Каковы функции науки в чем они проявляются. Основные функции науки

Функции науки выделяют в зависимости от общего назначения ее отраслей и их роли в освоении окружающего мира с конструктивной целью. Функции науки - это внешнее проявлении каких-либо ее существенных свойств. По ним можно судить ее о возможностях участвовать в решении проблем, поставленных перед обществом, и способностях создавать более благоприятные условия для жизни людей и развития культуры.

Функции науки выделяются по основным видам деятельности исследователей, их основным задачам, а также сфере применения полученных знаний. Таким образом, основные функции науки можно определить как познавательную, мировоззренческую, производственную, социальную и культурную.

Познавательная функция является основополагающей, заданной самой сутью науки, назначение которой заключается в познании природы, человека и общества в целом, а также в рационально-теоретическом постижении мира, объяснении процессов и явлений, открытии закономерностей и законов, осуществлении прогнозирования и т.д. Данная функция сводится к производству новых научных знаний.

Мировоззренческая функция во многом переплетается с познавательной. Они взаимосвязаны, поскольку ее целью является разработка научной картины мира и соответствующего ей мировоззрения. Также эта функция подразумевает исследование рационалистического отношения человека к миру, разработку научного миропонимания, что означает, что ученые (наряду с философами) должны разрабатывать научные мировоззренческие универсалии и соответствующее ценностные ориентации.

Производственная функция , которую также можно назвать технико-технологической функцией, необходима для внедрения инноваций, новых форм организаций процессов, технологий и научных нововведений в производственные отрасли. В связи с превращается в работающую на благо общества, своего рода «цех», в котором разрабатываются и внедряются новые идеи и их воплощения. В этом плане ученых даже иногда относят к производственным работникам, что как нельзя более полно характеризует производственную функцию науки.

Социальная функция начала выделяться особенно существенно в последнее время. Это связано с достижениями научно-технической революции. В связи с этим наука превращается в социальную силу. Это проявляется в ситуациях, когда данные науки используются в разработках программ социального и экономического развития. Поскольку такие планы и программы имеют комплексный характер, то их разработка предполагает тесное взаимодействие различных отраслей естественных, общественных и

Культурные функции науки (или образовательные) сводится к тому, что наука является своего рода феноменом культуры, важным фактором развития людей, их образования и воспитания. Достижения науки существенно влияют на учебно-воспитательный процесс, содержание программ образовани, технологии, методы и Эта функция реализуется через СМИ, публицистическую и просветительную деятельность ученых.

Структура и функции науки тесно связаны. Объективное существование включает три основных сферы: и общество. В связи с этим в структуре науки выделяются три главных элемента. По сфере изучаемой действительности научные знания делятся на естествознание и обществознание (науки о человеке и науки об обществе).

Естествознание исследует все, что относится к природе. Оно отражает логику природы. Структура естественнонаучных учений и знаний сложна и разнообразна. В нее входят знания о веществе, взаимодействии веществ, химических элементах, живой материи, Земле, Космосе. Отсюда развиваются фундаментальные естественнонаучные направления.

Обществознание изучает общественные явления, системы, их структуры, процессы и состояния. Эти науки дают знания о различных общественных связях и отношениях между людьми. Научные знания об обществе объединяют три направления: социологическое, экономическое и государственно-правовое.

Отдельным направлением являются знания о человеке и его сознании.

Познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, т. е. производство нового научного знания.

Мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, ее главная цель - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоз-зренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом играет философия .

Производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений, инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом «цехе» производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки.

Культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ее достижения, идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь образовательный процесс, на содержание программ, планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность, политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.

Описательная функция - сбор и накопление данных, фактов. С этой функции (этапа) начинается любая наука, т.к. она может базироваться только на большом количестве фактического материала. Так, например, научная химия могла появиться только тогда, когда ее предшественниками - алхимиками был накоплен огромный фактический материал о химических свойствах различных веществ.

Объяснительная функция - объяснение явлений и процессов, их внутренних механизмов.

Обобщающая функция - формулирование законов и закономерностей, систематизирующих и вбирающих в себя многочисленные разрозненные явления и факты. В качестве классических примеров можно привести классификацию биологических видов К. Линнея, теорию эволюции Ч. Дарвина , периодический закон Д.И. Менделева.

