Наиболее развитым жанром позднетрадиционного фольклора являются частушки.
Частушки - короткие рифмованные лирические песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разнообразные жизненные явления, выражая ясную положительную или отрицательную оценку. Во многих частушках присутствует шутка или ирония. Наиболее ранние частушки имели шесть строк. Основной тип - четырехстрочный - сформировался во второй половине XIX в., он исполняется под пляску и без нее. Четырехстрочными являются также частушки собственно плясовые, которые исполняются только под пляску (например, под кадриль). Кроме того, существуют двустрочные частушки: "стра- дания"и "Семеновна" (последняя появилась в 1920-х гг.).
Частушки имеют разнообразные, но повторяющиеся, устойчивые напевы, как протяжные, так и быстрые. Характерно исполнение многих текстов на один напев. В живом бытовании частушкам иногда свойственна речитативность (близость к напевной декламации). В них сочетаются слово, напев, инстру-
ментальное сопровождение (на балалайке, гармошке), движения (жесты, мимика, танец). Все эти слагаемые допускают импровизацию, занимающую в частушке значительное место.
Частушки принято называть поэзией малой формы, но частушка никогда не поется одна (Я частушку на частушку, как на ниточку, нижу...). При исполнении импровизируются циклы - частушечные спевы, которые могут включать разное количество строф (иногда до 100). Исследователи отмечали, что в процессе исполнения частушек действует кумулятивно-контаминацион-ный порождающий механизм, он и создает частушечный спев по какому-либо признаку, содержательному или формальному. Подобный принцип и ранее использовался в артельных трудовых песнях типа дубинушек: песни составлялись из не связанных по сюжету строф с общим припевом.
Спевы могут иметь композиционное обрамление: частушку, которая является сигналом начала пения, и частушку, которая служит сигналом конца. Нередко это обращения певиц к гармонисту. Например:
Играй, гармонист.
Играй, не ломайся!
Для кого-нибудь не надо -
Для нас постарайся! (В начале).
Ой, спасибо, гармонист.
За игру отличную!
Я еще тебе желаю
Милку симпатичную! (В конце) 1 .
Спевы, построенные на диалоге - перекличке двух певиц, объединяет содержание. Спевы может также создавать игра формой (см., например, в Хрестоматии "перекрестные" частушки, где обыгран композиционный принцип двухчастное™ частушечной строфы). Распространенный тип спевов - частушки, имеющие общее начало (запев): Эх, яблочко..., Самолет летел..., Не ходите, девки, замуж... и др. Особый способ циклизации имеют частушки "Семеновна": он напоминает цепочную композицию народных лирических песен. Например:
Самовар с трубой начинал кипеть,
А я "Семеновну" начинаю петь.
Я сперва спою, как влюблялися, а потом спою, как расставалися.
Мы влюблялися - кудри вилися,
А расставалися - слезы лилися... И т. д.
Частушки окончательно оформились в последней четверти XIX в. одновременно в разных частях России: в центре, среднем и нижнем Поволжье, в северных, восточных и южных губерниях. Каждый регион имел особый характер словесного текста и напева, особую манеру исполнения (хором или в одиночку), а также приплясывания, что породило разные обозначения частушек: "саратовские", "тамбовские", "воронежские", "рязаночка", "елецкая". Впоследствии многие из них получили повсеместное признание (см. в Хрестоматии рассказ балалаечника из Нерехт-ского р-на Костромской обл. о частушечных наигрышах). Частушки пели во время гуляний, в дороге, в лесу, на посиделках. В народной среде выделялись частушечники - знатоки частушек, их исполнители и создатели, владеющие основным репертуаром своей местности. С начала XX в. русские частушки начали проникать к соседним народам: украинцам, белорусам, мордве, чувашам, татарам и другим. В местах русско-мордовского погра-ничья протяжные двустрочные частушки стали называть по-мордовски - матани (в переводе - "песенки").
В разных местах частушки называли по-разному: песни, ко роткие песни, припевки, пригудки, прибаски, коротушки, собируш- ки и проч. Термин частушка, также народный, был введен в научный обиход в 1889 г., когда в периодической печати появился первый очерк об этом новом явлении песенной культуры народа. Его автор - писатель-демократ Г. И. Успенский 1 .
В отличие от Г. И. Успенского, проявившего живой интерес к частушке, многие находили в ней "упадок истинного творчества". Вот что писал Ф. И. Шаляпин: "Народ, который страдал в темных глубинах жизни, пел страдальческие и до отчаяния веселые песни. Что случилось с ним, что он потерял всякую надежду на лучшее и застрял в промежутке между надеждой и отчаянием на этом проклятом чертовом мосту? Уже не фабрика ли тут виновата, не резиновые ли блестящие калоши, не шерстяной ли шарф, ни с того ни с сего окутывающий шею в яркий летний день, когда так хорошо поют птицы? Не корсет ли, надеваемый
поверх платья сельскими модницами? Или это проклятая немецкая гармоника, которую с такой любовью держит под мышкой человек какого-нибудь цеха в день отдыха? Этого объяснить не берусь. Знаю только, что эта частушка - не песня, а сорока, и даже не натуральная, а похабно озорником раскрашенная. А как хорошо пели! Пели в поле, пели на сеновалах, на речках, у ручьев, в лесах и за лучиной. Одержим был песней русский народ, и великая в нем бродила песенная хмель..." 2 .
Частушка - показатель возросшей связи деревни с городом, она отразила изменение психического уклада деревни, прежде всего деревенской молодежи. Ускорившиеся темпы жизни, постоянный приток новых впечатлений, частая смена переживаний - все это сделало актуальной короткую подвижную песенку.
Частушки - главный жанр крестьянской лирики в поздне-традиционном фольклоре. Своими истоками он тесно связан с устным творчеством старой русской деревни. Короткие сатирические и плясовые песни создавались еще скоморохами (в Курской и Тамбовской областях частушки называли скоморошника- ми или скоморошными песнями).
Очевидно, что часть скоморошьего репертуара была воспринята так называемыми нескладухами - частушками, в которых основную художественную роль играет комический абсурд. Например:
Вы послушайте, девчата,
Нескладушу буду петь:
На дубу свинья кладется,
В бане парится медведь.
