае применяется формула:

L = R / P x N n

L – лимит остатка наличных денег в рублях;

R – объем выдач наличных денег за расчетный период в рублях (за исключением сумм, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других перечислений работникам). Вновь созданные ИП и организации указывают ожидаемый объем выдач наличных денег;

P – расчетный период, за который учитывается объем выдач наличных денег (при его определении можно взять любой период времени, например, месяц, в котором были наиболее пиковые объёмы выдач наличности). Расчетный период должен быть не более 92 рабочих дней , при этом его минимальное значение может быть любым.

N n – период времени между днями получения денег в банке (за исключением сумм, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам). Данный период не должен превышать 7 рабочих дней, а в случае отсутствия банка в населенном пункте – 14 рабочих дней. Например, если деньги снимаются в банке один раз в 3 рабочих дня, то N n = 3.

Пример расчета . ООО «Компания» занимается розничной торговлей. Наличную выручку общество не принимает, покупатели расплачиваются через банк. Однако периодически компания снимает наличные деньги в банке для расчетов с поставщиками. Руководство организации решило установить лимит остатка по кассе на 2019 год, взяв за расчетный период – декабрь 2018 года.

В декабре компания отработала 21 день и получила в банке наличных денег в размере 455 700 рублей. При этом кассир организации получал наличные в банке один раз в 4 дня. Заработная плата из кассы не выдавалась. Лимит остатка в этом случае будет равен: 86 800 руб. (455 700 руб. / 21 дн. x 4 дн.).

Приказ для установления лимита по кассе

После того как вы рассчитаете лимит остатка наличных денег по кассе, необходимо издать внутренний приказ, утверждающий сумму лимита. В приказе можно указать срок действия лимита, например, – 2019 год (образец приказа).

Обязанность каждый год переустанавливать лимит законом не предусмотрена, поэтому если в приказе срок действия не указан, то установленные показатели можно применять как в 2019 году, так и далее до тех пор, пока вы не издадите новый приказ.

Упрощенный порядок

Начиная с 1 июня 2014 года – ИП и малые предприятия (количество работников не более 100 человек и выручка не более 800 млн. рублей в год) больше не обязаны устанавливать лимит остатка наличных денег по кассе.

Для того чтобы отменить лимит по кассе, необходимо издать специальный приказ. Он должен быть основан на Указании Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У и обязательно содержать формулировку: «Хранить наличные денежные средства в кассе без установления лимита остатка в кассе» (образец приказа).

Выдача наличных денег подотчетным лицам

Подотчетные деньги – это деньги, которые выдаются подотчетным лицам (работникам) на командировки, представительские расходы и хозяйственные нужны.

Выдать деньги под отчет можно только на основании заявления от сотрудника . В нем он должен указать: сумму денег, цель их получения и срок, на который они берутся. Заявление пишется в произвольной форме и обязательно должно быть подписано руководителем (ИП).

Если сотрудник потратил свои личные деньги, то ему необходимо их компенсировать, в этом случае также пишется заявление, но с другой формулировкой (образцы заявлений).

Примечание : желательно, чтобы в заявлении была строчка: «У сотрудника отсутствует задолженность по ранее выданным авансам» (так как по закону нельзя выдавать деньги под отчет сотрудникам, которые не отчитались по предыдущим авансам).

В течение 3-х рабочих дней после окончании срока, на который были выданы денежные средства (или со дня выхода на работу), работник должен представить бухгалтеру (руководителю) авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих совершенные расходы (чеки ККМ, товарные чеки и т.д.).

Иначе денежные средства, выданные сотруднику, нельзя будет зачесть в расходы и соответственно уменьшить налог. Более того, если не будет подтверждающих документов, то с выданной суммы придётся удержать НДФЛ и заплатить страховые взносы .

Ограничение наличных расчетов

Ещё одним важным правилом кассовой дисциплины является соблюдение ограничения наличных расчетов между субъектами предпринимательской деятельности (ИП и организации) в рамках одного договора суммой не более 100 тыс. рублей .

Организация работы с денежной наличностью осуществляется следующим образом:

Взаимоотношения учреждений Банка России с кредитными организациями строятся на основе законов и нормативных документов. При этом главным направлением такого взаимодействия является организация работы учреждений Банка России по выдаче подкреплений операционным кассам кредитных организаций, с одной стороны, и по принятию от них излишков денежной наличности — с другой.