Предсказательная функция - научные знания позволяют заблаговременно предвидеть неизвестные ранее новые процессы и явления. Так, например, были открыты планеты Уран, Нептун, Плутон, с точностью до секунд астрономы могут рассчитать столкновение Земли с какой-либо кометой и т.д.


Предписывающая или нормативная функция - научные знания, например, позволяют оптимально выстраивать государственные стандарты на те или иные изделия или технологии, которые становятся обязательными для выполнения на производстве, в школе и т.д.

Позиция науки по отношению к практике, как правило, опережающая. Наука всегда была базой техники и технологии. Так, например, применение компьютеров, лазеров, методов электрохимической обработки, композиционных материалов и т.д. стало возможным только благодаря научным исследованиям. В то же время в области гуманитарных, общественных наук опережающая функция науки может быть реализована далеко не всегда в силу чрезвычайно сложного объекта исследования.

Общие закономерности развития науки

Известны шесть основных закономерностей развития науки.

1. Обусловленность развития науки потребностями общественно - исторической практики. Это главная движущая сила или источник развития науки. При этом подчеркнем, что обусловлена она не просто потребностями практики, например производственной, образовательной, а именно - обществено - исторической практики. Каждое конкретное исследование может и не обусловливаться конкретными запросами практики, а вытекать из логики развития самой науки или, к примеру, определяться личными интересами ученого.

2. Относительная самостоятельность развития науки. Какие бы конкретные задачи ни ставила практика перед наукой, решение этих задач может быть осуществлено лишь по достижении наукой определенного соответствующего уровня, определенных ступеней развития самого процесса познания действительности. При этом от ученого нередко требуется определенное мужество, когда его научные взгляды, его научные построения идут «вразрез» с устоявшимися традициями, с мнением коллег, с установками того или иного министерства или с действующими нормативами, документами и т. п.

3. Преемственность в развитии научных теорий, идей и понятий, методов и средств научного познания. Каждая более высокая ступень в развитии науки возникает на основе предшествующей ступени с сохранением всего ценного, что было накоплено раньше.

4. Чередование в развитии науки периодов относительно спокойного (эволюционного) развития и бурной (революционной) ломки теоретических основ науки, системы ее понятий и представлений. Эволюционное развитие науки - процесс постепенного накопления новых фактов, экспериментальных данных в рамках существующих теоретических воззрений, в связи с чем идет расширение, уточнение и доработка уже принятых ранее теорий, понятий, принципов. Революции в науке наступают, когда начинается коренная ломка и перестройка ранее установившихся воззрений, пересмотр фундаментальных положений, законов и принципов в результате накопления новых данных, открытия новых явлений, не укладывающихся в рамки прежних воззрений.

Но ломке и отбрасыванию подвергается при этом не само содержание прежних знаний, а их неверное истолкование, например неправильная универсализация законов и принципов, имеющих в действительности лишь относительный, ограниченный характер. Например, в сфере гуманитарных, общественных наук мы сегодня находимся на этапе их революционного развития. При этом нередко встречаются попытки некоторых ученых, отбросить все, что было наработано этими науками за годы советской власти, и начать как бы «все сначала»; или вернуться к исходным позициям до 1917 г. или даже до 1913 г. Но, как говорится, «из песни слов не выкинешь» - ученый должен быть объективен и учитывать то позитивное, созидательное, что было достигнуто во все периоды истории.

5. Взаимодействие и взаимосвязанность всех отраслей науки, в результате чего предмет одной отрасли науки может и должен исследоваться приемами и методами другой науки. В результате этого создаются необходимые условия для более полного и глубокого раскрытия сущности и законов качественно различных явлений.

6. Свобода критики, беспрепятственное обсуждение вопросов науки, открытое и свободное выражение различных мнений. Поскольку диалектически противоречивый характер явлений и процессов в природе, в обществе и человеке раскрывается в науке не сразу и не прямо, в борющихся мнениях и воззрениях отражаются лишь отдельные противоречивые стороны изучаемых процессов. В результате такой борьбы преодолевается первоначальная неизбежная односторонность различных взглядов на объект исследования и вырабатывается единое воззрение, на сегодняшний день наиболее адекватное отражение самой действительности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое наука, каковы её главные функции?

Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Главными функциями науки выступают: культурно-мировоззренческая и социально-производственная функции. Культурно-мировоззренческая функция науки связана с её способностью систематизировать знания и представлять их в определённых картинах мира. Социально-производственная функция науки стала особенно значимой со второй половины XX в. Именно в это время были совершены важные технологические прорывы, в основе которых лежали достижения науки.

2. Каковы основные черты большой науки?

Основными чертами большой науки являются:

Универсальность (проверенные, обоснованные, систематизированные знания обо всём, что подвергается исследованию);

Безграничность наука не ограничена ни временем, ни пространством);

Дифференцирована (современная наука дифференцируется с каждым днём, в настоящее время насчитывается около 15 тыс. научных дисциплин).

3. Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов?

Действительно для продуктивного развития научных знаний необходимо оптимальное сочетание индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов. Новые фундаментальные проблемы нередко решались в одиночку крупными учёными (например, теория относительности А. Эйнштейна), а иногда и небольшой группой исследователей. Здесь особенно важна инициатива учёного, его озарение. Поиск нового, соединённый с талантом, - важный фактор продвижения в науке. Но подавляющее большинство научных исследований современной эпохи требует создания больших коллективов и вдумчивой координации всех проводимых исследований, а также это необходимо для большей объективности научных знаний.

4. Приведите примеры, характеризующие современное сближение науки с потребностями общества.

Современное общество нельзя вообразить без научных знаний. Практически каждый человек на сегодняшний день так или иначе касается науки в повседневной жизни: телевидение, интернет, бытовая техника и т.д. Наука подстраивается под потребности современного общества.

5. Почему наука является «локомотивом» научно-технического прогресса?

Науку можно назвать «локомотивом» научно-технического прогресса потому, что она является двигателем прогресса, т.к. наука продвигает за собой весь технический прогресс.

6. Каковы основные положения этики учёных?

Этика учёных, науки складывается на основе моральных ценностей, ориентации на высшее благо; профессионально-специфических научных норм; понимания свободы и социальной ответственности учёных в условиях возрастания роли науки во всех сферах жизни, в решении глобальных проблем.

7. В чём состоит взаимосвязь науки и образования?

Взаимосвязь науки и образования заключается в том, что образование, подобно науке, является социальным институтом и выполняет важные общественные функции. Ведущая среди них - социализация личности, передача накопленных знаний, культурных ценностей и норм.

8. Какова роль образования в современном обществе?

Роль образования в современном обществе очень велика, она заключается в том, что образование выступает важнейшим каналом социальной мобильности: хорошее образование и профессиональная подготовка помогают человеку достичь высоких социальных позиций и, напротив, недостаток образования может послужить сдерживающим фактором социального роста. Нельзя не отметить и того, что образование служит мощным средством самореализации личности, помогает раскрыть её способности и таланты.

9. Почему самообразование - непременное условие успешной профессиональной деятельности и овладения культурой?

В современном обществе с большим успехом преуспевают люди, которые вместе с основным образованием занимаются и самообразованием. Особенно актуальной проблема самообразования современного человека стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современные условия требует от человека постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения мастерства – это самообразование. Постоянное самообразование – вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не отстать от «поезда современности». Самой характерной особенностью профессиональной деятельности является ее подвижность, связанная с изменением информационных ресурсов и технологий и мы отчетливо осознаем, что прежние профессиональные умения и навыки быстро устаревают, требуются иные формы и методы работы, теоретические знания смежных наук и многое другое. Чтобы успеть за этими процессами, для человека возникает необходимость постоянно учиться.

ЗАДАНИЯ

1. Принято деление науки на фундаментальную и прикладную. В чём вы видите взаимозависимость и взаимосвязь этих наук? Правы ли учёные, считающие, что это членение носит условный характер?

Фундаментальная наука ищет ответы на фундаментальный вопросы. В основном она занимается углублением и расширением знания ради самого знания, ищет новые нестандарнтные пути решения проблем. Но главное тут - именно отношению к знанию и к информации как к самоцели, то есть - новое знание ради него самого.

Прикладная наука ищет способы решения совершенно конкретных проблем и вовсе не обязательно чтобы эти способы были новыми. Знание тут не главное, а главное - найти эффективный способ разрешить существующие затруднения.

В некоторых случаях деление действительно носит условный характер, так как чаще всего в затеваемых учеными исследованиях присутствуют и задачи, направленные на расширение и углубление знаний, и задачи, направленные на решение проблем.