В песенниках XVIII в. зафиксированы плясовые песни, по размеру напоминающие частушки. Иногда частушки исполнялись на напевы известных плясовых песен "Камаринская " и "Ба рыня". Короткие припевки пели на свадьбах и в календарных обрядах, однако у частушек отсутствует свойственная обрядовому фольклору утилитарная направленность, они - чисто лирический жанр. С другой стороны, частушки окрашены влиянием песен литературного происхождения и книжной поэзии. Для них обязательна рифма, преимущественно неполная перекрестная (abcb), а также полная перекрестная (abab) и парная (aabb). Тонический в своей основе стих частушек приближен к силлабо-тоническому.
Частушки имели сельское происхождение и бытование. Ответвлением, трансформацией этих деревенских песенок стали частушки, исполнявшиеся на городских окраинах, в городских "низах", в среде рабочих. Свою высокую популярность и продуктивность частушки сохраняют и в современном фольклоре (см. в Хрестоматии рассказ частушечника Н. Н. Смирнова из Нерехтского р-на Костромской обл., записанный в 1989 г.) 1 .
Частушки проявляют внимание ко всем жизненно важным вопросам, их содержание разнообразно. Однако в огромном большинстве случаев они сочинялись молодежью, поэтому их самой популярной темой стала любовь. Персонажи частушек - девушка и парень от подросткового возраста до брака. Частушки передают мечты девушек о замужестве, парней о женитьбе; зарождение и развитие любовного чувства; любовные переживания разного рода. Молодежь протестует против власти родителей, их запрета на свободное чувство; сообщает о своей грамотности, позволяющей писать друг другу любовные письма; наивно стремится ко внешним формам городской культуры как способу утверждения самостоятельности и привлечения к себе внимания со стороны противоположного пола. Частушки предельно личны, любовное чувство изображается в них во всех оттенках, от самого нежного до яростного.
В сборнике, составленном Ф. М. Селивановым (Частушки. - М., 1990), выделены такие основные группы любовных частушек: "Сбывшиеся мечты", "Пересуды, сплетни, "слава"", "Сомненья и раздумья", "Разлука при любви", "Разлука: конец любви", "Измена", ""Повторительная" любовь", "Без взаимности", "Характеры". Внутри каждой группы имеется еще ряд тем. Например, частушки об измене распадаются на темы: "Ревность, упреки, предупреждения", "Измена состоялась", "Переживания при измене", "О сопернице", "Месть изменщику", "Измена нипочем", "Ухажер кается", "Девушка изменяет". Тему любовных отношений разрабатывают также частушки из группы "Посиделки и гулянья" и из других групп сборника.
Частушек о семейной жизни создано значительно меньше, и оценивается она с позиций молодежи - чаще всего как несчастливая. Исследователи заметили, что вообще ббльшая часть частушек, независимо от характера мелодии, имеет грустное, эле-гическое содержание.
Герой частушки иногда изображается в разлуке с родными местами (рекрут, солдат, батрак, работающий в чужих людях); для него характерно тяготение к малой родине:
На чужой сторонушке п оклонюсь воронушке:
з дравствуйте, воронушки.
Не с нашей ли сторонушки?
С неба звездочка упала бригадиру на ремень.
Не пойду в колхоз работать за несчастный трудодень.
Известны частушки о службе в Красной Армии, о Великой Отечественной войне и послевоенных событиях в нашей стране. Частушки на общественно-политические темы часто приобретали сатирическую направленность. Однако в общем репертуаре они занимают незначительное место - всего 5-6%.
В устное бытование реально не входили многочисленные частушечные фальсификаты: сочинявшиеся и публиковавшиеся с пропагандистскими целями плакатно-гимнические подражания народным песенкам, самодеятельные "агитки" на злобу дня, которым аналогичны современные рекламные поделки.
Еще в 1939 г. вопрос о фальсифицированных частушках поставил поэт В.Боков. Он вскрыл и механизм их появления. Так, существовала народная частушка о рекрутах:
Серьг уточки летали,
Над полями крякали.
Как ребята шли в солдаты,
Все девчата плакали.
На ее основе появилась бездарная переделка:
Серы уточки летели,
Над полями крякали.
Комсомольцы шли на фронт,
Девушки не плакали. 1
Подобно лирическим песням, частушки экономно, ненавязчиво пользуются изобразительно-выразительными средствами. Они, как и песни, дорожат своим содержанием - не случайно рифма падает на самые главные в смысловом отношении слова. Частушки предпочитают мужскую или женскую рифму, дактилическая встречается реже. Применяется приблизительная рифма (приневолили - дролины, ураган - не отдам) и составная (туф ли - тут ли). Могут появиться внутренние рифмы:
Шел я лесом, видел беса.
Беса в новых сапогах,
сам дубовый, нос вязовый.
Папиросочка в зубах.
Ритмико-мелодическую структуру частушек создают аллитерации, ассонансы, синтаксический параллелизм и другие повторы. Выразительны единоначатия:
Не тобой дорожка мята.
не тебе по ней ходить,
не тобою я занята.
Не тебе меня любить.
Иногда частушка играет ударениями в словах, подчеркивая их смысл:
Редко, редко,
милый, ходишь,
Редко-наредко-редко.
Ты давно другую любишь, (а)говоришь, что далеко.
Интонационное богатство частушке дает ее близость к разговорной речи. Чаще всего частушка представляет собой высказывание от первого лица и по содержанию обращена к кому-либо: милому, подруге, сопернице, матери... Это позволяет нарисовать разнообразные характеры персонажей. Довольно популярны частушки в диалогической форме, реже встречаются в форме высказывания от третьего лица. Повествовательное начало в частушке развито слабо, ее главный смысл - лирический. Опираясь на конкретные факты, частушка использует сублимирующий метод фольклора, благодаря чему личное чувство отдельного человека приобретает в ней универсальный смысл.
Частушка связана со многими фольклорными жанрами: пословицами и поговорками, плясовыми и хороводными песнями, лирическими песнями 1 . Особенно значительна роль последних:
традиционная песенная лирика помогла становлению частушки как лирического жанра. Частушка использовала уже готовую песенную символику. В ней появляются цветущие или увядшие цветы, заросшая дорожка к милой, тоскующая кукушка, горькая осина, белая береза, речка быстрая, калина, малина, месяц ясный, звездочка небесная... Вместе с образами в частушку пришли постоянные эпитеты, в том числе выразительные (ретиво сердце). Живая разговорная основа языка частушек сочетается в них с выразительными средствами старинной русской песни. Частушки используют сравнения:
Поедешь, миленький, жениться.
Брось на полюшке платок.
Вся любовь наша завянет,
Как неполитый цветок.