Кассовое обслуживание кредитных организаций проводится расчетно-кассовыми центрами на основе договоров о корреспондентских отношениях , заключенных территориальными учреждениями Банка России и РКЦ с кредитными организациями. За кассовое обслуживание РКЦ плату с клиентов не взимает.

В договоре предусматривается применение кредитной организацией единого порядка обработки, формирования и упаковки денежных билетов и монеты, правил приема, выдачи денег, формы доставки, предусмотренных нормативными документами Банка России. Доставку денег банки могут осуществлять собственными силами или через инкассаторов ЦБ.

Для обеспечения своевременной выдачи наличных денег со счетов предприятий , а также со счетов по вкладам населения территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня и осуществляют контроль за ее соблюдением.

Минимальный остаток наличных денег в операционной кассе устанавливается исходя из объема наличных денег, проходящих через кассу; графика поступлений денежной наличности от клиентов; порядка обработки денежной наличности и других особенностей организации налично-денежного оборота и кассовой работы.

Необходимым условием получения денег является наличие требуемой суммы на корреспондентском счете
банка в день выдачи.

Выдача денег может производиться по предварительной заявке кредитной организации на основании денежного чека , полученного операционным работником РКЦ от кредитной организации накануне дня выдачи. На практике может случиться так, что в момент составления заявки на получение денег средства на корреспондентском счете банка в РКЦ имеются, а в день получения их либо оказывается недостаточно, либо образуется дебетовое сальдо. В результате заявка не может быть удовлетворена. Тогда кредитная организация накануне или за несколько дней до получения наличности перечисляет необходимую сумму со своего корреспондентского счета на счет РКЦ платежным поручением .

Преимущества такого порядка операции состоят в следующем:

Гарантируется получение наличных денег;

Заранее точно определяется сумма выдаваемой денежной наличности;

РКЦ имеет возможность заблаговременно подготовится к выдаче наличных денег, а кредитная организация — к их получению.

Другим важным направлением взаимоотношений ЦБ РФ с кредитными организациями в области совершения кассовых операций является обязанность учреждений Банка России принимать от кредитных организаций всю излишнюю денежную наличность, которая не нужна им для совершения текущих операций по обслуживанию своих клиентов.

Для определения объема, источников поступлений наличных денег в кассы банков и направлений их выдач составляется прогноз кассовых оборотов на квартал.

Таблица 1. Отчет о кассовых оборотах коммерческого банка.

Статьи прихода и расхода

Поступления торговой выручки от

продажи потребительских товаров

02


Поступления от реализации

платных услуг

11


Поступления налогов, сборов,

взносов и страховых платежей

12


Поступления от совершения операций

перевода денежных средств

по поручению физических лиц

13


Поступления в погашение кредитов,

предоставленных физическим лицам

14


Поступления от реализации

недвижимости

Поступления на счета по вкладам физических лиц

16


Поступления от организаций Министерства РФ

по связи и информатизации

Поступления на счета физических лиц,

осуществляющих предпринимательскую

деятельность без образования юридического лица

19


Поступления по операциям с государственными

и другими ценными бумагами

20


Поступления от продажи физическим

лицам иностранной валюты

30


Поступления на счета физических лиц

31


Прочие поступления

Денежные средства являются составной частью оборотных активов. Они необходимы предприятию для осуществления расчетов между поставщиками и подрядчиками, для осуществления платежей в бюджет, расчетов с кредитными учреждениями, для выдачи работникам зарплаты, премий и для осуществления других видов выплат .

Денежные средства поступают на предприятие от покупателей и заказчиков за проданные товары и оказанные услуги, от банков в виде ссуд, от учреждений и организаций в порядке временной помощи и др.

Базой денежных средств предприятия являются хозяйственные взаимоотношения предприятия с различными организациями и учреждениями и хозяйственные взаимоотношения, связанные с реализацией работ, услуг и осуществлением других хозяйственных операций.

Денежные средства предприятия находятся в кассе в виде наличных денег, денежных документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах, открытых особых счетах и др.

Бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования на производстве. Учет денежных средств имеет значение в укреплении платежной дисциплины и в эффективном использовании финансовых ресурсов предприятия. Поэтому очень важен контроль за соблюдением кассовой дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств, обеспечением сохранности денежных документов, находящихся в кассе предприятия.

Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются:

проверка правильности оформления, законности документов;

своевременное и полное отражение операций в учете;

обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей;

своевременное проведение инвентаризации денежных средств и отражение ее результатов в учете;

обеспечение сохранности денежных средств, денежных документов в кассе предприятия и других местах хранения;

изыскание возможностей наиболее рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых инвестиций, приносящих доход.

создание условий для повседневного контроля за наличием и движением денежных средств .

Порядок хранения и расходования денежных средств в кассе установлен решением Совета директоров ЦБ России № 40 от 22.09.1993 года (с изменениями на 26.02.1996 года).

В соответствии с этим документом организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Организации производят расчеты по своим обязательствам с другими организациями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин, согласно с Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ " О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

Наличные деньги, полученные организациями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке. Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. В кассе можно хранить небольшие денежные суммы в пределах установленного банком лимита для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение трех рабочих дней (включая день получения денег в банке) в период выплаты заработной платы работникам организации, пособий по временной нетрудоспособности, стипендий, пенсий и премий.

Для учета кассовых операций применяются типовые межведомственные формы первичных документов и учетных регистров: приходный кассовый ордер (форма № КО-1), расходный кассовый ордер (форма КО-2), Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма КО-3), Кассовая книга (форма КО-4), Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форума КО-5). Эти формы утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 года № 88 по согласованию с Минфином России и введены в действие с 01 января 1999 года.

Поступление денег в кассу и выдачу из кассы оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Для учета денег, выданных из кассы доверенным лицам (раздатчикам) по выплате заработной платы, и возврата остатка наличных денег и оплаченных документов ведётся Книгу учета принятых и выданных кассиром денег.

Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов.

Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью.

Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации.

Руководители организации обязаны оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей организации не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут ответственность в установленном законодательством порядке.

Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операции - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.

Кассы организаций могут быть застрахованы в соответствии с действующим законодательством.

Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты. Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках и др. хранятся у руководителей организаций. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем организации, результаты ее фиксируются в акте.

При обнаружении утраты ключа руководитель организации сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к немедленной замене замка металлического шкафа.

Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данной организации, запрещается.

учет денежное средство наличный

В организациях, имеющих одного кассира, в случае необходимости временной его замены исполнение обязанностей кассира возлагается на другого работника по письменному приказу руководителя организации (решению, постановлению). С этим работником заключается договор о полной материальной ответственности.

В случае внезапного оставления кассиром работы (болезнь и др.) находящиеся у него под отчетом ценности немедленно пересчитываются другим кассиром, которому они передаются, в присутствии руководителя и главного бухгалтера организации или в присутствии комиссии из лиц, назначенных руководителем организации. О результатах пересчета и передачи ценностей составляют акт за подписями указанных лиц.

В организациях, имеющих большое количество подразделений или обслуживаемых центральными бухгалтериями, оплата труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий могут производиться по письменному приказу руководителя организации (решению, постановлению) другими, кроме кассиров, лицами, с которыми заключается договор о материальной ответственности и на которых распространяются все права и обязанности, установленные Порядком для кассиров.

В малых организациях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего может исполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя организации при условии заключения с ним договора о материальной ответственности.

В сроки, установленные руководителем организации, а также при смене кассиров производится внезапная ревизия денежных средств и других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяют с данными учета по кассовой книге. Для осуществления ревизии кассы приказом руководителя организации назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывают их сумму и обстоятельства возникновения.

В условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна проводиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.

Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей организаций, главных бухгалтеров и кассиров. Лица, виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок ведения кассовых операций систематически проверяют банки (не реже одного раза в два года).

На руководителей организаций, допустивших указанные нарушения, возлагается административный штраф на сумму от 4000 до 5000 рублей (п.15.1 КоАП РФ). На предприятие налагается штраф в размере от 40000 до 50000 рублей.

В настоящее время в соответствии с Указанием Центрального банка Российской Федерации от 14.11.01 г. № 1050-У установлен предельный размеры расчетов наличными деньгами между юридическими лицами на уровне 60000 рублей по одной сделке. При этом следует учитывать, что под сделкой в данном случае понимается один отдельный договор. Это уточнение действует с 1 июля 2002 года.

Для расчетов с физическими лицами предельный размер расчетов наличными не установлен.

Наличные денежные средства, поступающие в кассу предприятия, подлежат сдаче в банк для последующего зачисления на счет.

При операциях с наличными средствами используются:

объявление на взнос наличными;

чек денежный.

Прядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступлению их в кассы в дни работы учреждений банков, при этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:

для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;

для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - на следующий день;

для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, - 1 раз в несколько дней.