2. Благодаря открытию антибиотиков были спасены жизни десятков миллионов людей. Но медицинская практика выявила и их отрицательное действие: уничтожаются не только вредные микробы, но и необходимые человеку микроорганизмы; одна болезнь сменяется другой, подчас не менее тяжкой. Перед биологией, химией встала задача создания новых препаратов. В результате были созданы пробиотики. Они вытесняют болезнетворные микроорганизмы, но не губят нормальную микрофлору. Проанализируйте приведённый факт, покажите на его примере действие названных в параграфе функций и особенностей науки.

Прогресс и наука не стоят на месте и появляются более усовершенствованные лекарства (социально-производственная функция науки).

3. Профилирование школ нередко понимается по-разному. Одна из точек зрения такова: профилирование должно быть жёстким, в старших классах необходимо полное размежевание на гуманитариев и естественников. Другая точка зрения: профилирование должно быть мягким; у гуманитариев должно в соответствующем объёме продолжаться преподавание и естественно-научных дисциплин, а у естественников - гуманитарных дисциплин. Обсудите обе точки зрения и аргументируйте своё мнение.

Современный мир диктует свои правила для развития успешного человека. И в первую очередь необходимо быть разносторонней личностью, поэтому важнее 2-я точка зрения. Современный человек должен разбираться не только в гуманитарных науках, но и в естественных.

4. А. Печчеи писал: «Ещё несколько десятилетий назад мир человека можно было представить тремя взаимосвязанными элементами. Этими элементами были Природа, сам Человек и Общество. Теперь в человеческую систему вошёл четвёртый элемент - основанная на науке...». Завершите мысль учёного. Покажите связь этого элемента с тремя другими, названными выше.

В настоящее время в человеческую систему властно вошел четвертый...элемент – основанная на науке - техника. По мнению А. Печчеи, «техника... зиждется исключительно на науке и ее достижениях». Ведь никогда не существовало техники и даже самых элементарных орудий производства, изготовлению которых не предшествовало бы какое-нибудь знание, по крайней мере, о свойствах материалов, из которых они изготовлены.

Каждый конкретный этап в развитии техники есть отражение опредмеченных в ней знаний. Технические средства, исторически появившиеся до и вне строго сформулированных научных законов и закономерностей, не опровергают сказанного, поскольку и они отражают наличное знание – обыденное, эмпирическое, интуитивное.

Уважение к уникальности каждой культуры;

Взаимопроникновение и взаимообогащение культур;

Обмен ценностями культур;

Интернационализация культур.

Перечислите любые три функции современной науки.

Культурно-мировоззренческая функция;

Познавательно-объяснительная;

Социальная;

Функция науки как непосредственной производительной силы общества;

Функция катализатора непрерывного совершенствования производства.

Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера её осуществления.

проявления социальной функции науки, например:

Социальное развитие и управление;

Социальное прогнозирование; ПРИМЕРЫ:

Демографы анализируют динамику численности и состава населения страны, вносят коррективы в социальные программы правительства;

Экономисты анализируют текущие экономические показатели страны, динамику развития внутреннего и мирового рынка, полученные данные ложатся в основу разработки правительством бюджета на следующий год;

Учёные-экологи пытаются определить масштабы глобальных изменений природных процессов и будущие контуры человеческого общества.

12. Приведите примеры проявления культурно-мировоззренческой функции науки. -культурно-мировоззренческая функция влияет на формирование научного мировоззрения

и проявляется в том, что наука занимается разработкой таких проблем как:

Происхождение жизни на Земле;

Происхождение человека;

Проблем, касающихся структуры материи и строения Вселенной.

Приведите примеры проявления функции науки как непосредственной производительной силы общества.

Наука становится постоянным источником новых идей, указывющих пути развития материального производства. Т.е. она превращается в непосредственную производительную силу. Например:

Исследование структуры атомного ядра открыло путь к использованию атомной энергии;

Благодаря развитию математики были созданы средства автоматизации производства и управления;



Изучение электрических явлений в твёрдых телах и газах послужило основой возникновения электроники.

Приведите примеры производственной функции науки, (катализатор процесса непрерывного совершенствования производства).