Метафоры:
Я запру свое ретивое
Двенадцати ключам,
чтобы старый ягодиночка
н е снился по ночам.
Метонимии:
Забываю, забываю,
Нет, не забывается.
Рубаха бела, чуб налево
Часто вспоминаются.
Олицетворения:
Я от горя убегаю -
Горе все меня найдет.
Я от горя - в сине море, -
Горе лебедью плывет.
Формулу невозможного:
Я не буду больше плакать,
глаза карие мочить, -
Синя моря не наполнить
И любовь не воротить.
Гиперболы:
Шел я полем, торопился.
Из-под ног огонь летел.
На милашку рассердился -
Разорвать ее хотел.
В юмористических и сатирических частушках гипербола создает смеховое начало:
Едет милый по базару,
Всем он улыбается.
Оказалось - зубы вставил.
Рот не закрывается.
По композиции частушки делятся на одночастные и двухчастные. Одночастные имеют сквозное развитие темы. Например:
На германской на границе.
На высокой горочке
Перевязывает раны
Санитарка дролечке.
В двухчастных строфа отчетливо распадается на две части с резкой паузой между ними. На построение двухчастной частушечной строфы воздействовал песенный прием психологического параллелизма. Иногда это очевидно:
Неужели позавянет
На горе зеленый сад?
Неужели не воротится
Любовь наша назад?
В двухчастных частушках встречается параллелизм с одним персонажем в обеих частях:
Будет, будет, поносила
Белого и синего.
Будет, будет, полюбила
Милого красивого.
Нередки двухчастные частушки, в которых части противопоставлены по смыслу (см. приведенный выше спев "Семеновны"). Исследователи заметили тяготение частушек к формальному параллелизму - когда при сопоставлении частей не требуется устанавливать символическую или логическую связь между ними. Такими, например, являются многие частушки, использующие общий запев "С неба звездочка упала... ".
Происхождение этого образа связано с традиционной свадебной лирикой, в которой "упавшая звездочка" символизировала отлучение невесты от ее рода. Этот образ (наряду с другим: "Светит месяц, светит ясный...") заимствовали из свадебной поэзии плясовые песни, а позже - связанные с народной пляской частушки 1 .
В целом можно отметить, что композиция строфы всегда закрепляет смысловую и формальную законченность частушки.
Веселые миниатюры можно было услышать в деревнях прямо на улице, во время посиделок, свадеб, застолий и т. д. Зачастую под задорное исполнение народ шел в пляс. Были песенки и с лирическим настроением, которая отражала происходящие события и переживания в зарифмованных строках. Даже печальные частушки все же были наполнены юмором, что поддерживало оптимистичный взгляд в будущее.Интересно, что окружающий исполнителя народ не просто слушает, а принимает активное участие в развлечении: приплясывает, хлопает, комментирует, возражает или поддерживает. Причем наиболее распространенная реакция - ответ частушкой, что таким образом переходит в соревнования.
Когда появились частушки?
Есть мнение, что первые стихотворно-музыкальные миниатюры появились еще в XVII-XVIII вв. В то время ими развлекали народ скоморохи, балагуры и бродячие артисты. Другие исследователи считают, что это произошло примерно в середине XIX века.
Обратившись к древней литературе, можно заметить, что там упомянуты практически все разновидности фольклора того времени, только о частушках не сказано ни слова.
- В летописях указаны имена былинных персонажей, изложены легенды и притчи.
- А. С. Пушкин написал «Песнь о вещем Олеге», основываясь на предании о смерти князя Олега из «Повести временных лет», а также пересказал народные сказки.
- В творчестве Некрасова тоже встречаются фольклорные жанры.
При этом частушки в литературных произведениях тогда не упоминаются. Даже в толковом словаре В. И. Даля «частушки» в значении «короткая песенка» нет. Впервые это слово применил Глеб Успенский в очерке 1889 г. «Новые народные песни».
Столь значимое событие как отмена крепостного права в 1861 г. не указано ни в одной частушке. Зато следующие за ней (с 70-х гг. XIX в. исторические факты встречаются в народных четверостишиях: русско-турецкая и русско-японская войны, первая русская революция 1905 года.
В литературе она появляется в стихах XX столетия: у С. А. Есенина, А. А. Блока, В. В. Маяковского и их современников.
Варианты названий частушек
Частушки стали сочинять в самых разных уголках Руси практически в одно время. Каждая местность наделила песенные миниатюры индивидуальным колоритом, а порой и названием.
- По характеру: пригудка, коротелька, коротушка, скакуха, трясогузка, цыганочка, Семеновна, погудка, припевка, собирушка, вертушка, топтушка.
- По месту происхождения: волжские матанечки, уральские тараторки, саратовские страдания, рязанские ихохошки, елецкая, сибирская подгорная, новгородское разливное.
Некоторые из сочиненных четверостиший нужно было петь, другие - выкрикивать под мелодию для плясок, исполнять под музыкальное сопровождение (баян, балалайка, рожок, бубен) или без него.
Разновидности частушек
- Лирические (припевки) - четверостишие на разнообразные темы.
- Плясовые - 4-строчные песенки с особым ритмом, который сочетался с плясками. Строки короче, чем у лирических. Пример: частушки типа «Яблочко», возникшие в начале XX века на Украине как любовные. В 1917-1920 гг. они трансформировались и стали отражать социально-политическую тему.
- Страдания - обычно это 2-строчные частушки про любовь. Их пели медленно и протяжно. Были распространены в средней полосе России и на Волге. В северной части страны, на Урале и в Сибире их не знали.
- «Семеновна» (частушки, названные по зачину) - 2-строчные частушки с особенным заунывным ритмом. Семеновна - разбитная русская баба. Первые песенки этого типа возникли в 30-х гг. XX в. Затем на их основе в 30-40 гг. сложили много жестоких романсов.
- «Матаня» - разновидность частушек, в которых словом «Матаня» обращались к возлюбленным. Причем такое обращение встречалось часто и в запеве, а в припеве. Такая песенка представляет собой 4-стопный хорей, а строфа состоит из двух строк и имеет припев.