Причем организации могут вносить наличные деньги только на свой расчетный (текущий) счет.

Объявление на взнос наличными представляет собой комплект документов, состоящий из объявления, ордера и квитанции.

В объявлении на взнос наличными должна быть указана дата их фактического представления в банк. Они должны быть обязательно заполнены одновременно вручную или на ЭВМ с сохранением всех реквизитов бланка. Наименование владельца, номер счета и наименование кредитной организации в объявлениях могут обозначаться штампами.

При приеме наличных денежных средств от юридических лиц операционный работник банка проверяет правильность заполнения объявления на взнос наличными, оформляет его и передает объявление на взнос наличными в кассу. Кассовый работник, получив объявление на взнос наличными, проверяет заполнение объявления, сличает соответствие сумм цифрами и прописью, вызывает вносителя денег и принимает от него деньги. После приема денег кассовый работник сверяет сумму данную в объявлении на взнос наличными, с суммой, фактически оказавшейся при пересчете. При соответствии сумм кассовый работник подписывает объявление, квитанцию и ордер, ставит печать на квитанции и выдает ее вносителю денег. Квитанция, затем прикладывается к расходному ордеру и является оправдательным денежным документом.

В тех случаях, когда кассовым работником установлено расхождение между сдаваемых клиентом денег и суммой, указанной в объявлении на взнос наличными, объявление на взнос наличными переоформляется клиентом на фактическую сумму денег.

Кроме того, прием в кассу кредитной организации и зачисление денежной наличности на счет клиента - юридического лица может производиться также по препроводительной ведомости, приложенной к сумке с рублевой денежной наличностью.

От организаций может приниматься денежная наличность, упакованная в инкасаторские сумки, специальные мешки, кейсы, другие средства для упаковки денег, обеспечивающие их сохранность при доставке и не позволяющие осуществить их открытие без видимых следов нарушения целости.

В кредитной организации ведется список организаций, сдающих денежную наличность в сумках, с указанием в нем наименования организаций, количества и номерах закрепленных за каждой организацией сумок. При этом организации, сдающие денежную наличность в сумках, представляют в кассовое подразделение кредитной организации образцы оттисков пломбиров, которыми будут опломбироваться сумки. Оттиск пломбы должен содержать номер и сокращенное наименование организации ее фирменный знак.

Кассир организации формирует подлежащие сдаче сумки с денежной наличностью. При этом первый экземпляр препроводительной ведомости вкладывается в сумку; второй и третий экземпляры - соответственно накладная к сумке и копия препроводительной ведомости - представляются в кредитную организацию вместе с сумкой.

Для получения в банке денег, необходимых на выплату: заработной платы, депонированной заработной платы, командировочных, хозяйственных и других расходов предприятие должно иметь чековую книжку. Чековая книжка содержит 25 или 50 чеков и выдается организации по заявлению установленного образца.

Чек является распоряжением предприятия о выдаче с расчетного счета суммы наличных денег, указанной в нем. Чек может выписываться на сумму, не превышающую остатка денежных средств на расчетном счете.

Чеки заполняются от руки чернилами или шариковыми ручками в соответствии правилами, изложенными на обложках чековых книжек. Все реквизиты чека должны быть заполнены. Чек подписывается руководителем и главным бухгалтером, ставится печать. Сумма указывается цифрами, а затем прописью. Свободные места впереди и после суммы рублей должны быть обязательно прочеркнуты двумя линиями. Сумма прописью должна начинаться обязательно в самом начале строки

Наименование владельца счета, номер книжки, наименование кредитной организации в чеках могут обозначаться штампами.

Фамилия, имя и отчество лица, на имя которого выдается чек, пишется от руки.

Никакие поправки в тексте чека не допускаются, так как делают его не действительным.

При наличии в представленной банку владельцем чека карточке с образцами подписей отметки о том, что организации печать не присвоена, чек принимается банком без скрепления их оттиском печати.

Одновременно с составлением чека должны быть заполнены все реквизиты корешка чека.

Корешки оплаченных и испорченных чеков, а также испорченные чеки чекодатель обязан хранить не менее трех лет. Владелец счета обязан при закрытии счета возвратить учреждению банка чековые книжки с оставшимися неиспользованными корешками и чеками при заявлении, с указанием номеров чеков.

Чеки принимаются банком в течение 10 дней со дня их выписки, не считая дня заполнения.