Наука осуществляет решающий поворот в сторону практики. Так например, решающую роль в современном производстве играют информационно-интенсивные технологии:

А) с помощью биотехнологий производится в больших количествах кормовой белок, различные медикаменты;

Использование ультразвука для сверления и резки металлов в сверхпрочных материалах;

Разработаны и внедрены в производство мембранная, лазерная, плазменная и другие технологии, качественно изменяющие производственные процессы.

Индийский эксперт по проблемам нищеты и голода Амартья Сен, бывший ранее профессором Гарвардского университета, стал лауреатом Нобелевской премии в области экономики за свой вклад в развитие экономической теории благосостояния, учёный занимался теорией распределения ресурсов в обществе.

Какую функцию науки иллюстрирует его деятельность? Ответ поясните. Приведите свой пример проявления данной функции науки.

Функция науки - социальная, потому что предлагая теорию распределения ресурсов, наука помогает решать острые социальные, экономические и политические проблемы человечества. Таким образом наука участвует в социальном развитии и управлении социальными процессами.

Примеры проявления данной функции науки:

Научная разработка решения экологических проблем;

Научное обоснование стратегии борьбы с мировым терроризмом;

Научный анализ путей преодоления межнациональных конфликтов.

Известны слова поэта: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся...» Как вы думаете, применимы ли они к современным научным исследованиям и к

Их последствиям? Приведите два примера, подтверждающих ваши выводы.

Слова поэта имеют непосредственное отношение к современным научным открытиям, которые могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия.

Например:

Развитие генной инженерии позволило вывести новые сорта растений и животных, но привело к утрачиванию генов, которые могут понадобиться в будущем.

Развитие ядерной энергетики вооружило человечество новым источником энергии, но аварии на АЭС вызывают большое число жертв и огромные материальные потери.

Известно, что постепенное накопление научного знания время от времени «взрывается» научными революциями. Чем характеризуется этот период в развитии науки. Назовите две черты. Приведите пример научной революции.

Черты научной революции:

Отказ от ранее принятых в науке представлений;

Выдвижение новых гипотез;

Разработка новых теорий;

Объяснение известных фактов с позиции новых теорий.

Пример научной революции: фундаментальный пересмотр положений физической науки в начале прошлого века.

Назовите основные направления политики государства в области науки (воздействия государства на науку).

Потребности развития общества обуславливают появление так называемого социального заказа, который государство предъявляет учёным (науке). Так определяется проблематика научных исследований. Например, найти способы избавления человечества от онкологических и других тяжёлых заболеваний.

Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы. Государство планирует выделение бюджетных средств на развитие науки. Например, в Р.Ф. остро стоит проблема финансирования фундаментальных наук, т.е. тех, исследования в которых не дают сиюминутных результатов, но от которых зависит развитие и состояние прикладных наук, основной задачей которых является поиск решений текущих, подчас сиюминутных проблем.

Назовите основные ступени (структурные элементы) системы образования в Р.Ф.

Дошкольное образование;

Общее (включает три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее);

Профессиональное (начальное, среднее, высшее и послевузовское).

Учёные полагают, что социальный институт - это исторически сложившаяся форма организации людей на основе комплекса норм и статусов, регулирующих их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности. Является ли образование социальным институтом? Свой ответ подтвердите тремя аргументами.

Образование является социальным институтом, так как:

Образование - исторически сложившийся институт передачи знаний, подготовки квалифицированных кадров;

Образование представляет собой совокупность учреждений, программ (т.е. нормативных документов), учебников и пособий;

Образование действует в рамках определённых норм, например, закон об образовании, государственные образовательные стандарты и т.п.;

Можно выделить статусы ученика, абитуриента, студента, учителя, преподавателя вуза, руководителя общеобразовательного учреждения, методиста и т. п.

Наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом. Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли. Ни одна из крупнейших философских концепций XX в. не могла обойти феномена науки, не выразить своего отношения к науке в целом и к тем мировоззренческим проблемам, которые она ставит. Что такое наука? Какова главная социальная роль науки? Существуют ли границы научного познания и познания вообще? Каково место основанной на науке рациональности в системе других способов отношения к миру? Возможно ли ненаучное познание, каков его статус и перспективы? Можно ли научным способом ответить на принципиальные вопросы мировоззрения: как возникла Вселенная, как появилась жизнь, как произошел человек, какое место занимает феномен человека в всеобщей космической эволюции?