Частушки про деревню и село
Мой миленок тракторист,
Я - его доярочка. Он в мазуте, я в навозе- Боевая парочка. *** Я стояла за крыльцом, А сказали: с молодцом. Я платочек вынимала, А сказали: целовала. *** Что сидите, мужики, Штаны протираете? В поле только сорняки, А вы все гуляете. *** Ой деды, деды, деды! До чего же вы хитры, Как иду я по воду - Седина вам в бороду. *** Бросила я камешек К милому в окошко. Окно растворилося, Оказалась - кошка. *** На трубе сидит петух. Он кричит, что видит двух: Ванечку с цветами, Петеньку с деньгами! *** Я накрашу губки ярко, Я пойду через село, Будет всем ребятам жарко, Ну а мне-то - весело. *** Семь красавиц, семь сестер На лугу зажгли костер. Песни распевают, В гости зазывают. *** Меня молодцы не любят И не любят мужики, А я бегаю с соплями И пускаю пузыри. *** Пашут во поле весной Наши трактористы, А целуют под сосной Наши гармонисты. | Мы пололи огород,
Парни веселилися. Жарко стало, мы разделись, А они свалилися. *** Топну левой ногой, Топну правенькой, Все равно девчонки любят, Хоть я - маленький! *** Дояр Вася загрустил, И вздохнул устало. Всех коровок подоил, А надоя - мало! *** Завела гармонь девчонку, От любви блестят глаза. Полюбила гармониста, Не сдержала тормоза. *** Тучки по небу плывут, Отражаясь в озере. А Тарас приехал к Нюре, На своём бульдозере. *** Летом скучно без частушек, Без весёлых песен - Без гармошки заводной Мир неинтересен! *** Солнце весело сияет, Нет причины хмуриться. Бабы по полю идут, И на Солнце жмурятся. *** Я сидела на печи, Сторожила калачи. А за печкой мышки Сторожили пышки. *** Ай да серенький коток Пошел к речке под мосток, В воду хвостик опустил, Кошкам рыбы наловил! *** Га-га-га, - распелся гусь. Я лисичек не боюсь. Всех лисичек на весу Я в корзинке унесу! |
Частушки про любовь
Ты зачем же завлекала,
Когда я тебе не мил? Ты бы с осени сказала, Я бы зиму не ходил. *** По селу хожу с Тимошкой, А Тимошка мой - с гармошкой. Он играет, напевает, Ветер кудри развевает. *** Миленький, не стукайся, Хорошенький, не брякайся, Под середнее окно Тихонько поцарапайся *** Милый спит, тихонько дышит. Я целую - он не слышит. *** Скоро я хозяйкой стану У милого во дому: Будут ужинать садиться По приказу моему. *** Дорогой по осени Сказал словечко тайное: - Припасай, сударушка, Колечко обручальное. *** Кучерявого Алешу Хочу люблю, хочу брошу. *** Приезжали меня сватать С позолоченной дугой. Пока пудрилась, румянилась, Уехали к другой *** Ну, какая это стать, Ведра на гору таскать? Я пойду замуж туда, Где под окошечком вода. *** Шила милому кисет, А вышла рукавица. Пришел милый, похвалил: - Какая мастерица! *** Мы с милёночком гуляли Возле нашего пруда; Нас лягушки напугали - Не пойдем больше туда. | Я сидела на окошке,
Ехал милый мой на кошке, Стал к окошку подъезжать Не мог кошку удержать. *** У кого какой миленок - У меня ремесленный: Отдала ботинки шить - Сшил бурак берестяный. *** От любви сердце пышет: Щи кипят, она не слышит. *** У Тимошки чуб волною, Он ухаживает за мною. *** Ох, кошка, брысь! На-порог не садись: А то миленький пойдете Спотыкнется - упадет. *** У меня на сарафане Косолапы петухи; Я сама не косолапа - Косолапы женихи. *** Ты зачем расцвел, Василек, во ржи? Ты зачем пришел, Милый мой, скажи? *** Эх, Семеновна, Моя ты крошечка, Да я пришел к тебе Да под окошечко. *** Милый, что, милый, что? Милый сердится на что? То ли люди что сказали, То ли сам заметил что? *** А мне милый подарил Любовь свою верную, А я ему подарила Свою безразмерную. *** За околицей лесок, А за лесом речка. Где ты ходишь мой дружок, Изнылося сердечко. |
Частушки про свадьбу
Было время - развлекалась
Я до самого утра! А теперь чуть разгуляюсь, Муж кричит: "Домой пора!"! *** У меня хороший повод - Петь частушки и плясать. Поздравляю тебя, теща, У тебя хороший зять! *** Музыка у нас играет - Пусть не остановится! Муж жену когда целует - Завидно становится! *** Не хватает у нас места, Негде яблоку упасть! Хороша, свежа невеста, Так и хочется украсть! *** Свадьба пьёт и веселится, И смеётся, У-ха-ха! А невеста пусть гордится, Посмотрев на жениха! *** Греет землю жарко лето, Свадьба весело идёт, И пускай событье это Радость в сердце всем несёт! *** Свадьба пусть поёт и пляшет, Расцветает, как букет… Тёща ручкой нежно мажет И свекрови шлёт привет! *** Пожелать хотим влюбленным Честно в доме поделить - Кому мусор и посуда, А кому баклуши бить! *** Молодая, ты послушно Выполняй наказы мужа, Муж, жене будь верным Не действуй ей на нервы! *** Вам под самой крышей рая Свить гнездо своё желаем! И чтоб было то гнездо Полной чашей на все сто! *** Я искал себе невесту, Пол-России истоптал. Друг, признайся, только честно: Где таку красотку взял? | Ой, колечко ты моё,
Золотая проба... Буду милую любить До самого гроба! *** Ненадежные девицы Переполнили страну. В наше время положиться Можно только на жену! *** Надоела в девках воля, Мне мила замужних доля, Буду мужу помогать я - Покупать духи и платья! *** Все у тестя по уму! Любит он свою жену! Деньги лихо достает - Дочку замуж отдает! *** Нету лета без июля, А июля без цветов; Нет любви без поцелуя - В поцелуе вся любовь! *** Мы с невестою подружки, Сколько лет - не сосчитать. Обещай, жених, невесту Ежечасно целовать! *** Тесть на свадьбе - генерал! Дочку замуж он отдал! Он уверен: счастье будет! Зять невесту очень любит! *** Если ягода созрела, Надо ягоду сорвать. Звать невестой надоело - Знать, пора женою звать! *** Что случилось, ой-ой-ой, Не найти нам места: Дочка махонька такая - Вот уж и невеста! *** Не спеши, подружка, замуж, Походи по улице. Еще перина не готова - Перышки на курице. *** За столом шептались гости, Я подслушал разговор. Говорят, красивей пары Не видали до сих пор! |
Частушки для детей
Ходи, хата, ходи, хата,