Клиент банка обязан указывать на обороте денежных чеков назначение сумм платежа. Сведения о назначении платежа на обороте денежных чеков заверяются подписями чекодателя. Предприятия, организации и учреждения, которые в установленных случаях по условиям своей деятельности не расшифровывают свои расходы, направлять в кредитные организации денежные чеки без указания назначения платежа.

При решении вопроса о выдаче наличных денег на цели, указанные в чеке, банки могут запросить от обслуживаемых предприятий необходимые документы.

Основанием для определения обоснованности расходования предприятиями денежных средств на указанные цели и их подтверждением могут служить смета затрат (устав, положение, решение о создании предприятия или договор учредителей, лицензии на осуществление отдельных видов деятельности и другие документы, договора (контракты), отчеты подотчетных лиц о расходовании, полученных для закупки продукции наличных денег.

Подтверждением расходования наличных денег являются: копия товарного чека, счет, накладная, отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег с приложением первичных документов.

В банке кассир (или другое лицо, который имеет право получать наличные деньги), передает чек кассовому работнику. После проверки кассовый работник оставляет чек у себя, а получателю выдает контрольную марку (расположенную в верхнем правом углу чека). После того, как сумма, подлежащая выдаче, будет подготовлена, кассовый работник вызывает получателя денег по номеру чека и спрашивает у него сумму получаемых денег. Получатель передает контрольную марку в расходную кассу кредитной организации и получает наличные деньги.

Получатель денег, не отходя от кассы, в присутствии кассового работника, выдавшего деньги, проверяет полные и неполные пачки банкнот по количеству пачек и корешков в них, полные корешки, не упакованные в пачки, и отдельные банкноты - полистным пересчетом, монету - по количеству мешков и надписям на ярлыках к мешкам, пакеты, тюбики и отдельные монеты - пересчетом по кружкам.

В соответствии с банковскими правилами, клиент имеет право по своему желанию пересчитать в кредитной организации полученные деньги полистно. Доставка денег в помещение для пересчета клиентами и пересчет осуществляются в присутствии одного из работников кассового подразделения кредитной организации. На выявленные в результате пересчета недостачу или излишек денег составляется акт по установленной форме.

Договором на расчетно-кассовое обслуживание может быть предусмотрена возможность получения организацией наличных денежных средств с предварительной передачей чека. В этом случае чек передается в кредитную организацию накануне дня выдачи. Контрольная марка от чека остается у клиента.

Кроме того, может практиковаться и такая схема получения наличных денег, при котором кредитная организация сама доставляет суммы денежных средств получателю. В этом случае накануне доставки наличных денег организация предъявляет операционному работнику кредитной организации денежный чек. Контрольная марка от чека остается у клиента. Подготовленная денежная наличность вкладывается в инкассаторскую сумку, которая снабжается ярлыком и пломбируется заведующим кассой или кассовым работником, упаковавшим сумку. На ярлыке проставляются: наименование организации, дата упаковки, сумма вложенных денег, подпись и именной штамп заведующего кассой или кассового работника. Доставка денег осуществляется бригадой инкассаторов.

В организации прием доставленных денег производится кассиром или комиссией уполномоченных лиц, назначаемой письменным распоряжением руководителя организации. В состав комиссии включается кассир организации.

Инкассаторы предъявляют кассиру организации (комиссии уполномоченных лиц) служебные удостоверения и явочную карточку. Представители организации инкассаторам - распоряжение руководителя организации о включении их в состав комиссии, документы, удостоверяющие их личности, и контрольную марку для сверки ее номера с номером денежного чека.

Кассир организации (комиссия уполномоченных лиц) проверяет целость упаковки сумки с денежной наличностью, сверяет соответствие оттиска пломбира на пломбе к сумке имеющемуся образцу и принимает Полные и неполные пачки банкнот по количеству корешков в них, отдельные корешки и банкноты - полистным пересчетом, мешки с монетой - по надписям на ярлыках. После этого сверяет сумму принятых денег с суммой, указанной в денежном чеке, расписывается на денежном Чеке и заполняет явочную карточку. В явочной карточке проставляется номер сумки, время приема и сумма принятой денежной наличности.

При предъявлении инкассаторами сумки в нарушенной упаковке составляется акт в трех экземплярах и подписывается всеми лицами, присутствовавшими при приеме денег. Первый экземпляр акта передается банку, второй - подразделению инкассации, третий экземпляр остается в организации.