Обсуждение всех этих и множества других мировоззренческо-философских вопросов сопровождало становление и развитие современной науки и было необходимой формой осознания особенностей, как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение к миру стало возможным. Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма острой форме. Это связано, прежде всего, с той ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация. С одной стороны, выявились невиданные перспективы науки и основанной на ней техники. Современное общество вступает в информационную стадию развития, рационализация всей социальной жизни становится не только возможной, но и жизненно необходимой. С другой стороны, обнаружились пределы развития цивилизации односторонне технологического типа: и в связи с глобальным экологическим кризисом, и как следствие выявившейся невозможности тотального управления социальными процессами.

В последние годы внимание к этим вопросам в нашей стране заметно снизилось. Думается, что одна из главных причин этого в общем резком падении престижа научного знания в нашем обществе, в той катастрофе, которую переживает наука России в последние годы. Между тем совершенно ясно, что без развитой науки Россия не имеет будущего как цивилизованная страна.

1. Понятие науки

Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направлена на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Современная наука - чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

В естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках - статистика. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятный подходы и многое другое. В каждой науке различается эмпирический уровень, то есть накопленный фактический материал - итоги наблюдений и экспериментов, и уровень теоретический, то есть обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.

Наука в своих глубинных основаниях всегда была связана с философией, хотя эта связь не всегда осознавалась, а иногда принимала уродливые формы - как, например, в нашей стране на протяжении 20-50-х гг. Наука появляется одновременно с философией тогда, когда миф становится бессильным объяснить мир.

Взаимодействие философии и науки хорошо прослеживается в твор-честве многих выдающихся естествоиспытателей. Особенно оно характерно для переломных эпох, когда создавалось принципиально новое научное знание. Можно вспомнить, скажем, “Правила умозаключений в физике”, разработанные великим Ньютоном, которые заложили методологический фундамент классической науки и на столетие вперед стали эталоном научного метода в физико-математическом естествознании. Значительное внимание философским проблемам уделяли и создатели неклассической науки - Эйнштейн и Бор, Борн и Гейзенберг, а у нас в России - В.И. Вернадский, предвосхитивший в своих философских размышлениях ряд особенностей научного метода и научной картины мира наших дней.

Решающий толчок к широкому обсуждению во всём мире последствий научно-технического прогресса, опасностей злонамеренного использования открытий современного естествознания, а также этических проблем современной науки, социальной ответственности естествоиспытателя был дан атомной бомбардировкой американцами японских городов и той ролью, которую сыграли физики в создании теоретических предпосылок и изготовлении атомной бомбы. Говоря об этих особенностях, следует иметь в виду не только научно-исследовательскую деятельность саму по себе, но и ее роль в качестве интеллектуального фундамента технологического прогресса, стремительно меняющего современный мир, а также социальные последствия современной науки.

2. Основные функции науки

Функции науки выделяют в зависимости от общего назначения ее отраслей и их роли в освоении окружающего мира с конструктивной целью. Функции науки – это внешнее проявлении каких-либо ее существенных свойств. По ним можно судить ее о возможностях участвовать в решении проблем, поставленных перед обществом, и способностях создавать более благоприятные условия для жизни людей и развития культуры.

Функции науки выделяются по основным видам деятельности исследователей, их основным задачам, а также сфере применения полученных знаний. Таким образом, основные функции науки можно определить как познавательную, мировоззренческую, производственную, социальную и культурную.

Познавательная функция является основополагающей, заданной самой сутью науки, назначение которой заключается в познании природы, человека и общества в целом, а также в рационально-теоретическом постижении мира, объяснении процессов и явлений, открытии закономерностей и законов, осуществлении прогнозирования и т.д. Данная функция сводится к производству новых научных знаний.

Мировоззренческая функция во многом переплетается с познавательной. Они взаимосвязаны, поскольку ее целью является разработка научной картины мира и соответствующего ей мировоззрения. Также эта функция подразумевает исследование рационалистического отношения человека к миру, разработку научного миропонимания, что означает, что ученые (наряду с философами) должны разрабатывать научные мировоззренческие универсалии и соответствующее ценностные ориентации.

Производственная функция, которую также можно назвать технико-технологической функцией, необходима для внедрения инноваций, новых форм организаций процессов, технологий и научных нововведений в производственные отрасли. В связи с этим наука превращается в производительную силу, работающую на благо общества, своего рода цех, в котором разрабатываются и внедряются новые идеи и их воплощения. В этом плане ученых даже иногда относят к производственным работникам, что как нельзя более полно характеризует производственную функцию науки.