Ходи, курица, хохлата, Ходи, сени и порог, И сметана, и творог. *** Утром маме наша Мила Две конфетки подарила. Подарить едва успела, Тут же их сама и съела. *** Поленился утром Вова Причесаться гребешком, Подошла к нему корова, Причесала языком! *** С горки ехала Иришка - Самой быстрою была; Ира даже свои лыжи По пути обогнала! *** Кабы, кабы да кабы На носу росли грибы, Сами бы варилися Да и в рот катилися. *** Выйду, выйду я плясать В новеньких ботинках, Все ребята говорят, Что я как картинка! *** Заиграй-ка, балалайка, Балалайка - три струны! Подпевайте, не зевайте, Выходите, плясуны. *** Я не тятькина Я не мамкина - Я на улице росла, Меня курица снесла. *** Две лопатки у Егора, А у Нины - формочки. Я за это им язык Высуну из форточки. *** Я куличик испекла, Угостила Ваню. Он за это показал Мне жука в стакане. *** Письму мышонка дед учил, А вышли-то каракули. Мышонок двойку получил. И оба горько плакали. *** Говорит лентяйке мать: «Убери свою кровать!», А лентяйка: «Маменька, Я же еще маленька». *** Закопченную кастрюлю Маня чистила песком. Три часа под душем Маню Мыла бабушка потом. *** Одевался Дима утром И свалился почему-то: Он засунул без причины Две ноги в одну штанину. *** Я под краном руки мыла, А лицо умыть забыла, Увидал меня Трезор Гавкнул он: «Какой позор!» *** Кипятила молоко, Отошла недалеко. Подхожу к нему опять: Молока уж не видать. *** Эх, раз, еще раз, Мы поклонимся сейчас, Начинаем перепляс, Постараемся для вас! | Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться: Тут народу очень много, Можем растеряться! *** Я подрос на сантиметр, А Витёк - на целых пять. А Лариска растолстела, Целым классом не обнять. *** Сидит Ванька у ворот Широко разинув рот, А народ не разберет, Где ворота, а где рот. *** Мышку в клетку я поймал И там запер крепко, Ведь без мышки не собрать В огороде репку. *** Как по саду-огороду Любит козочка гулять. После этого похода Урожая не собрать! *** Я корова хоть куда! Как венец мои рога. Кто меня проведает, Молочка отведает! *** У меня на сарафане Петушки да петушки В целом мире нету краше Моей милой бабушки! *** Саша с Машей поиграли Все игрушки разбросали, Стали спорить и кричать Кому игрушки собирать! *** Любят маленькие детки Всевозможные конфетки. Кто грызет, а кто глотает, Кто за щечкою катает. *** Вот как Петя хорошо Поливает грядку! Там теперь все лягушата Делают зарядку. *** На рыбалку я ходил, Удочку закинул. Клюнул толстый крокодил – Лодку опрокинул! *** В прятки мы в лесу играли И Оксанку потеряли. Забралась в дупло она – Проспала там до темна! *** Летом каждая полянка, Словно скатерть-самобранка. Вкусной ягодой лесной Враз накормит нас с тобой. *** – Это что же за грибочки Облепили все пенёчки? – Повезло же вам, ребята, Это – дружные опята! *** Вон те рыжие подружки Называются волнушки. Поспеши ты к ним, Иринка, Пригласи к себе в корзинку. *** Разрешила мама дочке Утром сбегать по грибочки. Принесла дочурка скоро Две корзинки мухоморов. *** На песочек золотой Солнышко светило – Как же летнею порой Хорошо нам было! |
Веселые и смешные частушки
Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих. Интересно тем послушать, Кто не знает никаких. *** Эх, подружка дорогая, Про нас знает весь народ. Без тебя никто не спляшет, Без меня - не запоет. *** Я частушку на частушку, Как на ниточку, вяжу. Ты досказывай, подружка, Если я не доскажу. *** Не смотрите на меня, Что я худоватая. Мамка салом не кормила, Я не виноватая. *** Не ругай меня, маманя, Не ругай так грозно. Ты сама была такая - Приходила поздно. *** За деревней на пруду Квакают лягушки. А я милёночку лапшу- Вешаю на ушки. *** Ох, ты, яма, яма, яма… Я не знаю, кто копал. Шел милёнок на свиданье, Невзначай в неё упал. | Три недели не купался,
И поймал не пузе вошь. Она толстая, большая, Из винтовки не убьешь. *** Я готовила по книжке, А она закрылася… Как теперь я угадаю, Что же там сварилося. *** Я цветочки поливала На балконе леечкой. Почему-то стал вдруг мокрым Дядя на скамеечке... *** А как боркински ребята Храбрецы так храбрецы. Три километра бежали - Испугалися овцы. *** А мне милый изменил, На козе уехал в Крым, А я маху не дала, На корове догнала. *** Ах, топнула я, И не топнула я. Съела пряников полпуда И не лопнула я. *** Вышла плясать Бабушка Лукерья, Там, где не было волос, Натыкала перья |
Частушки про пироги
Пироги-то печь
Все ушли давно, Мне б тебя завлечь, Да ты глядишь в окно. И на ней он встретил Нинку... Несла Нинка пирожки, - Коту радость и смешки... ***
К чайнику и самовару! Вы, друзья, скорей садитесь! Ну, а хозяйку-то - хвалите! Ну, а хозяйку-то хвалите!
***
Называл её «дружок», А она в ответ на это: Скушай с полки пирожок! *** Жду подружек дорогих В гости на неделе. Я хочу, чтоб вы моих Пирогов поели. Пироги, пироги
С пирогами будет чай
Пироги, пироги
Будем песни распевать,
Пироги, пироги
Мы о вкусных пирогах
Пироги, пироги
| Баба сеяла муку,
Тесто замесила. И соседа на пирог В гости пригласила! ***
Всех я зазываю, Стол накрыт давным давно, Пирог уж остывает! ***
На окно поставила. Поклевала все ворона, Крошек не оставила ***
Пироги когда пекла С винегретом и морковкой, То меня всегда звала. ***
Речка рядом, лес кругом! Угощайтесь-ка с малиной Да и с рыбкой пирогом! *** Пироги в обед с вареньем
***
Когда мне испёк пирог, Слопал сам, теперь страдает – И все крошки доедает... ***
Пироги есть славные! Эх, вернемся мы назад, Гости мы не званные... *** Я к милашке приезжаю. За столом я пью компот. Рядом милая садится. Пирожки кладёт мне в рот. ***
В рот не лезут пироги. Ты же знал, что Василиса – Внучка бабушки Яги! Ими рот пополощи. Пойду к Катьке на порог, Пригласила на пирог. *** Самоваром Вас встречаем, Пироги на стол несем, Мы за чаем не скучаем, Говорим о том, о сём, Пирогов с разной начинкой
|
Это что же за деревня,
Это что же за село?