Оформленный денежный чек инкассаторы передают операционному работнику банка для записи в кассовом журнале. Денежный чек и расходный кассовый ордер передают заведующему кассой для помещения в кассовые документы.

На каждую полученную в банке сумму бухгалтер выписывает приходный кассовый ордер на имя получателя с указанием номера чека, при этом квитанция прикладывается к выписке банка.

В Приложении 1 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации 1993 года изложены признаки и правила определения платежности банковских билетов (банкнот) и монет Банка России (признаки платежности, допустимые повреждения платежных банкнот, порядок обмена банкнот и монет, порядок экспертизы денежных знаков), которыми должны руководствоваться кассиры при осуществлении кассовых операций с банковскими билетами и монетами Банка России.

Использование контрольно-кассовых машин для учета расчетов с населением обязательно для всех организаций.

Если организации в силу специфики своей деятельности или особенностей местонахождения не имеют возможности применять контрольно-кассовые машины, то в качестве документов строгой отчетности при расчетах с населением могут использоваться формы бланков документов, утвержденные Минфином России.

За нарушение требований Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" применяются штрафные санкции к организациям в зависимости от характера нарушения.

Прием и выдача денежной наличности гражданам, а также сотрудникам кредитной организации осуществляются по приходным и расходным кассовым ордерам. На приходных и расходных кассовых ордерах проставляются обязательные реквизиты: дата; фамилия, имя, отчество клиента или другие данные клиента, позволяющие его идентифицировать и отраженные в заключенном с ним договоре банковского вклада; номер счета в кредитной организации; прописью сумма денег, подлежащая зачислению на счет или списанию со счета; подписи клиента, операционного работника, кассового работника.

Прием денег за коммунальные, налоговые и другие платежи ведется по извещениям и квитанциям установленных форм.

Для осуществления операций по обслуживанию клиентов заведующий кассой выдает кассовому работнику под отчет необходимую сумму денег под расписку в книге учета принятых и выданных денег (ценностей).

Операции по приему и выдаче наличных денег со счетов по вкладам граждан подтверждаются соответствующей записью в документе (сберегательная, вкладная книжки и др.), остающемся у клиента.

После совершения операции по приему платежа кассовый работник проставляет на квитанции, возвращаемой клиенту, оттиск. штампа контрольно-кассовой машины или программно-технического средства, обеспечивающего реализацию требований, предъявляемых к контрольно-кассовым машинам, или выдает клиенту вместе с квитанцией распечатку печатающего устройства.

В случае расхождения вносимой клиентом суммы денег с суммой, указанной в приходном кассовом документе, а также при обнаружении неплатежных или сомнительных денежных знаков кассовый работник предлагает ему довнести недостающую сумму денег или возвращает излишне внесенную сумму денег.

Полученные от клиента деньги пересчитываются таким образом; чтобы он мог наблюдать за действиями кассового работника.

Клиент пересчитывает полученные от кассового работника деньги, не отходя от кассы. В случае возникновения у клиента претензий по полученной и пересчитанной сумме денег указанная сумма повторно просчитывается под наблюдением заведующего кассой, который принимает решение о снятии остатка денег в кассе. При этом клиент в помещение кассы не допускается.

Поступление денег в кассу оформляется бухгалтерской проводкой:

Д-т сч. 20202 «Касса кредитной организации»

К-т депозитного счета.

При выдаче денег осуществляется обратная проводка.

В конце дня кассовый работник сверяет сумму денег, выданную ему под отчет, с суммами, указанными в приходных и расходных документах, и суммой денег, имеющейся у него в наличии, и составляет справку о сумме принятых денег и количестве поступивших в кассу денежных документов, если им осуществлялись операции только по приему денег, или сводную справку о кассовых оборотах по произведенным приходно-расходным операциям. Справки подписываются кассовым работником. Приведенные в справках кассовые обороты сверяются с записями в кассовых журналах (распечатках по проведенным операциям за день) операционных работников и оформляются подписями кассового и операционных работников.

Остаток денег, справки, ленту контрольно-кассовой машины, приходные и расходные кассовые документы кассовый работник сдает заведующему кассой под расписку в книге учета принятых и выданных денег (ценностей).

Обслуживание граждан может осуществляться одним кассовым работником с возложением на него обязанностей операционного работника при наличии в компьютерном оборудовании и соответствующем программном обеспечении системы контроля, исключающей доступ кассового работника к проведению операций по счету клиента без его поручения.

Загрузка...
Top