Социальная функция начала выделяться особенно существенно в последнее время. Это связано с достижениями научно-технической революции. В связи с этим наука превращается в социальную силу. Это проявляется в ситуациях, когда данные науки используются в разработках программ социального и экономического развития. Поскольку такие планы и программы имеют комплексный характер, то их разработка предполагает тесное взаимодействие различных отраслей естественных, общественных и технических наук.

Культурные функции науки (или образовательные) сводится к тому, что наука является своего рода феноменом культуры, важным фактором развития людей, их образования и воспитания. Достижения науки существенно влияют на учебно-воспитательный процесс, содержание программ образования, технологии, методы и форму обучения. Эта функция реализуется через систему образования, СМИ, публицистическую и просветительную деятельность ученых.

Структура и функции науки тесно связаны. Объективное существование включает три основных сферы: природу, человека и общество. В связи с этим в структуре науки выделяются три главных элемента. По сфере изучаемой действительности научные знания делятся на естествознание (науки о природе) и обществознание (науки о человеке и науки об обществе).

Естествознание исследует все, что относится к природе. Оно отражает логику природы. Структура естественнонаучных учений и знаний сложна и разнообразна. В нее входят знания о веществе, взаимодействии веществ, химических элементах, живой материи, Земле, Космосе. Отсюда развиваются фундаментальные естественнонаучные направления.

Обществознание изучает общественные явления, системы, их структуры, процессы и состояния. Эти науки дают знания о различных общественных связях и отношениях между людьми. Научные знания об обществе объединяют три направления: социологическое, экономическое и государственно-правовое. Отдельным направлением являются знания о человеке и его сознании.

3. Социальная роль науки

Основная функция науки состоит в производстве новых знаний об окружающем мире. Эти знания необходимы для того, чтобы в первую очередь объяснить факты, с которыми приходится постоянно встречаться в разных сферах производственно-технической, культурно-исторической, познавательно-культурной и повседневно-практической деятельности. Для осуществления этой функции наука создает понятия, выдвигает гипотезы, открывает законы и строит теории. В принципе любое объяснение представляет собой дедуктивный вывод конкретного высказывания о факте из некоторого общей посылки, чаще всего из закона или теории. Кроме того, в качестве меньшей посылки используются высказывания, уточняющие конкретные условия, относящиеся к факту (начальные или граничные условия). Однако, несмотря на всю важность и необходимость объяснительной функции науки, она ограничивается лишь исследованием существующих фактов.

Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

Институционализация науки достигается посредством известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п. Цель и назначение науки как социального института - производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой и термодинамикой. Сама же наука мало, что давала практической деятельности - промышленности, сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в тои, что сама практика, как правило, не умела, да и испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учитывать их.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Также ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

Выводы

В результате проделанной работы была достигнута цель и выполнены поставленные задачи. В ходе проведения анализа, было выполнено описание функций науки. Была определена роль этих функций, структура, а также выявлены наиболее основные функции науки.

Социальные функции науки исторически изменяются и развиваются, как и сама наука. Развитие социальных функций представляет собой важную сторону самой науки. Современная наука кардинально отличается от той науки, которая существовала полстолетия назад. Изменился ее характер взаимодействия с обществом.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, к основным функциям науки можно отнести производство научно-теоретического знания, функцию наблюдения, описания, объяснения, мировоззренческую и культурную функцию науки, технологическую функцию и функцию науки как непосредственной производительной силы. Важна функция науки как фактора социальной регуляции общественных процессов, а также проективно-конструктивная функция.

Список использованной литературы

1. Наука: функции, особенности, взаимодействие с философией и образованием. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.countries.ru/library/science/scfoi.htm .
2. 2. Функции науки. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb.ru/article/3026/funktsii-nauki .
3. Понятие науки, ее структура и функции. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st049.shtml .
4. Григорьев В.И. Наука и техника в контексте культуры / В.И. Григорьев. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1989. 158 с.
5. Алексеева Л.А., Додонов Р.А., Муза Д.Е. Философия науки и техники. Учебно-методическое пособие для магистрантов. Издание третье, испр. и доп. - Донецк: ДонНТУ, 2010. - 128с.

Загрузка...
Top