Собралось народу много
И гуляют весело!
Не смотрите на меня,
Глазки поломаете,
Я не с вашего села
И вы меня не знаете!
Поцелуй меня подруга,
Без отрыву 40 раз,
Вот тогда тебе поверю,
Что любовь идет у нас!
Ты зачем меня ударил
Балалайкой по плечу?
Очень просто, дорогая,
Познакомиться хочу!
Если хочешь познакомиться,
Садись наискосок,
На меня почаще взглядывай,
Прищуривай глазок.
Девки в озере купались
Полоскали прелести!
Я на камушке сидел,
Как судак на нересте!
Я хотел, хотел жениться,
Так и думал, что женюсь!
Девки в озере купались,
Увидал, теперь боюсь!
Не ходите девки замуж
Замужем невесело!
То носки не постирала,
То не там повесила!
Ванька всё не умывался,
Вечно сопли из носу,
А теперь, ты посмотри-ка -
Представитель бизнесу!
Сверкай душа,
Весели глазами,
Давай страна,
Шевели ногами!
Я хотела выйти замуж,
Мать корову не дает,
А жених какой попался -
Без коровы не берет!
Хорошо траву косить,
Котора не помятая,
Хорошо таку любить,
Котора не занятая.
Две старухи без зубов
Толковали про любовь:
— Мы с тобою влюблены,
Ты в кисель, а я в блины.
Отчего кусты густы?
Их никто не рубит.
Отчего ребята злы?
Их никто не любит.
Я стояла на мосту,
О перила тёрлась,
Подмигнула одному —
Семеро припёрлось.
Полюбила я его,
Чёрненького, кажется.
А он, рыжая собака,
Гуталином мажется.
Почему конфеты сладки?
— На них сахарный песок.
Почему девчонки гладки?
— На них пудры на вершок.
У кого какая баня —
У меня еловая.
У кого какая милка —
У меня бедовая.
У кого какая баня —
У меня из кирпичей.
У кого какой милёнок —
У меня из трепачей.
Меня сватал конопатый,
А рябой наперебой.
Конопатого лопатой,
А рябого кочергой.
Я надену кофту рябу,
Рябую-прерябую.
Кто с милёнком рядом сядет,
Морду покарябаю.
Хорошо траву косить,
Котора сама косится.
Хорошо таку любить,
Котора сама просится.
Самолёт летит,
Колёса стёрлися.
Мы не звали вас,
А вы припёрлися.
Пошла плясать
Тётка Пелагея.
Впереди — барабан,
Сзади — батарея.
Пойте, девочки, частушки,
Пойте, не стесняйтеся.
Вы на ласковы слова
Парням не поддавайтеся.
Я у тёщи был в гостях,
Переменна пища:
Утром чай, в обед чаёк,
Вечером чаище.
Всем селом купили в среду
Балалайку людоеду,
Он играет — его прёт,
Никого из нас не жрёт!
Я частушки петь кончаю
И гармошку на плечо,
Попросите горячо,
Да я вам сбацаю еще!
Опцы! Апцы!
Помидоры, яйцы!
Я б частушки дальше пел,
Да устали пальцы.
Обокрали-то в деревне
Новую столовую,
Утащили повариху
Самую здоровую.
А в деревне нашей воры
Воровали помидоры,
Оторвал им дед Петрусь,
То, чего сказать боюсь.
С незнакомой Клавою
Вдоль по речке плаваю,
А причалить не могу
С палкой муж на берегу.
Три недели не купался
И поймал не пузе вошь,
Она толстая, большая,
Из винтовки не убьешь.
Мне не надо пуд гороха,
А одну горошину.
Мне не надо много девок,
А одну хорошую.
Деду 90 лет,
Он купил мотоциклет.
Сел на этот моциклет,
Трах и бах и деда нет!
На столе стоит бутылка
А в бутылке кислый квас
Вы не думайте мальчишки
Что девчонки хуже вас!
Ты играй, играй гармонь
Ты играй подольше
Наши годы молодые
Не вернутся больше.
Пошла плясать,
Доски гнутся,
Сарафан короток,
Ребята смеются!
Топни, ножка моя,
Топни, правенькая,
Всё равно ребята любят,
Хоть и маленькая!
Ой беда, беда, беда
В огороде лебеда,
Черемушка белая
Что любовь наделала!
Две старухи на печи
Ждали моложения
Одной 83
Другая без движения!
Как по речке по реке
Плыли пароходики
Очень быстро пробежали
Молодые годики.
Говорят мне я старуха,
А мне всё не верится!
Ну какая ж я старуха,
Во мне всё шевелится!
Гармонист, гармонист,
Давай с тобой ссориться.
Ты - играть, а я - плясать:
Кто скорей уморится!
Пойду плясать,
Головой качну.
Сама серыми глазами
Завлекать начну.
Ты играй, играй, гармонь,
Чтоб красиво вышло.
А я буду петь частушки,
Чтобы было слышно!
На реке на берегу
Сидели с ягодиночкой
Была завязана любовь
Зелёною травиночкой.
Меня милый провожал,
На крылечке задержал.
Сколько звёздочек на небе -
Столько раз поцеловал.
Ты раздайся, ты раздайся,
Мой веселый голосок.
Расстоянье небольшое:
Поле, озеро, лесок.
Не носите, девки, бусы.
Бусы - тоже не краса.
Не за бусы парни любят.
За веселые глаза.
Хватит, мы уж поплясали,
А то замучим игрока.
Он не снашего поселка,
Он пришел издалека.
Не ходите, девки, замуж,
Не плетите две косы.
Лучше с косонькой одной
Жить у маменьки родной.
Руки-ноги в огороде,
Голова в кусту,
Я у маменьки, у папки
Дураком расту.
Был у тещи я в гостях.
Ел с конины холодец.
Три недели с половиной,
Гоготал как жеребец.
С неба звёздочка упала
На прямую линию
Меня милый переводит
На свою фамилию!
Пошла плясать
Бабушка Лукерья,
Нет волос на голове,
Прицепила перья!
Подарил старик старухе
Сексуальный пеньюар,
В нём вошла она в курятник -
Петуха хватил удар!
Печка топится, дымится,
Сковородка дребезжит,
Мужик бабу обнимает -
Окаянная визжит!
Что вы девки не поете,
Все губами водите,
Вы такого гармониста
До стыда доводите!
Хорошо, подруга, пляшешь,
Хорошо и дроби бьешь,
А одно лишь только плохо,
Что частушки не поешь.
Ой, девки, беда,
Куда мне деваться?
По колено борода -
Лезет целоваться!
Увильды-вы Увильды,
Каменная речка
Вы скажите Увильды,
По ком болит сердечко
Гармонист у нас один,
Балалаешник один,
Эту пару золотую
Никому не отдадим.
Мы с миленочком прощались
Обнимались горячо
Я ему сломала руку
Он мне вывернул плечо!
Из за вас зелены ёлочки
Деревню не видать
Из за вас красивы девочки
приходится страдать.
Меня милый провожал,
Всю дорогу руку жал.
Ох, любовь проклятая-
Вся рука помятая.
Меня милый проважал -
Всю дорогу руку жал.
К стеночке притиснул -
Последний рубль свиснул.
По деревне мы идем,
Не ругайтесь тетушки
Куры ваши девки наши,
Спите без заботушки.
Просыпаюсь в шесть часов
Сильно оконфуженный -
Я резинку от трусов
Съел вчера за ужином!
Посреди родных равнин
Нынче - как в Европе:
Пошла милка в магазин -
Оказалась в шопе!
Ах, спасибо тебе, мама,
Что весёлой родила.
Хоть и горе, хоть беда,
Хожу весёлая всегда.
Не гармочешка играет
А четыре пальчика,
Не мальчишка завлекает,
а девчонка мальчика.
Охи-охи, девки блохи,
а ребята комары,
Девки бродят до полночи,
а ребята до зари.
Сидит милка у ворот,
Она не пляшет не поёт.
Она сидит - ни "бе", ни "ме",
У ней чегой-то на уме!
Раз раз девки в пляс,
Хватит кочевряжится,
Мы с любой пойдем плясать,
Которая отважится.
Не все плясать,
Пора бросать,
Долго пляска тянется,
Пяток не останется!
Не ходите девки в лес -
Там клещи кусаются,
А на тех, что краше всех
Пуще всех кидаются!
Шел деревней — девки спали,
Заиграл в гармошку — встали,
Встали, пробудилися,
Окна растворилися.
Шила милому кисет,
А вышла рукавица.
Пришел милый, похвалил:
— Какая мастерица!
Ай, не ругай меня, мамаша,
Что в подоле принесла…
Богородица-то наша
Тоже в девках родила…
Полюбила гармониста,
С гармонистом тешилась,
Гармонисту на плечо
Сама гармошку вешала.
Ты пляши, пляши, пляши,
На башке четыре вши,
На макушке пятая -
Пляши, пляши, проклятая!
Всё четыре да четыре
А когда же будет пять
Всё измена, да разлука
А когда будем гулять?
Полюбила сокола,
Ему носочки штопала.
А он, проклятый крокодил,
С другою шашни закрутил.
ЖОнка маленького роста
глазки цвета серого
Ах как я ее люблю
Не вижу света белого!
А Уральские леса
Славятся опушками,
Веселыми девчонками
И звонкими частушками!
Гармониста полюбила -
Заругала меня мать!
Не ругай меня маманя -
Развеселый будет зять!
Через палку, черезь пень,
Через жёрдочку.
Меня милый целовал
Прямо в мордочку.
Не ходите, девки, замуж.
Замужем не шуточка:
Через 33 недели
Не сойдется юбочка!
Режевские, да ребята
Из себя фигуру гнут
Из ковша воды напьются -
Словно пьяные идут.
Вот подруга твой и мой
Трепачи явилися
Оба в беленьких рубахах,
Словно сговорилися.
Если б не было воды
Не было б и кружки
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
Сидит милый на крыльце
С выраженьем на лице
Выражает то лицо,
Чем садятся на крыльцо.
Ты сыграй а я спою
Про участь горькую свою
Участь горькая моя
Не любят девушки меня.
Есть любовь, есть любовь
Надо знать какая
Есть пятиминутная
Есть вековая.
Мы пришли сюда не даром,
Мы пришли сюда не спать,
Разрешите-ка товарищи
Нам русского сплясать!
Летят утки, летят утки,
Летят утки, два гуся
Летят утки, два гуся,
Спета песня мною вся.
Шел деревней, девки спали,
Поиграл - девчонки встали:
Встали, пробудилися,
Окна растворилися.
Сколько лѣтъ я зарекалась,
Под гармонью пѣсни пѣть,
Заиграетъ мой миленокъ,
Ни за что не утерпѣть.
В половине третьего
Извращенца встретила.
Прогнала проклятого
В половине пятого.
Я в глаза её гляжу
Не один я там сижу
В глубине её очей
Еще много сволочей!
Невысока да густа,
В полюшке-то травушка.
Невысока, да пригожа,
У меня сударушка.
Ой не пляшется,
Да не гуляется,
Да никакая сатана
Не привяжется!
Перейти на
Ходи, хата, ходи, хата,
Ходи, курица, хохлата,
Ходи, сени и порог,
И сметана, и творог.
Кабы, кабы да кабы
На носу росли грибы,
Сами бы варилися
Да и в рот катилися.
Чай пила,
Самоварничала.
Всю посуду перебила -
Накухарничала.
Мы с милёночком гуляли
Возле нашего пруда;
Нас лягушки напугали -
Не пойдем больше туда.
Милый, что, милый, что?
Милый сердится на что?
То ли люди что сказали,
То ли сам заметил что?
Посылала меня мать
Загонять гусака,
А я вышла за ворота
И - давай плясака!
Я сидела на окошке,
Ехал милый мой на кошке,
Стал к окошку подъезжать
Не мог кошку удержать.
У кого какой миленок -
У меня ремесленный:
Отдала ботинки шить -
Сшил бурак берестяный.
Ох, кошка, брысь!
На-порог не садись:
А то миленький пойдете
Спотыкнется - упадет.
У меня на сарафане
Косолапы петухи;
Я сама не косолапа -
Косолапы женихи.
У вас улочки прямые,
ЗаУлки косоватые.
Нельзя по улочке пройти:
Соседки зубоватые.
Побежишь,милОй, топится
Ты зайди ко мне проститься:
Я до речки провожу,
Глубже место укажу!
Неужели лесу мало –
Я берёзыньку рублю.
Неужель ребяток мало –
Я женатого люблю!
Миленький, не стукайся,
Хорошенький, не брякайся,
Под серЕднее окно
Тихонько поцарапайся.
На дворе по лужку
Бегают утята.
А я с печки босиком
Думала: ребята!
Шел деревней - девки спали,
Заиграл в гармошку - встали,
Встали, пробудилися,
Окна растворилися.
Ой, топни, нога,
Не жалей сапога,
Тятька новые сошьет
Или эти подошьет.
Я не тятькина
Я не мамкина -
Я на улице росла,
Меня курица снесла.
Пойду плясать -
Дома нечего кусать:
Сухари да корки -
На ногах опорки.
Как Семёновна
Сидит на лесенке.
Да про Семёновну
Поются песенки.
Ты, Семеновна,
Баба русская:
Грудь высокая,
Кофта – узкая.
Ой, Семеновна,
Девка модная:
Купила часики,
Сама – голодная.
Я иду, иду,
Две дорожки врозь.
Люби хорошую,
Меня худую брось.
Вот Семеновна
Ест варение.
Так и борется
За ускорение.
Гармонист сидит,
Что во поле цвет.
Я люблю его,
А с ним свиданья нет.
Ой, гора, гора,
А под горой – ручей.
Проводил меня,
Сама не знаю – чей.
Если б девочки
Были рыбами,
За ними мальчики
В воду прыгали.
Ой, Семеновна,
Юбка кожана,
Ты, Семеновна,
Складно сложена.
За Семеновну
Меня мать пилит:
Не пой, доченька,
Голова болит.
Ой, Семеновна,
Юбка в полосу.
Да у Семеновны
Нету голосу.
У Семеновны
Туфли тесные.
Каки ребята здесь
Интересные!
Ты зачем расцвел,
Василек, во ржи?
Ты зачем пришел,
Милый мой, скажи?
Эх, Семеновна,
Где ты шляешься,
Да по ночам домой
Не являешься.
На горе стоит
Большое здание.
В любови счастья нет –
Одно страдание.
Ой, Семен, Семен,
Ты, как луг, зелен.
А я, Семеновна
Трава зеленая.
Эх, Семеновна,
Моя ты крошечка,
Да я пришел к тебе
Да под окошечко.
Так держи всегда
Свою линию,
И останешься
Героинею!..
Частушки для детей
Утром маме наша Мила
Две конфетки подарила.
Подарить едва успела,
Тут же их сама и съела.
Поленился утром Вова
Причесаться гребешком,
Подошла к нему корова,
Причесала языком!
Пошла курица в аптеку
И сказала «Кукареку!
Дайте мыло и духи
Чтоб любили петухи!»
С горки ехала Иришка
- Самой быстрою была;
Ира даже свои лыжи
По пути обогнала!
Трень - брень - дребедень!
Выступал бы целый день!
Мне учиться неохота,
А частушки петь не лень!
Раз пошёл Алёша сам
За крупой в универсам.
«Мама, а крупы там нет,
Мне пришлось купить конфет!»
Сидит Лешка за столом
Ковыряется в носу
А козявка отвечает:
Все равно не вылезу!
Две лопатки у Егора,
А у Нины - формочки.
Я за это им язык
Высуну из форточки.
Я куличик испекла,
Угостила Ваню.
Он за это показал
Мне жука в стакане.
Письму мышонка дед учил,
А вышли-то каракули.
Мышонок двойку получил.
И оба горько плакали.
Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка - три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Говорит лентяйке мать:
«Убери свою кровать!»
А лентяйка: «Маменька,
Я же еще маленька».
Закопченную кастрюлю
Юля чистила песком.
Три часа под душем Юлю
Мыла бабушка потом.
Одевался Дима утром
И свалился почему-то:
Он засунул без причины
Две ноги в одну штанину.
Я под краном руки мыла,
А лицо умыть забыла,
Увидал меня Трезор
Гавкнул он: «Какой позор!»
Утром маме наша Мила
Две конфетки подарила.
Подарить едва успела,
Тут же их сама и съела.
Кипятила молоко,
Отошла недалеко.
Подхожу к нему опять:
Молока уж не видать.
Семья и любовь
Ты зачем же завлекала,
Когда я тебе не мил?
Ты бы с осени сказала,
Я бы зиму не ходил.
Я стояла за крыльцом,
А сказали: с молодцом.
Я платочек вынимала,
А сказали: целовала.
Миленький, не стукайся,
Хорошенький, не брякайся,
Под середнее окно
Тихонько поцарапайся.
Встань-ка, маменька, пораньше
Вымой горенку песком,
Пойдет дролечка венчаться -
Я заплачу голоском.
Ничего, что я мала -
С неба звездочку сняла.
Один вечер посидела,
Паренька с ума свела.
Мамочка не родная,
Похлебочка холодная,
Кабы родная была,
Щей горячих налила.
Ой, гора, гора,
А под горой – ручей.
Проводил меня,
Сама не знаю – чей.
Скоро я хозяйкой стану
У милого во дому:
Будут ужинать садиться
По приказу моему.
Дорогой по осени
Сказал словечко тайное:
- Припасай, сударушка,
Колечко обручальное.
Милый, счастье потеряешь-
Меня замуж не возьмешь.
Я один денек поплачу,
Ты навеки пропадешь.
Приезжали меня сватать
С позолоченной дугой.
Пока пудрилась, румянилась,
Уехали к другой.
Ну, какая это стать,
Ведра на гору таскать?
Я пойду замуж туда,
Где под окошечком вода.
Занавесили окошки
Тонким белым полотном.
Знать, просватали подружку,
Сидит, плачет под окном.
За высокие хоромы,
Папенька, не отдавай:
Человек дороже дома -
Человека выбирай.
Неужели лесу мало -
Я березоньку рублю.
Неужель ребяток мало -
Я женатого люблю.
Хорошо иметь бы туфельки
На легоньком ходу,
Чтобы маменька не слышала,
Когда домой иду.
Не ругай меня, мамаша,
Не ругай, родная:
Сама была молодая,
Приходила поздно.
Шила милому кисет,
А вышла рукавица.
Пришел милый, похвалил:
- Какая мастерица!